Языковые (лингвистические) правила
Общими требованиями к языку правового акта являются:
- составление его на государственном языке,
- грамотность, официальность стиля,
- повествовательный способ изложения и др.
Будучи официальными документами, правовые акты требуют беспристрастного и строго изложения правовых положений, не допускающего использования образных сравнений, речевых «украшений».
Кроме того, учитывая сферу применения правовых документов, предъявляются определенные требования к юридическому языку, которые способствуют правильному толкованию и осуществлению предписаний, содержащихся в них:
- ясность, простота, понятность субъектам, которым адресован правовой акт, исключающие необходимость дополнительных разъяснений;
- точность и определенность используемых формулировок, оправданное использование оценочных понятий;
- краткость и лаконичность правового акта без ущерба его качеству, недопустимость повторов, длинных сложных предложений, затрудняющих восприятие документа.
Большая конкретность требуется при «разведении» требований точности и ясности, простоты и краткости.
Нарушение указанных требований может повлечь за собой не только сложности в восприятии и выполнении предписаний правового акта, но и неоднозначное толкование его положений, расхождения в их практическом применении, снижение эффективности правового регулирования.
3.9. Формальные (реквизитные) требования
Поскольку правовые документы имеют юридическое значение и обладают определенной юридической силой, правильное ее определение является необходимым условием применения правового акта в системе правовых актов разного вида и уровня, определения границ (пределов) действия правового акта (субъектных, пространственных и временных).
Внешними (формальными) показателями юридической силы правового акта являются его обязательные реквизиты, которые способствуют правильной идентификации правового акта:
- указание вида правового акта (федеральный закон, постановление, приговор, определение и т. д.),
- наименование органа, принявшего акт,
- название акта (заголовок), отражающее предмет правового регулирования (содержание акта),
- дата принятия акта, с которой исчисляется срок его введения в действие, обжалования и т. п.,
- номер правового акта, который присваивается либо самим органом, принявшим акт, либо специально уполномоченным органом, производящим его регистрацию,
- место, дата подписания, наименование уполномоченного лица, его подпись и иные реквизиты, которые помещаются в конце правового акта.
Процедурные правила
Юридический документ принимается в рамках определенной процедуры, соблюдение требований которой является важным условием юридической действительности правового акта. Акт, принятый с нарушением процедуры, не вступает юридическую силу, либо признается недействительным, либо подлежит отмене уполномоченным органом.
Общими требованиями, предъявляемыми к процедуре принятия правового акта, являются следующие:
- законность процедуры;
- рациональность применения процедурных правил;
- планирование деятельности по разработке и принятию правового акта;
- привлечение к его разработке субъектов, на которых акт может оказать влияние (демократизм);
- последовательность совершения процедурных действий;
- соблюдение установленных сроков разработки и принятия правового акта;
- контроль и надзор за соблюдением установленной процедуры.
Помимо общих требований, каждый вид юридической процедуры (правотворческая, правореализационная, правоприменительная) содержит ряд специальных правил разработки и принятия правовых актов соответствующего вида. В частности, правотворческая процедура предполагает ограничение круга субъектов права правотворческой инициативы, устанавливает требования к процедуре обсуждения проекта правового акта, способы принятия (утверждения, одобрения) акта, особые правила его официального опубликования и вступления в юридическую силу.
Контрольные вопросы по главе 3.
1. Чем приемы юридической техники отличаются от ее средств? Какие существуют научные точки зрения на эту проблему?
2. Что понимается под «способом» юридической техники? Какие основные виды способов ЮТ выделяют в науке?
3. Как складываются стандарты юридической техники? Объясните механизм их формирования.
4. Какие виды стандартов ЮТ можно выделить в зависимости от выбранной цели?
5. В чем состоит основное предназначение юридического документа? Объясните с использованием примеров.
6. Какие виды документов обычно выделяют? Что является основанием для классификации?
7. Какие правила (требования) юридической техники должны обязательно соблюдаться в юридической деятельности?
8. Как обеспечивается на практике требование системности в использовании правил ЮТ?
9. Какие условия должны соблюдаться для оптимальной эффективности нормативного акта с точки зрения содержательных правил?
10. Что обеспечивает установление (выбор) юридической силы нормативного акта в соответствии с содержательными правилами?
11. Перечислите основные логические правила юридической техники. Приведите два примера их использования.
12. Как действуют логические правила в правоприменении? Приведите пример.
13. Какие части правового акта являются обязательными в соответствии со структурными правилами?
14. Зачем устанавливаются дополнительные структурные правила к различным видам документов? Приведите пример.
15. Перечислите основные лингвистические требования к языку правового акта. Какое они имеют значение для правового регулирования?
16. К чему может привести несоблюдение языковых правил в юридической деятельности. Приведите примеры.
17. Что является внешними показателями юридической силы правового акта?
18. Объясните, почему важным формальным требованием является указание даты принятия акта. Приведите два примера.
19. В чем заключается рациональность применения процедурных правил? Приведите примеры.
20. Что предполагают специальные правила разработки и принятия правовых актов различных видов? Приведите два примера.