Сближение национальных правовых систем
Как же может или должно проходить сближение национально-государственных систем, чтобы возможно было, с одной стороны, сохранять самоидентичность, верность традициям национальной культуры, а с другой – максимально использовать в интересах своих граждан правовой опыт, накопленный человечеством, получать выгоду от участия в международных проектах, укреплять авторитет на международной арене? Сравнительно-правовые исследования позволяют предложить оптимальный механизм сближения национальных правовых систем с учетом интересов всех участников этого процесса, разработать приемлемые формы взаимодействия.
Компаративистов часто упрекают в том, что в своих работах они увлекаются скорее характеристиками, описанием различий национальных систем, чем их сопоставлением. Но знания об особенностях юридических систем государств, накопленные за предшествующие десятилетия, весьма полезны для международных отношений, позволяют избежать конфликтных ситуаций, минимизировать напряжение. Учет своеобразия системы источников права дает возможность достигать лучших результатов в хозяйственно-экономических отношениях, а знание культурно-правовых традиций и особенностей правового менталитета нации полезно практически всегда, в любых видах взаимодействия. Ю.А. Тихомиров отмечает, что «каждая страна накопила и сохранила, приумножила свои правовые концепции, традиции правовой культуры, специфические юридические институты. Их можно обнаружить как в правотворческой и правоприменительной, так и в правообеспечивающей сферах»[101].
Существующие в настоящее время национально-государственные различия в праве он объединяет в следующие группы:
«А) органические, или постоянные (отражающие национально-исторические традиции);
б) относительно устойчивые (по набору и соотношению источников права и т.д.);
в) исторически-временные, вызванные условиями переходного периода, спецификой уровня экономического и социального развития;
г) политико-ситуационные, обусловленные курсом государств и их полномочий в правовой сфере внутри страны и за рубежом»[102].
Как выше говорилось, национальные правовые системы существуют в пределах юрисдикционной территории государства. Основу этих систем составляет позитивное право «в единстве, в комплексе с юридически значимыми реалиями – судебной практикой, правовой идеологией»[103]. Поэтому сближение национальных правовых систем предусматривает проведение в первую очередь необходимых общих правовых процедур в области позитивного права, т.е. в сфере законодательства, и действия должны осуществляться «по нескольким основным направлениям:
- сближение законодательств ;
- гармонизация национального законодательства;
- принятие модельных законодательных актов;
- унификация законодательства»[104].
Модельные законодательные акты имеют рекомендательный характер. Международные организации принимают их в качестве образцов для нормативной ориентации законодательной деятельности участников. В модельные законодательные акты должны быть включены необходимые нормы-дефиниции и основные принципы регулирования. Принятые на основе модельных актов законы юридическую силу приобретают только после ратификации их национальным парламентом страны.
Достичь необходимого единообразия в правовом регулировании позволяет еще один важный правовой «инструмент» сближения национальных систем - унификация правовых норм. Она осуществляется через международные договоры. Эти договоры предусматривают, что содержащиеся в них единые правовые нормы должны быть обязательно включены в законодательство тех стран, которые этот договор подписывают.
Перечень правовых средств, обеспечивающих сближение национальных систем, включает самые разнообразные по природе и направленности юридические процедуры:
«- общий или распространяемый правовой режим;
- признаваемый равный объём прав субъектов;
- единые стандарты;
- выравнивание уровней правового обеспечения;
- признание юридических документов;
- введение упрощённого порядка правового регулирования;
- заключение договоров о правовом сотрудничестве и соглашений о правовой помощи;
- создание общего правового пространства;
- равная юридическая защита прав субъектов;
- равнообязательные юридические требования и др.»[105].
Разумное сочетание названных правовых инструментов и процедур, как и выполнение перечисленных требований, способствуют гармонизации законодательства и сближению национальных правовых систем, обеспечению единства правового пространства. Однако нельзя забывать, что взаимовлияние правовых систем может быть и разрушительным, когда игнорируются либо уничтожаются традиции, существовавшие веками.