Административная ответственность
Под административной ответственностью, как было указано в первой главе, понимается ответственность правонарушителя за совершение им административного правонарушения.
Деятельность некоммерческой организации не должна осуществляться не в соответствии с учредительными документами и законодательством РФ.
Одной из мерой реагирования на нарушения некоммерческой организацией действующего законодательства со стороны МинЮста России является возбуждение дела об административном правонарушении.
Однако, многие НКО не знают об ответственности, которая наступает в результате невыполнения ими своих обязанностей. Так, наиболее часто Управление применяет в отношении таких НКО следующие меры правового реагирования:
- Вынесение в адрес руководящего органа НКО предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства;
- Составление протокола об административном правонарушении;
- Направление в суд искового заявления о ликвидации НКО (прекращении деятельности в качестве юридического лица).
Вынесение предупреждения. При выявлении совершения правонарушения МинЮст выносит в адрес НКО предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства, которое направляется по адресу ее руководящего органа и месту жительства руководителя НКО. В предупреждении устанавливается срок, в течение которого НКО должна устранить выявленные нарушения и представить в МинЮст соответствующие документы.
В случае если НКО, совершившее правонарушение МинЮст может принять следующие меры:
1. Привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ (наложение административного штрафа);
2. Признание НКО прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключение из ЕГРЮЛ (в отношении общественных объединений) или ликвидация по решению суда.
Составление протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 32.2 КоАП РФ НКО, в отношении которого был составлен протокол, обязан уплатить административный штраф не позднее 60 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. В случае, если НКО не оплатит административный штраф, то к НКО уклоняющимся от самостоятельной уплаты штрафа могут быть применены меры принудительного воздействия - возбуждение исполнительного производства по взысканию штрафа.
В соответствии со подп. 4 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица МинЮста России имеет право составить протоколы об административном правонарушении согласно следующим нормам КоАП РФ:
- Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП);
- Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль (ч. 1 ст. 19.4 КоАП);
- Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ст. 19.4.1 КоАП);
- Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП);
- Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму (ст. 19.5.1 КоАП);
- Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП);
- Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП);
- Непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (ст. 19.7.5-2 КоАП);
- Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (ч. 1 ст. 19.34 КоАП).
На практике Управления Минюста России большинство протоколов в отношении НКО составляется «за невыполнение в установленный срок предупреждений Управления и за не предоставление или несвоевременное предоставление сведений, предусмотренных законом либо их предоставление в неполном объеме или в искаженном виде»[8].
При осуществлении контроля в отношении некоммерческих организаций Управление столкнулось с проблемой несвоевременной оплаты и неуплаты штрафов со стороны организаций.
Направление в суд искового заявления о ликвидации НКО. Исковое заявление о прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ (в отношении общественных объединений) или о ликвидации НКО может быть направлено в случаях, установленных законом.
Поводом для отправления такого искового заявления в суд общей юрисдикции может быть неоднократное (2 года и более) непредставление НКО отчетности о продолжении своей деятельности, иной информации в установленные законодательством сроки и объеме, согласно ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Вступившее в законную силу решение суда о прекращении деятельности общественного объединения и исключении его из ЕГРЮЛ является основанием для принятия Управлением решения об исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ и направления соответствующих документов в налоговый орган. В данном случае общественное объединение не проходит процедуру ликвидации.
Также поводом исключения НКО из ЕГРЮЛ может быть по решению налогового органа на основании ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае, если НКО в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом соответствующего решения:
1. Не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
2. Не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.