Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Деятельность должностных лиц осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны на территории Республики Коми осуществляется в соответствии с:

ежегодным планом проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

ежегодным планом проведения проверок субъектов надзора.

Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», утверждены начальником Главного управления – главным государственным инспектором Республики Коми по пожарному надзору 19.10.2016 и размещены на официальном сайте Главного управления в сети Интернет (http://11.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plan_provedenija_planovih_proverok/Plani_provedenija_planovih_proverok).

В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.

Планирование плановых проверок субъектов надзора в области гражданской обороны осуществлялось с применением риск-ориентированного подхода (в соответствии с указанием МЧС России от 11.08.2015 № 43-3828-19).

Всего на 2017 года запланировано проведение 20 проверок субъектов надзора в области гражданской обороны.

Должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы за 2017 год проведено 20 плановых проверок (АППГ – 58, снижение на 65,5%.), из них: 4 органа исполнительной власти Республики Коми, 3 органа местного самоуправления, 1 федеральный орган исполнительной власти, 15 юридических лиц. Выполнение плана проверок за истекший период 2017 года составило 100% (АППГ – 100%).

Проведение внеплановых проверок в области гражданской обороны регламентировано ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и приказом МЧС РФ от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (далее - Административный регламент ГНГО).

Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны;

2) мотивированное представление должностного лица надзорного органа по результатам анализа рассмотрения или предварительной проверки поступивших в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Пунктом 56 Административного регламента ГНГО установлено согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ.

Внеплановые проверки в области гражданской обороны по согласованию с прокуратурой Республики Коми за 2017 год не проводились.

За 2017 год проведено 16 внеплановых проверок в области гражданской обороны в связи с истечением срока исполнения предписания (АППГ – 28, снижение на 42,8%), все проверки проведены в отношении юридических лиц.

Распоряжения о проведении проверок издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверки субъектов надзора в области гражданской обороны проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.

В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона от № 294-ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки в часах не проводились.

За 2017 год сроки проведения проверок не продлевались.

Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.

При проведении анализа причин несоблюдения законодательства в области гражданской обороны установлено, что часть нарушений носит материальный характер и длительных характер. Это относится к эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны и приобретению индивидуальных средств защиты и медицинских средств защиты. Другие нарушения связаны с невыполнением различных мероприятий гражданской обороны. Для профилактики таких нарушений проводятся консультации с представителями юридических лиц и организовывается проведение занятий с уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.

За 2017 год подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные органами государственного надзора в области гражданской обороны, судами и вышестоящими должностными лицами органами государственного надзора в области гражданкой обороны, не отменялись.

Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 71-82 Административного регламента ГНГО.

По итогам проведения проверок за 2017 год вручено 16 предписаний по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны (АППГ – 28, уменьшение на 42,8%), предложено к исполнению 27 мероприятий (АППГ – 59, уменьшение на 54,2%) по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, степень устранения нарушений составила 85,7% (АППГ – 95%).

За 2017 год возбуждено 20 дел об административных правонарушениях: по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ – 9 протоколов об административных правонарушениях, по ст. 20.7 ч. 1 КоАП РФ - 5 протоколов об административных правонарушениях и по ст. 20.7 ч. 2 КоАП РФ - 6 протоколов об административных правонарушениях (АППГ – 23, уменьшение на 13%), из них в отношении должностных лиц составлено 9 административных протоколов (АППГ - 9), в отношении юридических лиц составлено 11 административных протоколов (АППГ - 14, уменьшение на 21,4%).

Рассмотрено судами 18 материалов административных дел, из них назначено 14 административных наказаний в виде административного штрафа (78 %) от общего числа рассмотренных материалов административных дел, 3 административное дела (16,6 %) прекращены, по 1 (5,4 %) административному делу назначено устное замечание, 2 дела об административных правонарушениях находятся на рассмотрении в суде.

Проведенный анализ судебных актов показал, что хозяйствующие субъекты обращаются в судебные органы с заявлениями об оспаривании предписаний органов ГНГО, которыми, по их мнению, предлагаются к устранению нарушения требований норм и правил в области гражданской обороны, не являющихся обязательными для исполнения.

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Национальная библиотека Республики Коми» (далее – ГБУРК «НБРК») обратилось в Сыктывкарский городской суд с административным иском к отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Коми о признании незаконным предписания № 1 – ГО от 27.02.2017 по устранению обязательных требований в области гражданской обороны.

Установлено, что здание библиотеки 1958 года постройки, находится в государственной собственности Республики Коми.

В соответствии с решением Комитета по управлению имуществом Республики Коми от 06.05.1994 указанное здание передано в оперативное управление Национальной библиотеке Республики Коми (ныне - ГБУ РК «НБРК»), зарегистрированному в качестве юридического лица 01.04.1993.

ГБУ РК «НБРК» полагает указанное предписание незаконным, поскольку согласно технической документации на здание библиотеки никакого защитного сооружения гражданской обороны в здании не имеется, на балансе ГБУ РК «НБРК» отсутствует самостоятельный объект под названием защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие. Собственником имущества (Республика Коми) такой объект ГБУ РК «НБРК» не передавался. Никаких договоров о передаче объекта защиты ГБУ РК «НБРК» не заключалось. В ходе инвентаризации помещений цокольного этажа данный объект также обнаружен не был. Также ГБУ РК «НБРК» указано об отсутствии у него обязанности приводить в состояние постоянной готовности к использованию по назначению защитные сооружения и проводить их техническое обслуживание, и отсутствие финансовой возможности выполнять такие мероприятия.

20.01.2009 был составлен паспорт убежища в качестве даты приемки убежища в эксплуатацию указан 1958 год. Также в паспорте приведены технические характеристики данного объекта.

Паспорт был подписан ответственным представителем организации, эксплуатирующей защитное сооружение - ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» - и скреплен печатью административного истца.

Схема помещений ЗС ГО, являющаяся приложением к паспорту противорадиационного укрытия, утверждена директором ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» и скреплена печатью административного истца.

26.04.2012 инвентаризационной комиссией, включающей должностных лиц администрации МО ГО «Сыктывкар» был произведен осмотр места расположения ЗС ГО с инвентарным номером 1.2, по итогам которого был составлен акт инвентаризации ЗС ГО с указанием характеристик ЗС ГО. Указанный акт утвержден заместителем директора ГУ «Национальная библиотека Республики Коми» по административно-хозяйственной части. Указанный объект также был включен в инвентаризационную ведомость противорадиационных укрытий гражданской обороны, находящихся на территории Республики Коми, по состоянию на 01.10.2014. Указанная инвентаризационная ведомость подписана членами инвентаризационной комиссии, в том числе, заместителем председателя Правительства Республики Коми, должностными лицами ГУ МЧС России по Республике Коми, руководителями ТУ Росимущества в Республике Коми, Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, Агентства Республики Коми по управлению имуществом, ГУП РК «Республиканское БТИ».

В ведущийся в ГУ МЧС России по Республике Коми журнал защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Республики Коми, включено ЗС ГО, готовность к приему - требует текущего ремонта.

Представители ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми» не оспаривали использование данных помещений в соответствии с указанным назначением «книгохранилище», а также отсутствие в данных помещениях автоматической системы пожаротушения.

Объективная сторона вмененного ГБУ РК «НБРК» административного правонарушения заключалась в том, что ГБУ РК «НБРК» 27.02.2017 в 17 часов 00 минут, при проведении внеплановой проверки нарушило требования п. 3.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а именно: защитное сооружение гражданской обороны не оборудовано автоматической системой пожаротушения (в связи с использованием сооружения для хранения сгораемых материалов).

Оснований для применения при разрешении настоящего дела Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, не имеется, поскольку административный истец не относится к приватизированным предприятиям, учреждениям или организациям. Административный истец является государственным бюджетным учреждением, имущество которого является собственностью Республики Коми и передано ему во владение и пользование на праве оперативного управления.

Решением суда административный иск ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Коми в части требований о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований в области гражданской обороны оставлен без удовлетворения».

Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145. Обращений граждан и юридических лиц по вопросам нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны за 2017 год в Главное управление не поступало.

Результаты проверок, проведенных органами государственного надзора в области гражданской обороны, судами и вышестоящими должностными лицами, не отменялись.

Наши рекомендации