Производство по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

Арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 АПК РФ.

Вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций, принятых в порядке надзора постановлений и определений Верховного Суда Российской Федерации, которыми изменен судебный акт арбитражного суда первой, апелляционной и кассационной инстанций либо принят новый судебный акт, производится тем судом, который изменил судебный акт или принял новый судебный акт.

Основаниями пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются:

1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части 2 статьи 311 АПК РФ и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу;

2) новые обстоятельства - указанные в части 3 статьи 311 АПК РФ, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

Вновь открывшимися обстоятельствами являются:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.

Новыми обстоятельствами являются:

1) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;

2) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

4) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

5) определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебного акта, а в случае, если наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, выявлено при рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 117 АПК РФ.

В случае, предусмотренном пунктом 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта может быть подано в срок, предусмотренный настоящей статьей, но не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций.

Заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на подписание заявления. Заявление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В заявлении о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименования лица, подающего заявление, и других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

3) наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого по новым или вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель; номер дела, дата принятия судебного акта; предмет спора;

4) требование лица, подающего заявление; новое или вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное статьей 311 АПК РФ и являющееся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства;

5) перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и иные сведения.

Лицо, подающее заявление, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К заявлению должны быть приложены:

1) копии документов, подтверждающих новые или вновь открывшиеся обстоятельства;

2) копия судебного акта, о пересмотре которого ходатайствует заявитель;

3) документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

Документы, прилагаемые к заявлению о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

Заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поданное с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к его форме и содержанию, принимается к производству соответствующего арбитражного суда.

В случае нарушения указанных требований арбитражный суд возвращает заявление в порядке, предусмотренном статьей 315 АПК РФ. Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня его поступления в арбитражный суд.

О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение.

В определении указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению заявления.

Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

Арбитражный суд возвращает заявителю поданное им заявление о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, если при решении вопроса о принятии его к производству установит, что:

1) заявление подано с нарушением правил, установленных статьей 310 АПК РФ;

2) заявление подано после истечения установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказано;

3) не соблюдены требования, предъявляемые АПК РФ к форме и содержанию заявления.

О возвращении заявления выносится определение.

Копия определения направляется заявителю вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Определение арбитражного суда о возвращении заявления может быть обжаловано.

Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд рассматривает в судебном заседании в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд. Заявитель и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, постановления, определения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд или принимает решение, постановление об удовлетворении заявления и отмене ранее принятого им судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, или выносит определение об отказе в удовлетворении заявления. В случае отмены судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт, в общем порядке, установленном АПК РФ. В случае отмены судебного акта в силу обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 311 АПК РФ, судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела, не может быть изменен в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к ответственности за административные или налоговые правонарушения либо к иной публично-правовой ответственности. Арбитражный суд вправе повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица, участвующие в деле, или их представители присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании. Копии определения об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам направляются лицам, участвующим в деле. Решение, постановление арбитражного суда об отмене судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и определение об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы.


Исполнение судебных актов арбитражных судов

Порядок исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов регулируется в настоящее время исполнительным пра­вом,представляющим собой одну из самых молодых отраслей россий­ского права, проходящую период становления. Нормативной основой исполнительного производства являются, помимо разд. VII АПК, фе­деральные законы от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об исполнительном производстве" и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ (ред. от 22.12.2014, с изм. от 31.12.2014) «О судебных приставах».

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту включает в себя не только постановление и провозглашение судом решения, но и своевременное его исполнение. Устранение последствий нарушения (оспаривания) субъективных прав и охраняемых законом интересов и восстановление (защита) их — одна из важнейших задач правосудия.

Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечи­вает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им юридических обязанностей.

Содержание исполнительного производства — действия, направ­ленные на понуждение лица выполнить судебное решение (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести гараж и т.п.). Эти действия совершаются в определенной процессуальной форме и регулируются законом. Для исполнительного производства характерно то, что дейст­вия по исполнению своих решений совершает не суд, а специально соз­данный государством орган для принудительного исполнения судеб­ных решений — судебный пристав - исполнитель.

Нормы, которыми ранее регулировалось исполнительное производство, составляли содержание самостоятельного раздела ГПК РСФСР. Следователь­но, исполнительное производство регулировалось гражданским про­цессуальным законодательством и являлось частью гражданского су­допроизводства — его заключительной стадией.

Однако от остальных стадий гражданского судопроизводства ис­полнительное производство существенно отличается: исполнительное производство возбуждается не только в связи с производством в суде гражданского дела. В исполнительном производстве исполняются так­же приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнительные надписи нотариальных органов, решения арбитражных судов в предусмотренных законом слу­чаях, решения Международного коммерческого арбитража и других третейских судов. Поэтому в правоведении было высказано мнение о том, что производство, возбуждаемое по исполнению указанных актов, нельзя рассматривать как часть гражданского судопроизводства, поскольку в таком случае гражданского судопроизводства просто не существует. Исполнительное производство является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную комплексную отрасль права — исполнительное право[2].

Вывод о том, что исполнительное производство не является ста­дией гражданского судопроизводства, а представляет собой само­стоятельное производство, соответствует действующему законодательству.

Нормативную основу исполнительного производства составляют прежде всего федеральные законы «О судебных приставах» и «Об ис­полнительном производстве».

Содержание законов «О судебных приставах» и «Об исполнитель­ном производстве» дает основание для вывода о том, что исполнение судебных актов российских судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иностранных судов и актов других правоохранительных органов становится самостоятельным производством, а не частью (стадией) гражданского (арбитражного) судопроизводства. Содержание указанных Законов сви­детельствует также о том, что создается силовая структура, которая должна повышать авторитет отечественного правосудия, добиться ре­ального выполнения решений всех судов — Конституционного, Вер­ховного, Высшего Арбитражного и далее вниз по вертикали до район­ного.

На основании Закона «О судебных приставах» Министерство юс­тиции РФ образует службу судебных приставов в системе его органов. Судебный пристав — должностное лицо, состоящее на государствен­ной службе. Закон четко определяет задачи судебных приставов: 1) обеспечивать установленный порядок деятельности всех отечест­венных судов, 2) обеспечивать исполнение судебных актов и актов дру­гих органов, предусмотренных Законом «Об исполнительном произ­водстве» (ст. 1).

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы под­разделяются на судебных приставов по обеспечению порядка деятель­ности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих су­дебные акты и акты других органов.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, ор­ганизаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вы­шестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не препятствует обращению в суд. Рассмотрение таких жалоб осуществляется по правилам ст. 329АПК РФ.

Организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов возложено законом на Министерство юс­тиции РФ и его органы.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

С Законом «О судебных приставах» тесно связан Закон «Об испол­нительном производстве», сферой действия которого является определение условий и порядка принудительного исполнения судебных ак­тов и актов других органов. Закон содержит правила, в которых закреп­лены основные положения и общие условия совершения исполнитель­ных действий. Им предусмотрена также система органов принудительного исполнения.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судеб­ных актов и актов других органов возложено на судебных приставов-исполнителей, которые объединяются в районные, межрай­онные или соответствующие им согласно административно-террито­риальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов. Эти подразделения возглавляют старшие судеб­ные приставы.

При невыполнении его требований судебный пристав-исполнитель применяет меры, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве». За невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном произ­водстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судеб­ным приставом-исполнителем штрафу. За уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту соверше­ния исполнительных действий виновный подвергается принудитель­ному приводу, о чем выносится соответствующее постановление. По­становление судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом. Это постановление может быть обжаловано в со­ответствующий суд в десятидневный срок.

В случаях, предусмотренных Законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются иными органами и организациями (например, налоговыми органами, банками и другими кредитными организациями). Однако эти органы, организации и лица не являются органами принудительного испол­нения.

Неисполнение банком или иным органом (организацией) требова­ний судебных актов или актов других органов является основанием для наложения судом общей юрисдикции (арбитражным судом) штра­фа на банк или другую кредитную организацию.

Особое внимание уделено в Законе «Об исполнительном производ­стве» стадии возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, выдававшего его, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство. Но преж­де чем принять такое решение, судебный пристав-исполнитель должен проверить, не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению и отвечает ли исполнительный документ предъявляе­мым к нему требованиям.

В трехдневный срок со дня поступления исполнительного докумен­та судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбужде­нии исполнительного производства и устанавливает срок не более пяти дней для добровольного исполнения, о чем указывает в постанов­лении. В целях обеспечения реального исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель вправе описать имущество должника и наложить на него арест.

Постановление о возбуждении исполнительного производства мо­жет быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном доку­менте, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесяч­ный сроксо дня поступления к нему исполнительного документа.

В Законе «Об исполнительном производстве» определено место со­вершения исполнительных действий: место жительства должника-гра­жданина, место его работы или место нахождения имущества. Если должник — организация, то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или месту нахождения ее имущества.

При определенных условиях судебный пристав-исполнитель мо­жет совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения воз­никла такая необходимость. В этом случае судебный пристав-исполни­тель составляет акт и направляется на указанную («чужую») террито­рию. В течение суток судебный пристав-исполнитель уведомляет службу судебных приставов о необходимости продолжить исполни­тельные действия на их территории.

Местная служба судебных приста­вов либо содействует прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и берет исполнение исполнительного доку­мента на себя. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями и судебными приставами-исполнителями не допускаются.

Исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 до 22 ча­сов по местному времени. В нерабочие дни совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагатель­ства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно.

С 22 до 6 часов совершение исполнительных дейст­вий допускается, если создается угроза жизни и здоровью граждан. Со­вершение исполнительных действий в нерабочие дни и в ночное время должно быть письменно разрешено старшим судебным приставом.

В Законе «Об исполнительном производстве» содержится пере­чень оснований для отложения, приостановления (обязательного и фа­культативного), прекращения исполнительного производства, а также перечень оснований применения мер принудительного исполнения.

Лицами, участвующими в исполнительном производстве, явля­ются:

1) стороны (взыскатель и должник). При соучастии каждый из взы­скателей или должников по отношению к другой стороне может пору­чить участие в исполнительном производстве одному из них;

2) представители сторон. Однако должник не вправе действовать через представителя, если по исполнительному документу на него воз­ложены обязанности, которые он может исполнить только лично. Не могут быть представителями в исполнительном производстве лица, не достигшие 18 лет, а также судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда;

3) переводчик;

4) понятые;

5)специалисты.

Если судебным приставам-исполнителям препятствуют в соверше­нии исполни-тельных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью, им оказывают содействие работники милиции.

Закон «Об исполнительном производстве» детально урегулировал порядок обращения взыскания на имущество должника-гражданина и должника-организации, а также порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника. Спе­циальное внимание уделено в Законе исполнению исполнительных до­кументов по спорам неимущественного характера.

Законом определена очередность удовлетворения требований взы­скателя.

Новеллой в законодательстве, регулирующем исполнительное про­изводство, является исполнительский сбор.

В случае неисполнения исполнительного документа без уважи­тельных причин в срок, установленный для добровольного исполне­ния, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Законом предусмотрены также расходы по совершению исполни­тельных действий (например, на хранение, перевозку, реализацию имущества должника, оплату работы переводчиков, понятых, специа­листов, розыск должника и др. ).

Законом «Об исполнительном производстве» судебным приста­вам-исполнителям предоставлены широкие права, осуществление ко­торых оформляется постановлениями.

Возбуждение исполнительного производстваосуществляется пу­тем предъявления к исполнению судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, соответствующего требованиям ст. 12 Фе­дерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнитель­ными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;

6) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 ст.12 Закона об исполнительном производстве, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

7) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

8) постановления судебного пристава-исполнителя;

9) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

10) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге;

11) запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации (далее - запрос центрального органа о розыске ребенка).

Исполнительными документами являются в первую очередь Исполни­тельные листы, выданные арбитражными судами и судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов.

Исполнительный лист— процессуальный документ, выдаваемый судом на принуждение должника к исполнению им своих обязанно­стей, указанных в судебном постановлении.

Исполнительный лист должен содержать следующие сведения:

1) наименование суда, выдавшего исполнительный лист;

2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и его номер;

3) дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению-

4) наименование взыскателя и должника и их адреса, если взыска­телем и должником являются юридические лица, фамилии, имена и от­чества взыскателя и должника, их место жительства, дата и место рож­дения должника и место его работы, если взыскателем и должником являются физические лица;

5) резолютивная часть судебного акта и дата вступления его в за­конную силу;

6) дата выдачи исполнительного листа.

Исполнительный лист должен быть подписан судьей и заверен гер­бовой печатью суда.

При исполнении решений судов исполнительный лист выдается взыскателю судом после вступления решения в законную силу] Кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выда­ется сразу же после вынесения решения.

Немедленному исполнениюподлежат следующие решения:

о присуждении алиментов;

о выплате заработной платы;

о восстановлении на работе;

о включении гражданина Российской Федерации в список избира­телей, участников референдума.

Помимо обязательных оснований немедленного исполнения, ст. 212 ГПК предусматривает право суда (судьи) обратить решение к немедленному исполнению полностью или частично, когда судья со­чтет, что вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или само исполнение может оказаться невозможным.

К отклонениям от нормального хода исполнительного производст­ва, подлежащим предварительному судебному санкционированию, от­носят:

1) разъяснениесудебного постановления, подлежащего исполне­нию, в случае неясности требований, содержащихся в судебном поста­новлении (ст. 179 АПК);

2) отсрочкуисполнения судебного постановления, т.е. перенесение исполнения на определенное число дней, месяцев или до определенной судом календарной даты при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, либо исходя из имущественного положения сторон (ст. 324 АПК);

3) рассрочкуисполнения судебного постановления, т.е. возмож­ность для должника исполнять требования, содержащиеся в исполни­тельном документе, не единовременно в полном объеме, а по частям, при наличии обстоятельств, затрудняющих единовременное исполне­ние судебного постановления, либо исходя из имущественного поло­жения должника (ст. 324 АПК);

4) изменение способа и порядкаисполнения (ст. 324 АПК) при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного поста­новления в прежнем варианте, при этом неизменной должна оставать­ся сущность самого исполнительного документа;

5) индексациюприсужденных денежных сумм при их обесценива­нии в результате инфляционных процессов экономического характера (ст. 183 АПК);

6) отложениеисполнительных действий (ст. 328 АПК), т.е. их пере­несение по более поздний, но определенный срок;

7) приостановлениеисполнительного производства, т.е. прекраще­ние совершения исполнительных действий на неопределенное время,

и последующее возобновлениеисполнительного производства после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление (ст. 327 АПК);

8) прекращениеисполнительного производства (ст. 327 АПК);

9) поворотисполнения решения (ст. 325 АПК) в целях защиты прав и интересов добросовестного должника при отмене вынесенного против него решения суда, приведенного в исполнение, и принятии по­сле нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске либо опре­деления о прекращении производства по делу или об оставлении заяв­ления без рассмотрения.

Во всех названных случаях идет речь о судебной ошибке, вследст­вие которой произошло неосновательное обогащение истца. Такая ошибка, исправленная судом апелляционной, кассационной (в случаях немедленного исполнения) либо надзорной инстанций, влечет за со­бой рокировку сторон исполнительного производства: бывший взы­скатель преобразуется в должника, а прежний должник — во взыскате­ля. Указанное преобразование не происходит автоматически, решение вопроса о повороте исполнения отмененного судебного акта, на осно­вании которого был выдан исполненный исполнительный документ, находится в исключительной компетенции суда. При повороте испол­нения бывшему должнику со стороны взыскателя возвращается толь­ко взысканная денежная сумма (присужденное имущество), взыска­ние каких-либо процентов за пользование чужими денежными средст­вами здесь не предусматривается.

Рассмотрение и разрешение вопроса о судебном санкционировании указанных действий проводятся в судебном заседании, о котором изве­щаются взыскатель, судебный пристав-исполнитель и должник, но их неявка не препятствует проведению заседания.

Возможность обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — важнейшая гарантия защиты прав взыскате­ля и должника в исполнительном производстве. К сожалению, совре­менное исполнительное право не имеет собственного кодифицированного источника, и, как следствие этого, механизм защиты прав в случае их нарушения в области исполнительных правоотношений законодателем и юридической практикой недостаточно разработан.

Основанием для проверки соответствия закону действий (бездей­ствия) судебного пристава-исполнителя при исполнении судебного постановления, постановления государственного или иного органа яв­ляется жалоба взыскателя или должника. Подсудность определяется районом деятельности судебного пристава-исполнителя, совершаю­щего или отказывающего в совершении обжалуемого исполнительного действия.

Законом установлен 10-дневный срок на обжалование дей­ствий судебного пристава-исполнителя. Этот срок начинает течь со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику стало о нем известно. Пропущенный срок может быть восстановлен судом по заявлению взыскателя или должника, который обязан обосновать перед судом уважительность причин, вследствие которых он пропустил срок на обжалование. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ. Заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.


[1] Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

1 См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации " (постатейный) под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2007.

1 Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.В. Яркова. – М.: Юристъ, 1998. - С.203.

1 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Г.А. Жилина. – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2003. – С.383.

1 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Г.А. Жилина. – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2003. – С.353

1 См.: Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.К. Треушникова. – М.: ООО «Городец-Издат», 2003.- С. 343-345.

1 См.: Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.К. Треушникова. – М.: ООО «Городец-Издат», 2003. - С.413.

1 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. Г.А. Жилина. – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2003. – С.436-437.

[2] См.: Юков М.К. Самостоятельность норм, регулирующих исполнительное произ­водство// Проблемы совершенствования ГПК РСФСР. Свердловск, 1975. С. 91—97; он те Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права: Дисс. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1982. С. 155-191.

Наши рекомендации