Keywords: autonomous establishment, legal entity, legislation, private institution, public institution, public organization, legal capacity, budgetary institution, financing.

Поскольку для автономного учреждения родовым понятием является понятие «учреждение», необходимо проанализировать эволюцию учреждения в теории и в законодательстве, уделив внимание проявлению в его конструкции признаков юридического лица, являющихся предметом теоретических дискуссий на всём протяжении исследования категории юридического лица.

Споры о понятии и сущности юридического лица продолжаются с начала XIX века, когда оно стало признаваться отдельным субъектом прав, отличным от человека. Юридическое лицо «есть та социальная организация (союз или учреждение), за которой, как таковой, правопорядок признаёт способность иметь права и обязанности. В этом определении подчёркивается, что не всякая социальная организация (союз или учреждение) есть юридическое лицо, а лишь та организация, которая признана как таковая лицом в праве, независимо от прав и обязанностей, имущества тех лиц, которые принимают то или иное участие в организации».[5]

В российском законодательстве вплоть до начала XX века понятие «юридическое лицо» отсутствовало. По утверждению К.Н. Анненкова, несмотря на то обстоятельство, что в «законе нашем не только нет какого-либо определения понятия юридического лица, но и самый термин «юридическое лицо» вовсе в нём не встречается», нельзя не согласиться с ним в том, «что нашему законодательству не только не чуждо понятие юридического лица, но что существование этих лиц у нас положительно им признаётся в виде особых субъектов прав, отличных от лиц физических», в виду указания 698 ст., Xт., на правомочие к приобретению прав на имущество не только лиц частных, но и различных обществ, учреждений и заведений, вследствие чего они и являются особыми от физических лиц субъектами прав[1].

Под именем юридического лица могут быть понимаемы такие общественные организации и установления, которые имеют самостоятельную правоспособность, независимо от входящих в состав его физических лиц.

Как считал А.М. Гуляев, «для бытия юридического лица необходим физический состав (субстрат), с которым связывается имущественная правоспособность, и наделение этого состава имущественной правоспособностью. Юридическое лицо - искусственно созданный субъект, поэтому юридическим лицом может быть признан не всякий физический состав, с которым в аналогичных случаях связывается имущественная правоспособность, а лишь тот именно, за которым объективное право признаёт свойства юридического лица: так, напр., одни комплексы пользуются правом юридического лица, а другие не пользуются, хотя в обоих случаях физический состав оказывается совершенно тождественным»[3].

Юридическое лицо представляет собой учреждение в тех случаях, когда часть имущества предназначается для достижения известной цели, с полным юридическим обособлением. Создается особый субъект имущества, которому и будут принадлежать средства, назначенные для определенной цели и выделенные для этой цели из имущества различных лиц. … Таким путем учреждаются музеи, больницы, ночлежные дома, школы, столовые.

Юридические лица могут быть разделены на публичные и частные, в зависимости от свойства целей ими осуществляемых. Публичные, в свою очередь, разделяются на государственные и общественные, в зависимости от средств, предназначенных для достижения поставленных им целей; частные подразделяются на торговые и неторговые.[4]

Для определения особенностей новых типов учреждений в российском законодательстве, например, автономных учреждений, необходимо охарактеризовать бюджетное учреждение в его историческом развитии. Особенности бюджетного учреждения в советское время были подробно раскрыты в труде С.Н. Братуся «Субъекты гражданского права».[2]

Таким образом, учреждения как вид некоммерческих юридических лиц были известны как дореволюционному, так и советскому праву. Следовательно, на протяжении истории основной особенностью российского бюджетного учреждения являлось наличие ограниченного вещного права на закреплённое за ним имущество с основным источником финансирования – его учредителем.

В начальный период функционирования советской власти была предусмотрена возможность создания как частных, так и государственных учреждений.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года упоминание о частных учреждениях отсутствовало. В соответствии со статьей 24 названного акта учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, рассматривались как один из видов юридических лиц. Государственное имущество, закрепленное за государственными организациями (в том числе, учреждениями), находилось в их оперативном управлении (ч. 2 ст. 94).

Восстановление права частной собственности в российском законодательстве в конце двадцатого столетия стало следствием возрождения товарно-денежных отношений. Пункт 1 ст. 212 ГК РФ в соответствии с ч. 2 ст.8 Конституции Российской Федерации указывает, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Действующее законодательство предусматривает создание и функционирование учреждений как некоммерческих юридических лиц, что прямо вытекает из п. 3 ст. 50 ГК РФ, которым учреждения отнесены к некоммерческим организациям. Согласно ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Следующий этап формирования системы учреждений с России связан с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83- ФЗ), которым было закреплено разделение государственных и муниципальных учреждений на три типа: автономные, бюджетные и казённые. Правовой статус казённого учреждения регулируется нормами Гражданского и Бюджетного кодексов РФ, бюджетного учреждения – нормами ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях.

Дифференциация правовой регламентации частных учреждений и установленных законом типов государственных и муниципальных учреждений дополняется возможностью определения особенностей правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений законом и иными правовыми актами.

10.10.2007 № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения», от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» и др. Наличие широкого массива нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус учреждений, не способствует чёткому определению гражданско-правового статуса не только отдельных типов и видов учреждений, но и в целом учреждения как самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица.

В Концепции развития законодательства Российской Федерации (далее – Концепция), разработанной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, также было отмечено, что гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц (в том числе и учреждений – С.З.) «характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и базовому закону – Гражданскому кодексу». Правовое положение учреждения (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.) в зависимости от осуществляемых ими функций и видов деятельности уточняется в многочисленных федеральных законах.

Поскольку разработчики данной Концепции исходили из возможности сохранения на нынешнем этапе совершенствования ГК РФ конструкции учреждения как юридического лица, не являющегося собственником имущества, их предложения по совершенствованию действующего законодательства были ориентированы на унификацию содержащихся в отдельных законах норм, регулирующих гражданско-правовой статус учреждений, а также возможность сохранения в отдельных законах норм, определяющих цели и специфику осуществления ими своей деятельности.

В целом поддерживая идеи Концепции, применительно к регулированию деятельности учреждений, представляется целесообразным закрепить в ГК РФ нормы, регулирующие гражданско-правовой статус частных, казённых и бюджетных учреждений, исключив соответствующие нормы из Закона о некоммерческих организациях, Бюджетного кодекса РФ (в нем следует оставить правовые нормы, закрепляющие финансово-правовой статус казённых учреждений), иных нормативных актов, что устранит имеющиеся противоречия между ними и ГК РФ, а также проблему соотношения с отдельными законами и будет способствовать направленности законов об отдельных видах юридических лиц на регламентацию особенностей их гражданско-правового статуса. Закон об автономных учреждениях, регулирующий правовой статус одного из типов государственных и муниципальных учреждений, может быть дополнен нормами, устанавливающими особенности деятельности автономных учреждений в отдельных сферах при их наличии, в том числе и в сфере образования.

Библиографические ссылки

1) Анненков К.Н. Система русского гражданского права. Том I. Введение и общая часть. СПб., 1894. С. 236- 237.

2) Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 246-255.

3) Гуляев А. М. Русское гражданское право. Обзор действующего законодательства, кассационной практики Прав. Сената и проекта Гражданского уложения (издание 4-ое, пересмотренное и дополненное). СПб., 1913. С. 73.

4) Кулакова О.В. Исторический аспект понятия и особенностей бюджетного учреждения // Пермский конгресс учёных-юристов: тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, Пермский ун-т, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 265

5) Синайский В.И. Русское гражданское право. Выпуск I. Общая часть. Вещное право. Авторское право (издание 2-е, исправленное и дополненное). Киев, 1917. С. 39-40.

УДК 347

Наши рекомендации