Кодификация как символ континентального права
Кодификация права в отдельных национальных государствах, с одной стороны, означала завершение процесса формирования романо-германской правовой семьи как целостного явления. С другой стороны, по выражению Кристофера Осакве, кодификация символизировала начало «процесса «национализации» романо-германского цивильного права»[157]. Первыми кодексами Нового времени стали именно гражданские национальные кодексы, оказавшие серьезное воздействие на дальнейшее развитие и собственного национального, и всего континентального права.
Первый из них - Гражданский кодекс Франции, известный как Кодекс Наполеона (1804). Он значительно повлиял на утверждение принципов права третьего (современного) периода во многих государствах Европы и за ее пределами. В его основе – институциональная система, сходная с юстиниановской («лица, вещи, обязательства»). Авторы кодекса создали «разумный и взвешенный компромисс, …проявили чувство меры и большое умение при решении трудной проблемы выявления объединительных моментов между кутюмами и писаным правом»[158]. По способу построения кодекса «гражданское право представляло собой совокупность принципов …с высоким уровнем обобщений, с ясными нормами»[159]. Он был «написан для среднего человека, а не для специально обученного юриста. В тексте Кодекса очень мало применяются отсылочные статьи»[160]. Своим распространением по всему миру «он обязан блестящему языку, эластичности и гибкости формулировок и, наконец, своему качеству»[161].
Германское гражданское уложение (1896) представляет собой другую модель регулирования частноправовых отношений. «В отличие от Кодекса Наполеона оно охватывало значительно более широкий круг отношений, вводило новые конструкции, использовало своеобразные методы построения нормативного материала и изложения правовых норм. Оно стало образцом новой пандектной системы»[162]. В его основе два «начала»: первое - своды гражданского законодательства немецких земель, Австрии, отчасти Гражданский кодекс Наполеона; второе – работы «патриарха» исторической школы права Фридриха Савиньи, в которых систематизированы идеи римского и германского права, его конструкции, принципы. Сложность содержания уложения объясняется тем, что оно обращено к юристам, но это не лишает документ его главных достоинств. К ним можно отнести наличие исчерпывающих, лишенных противоречий конструкций и безукоризненно систематизированных ответов на все возникающие правовые вопросы.
Третья, более поздняя, модель континентальной гражданской кодификации – швейцарская, включающая два акта: Обязательственный кодекс 1883 г. и Гражданский кодекс, принятый в 1907 г. Первый рассматривается как часть Гражданского кодекса, но имеет самостоятельную структуру. Для швейцарской модели характерно то, что в отличие от двух предыдущих, нормы торгового права не обособлены, а включены в гражданское законодательство. Этот вариант кодификации отмечается и оригинальностью, и высоким качеством. «Весьма близкий к ГГУ, он составлен понятным языком и является менее научным. Не содержит развернутой общей части, а по своему стилю и делению напоминает больше Гражданский кодекс Франции. Интерпретация многих положений следует примеру германского права»[163].
Три «модели» континентальной кодификации так или иначе позже были восприняты в качестве образцов во многих национальных правовых системах романо-германской правовой семьи.
Кодификация национального права позволила упорядочить уже действующее законодательство, избавиться от укоренившихся нормативно-правовых архаизмов. «Закон образует как бы скелет правопорядка; жизнь этому скелету придают в значительной степени иные факторы. …Кодексы представляются лишь как отправная точка, а не как завершение пути»[164].
Теоретическая и практическая работа по кодификации привела к появлению нескольких научных школ в европейской юриспруденции:
- Галльская - направленная на углублённое изучение истории права и его традиций;
- Итальянская – ориентированная на практическое применение правовых норм.
- Германская («школа пандектистов») – детально исследовавшая Пандекты (Дигесты), которые являются основной частью Corpus Juris Civilis.
В континентальной научной литературе приводятся следующие аргументы «за» кодификацию права:
- кодекс способствует ясности, четкости и логичности закона;
- кодекс обеспечивает грамотное планирование и реформирование законодательства;
- кодекс предоставляет судам необходимые руководящие директивы;
- кодекс делает закон понятным любому гражданину и способствует юридической грамотности общества в целом;
- кодекс упрощает поиск закона для практикующего юриста и студента.
В англо-американской литературе противники кодификации права показывают «слабые» стороны кодификации:
- кодекс преувеличивает роль парламента в развитии права;
- кодекс «замораживает» естественное развитие права,
- кодекс не учитывает жизненных ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни;
- кодекс не способствует судебному правотворчеству и превращает суд в пассивного исполнителя законодательных рецептов.
3.9 Правовая система Франции[165]
До революции 1789-1794 гг. во Франции существовали разобщено несколько правовых систем, из которых складывалось французское право. С XVI в. важнейшую роль играли официально издававшиеся собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний "общих обычаев". «Французские правовые обычаи формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей»[166].
Определенную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Свое место продолжали занимать сложившееся ранее право каноническое и правотворчество юристов, особенно в судейской деятельности. Не следует забывать и об университетской доктрине естественного права.
Объединение «составных частей» в национальное французское право «восходит к Революции и Империи, оба режима неразрывно способствовали этому объединению: революция, принимая новые принципы, Наполеон Бонапарт, осуществляя выдающуюся кодификацию»[167].
Впервые складывается национальная правовая система, где ведущая роль отводится писаному закону, и «Франция смогла стать первой страной, закрепившей основы правового статуса гражданина как свободного индивида»[168]. Правда, как отмечают специалисты, вслед за созданием первых кодификационных актов французская юриспруденция впала в настоящую «мистическую зависимость от закона»[169].
Важнейшими документами эпохи, сформировавшими правовую основу нового государства, стали Декларация прав человека и гражданина 1789 г., конституционные акты периода революции, кодексы эпохи Наполеона (Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.). С соответствующими изменениями некоторые из них до сих пор имеют юридическую силу – это Декларация прав человека и гражданина и гражданский и торговый кодексы.
Среди источников современного французского права центральное место занимают конституционные акты, в первую очередь сама Конституция (ныне действующая – Конституция Пятой Республики 1958 года). Она не только закрепляет традиционные для такого рода актов общественные отношения, но и ограничивает область законодательной деятельности парламента. В ст. 34 Конституции Франции точно определен круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты.
К числу обычных законов относятся и многочисленные кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: Само их количество и реализация содержащихся в них требований свидетельствуют о справедливости утверждения, что Франция - это страна классической кодификации. Во Франции в настоящее время кодифицируются не только отраслевые нормы, но и нормы соответствующих правовых институтов. Так, к примеру, существует кодекс сберкасс, кодекс военной юстиции, дорожный, здравоохранения и др. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов. Следует при этом иметь в виду, что в настоящее время изменилась сама концепция кодификационной деятельности. Теперь это, как правило, кодексы, состоящие из двух частей – законодательной и регламентационной[170].
Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы - акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе таких актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета.
Конституционный совет (КС) - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение КС. Решения КС окончательны, не подлежат обжалованию и обязательны для всех.
Среди источников французского права следует обратить внимание на правовые обычаи, имеющие определенное значение, особенно в области торговли, и на судебную практику. Как выше отмечалось, согласно существующей в современной Франции доктрине, судебные решения, хотя они и не относятся к первичным или основным источникам права, в практической жизни страны, в повседневном регулировании общественных отношений играют далеко не последнюю роль. В особенности это касается решений Кассационного суда, которые нередко служат общим ориентиром для судебной практики. Это, как правило, случается, когда по обсуждаемым и решаемым вопросам имеются пробелы в законодательстве.
Французский гражданский кодекс 1804 г. (ФГК) занимает центральное место, поскольку им регулируются важнейшие экономические отношения. ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям. Наибольшим преобразованиям подверглась книга первая ФГК в сфере регулирования брачно-семейных отношений. Весьма существенные изменения произошли после издания важных законодательных актов 1965, 1975 и 1985 гг. Ныне достаточно последовательно проводится закрепленный в ст.216 ФГК принцип: "Каждый супруг обладает полной правоспособностью": упрощена процедура заключения брака, расширен перечень оснований для развода, существенно расширились права незаконнорожденных и усыновленных детей и т.д.
Существенным изменениям подверглись положения ФГК, относящиеся к самому важному из регулируемых им правовых институтов - праву собственности. Ранее провозглашенный тезис об "абсолютном" характере права собственности дополнен возможностями ограничения этого права в интересах общества. Большое развитие получила государственная собственность, собственность компаний и других юридических лиц.
Развитие торгового права осуществлялось не столько путем изменений и дополнений текста Французского торгового кодекса, сколько путем изъятия из него целых разделов и даже книг. На протяжении десятилетий принимались крупные законодательные акты, регулирующие важнейшие сферы торгового права. В Законе о торговых товариществах 1966 г. содержится обширный перечень уголовно наказуемых деяний, состоящих в нарушении правил деятельности торговых товариществ.
В самостоятельную отрасль правового регулирования превратилось законодательство о труде и социальном обеспечении. В 1973 г. был издан действующий ныне Кодекс законов о труде, где регулируется институт трудового права: трудовой договор, коллективный договор, заработная плата, профсоюзы, трудовые конфликты и др.
Уголовное законодательство сформировалось после Великой французской революции 1789 г. Почти в каждом из 17 пунктов Декларации прав человека и гражданина имеются положения, прямо или косвенно затрагивающие вопросы уголовного права и процесса, обеспечения законности и правосудия. Принцип, впоследствии получивший название презумпции невиновности, также четко сформулирован в Декларации. Особое значение имело требование, обращенное к будущим законодателям и судьям: "Закон может устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения".
Принципы уголовного законодательства и правосудия были развиты и конкретизированы в первом уголовном кодексе - Французском УК 1791 г., который отражал идеи просветительно-гуманистического направления в уголовном праве. Изданный ему на смену УК 1810 г. служит типичным проявлением в законодательстве идей "классической" школы уголовного права. Он исходил из признания формального равенства всех граждан перед законом и требовал, чтобы уголовная репрессия основывалась только на законе. Его нормы были направлены на устрашение: более чем по 30 видам преступлений статьи кодекса предусматривали смертную казнь, по 15 видам - бессрочную каторгу, по многим преступлениям - клеймение и иные позорящие наказания.
В XIX веке УК 1810 г. подвергался нескольким реформам, в основном либерального характера: в 1832 г. было отменено клеймение, в 1848 г. - смертная казнь за политические преступления, в 1863 г. понижены санкции за преступления, не представлявшие большой опасности. В XX веке наиболее существенная реформа УК Франции была проведена. при вторичном приходе к власти де Голля в 1958-1960 гг., когда были заново изложены разделы, относящиеся к государственным преступлениям и посягательствам на общественный порядок. Большинство новелл во французском уголовном законодательстве, включая либерализацию режима исполнения наказаний, отражало гуманистические концепции движения "новой социальной защиты", возглавляемого видным юристом Марком Анселем.
С 1974 г. велась разработка нового Уголовного кодекса. Основной его массив был принят 22 июля 1992 г., когда Президент утвердил 4 закона, соответствовавших 4 книгам кодекса. Они вступили в силу с 1 марта 1994 г.
В новом УК сохранились многие черты прежнего законодательства, в особенности новеллы, включенные в него за последние десятилетия. Усовершенствованы также формулировки институтов Общей части, предусмотрена возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц и перечислены применяемые к ним санкции. Сохранена традиционная для французского права трехчленная классификация преступных деяний: тяжкие преступления, уголовные деликты и проступки. Ответственность за тяжкие преступления и уголовные деликты, как и прежде, устанавливается в УК и иных законодательных актах, а за проступки - в регламентирующих декретах и иных правительственных актах.
Помимо УК значительное число норм, предусматривающих уголовную ответственность, содержат иного рода законодательные и подзаконные акты. Нормы об уголовной ответственности за воинские преступления содержатся в Кодексе военной юстиции, вступившем в силу 1 января 1966 г.
В основе действующего уголовно-процессуального законодательства лежит УПК 1958 г., сменивший УПК 1808 г. Была сохранена смешанная форма уголовного процесса и значительно усилены гарантии соблюдения законности на досудебных стадиях и непосредственно в судопроизводстве. В 2000 г., впервые в УПК был включен перечень принципов французского уголовного процесса: справедливость, состязательность, равенство прав сторон, равенство перед законом преследуемых лиц, судебный контроль за расследованием и соблюдением прав потерпевших, презумпция невиновности и др.
Система общих судов во Франции включает Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции. Кассационный суд, возглавляющий систему общих судов, - одно из старейших государственных учреждений Франции. Он существовал еще до революции 1789 г., а свое нынешнее название получил в 1790 г. Кассационный суд находится в Париже и после реформы 1967 г., включает 6 палат - 5 по гражданским делам и 1 по уголовным.
В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым исчерпаны возможности обжалования в обычном апелляционном порядке. Суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта - только на неправильное применение закона и нарушение процессуальных норм.
Кассационный суд выносит постановления только по конкретным делам, однако они существенно влияют на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особую значимость имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики.
Суды первой инстанции, разбирающие гражданские дела, делятся на трибуналы большого и трибуналы малого процесса, а разбирающие уголовные дела - на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы. Термин "трибунал" в названиях французских судов указывает на ограниченный, по сравнению с судами, объем их компетенции.
В систему общих судов входят учреждения юстиции по делам несовершеннолетних. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает обвинения в тяжких преступлениях, предъявленные лицам в возрасте от 16 до 18 лет. Дела об уголовных деликтах лиц в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжких преступлениях подростков 13-15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних.
К системе общих судов примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся на разбирательстве определенных категорий дел: торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии по социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, и др.
Особое место занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами Парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по 6 их заместителей). По Конституции 1958 г. Высокий суд правосудия создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению Президента страны в государственной измене, а также министров - в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей.
Также независимо от системы общих судов, возглавляемой Кассационным судом, существует самостоятельная система органов административной юстиции. В них рассматриваются жалобы на действия и акты органов государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц. Возглавляет систему административной юстиции Государственный совет, который является органом государственного управления - консультативным учреждением при Правительстве.
3.10 Правовая система Германии[171]
Основы современной правовой системы Германии были заложены в процессе создания единого государства - Германской империи в 1871 г. На формирование общегерманского права повлияло законодательство Пруссии, Баварии, Саксонии, а также право, представлявшее собой «переплетение» римских и канонических норм с правовыми обычаями древних германцев.
Среди наиболее важных общегерманских законов можно выделить: Торговое и Уголовное уложения (1866 и 1871), Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г., Гражданское уложение 1896 г. и др. Многие из них продолжают действовать в Германии и сегодня, с учетом изменений и дополнений.
Современное законодательство Германии включает некоторые акты периода Веймарской республики (1919-1933) и фашистской диктатуры (1933-1945), которые не были отменены постановлениями Союзного контрольного совета в 1945-1949 гг., либо законодательными органами ФРГ после 1949 г.
Очень важную роль играют нормативные договоры 1990 г. об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР и о механизме вхождения ГДР в ФРГ. В соответствии с ними все законодательство ГДР полностью аннулировалось, а на территорию ГДР были последовательно распространены все законодательство и судебная система ФРГ.
В современной правовой системе Германии ключевую роль играет Основной Закон ФРГ (Конституция) 1949 г., и разработанные на его основе конституционные акты. При этом «конституция» понимается не только в традиционном общепринятом смысле, а как особое материальное единство, отраженное в основных ценностях позитивного права, либеральных традициях парламентской демократии, правового государства, федеративного государства, а также принципах социального государства. Важным источником права являются постановления федерального правительства и правительств земель. На основе и во исполнение законов издаются и иные подзаконные акты.
К ведущим источникам права относятся решения федерального Конституционного суда ФРГ. По юридической силе они стоят на одном уровне с обычными законами. Толкования Конституционным судом парламентских законов в известном смысле даже превышают их юридическую силу. Решения Конституционного суда относительно конституционности законов обязательны для всех без исключения государственных органов, в том числе для судов.
Система права Германии имеет федеративный характер и складывается из нормативных актов федерации и государственных органов земель. По Конституции ФРГ федеральное право имеет перевес над правом земель.
В 1958-1963 гг. было опубликовано "Собрание федерального права", систематизированное по "главным областям права": В нем выделены: 1) государственное и конституционное право; 2) управление; 3) правосудие; 4) гражданское и уголовное право; 5) оборона; 6) финансы; 7) хозяйственное право; 8) трудовое право, социальное обеспечение, обеспечение жертв войны; 9) связь, пути сообщения, водный транспорт.
Одним из важнейших актов в системе действующего законодательства ФРГ остается Германское гражданское уложение 1896 г. (ГГУ). В ГГУ в отличие от французского ГК выделена Общая часть, которая образует книгу первую. В ней сформулированы институты и нормы, общезначимые для всего гражданского, а отчасти и для других отраслей права, а также изложены нормы, относящиеся к статусу физических и юридических лиц, определению правоспособности, волеизъявлению и др. Структура ГГУ соответствует доктрине пандектного права, получившей наибольшее признание среди германских цивилистов. Это проявилось, в частности, в раздельной трактовке вопросов обязательственного права и права собственности.
К настоящему времени ГГУ не подверглось сколько-нибудь существенным изменениям. В регулировании гражданско-правовых отношений участвуют и некоторые дополняющие его акты, важнейшим из которых считается Закон об общих условиях договоров 1978 г. Конституция 1949 г. содержит нормы, существенные для гражданского права. Она закрепила гарантии собственности от произвольного принудительного отчуждения и провозгласила ряд иных личных и имущественных прав, равноправие мужчины и женщины, права внебрачных детей и право наследования.
Торговое право ФРГ регулируется комплексом законов, важнейший из которых - Германское торговое уложение (ГТУ) 1897 г., Предметом регулирования ГТУ служат лишь сделки, совершаемые коммерсантами либо приравниваемыми к ним торговыми товариществами.
Многие положения ГТУ со временем были отменены либо утратили силу в связи с принятием новых законов. Важное место занимают Закон об акционерных обществах 1965 г., законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 г., Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г., Закон об общих условиях продажи 1976 г. и другие акты.
В регламентации трудовых правоотношений наряду с законодательными актами центра важное значение имеют нормы конституций земель, а также решения Федерального суда по трудовым делам. Провозглашен принцип "свободы коллективных договоров", позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда. В ФРГ существует широко развитая система социального страхования и обеспечения, фонды которой образуются частично из государственного бюджета, частично из взносов предпринимателей и в значительной степени путем удержаний из заработной платы работников.
За последние десятилетия в ФРГ возникла как самостоятельная отрасль законодательства система нормативных актов экологического характера (большинство этих актов - федеральные). Важное значение придается также совершенствованию системы налогового обложения по принципу "кто больше загрязняет природу, больше и платит".
Гражданский процесс в Германии регулирует Гражданский процессуальный кодекс, принятый одновременно с Законом о судоустройстве и УПК в 1877 г. (в силе с 1879 г.). За время своего существования Кодекс подвергался сравнительно небольшим изменениям. В 1950 г. была опубликована новая редакция ГПК.
Действующее уголовное законодательство ФРГ в значительной мере базируется на Германском уголовном уложении 1871 г. В его основу было положено Прусское уголовное уложение 1851 г. УК 1871 г. в основном соответствовал теоретическим концепциям классической школы уголовного права и регламентировал институты Общей и Особенной частей уголовного права. В нем закреплен принцип, согласно которому наказуемы только деяния, недвусмысленно запрещенные законом в момент их совершения. Все они подразделялись на преступления, проступки и нарушения - в зависимости от тяжести предусмотренных за них по закону наказаний. Система наказаний включала смертную казнь, различные виды лишения свободы (тюрьма, заключение в крепости, арест), штраф, конфискацию имущества и поражение в правах. Применение телесных наказаний Кодексом 1871 г. не предусматривалось. Смертная казнь была введена на всей территории Германской империи (приговор приводился в исполнение отсечением головы).
В период империи и Веймарской республики (1919-1933 гг.) в текст Кодекса было внесено несколько десятков изменений и дополнений, носивших в основном частный характер. Уголовные законы, изданные в Германии во времена нацистского господства служили обоснованием созданного в стране режима беззакония, массовых репрессий и террора. После разгрома фашизма отменялись уголовные законы, принятые с 1933 по 1945 г., и было восстановлено действие Уголовного кодекса в редакции до 1933 г.
В 1949 г. началась подготовка реформы УК 1871 г. Последние новеллы в УК ФРГ были внесены в 1994-1995 гг. Действующая редакция УК ФРГ не охватывает всего круга уголовно наказуемых деяний - относящиеся к ним предписания содержатся еще более чем в четырехстах законах. Важной новеллой Общей части УК, действующей с 1975 г., является отказ от прежней трехчленной классификации преступных деяний. Отныне все они делятся на преступления - те, за которые грозит лишение свободы на один год или больше, и на проступки - за них грозит лишение свободы на меньший срок или штраф. "Нарушения" - наименее тяжкие уголовно наказуемые деяния по прежней классификации рассматриваются как административные проступки В 1984 г. сфера административных нарушений была существенно расширена.
Действующее уголовное законодательство ФРГ предусматривает дуалистическую систему уголовных санкций: наказания и меры исправления и безопасности, которые назначаются в зависимости от степени опасности правонарушителя. К наказаниям относятся лишение свободы и штраф (основные наказания), а также запрещение управлять автотранспортным средством на срок от одного до трех месяцев (дополнительное наказание). Смертная казнь отменена Конституцией 1949 г. (ст.102), что исключило применение этой меры судами ФРГ даже за тягчайшие преступления нацистов. Лишение свободы, введенное в качестве единой формы наказания взамен прежних его различных видов, может назначаться либо пожизненно, либо на срок (до 15 лет). Режим отбытия лишения свободы, перевод из одного карательного заведения в другое и т.п., определяется не судом, вынесшим приговор, а судебными палатами по исполнению наказаний при судах земель.
В систему мер исправления и безопасности входят меры, связанные с лишением свободы: помещение в психиатрическую лечебницу, в изолятор для алкоголиков и наркоманов на срок до 2 лет, а также превентивное заключение или "интернирование в целях безопасности" на срок до 10 лет, дополняющее лишение свободы, применяемое к опасным преступникам. Как меры исправления и безопасности, не связанные с лишением свободы, УК ФРГ предусматривает установление надзора за лицами, отбывшими наказание, лишение водительских прав, запрет на профессию и др.
Конституция ФРГ относит область уголовного права и исполнения наказаний к сфере конкурирующей законодательной компетенции, когда отдельные земли обладают правом принятия законов, но лишь в случаях, если федерация не использует своих соответствующих прав. Ныне федеральным законодательством охвачены все существенные вопросы уголовного права и исполнения наказаний, и на долю земель остается принятие постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения.
В 1877 г. были приняты Закон о судоустройстве и Уголовно-процессуальный кодекс (уложение). Эти акты считаются действующими в обновленных редакциях и сохраняют общую структуру и формулировки отдельных положений. Закон о судоустройстве распределяет компетенцию между судами различных систем, определяет юрисдикцию судов общей компетенции соответствующих инстанций, регулирует организацию их деятельности, правила совещания и голосования судей и другие вопросы.
С момента образования ФРГ УПК был значительно изменен и дополнен, в частности Законом о малой реформе уголовного процесса 1964 г. были расширены права обвиняемого на защиту. Часть изменений и дополнений в целях борьбы с террористами и другими опасными преступниками ограничивала процессуальные права обвиняемых. За последние десятилетия было издано несколько редакций УПК 1877 г.
Конституция ФРГ различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим органом.
Общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями.
Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. В его компетенцию по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли. Он может пересмотреть дело по вновь открывшимся обстоятельствам. С 1969 г. этот суд не разбирает уголовные дела по первой инстанции.
Из общих судов только Верховный федеральный суд является федеральным учреждением, а все нижестоящие - суды соответствующей земли. В структуре и компетенции общих судов отдельных земель имеются известные различия, но несущественные.
Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции. Они образованы во всех землях, входящих в ФРГ, в количестве от одного до четырех.
Суды земли слушают дела по первой инстанции и по второй инстанции. В составе каждого суда земли образуются палаты по гражданским (в том числе торговым) делам и по уголовным делам. Уголовные палаты судов земли рассматривают по первой инстанции дела обо всех преступлениях, которые не отнесены к компетенции участковых судов или высших судов земли. В их подсудность входят дела, по которым возможно лишение свободы на срок свыше 3 лет или принудительное помещение в психиатрическую больницу. Дела по первой инстанции рассматривает либо уголовная палата, выступающая в качестве суда присяжных, либо большая уголовная палата.
Большая палата по уголовным делам в составе 3 судей и 2 шеффенов рассматривает основную массу дел о преступных посягательствах, входящих в компетенцию судов земли. Она рассматривает апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные судом шеффенов в участковом суде.
Участковые суды - низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей. Гражданские дела рассматриваются единоличным судьей. В участковых судах выделяется один или несколько судей, которые специализируются на рассмотрении всего комплекса брачно-семейных дел, в том числе о разводе, выплате содержания на детей и т.п.
В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривают дела о правонарушениях, в которых обвиняются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также молодые люди в возрасте до 21 года, если суд сочтет, что их поведение носит "подростковый характер". Они могут рассматривать дела о нарушениях взрослыми интересов несовершеннолетних либо дела, по которым несовершеннолетних требуется допросить в качестве свидетелей.
Среди специализированных судов важное место занимают суды по трудовым делам. Возглавляет эту систему Федеральный суд по трудовым делам в г. Касселе, рассматривающий кассационные жалобы на решения нижестоящих земельных судов этой системы. Суды по трудовым делам рассматривают по первой инстанции все трудовые конфликты. В них принимаются меры к разрешению конфликтов путем компромисса.
Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработным и "вернувшимся на родину", оказанием бесплатной или льготной медицинской помощи и т.п. Система этих судов возглавляется Федеральным судом, находящимся, как и Федеральный суд по трудовым делам, в г. Касселе. В каждой из земель ФРГ действует суд земли по социальным вопросам.
Система финансовых судов создана главным образом для рассмотрения дел, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов.
Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жалоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государственного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине. Административные суды рассматривают по первой инстанции подавляющую массу дел, отнесенных к компетенции органов административной юстиции. По их постановлению может быть отменен обжалуемый акт органа государственного управления либо восстановлены права граждан или учреждений, нарушенные действиями должностных лиц.
Пять высших судебных органов, возглавляющих отдельные системы судов, являются самостоятельными и независимыми. В случае противоречий между их позициями созывается, согласно Основному Закону (ст.95), Общий сенат высших федеральных судов, который выносит решение, обязательное для судов всех систем, обеспечивающее единство судебной практики.
Как отмечалось, особое место занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Полномочия Федерального конституционного суда также включают возможность отмены любых постановлений правительства и иных органов управления и решений любых судебных инстанций, в том числе высших федеральных судов. Федеральный конституционный суд вправе признавать неконституционной деятел<