Legal regulation of the contract of business concession in the russian federation
Ураева Мария Вадимовна – магистрантка III курса, направление подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Аннотация: В статье рассмотрены подходы к определению предмета и объекта договора коммерческой концессии; основные элементы, права и обязанности сторон по договору.
Ключевые слова: коммерческая концессия, договор коммерческой концессии, исключительные права, товарный знак, коммерческое обозначение, ноу-хау.
The article deals with the definition of a subject and object of the contract of a commercial concession are considered; basic elements, rights and obligations of the parties under the contract.
Keywords: commercial concession, commercial concession agreement, exclusive rights, trademark, commercial designation, know-how.
Договор коммерческий концессии как разновидность договорно-обязательственных отношений между хозяйствующими субъектами, заимствованный у Великобритании и Соединенных штатов Америки, впервые получил свое легальное закрепление в нашей стране в 1996 году. Необходимость регламентирования таких отношений обусловило постоянное увеличение товаров и услуг на условиях франчайзинга, который представляет собой определенный тип организации бизнеса, предполагает создание широкой сети однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продажи товаров и оказания услуг.
В нашей стране договор коммерческой концессии регулируется главой 54 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].Термин «коммерческая концессия» (от лат. «concessio» - разрешение, уступка) избран законодателем как наиболее близкий по смыслу к активно используемому правопорядками многих стран понятию «франчайзинг» (англ. «franchise» - лицензия, привилегия, фр. «franchise» - льгота, привилегия).
Так, согласно ст. 1027 Гражданского кодекса РФ договор коммерческой концессии - это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)[1].Таким образом, правообладателем считаетсялицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. Из п. 3 ст. 1027 ГК РФ следует, что правообладатель должен быть предпринимателем. Это означает, что он может использовать принадлежащие ему исключительные права в процессе предпринимательской деятельности. Пользователь должен быть предпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии. Сторонами договора коммерческой концессии не могут быть некоммерческие организации и государство, государственные и муниципальные образования.
Предметом договора коммерческой концессии является передача (предоставление) правообладателем для использования в предпринимательской деятельности пользователем комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Однако по данному договору могут быть переданы только те права на использование объектов промышленной собственности, на которые получены охранные документы, подтверждающие право правообладателя на данные объекты. По договору коммерческой концессии исключительные права передаются в комплексе, их не может быть менее двух. Другие авторы считают, что предметом рассматриваемого договора является не исключительное право, как отдельный объект, а комплекс прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Именно этим указанный договор отличается от сходных, родственных договоров, таких как, например, лицензионные, предусматривающие передачу права на использование лишь определенных объектов [7, с.65]. Витрянский В.В. анализируя правовую природу договора коммерческой концессии, приходит к выводу, что предмет данного договора выходит далеко за пределы использования комплекса исключительных прав. Принципиальное значение приобретает цель предоставления франшизы - создание сети для продвижения своей продукции и расширения рынка их сбыта [1, с.307]. Таким образом, предметом договора коммерческой концессии являются действия правообладателя, которые он должен совершить для предоставления пользователю права использовать его исключительные права, действия пользователя по уплате правообладателю предусмотренного договором вознаграждения, совершение иных, связанных с заключением и исполнением договора, действий, а также общественные отношения, складывающиеся между сторонами из заключенного договора. Стоить сказать, что действия правообладателя и пользователя, как сторон договора, во многом зависит от тех прав, которые правообладатель предоставляет пользователю. Следовательно, необходимо разграничить предмет и объект договора коммерческой концессии и рассмотреть объект данного договора. Так, после 1 января 2008 года в ГК РФ были внесены изменения в объектный состав договора коммерческой концессии, который теперь выглядит следующим образом: комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Исходя из положений 54 ГК РФ существенными условиями договора коммерческой концессии являются состав и объем комплекса предоставляемых пользователю исключительных прав, сфера предпринимательской деятельности пользователя и вознаграждение. При этом в состав комплекса исключительных прав обязательно должно входить право на использование товарного знака, знака обслуживания, а также на иные объекты исключительных прав, иначе договор не может быть квалифицирован как договор коммерческой концессии [4, с.84].
В комплексе передаваемых пользователю по договору прав обязательно присутствуют право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). ГК РФ определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Согласно ст. 1484 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом. Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в Роспатент (ст. 1494 ГК РФ). На товарный знак признается исключительное право, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ). Товарный знак должен быть способным индивидуализировать товар (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Центральное место при оценке охраноспособности знака отводится, как правило, различительной способности предлагаемого в качестве товарного знака обозначения, будь то словесное, графическое, объемное или иное другое [8, с.128]. Правила ГК РФ о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания (п. 2 ст. 1477 ГК РФ). Знак обслуживания является обозначением, служащим для индивидуализации работ или оказываемых услуг юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Это могут быть знаки, расположенные на фирменных конвертах, бланках, этикетках и так далее. Практически все юридические лица или индивидуальные предприниматели используют их для своего обозначения. Коммерческое обозначение, права на использование которого передаются по данному договору, является наиболее уязвимым объектом интеллектуальной собственности, так как не подлежит обязательной регистрации. Под коммерческим обозначением понимается обозначение, используемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий [6, с.92]. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения, в том числе путем указания его на вывесках, бланках, в счетах, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках (ст. 1538, 1539 ГК РФ). К факультативно предоставляемые правам по рассматриваемому договору, могут быть отнесены права на секреты производства (ноу-хау). Ст. 1465 ГК РФ содержит определение секрета производства (ноу-хау), как сведений любого характера (производственных, технических, экономических, организационных и других), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведений о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну - это сведения, которые имеют коммерческую ценность, и секреты производства - это сведения, имеющие коммерческую ценность [9, с.639]. Информация, составляющая коммерческую тайну, может включать в себя иные сведения, не относящиеся к секрету производства. Секрет производства (ноу-хау) представляет собой как один из частных случаев информации, составляющей коммерческую тайну. Коммерческую тайну могут составлять также списки клиентов, первичные бухгалтерские документы, биржевая и финансовая информация о рынке товаров и капиталов, коммерческих сделках и другие сведения. В объем ноу-хау, предоставляемых по договору коммерческой концессии, могут включаться: техническая документация - формулы, расчеты, планы, чертежи; опытные, незарегистрированные образцы изделий, машины; расчеты применительно к данному производству или технологии; учебные планы для подготовки персонала; данные о качестве материалов; инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта и так далее [10, с.227]. Перечень сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау) определяется руководителем предприятия (предпринимателем).
По своей юридической природе договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонним, срочным или бессрочным.
Права и обязанности сторон договора урегулированы ст.1031-1032 ГК РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет ничтожность совершенной сторонами сделки[5, с.80].
Стороны могут заключить договор на определенный срок или без указания срока. Если срок определен, то в течение трех лет после прекращения договора пользователь имеет преимущественное право заключить договор с правообладателем на условиях не менее благоприятных, чем условия прекратившегося договора (ст. 1035 ГК РФ). Пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Если срок не определен, то стороны вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок (ст. 1037 ГК РФ). Проведенный анализ показывает, что коммерческой концессии как самостоятельному гражданско-правовому договору присущи следующие отличительные признаки: во-первых, особый субъектный состав, во-вторых, в качестве предмета выступает комплекс исключительных прав, в-третьих, целью данного договора является создание единой сети по предоставлению товаров, работ, услуг, в четвертых, юридическая независимость пользователя, который действует в имущественном обороте от собственного имени, уведомляя клиентов, что он использует исключительные права правообладателя.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Российская газета, N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017)// Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
3. Брагинский М. И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И.Брагинский, В.В.Витрянский. - М.: Статут, 2017.
4. Васильева Т.Н., Васильева И.В. Международный франчайзинг. Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных специальностей / Т.Н.Васильева, И.В.Васильева. - Москва, 2016.
5. Васильева Т.Н.Международное торговое дело: учебник / Т.Н.Васильева. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016.
6. Кондратьева Е.А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты / Е.А.Кондратьева. Право и экономика, 2015. № 3.
7. Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности / Г.А.Лаптев.- Юрист, 2014. № 11.
8. Пирогова В.В. Товарный знак в международном торговом обороте (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - ТРИПС) / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
9. Сергеев А.П., Сергеев М.Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 / А.П.Сергеев, М.Сергеев. - М.: Проспект, 2017.
10. Филонов М.Р., Райкова Т.В., Кожитов Л.В., Балыхин М.Г. Охрана и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны // Высшее образование сегодня, 2014. № 1.
УДК 347