Концепция «варнадхармы» в индуистском праве

Индуизм, или «Санатана дхарма», что на санскрите означает «Вечный закон[221] - третья по числу верующих религия мира. К индуистам относят себя около 1 млрд. человек, большинство из них проживает в Индии и Непале (примерно 80 % населения этих государств). Приверженцев этой религии много на Маврикии, Фиджи, в Бангладеш, Шри-Ланке и некоторых других странах.

Важная особенность индуизма – интровертность, т.е. обращенность вовнутрь, индивидуальный поиск, стремление личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя[222]. Другими словами, каждый – «кузнец собственного счастья». В этих религиях разум (слитый с эмоциями, интуицией) явно господствует над той слепой верой, которая свойственная монотеистическим религиям (в том числе и исламу).

Возникновение индуистского права (рубеж II-I тысячелетия до н.э.) непосредственно связано с арийским завоеванием Индии. Древние арии, как и их европейские сородичи (предки германцев, славян, древние греки) или иранцы, были язычниками, одухотворявшими и обожествлявшими животных. Их религиозная активность выражалась в ритуалах жертвоприношений в честь богов. Церемония ритуала привела к появлению священных текстов ариев, впоследствии оформленных в каноническом виде в особые сборники - Веды.

Веды (от корня «ведать») - это древнейшие памятники письменности, самхиты (сборники) священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях. Всего таких вед четыре и это деление не случайное – оно соответствовало разделению жреческих функций на церемонии жертвенного обряда:

- «Ригведа» - собрание гимнов (боги, их связи, функции);

- «Яджурведа» - собрание жертвенных формул;

- «Самаведа» - собрание песнопений;

- «Атхарваведа» - собрание заклинаний.

Четыре веды составляют канон священных писаний, который есть «отражение космических звуков истины» («шрути», т.е. «услышанное»). Исходным постулатом было обожествление миропорядка. Для индуизма Бог – весь универс; человек – лишь частичка божественного[223]. Веды считались в теории индуизма самым авторитетным наставлением в правилах поведения, а основы индуистского права были заложены в «Ригведе»[224]. Тогда же сформировались основные политико-правовые категории, которыми пользуется индуистское право на всём протяжении своего развития вплоть до наших дней:

1. Рита – божественный закон. Различение между всеобщими правилами и единичными случаями их применения отсутствует. Наказание за нарушение божественного установления является санкцией космического порядка.

2. Дхарма – обязанность, долг, которые зависят от варновой принадлежности человека (каждая варна имеет свой позитивный закон, определяющий права и обязанности).

Веды не содержали собственно правовых норм. Их главная роль - освящение своим авторитетом всех других источников права, куда, помимо самих Вед, входили дхармашастры, артхашастры, обычаи, судебные решения, указы правителей, советы знатоков традиционных правил поведения.

Вслед за Ведами идет литература сутр – «нить», изложение общего содержания брахманами, а затем - литература шастр, что часто переводится как «закон», «право», но вернее переводить надо как «учение», «наставление»[225]. Имеются шастры трех видов, поскольку мир имеет три основы, три главные составляющие высшего блага человека: дхарма, артха и кама. И поведение людей можно определить тремя движущими силами: добродетель (дхарма), интерес (артха) и удовольствие (кама). Соответственно выделяются дхармашастра (наука, трактат о том, как себя вести, чтобы быть угодным Богу), артхашастра (наука пользы и политики), камашастра (наука удовольствий).

Характеристика дхармашастр в качестве источников права невозможна без установления понятия «дхарма». Все исследователи подчеркивают крайнюю неоднозначность этого термина, переводя его в самом широком смысле как «всеобщий порядок», а в узком и распространенном смысле как долг, обязанности, правила поведения, образ жизни и т.п.[226]. Причем понятие дхармы охватывает своим значением одновременно и религиозные, и моральные, и правовые нормы. Поскольку нет четкого и общего определения, то можно сделать вывод о том, что дхарма есть не только вещь общая, но и сугубо личная, данная каждому в его личном опыте. Дхарма – морализующее, божественное право, lex fundamentalis древнеиндийского права[227]. Важная особенность дхармы заключается в том, что ее нужно знать. Статья 6 Законов Ману называет Веды «корнем дхармы».

Центральное место в содержании дхармашастр занимает концепция «варнадхармы», оформляющая деление индусского общества на четыре варны:

- священники (брахманы);

- воины (кшатрии);

- земледельцы (вайшьи);

- слуги (шудры).

Закрепляется иерархия этих варн, их социальные функции и обязанности. Таким образом, идет усиленная социальная дифференциация. Принадлежность человека к той или иной варне имеет для него экономическое, политическое, религиозное и юридическое значение, определяет его положение в обществе и до настоящего времени. Отметим, что это также отражается в религиозном и (одновременно) юридическом содержании поэмы Рамаяна. «В основу общественного устройства было положено деление народа на варны, каждая из которых должна была следовать своей карме. Такой порядок должен был храниться вечно, ибо его установили боги»[228]. Чтобы не допустить смешение варн, царь должен знать законы каждой из них, следить за их соблюдением и справедливо охранять своих подданных, как если бы он «был сам воплощенный закон», - требовалось в религиозных текстах [229]. Как известно, примерно такие же требования к царю - правителю предъявлялись и в Законах Ману.

Основное предназначение варны – исполнение ее дхармы, что выражается в исполнении только ей присущих религиозных обрядов, видов работ, изучении объема Вед. Самое распространенное нарушение внутриварновых правил – уклонение от исполнения ее дхармы – смешение варн. Однако считается, что варны в их чистом виде не существовали никогда. Юридическое положение варны так до конца еще и не понято.

Другая ситуация в понимании такой общности как каста («джати»). Каста упоминается уже в Ведах, причем в разных смыслах: «рождение», «происхождение», «род», «племя». Традиционно появление каст связывают с несколькими причинами: смешение варн и углубление разделения труда внутри самих варн. Т.о., каста основывается на рождении и унаследованной от родителей профессии. В отличие от варны, она имеет четкую организацию. Самые важные вопросы решаются на собрании касты. В ней есть и органы управления, необходимые общине – панчаяты: «пятерки», состоящие из магистрата (обеспечивает общественный порядок), старосты, сборщика податей, писаря, привратника (ночного сторожа). На панчаяте лежала ответственность за мир в общине, обеспечение справедливого суда. Панчаяты существуют в Индии до сих пор. Для касты уже не так важна, как для варны, ритуальная чистота, сколько важен именно характер выполняемой работы. В дальнейшем господство эндогамных браков еще более укрепит положение каст.

Гарантией сохранности общественного порядка и соблюдения дхармы выступает «данда» – принуждение со стороны государственной власти. Отсюда «данданити» – наука о наказании.

Значимой является проблема соотношения дхармы и обычая. Индуистское право допускает как действие обычая вместе с законом, так и против закона. Согласно Законам Ману следует воздерживаться от действия, установленного текстом, если оно не воспринимается обществом. Обычай не связан с божественным предписанием, поскольку он соответствует месту и времени. Позитивное право тесно связано с обычаем, однако доминирует религиозная доктрина. Каждая каста следует собственным обычаям и разрешает возникающие споры на общем собрании касты. Противоречия разрешаются на основе общественного мнения, однако панчаят располагает и средствами принуждения. Дополнительно к обычаям используются правосознание и справедливость. Дхармашастры рекомендуют личности поступать, а судье решать дела по справедливости, если закон отсутствует.

В системе индуистского права законодательство и судебная практика также занимают определённое место. Они не являются источниками права и считаются хоть и необходимыми, но временными мерами. Выделяется публичное право, основой которого признаётся управление (артха). При этом дхарма требует повиновения только легитимным приказам правителя.

Наши рекомендации