Problems of administrative and legal status of citizens in the Russian Federation

Кобзарев Вадим Олегович - студент II курса очной формы обучения направления подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности административно-правового статуса гражданина по законодательству РФ; обосновано дальнейшее совершенствование законодательства а данной сфере отношений.

Ключевые слова: гражданин, административно-правовые отношения, правовой статус.

Abstract: This article discusses the features of the administrative and legal status of the citizen in the Russian Federation legislation; justified further improvement of the legislation and of the sphere of relations.

Keywords: citizen, legal and administrative relations, legal status.

Исследование сущности административно-правового статуса гражданина Российской Федерации является актуальным на сегодняшний день в современной России.

Базу для формирования административно-правового статуса гражданина составляют конституционные нормы, которые закрепляют основы правового статуса личности во всех областях жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере государственного управления.

В административно-правовых отношениях гражданин выступает от своего имени - как частное лицо, а не от имени какой-либо организации (государственного или муниципального органа, коммерческой или некоммерческой организации) - как ее представитель. Поэтому, реализуя принадлежащие ему права и свободы и выполняя возложенные на него обязанности во взаимоотношениях с органами исполнительной власти (их должностными лицами), он не находится с последними в государственно-служебных связях.

Административно-правовой статус, будучи, в принципе, равным для всех граждан, совпадает не полностью. С позиции теоретического исследования возможно выделение трех его видов: общего, специального и индивидуального. Общий административно-правовой статус гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которые предоставлены и гарантированы каждому гражданину Конституцией РФ и текущим административным законодательством для реализации их в сфере государственного управления.

В структурном плане административно-правовой статус гражданина представляет собой систему прав, свобод и обязанностей гражданина, а также административной ответственности, обеспечение реализации которых возложено на органы исполнительной власти и их должностных лиц.

Центральным звеном административно-правового статуса гражданина являются его права, свободы и обязанности. Их специфика состоит в том, что они реализуется гражданином в административных правоотношениях, в которых другой стороной выступает орган исполнительной власти (должностное лицо). Поэтому правам, свободам и обязанностям граждан всегда корреспондируют соответствующие права и обязанности органов исполнительной власти (их должностных лиц).

Problems of administrative and legal status of citizens in the Russian Federation - student2.ru Одной из особенностей административно-правового статуса гражданина является выделение в нем в качестве самостоятельного структурного элемента административной ответственности гражданина. Административная ответственность гражданина - это ретроспективная ответственность [1, с. 17].

Определяющее влияние на формирование административно-правового статуса гражданина оказывают и такие правовые явления как гражданство, административная правосубъектность и гарантии.

Свое юридическое оформление административно-правовой статус гражданина находит в нормативных правовых актах, которые: 1) устанавливают круг прав, свобод и обязанностей гражданина; 2) регламентируют порядок их реализации в сфере государственного управления; 3) закрепляют способы и средства охраны и защиты, а также восстановления нарушенных прав и свобод; 4) устанавливают административную ответственность гражданина, а также порядок ее реализации [2, с. 248].

Problems of administrative and legal status of citizens in the Russian Federation - student2.ru Специфика административно-правового статуса гражданина состоит в многообразии нормативных правовых актов, на основе которых он формируется. Это обусловлено широким кругом регулируемых административно-правовыми нормами отношений, возникающих между гражданами и органами исполнительной власти (их должностными лицами). При этом, значительную роль в формировании административно-правового статуса гражданина оказывают нормы международного права.

Реализация многих прав граждан в сфере государственного управления опосредуется такими административно-правовыми институтами как разрешение, регистрация и уведомление. Они связаны с осуществлением гражданами ненарушенных прав и свобод. Особая форма реализации прав граждан -восстановление. Эта форма предполагает защиту нарушенных прав и свобод граждан в административном порядке.

Выполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления также связано с деятельностью органов исполнительной власти (их должностных лиц). В зависимости от содержания возложенных на граждан обязанностей, деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц) заключается либо в содействии гражданам в исполнении их обязанностей, либо в осуществлении контроля (надзора) за надлежащим выполнением ими своих обязанностей.

Неисполнение гражданами обязанностей есть либо правонарушение, либо объективно противоправное деяние, которое влечет за собой возникновение административно-правовых отношений по пресечению неправомерных действий (бездействия) граждан, а также привлечению виновных к административной ответственности [3, с. 589].

Процесс реализации административной ответственности гражданина включает совокупность различного рода последовательных действий уполномоченных на то органов исполнительной власти (их должностных лиц), связанных с: а) привлечением гражданина к административной ответственности; б) установлением административной ответственности гражданина; в) возложением административной ответственности на гражданина.

Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления нуждается в надлежащем обеспечении, то есть гарантировании.

Юридические гарантии находят свое непосредственное выражение в законодательстве посредством установления и закрепления специальных средств и способов осуществления прав и свобод граждан. Реализация юридических гарантий является обязанностью государства. Это следует из статьи 45 Конституции РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод граждан. В соответствии с данным положением государство обязано создавать для этого эффективные правовые механизмы устранения любых их нарушений, в том числе допущенных органами исполнительной власти и их должностными лицами.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод граждан в сфере государственного управления можно отнести: судебные, внесудебные и международно-правовые гарантии.

Реализация прав и свобод, обязанностей, административной ответственности граждан, зачастую, сопровождается нарушениями, допускаемыми органами исполнительной власти (их должностными лицами). Многие из этих нарушений являются результатом несовершенства административного законодательства в данной сфере.

В этой связи в самое ближайшее время следует: во-первых, провести работу по приведению административного законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина в соответствие с нормами международного права; во-вторых, привести в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы административно-правового статуса гражданина.

Problems of administrative and legal status of citizens in the Russian Federation - student2.ru Для решения этой группы проблем необходимо принять целый пакет федеральных законов: «Об обращениях граждан», «О праве граждан Российской Федерации на проведение митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования», «О порядке возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственных власти или их должностных лиц» и др. [4, с. 426].

Не менее актуальной в настоящее время является проблема соотнесения отдельных полномочий органов исполнительной власти (их должностных лиц) с личными и иными правами и свободами граждан.

Государство, создавая систему принуждения и ограничения прав и свобод граждан, зачастую, не предоставляет им равноценной правовой помощи и защиты. Как положительную тенденцию в этой области следует отметить закрепление в проекте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательного судебного решения для назначения таких видов административных взысканий как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину.

Таким образом, в процессе становления административного законодательства акцент регулирующей роли его норм должен быть перенесен с прав государственных органов, должностных лиц на их обязанности по отношению к гражданам, направленные на защиту прав и свобод последних [5, с. 120].

Список литературы

1. Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права. // Государство и право. 1994. №3. - С. 17.

2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Юридическая литература, 1997. 348 с.

3. Попов Л.Л. Административное право РФ. Учебник для бакалавров. М.: РГ-Пресс, 2015. – 689 с.

4. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002. – 723 с.

5. Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М.: Проспект, 2000. 320 с.

УДК 347.6

Наши рекомендации