Источники налогового законодательства
Под источниками права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы права. В зависимости от юридической силы, все источники права, действующие на территории РФ подразделяются на:
· Конституция РФ;
· Федеральные и конституционные законы;
· Федеральные законы;
· Подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти).
Конституция РФ является нормативным актом высшей юридической силы. В ней закреплены основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство РФ и др. Применительно к налоговым отношениям, среди конституционных норм выделяется статья 57 конституции, согласно которой, каждый обязан платить законно установленные налоги. Помимо этого, в статьях 71 и 72 конституции определено, что установление федеральных налогов и сборов находится в ведении РФ, а установление региональных и местных налогов – в совместной сфере действия РФ и субъектов РФ.
Основным нормативным актом, регулирующим налоговые отношения, является налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из 2х частей: в первой части даются определения налогов, определяется их система, предусматриваются формы налогового контроля и меры налоговой ответственности, а также другие общие положения, а во второй части дается характеристика отдельных видов налогов, уплачиваемых на территории РФ. Помимо НК РФ, для регулирования налоговых отношений могут приниматься и иные федеральные законы, но только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ. Подзаконные акты также принимаются только в случаях, предусмотренных в НК РФ. Например, МинФин РФ в правепринимать нормативные акты, утверждающие формы налоговых деклараций и порядок их заполнения.
Помимо федерального законодательства, отношения по установлению региональных и местных налогов могут регулироваться законодательством субъектов РФ и муниципальным законодательством, и прежде всего, законы субъектов РФ (например, законы, принимаемы Областным советом народных депутатов) и решения представительных органов местного самоуправления (например, решения Орловского городского совета народных депутатов). Помимо указанных источников, особое значение в ходе регулирования налоговых отношений приобретает судебная практика, то есть правовые позиции, высказываемые высшими судебными инстанциями по наиболее актуальным, спорным вопросам налогообложения. В настоящее время, правовые позиции по налогообложению вырабатываются, прежде всего, Конституционным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ и Верховным судом РФ.
Особое место в системе источников налогового законодательства занимают международные нормативные акты, среди которых важная роль принадлежит международным договорам об избежание двойного налогообложения.
Согласно статье 8 НК РФ налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Исходя из этого, признаками налога являются:
· Обязательный характер
· Индивидуальный характер налога
· Безвозмездный характер
· Денежный характер налога
· Целевой характер налога
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Исходя из этого, основным отличием сбора от налога является его возмездный характер. Примерами сборов являются: государственные пошлины, сборы за пользование объектами животного мира, за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Функциями налогов является:
· Фискальная – предполагает, что за счет налоговых поступлений формируется бюджетный фонд государства;
· Регулирующая функция – предполагает, что посредствам налогов государством ограничивается или стимулируется определенная деятельность налогоплательщика.