Соотношение шариата и фикха в мусульманском праве
Ислам (буквально - «покорный Богу») – вторая по значению после христианства религия мира. Его исповедуют около 1,5 млрд. человек. Более чем в 40 странах мусульмане (от «муминун» - «верующие») составляют большинство населения. И во многих из них, в том числе в Индонезии, Иране, Пакистане, Ираке, ислам – это государственная религия, а действующее право – это, преимущественно, мусульманское право. Но роль государства в его формировании минимальна.
Исламское право как совокупность норм имеет ряд особенностей. Одна из них – то, что это право часто называют «правом юристов», имея в виду, что оно в буквальном смысле сформировано судьями и мусульманскими учеными-юристами. При этом природа исламского (мусульманского) права совершенно иная, нежели у «судейского» права англосаксонского происхождения или «профессорского» романо-германского права. Поскольку исламское право составляет часть религии, то, естественно, что ядром его, как в любой религии, является главный источник этих верований. В исламе – это Коран, - Священная книга для каждого мусульманина.
Коран (от «Ал куран») является именем собственным, образованным от слова «чтение»[230], а, возможно, от словосочетания «Он собрал воедино» или «Он прочел»[231]. Мусульмане считают его несотворенным, и единственный автор его – Аллах, который ниспослал свои откровения Мухаммеду – единственному своему Пророку. Сам Пророк был неграмотен, и текст Корана записывался за ним современниками. Ни один из источников исламского права не может противоречить Корану – это незыблемый принцип шариата.
«Шариат» в буквальном смысле означает «водопой, источник, куда животные ежедневно приходят пить воду, или же прямой путь»[232]. В исламской традиции термин «шариат» используется для обозначения начертанного Аллахом пути, следуя по которому «правоверный достигает мирского совершенства и благополучия, а после своей земной жизни может рассчитывать на божественную милость»[233]. В мусульманской науке было выработано специальное определение шариата как совокупности обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных через его посланника – пророка Мухаммеда.
В основе шариата лежат соответствующие религиозные предписания Корана и второго по степени значимости источника после Корана - сунны (свода преданий о пророке Мухаммеде, его деяниях и изречениях). Исторически сунна стала формироваться в первый век после смерти Мухаммеда со слов очевидцев – свидетелей его слов и поступков. В этой связи в мусульманском праве выработалась целая система хадисов (преданий). Самые авторитетные – те, что записаны со слов непосредственного свидетеля.
Исламская традиция рассматривает шариат как систему, соответствующую любым условиям, отвечающую потребностям каждой эпохи, способную ответить на любой вопрос. Как отмечают авторитетные исследователи, «не потому, что он включает в себя абсолютно все готовые правила, а прежде всего в силу охвата его предписаниями всех сторон внешнего поведения человека»[234].
Коран и сунна - это первый уровень источников исламского права.
Второй его уровень составляют нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной, или исламской юриспруденцией.
Правила, указанные в Коране и сунне, носят казуистический характер. Искусство толкования священных текстов начало складываться в период с 632 года (смерть Мухаммеда) до начала VIII века. Исламская теория исходит из того, что возможность самостоятельного подхода к решению мирских дел представляет людям сам шариат, в котором можно найти немало положений, поощряющих творческое начало в установлении правил поведения при наличии пробелов в источниках. Расширительное толкование и вынесение решения происходит после консультации с правоведами и наиболее уважаемыми богословами, при этом решение принимается единогласно. Образуется прослойка профессиональных судей (кади). Заметим, что каждый из сподвижников пророка Мухаммеда («сахаба») получил право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе собственного усмотрения («высказывания сподвижников»).
Со временем стало очевидно, что этих источников права (Корана и сунны) для полноценного социального регулирования и разрешения многих возникавших споров явно недостаточно. С VIII века основную роль в ликвидации пробелов и приспособлении действующих источников к реальной жизни начинают играть профессиональные правоведы, основавшие различные школы-толки («мазхабы») мусульманского права. Прежде всего, они ввели принцип «рай» – т.е. относительно свободное усмотрение, применяемое при толковании норм Корана и сунны, и формулирование новых правил поведения в случаях молчания источников. Одно из преданий сунны содержит следующую позицию по этому вопросу самого Мухаммеда: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознаграждён вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».
Поиск правил поведения путем их рационального формулирования в случае молчания Корана и сунны или толкования общих постулатов и многозначных положений священных текстов получил в исламской традиции название «иджтихад» - буквально - «усердствование, большое старание», иногда переводится и как «настойчивость». В исламской традиции – это приложение усилий с целью получить соответствующее шариату правило поведения в конкретной ситуации. Так обозначается одновременно и индивидуальная деятельность мусульманского ученого – богослова и правоведа по изучению и решению вопросов богословского комплекса, а также и сама система принципов, аргументов, приемов, методов проведения такого исследования. Эта миссия возлагается на знатоков шариата - муджтахидов.
Иджтихад составляет основное назначение специальной области исламского знания о правилах внешнего поведения человека - «фикх». В исламском праве понятия «шариат» и «фикх» обязательно следует различать.
Дело в том, что и «шариат», и «фикх» в «вольном» виде переводятся одинаково - как «Исламский закон», «Исламское право», но «эти термины не являются синонимами ни в арабском языке, ни в понимании мусульманского ученого»[235]. Выявление характерных черт исламского права как юридического явления невозможно без ответа на вопрос о том, чем же различаются между собой два эти феномена.
В отличие от шариата («начертанного Аллахом пути») фикх буквально означает «верное понимание сути намерения ». Термином «фикх» обозначают также и саму «науку выведения исламских норм, Фатв, из тех основ, которые находятся в Коране и сунне»[236]. Кроме того, фикх – это «совокупность норм, выведенных на основе шариата применительно к конкретным ситуациям, непосредственная трактовка которых в шариате отсутствует»[237]. Шариат является раз и навсегда установленным, а фикх изменяется сообразно обстоятельствам, к которым он применяется. Предписания шариата носят в основном общий характер, закладывают принципы. Нормы фикха показывают, как применяются принципы шариата в конкретных обстоятельствах.
Эти нормы формируются с помощью «корней» фикха, которые позволяют найти нужное правило поведения либо оценить поступок человека. Они включают два элемента – во-первых, это т.н. «шариатские указатели» правил поведения, а во-вторых, способы и методы их формулирования, установленные шариатом. В литературе эти «шариатские указатели» называют источниками мусульманского права, но по «своему смыслу они лишь частично сопоставимы с юридическими источниками права, поскольку представляют собой не только внешнюю форму неких норм, но и приемы, которые позволяют определить правило внешне выраженного поведения или дать ему соответствующую шариату оценку»[238].
К таким приемам относятся два важных источника исламского права – иджма и кийяс. Таким образом, нормы фикха являются продуктом единогласного мнения сподвижников пророка и наиболее авторитетных исламских правоведов, и этот источник получил название «иджма». А также нормы фикха - это теоретические конструкции, сформулированные по аналогии («кийяс»). Другими словами, иджма – это нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, а кийяс, в свою очередь – это суждение по аналогии при отсутствии обязательного правила. Появление этих источников тесно связано с развитием исламского права - мусульманского правоведения, юриспруденции – фикха, или «исламского закона». Важно отметить, что это развитие идет одновременно с развитием исламской государственности.
Систематизация фикха началась еще в период Расцвета исламского права, когда, познакомившись с философскими и естественнонаучными трудами великих античных, персидских и индийских авторов, ученые–богословы стали подразделять источники на основные и дополнительные[239].
С этого момента в объективном смысле к мусульманскому праву и стало применимо понятие «фикх».
Судья принимает решение на основании сборников фикха (комментарии к священным текстам), имеющих силу закона. Мусульманское право практически сохранило казуистический характер. Судья не связан предыдущими решениями по аналогичным делам.
В установленных фикхом основах шариатского правосудия в центре – формально равное отношение судьи к участникам судебного процесса. Практически все поступки человека в мирской области могут оцениваться как с религиозной точки зрения, так и с позиции судьи. Судья-кади при этом учитывает только внешнее поведение человека, поскольку предполагается, что скрытый смысл поступков известен только Аллаху.
Можно выделить следующие особенности в соотношении шариата и фикха.
1) Шариат – единая совокупность предписаний, содержащихся в Коране и сунне («исламском законе» божественного происхождения). Предписания шариата имеют общий характер: они закладывают основополагающие принципы.
2) Формой исламского права является фикх-доктрина (или исламское законоведение, юриспруденция), в которой религиозная идея взаимодействует с правовым началом. Доктрина приобрела статус источника исламского права в результате поддержки со стороны государства.
3) Исламское право – не синоним шариата. К праву относятся лишь те принципы и нормы, которые были разработаны или истолкованы доктриной и отвечают требованиям права. Шариат в собственном смысле – религиозное явление, именно через фикх в нем можно обнаружить отдельные правовые начала.
4) Общие принципы фикха являются ключевым звеном, соединяющим шариат с исламским правом, которое является юридическим по своему содержанию.
5) Через фикх-доктрину привязка к шариату обеспечивает исламскому праву авторитет в глазах мусульман.
6) В настоящее время основным источником действующего исламского права является нормативно-правовой акт, но фикх в значении доктрины продолжает играть роль материального (исторического) источника исламского законодательства.
7) В случае молчания закона сборники фикха остаются субсидиарным юридическим источником современного исламского права.