Материалистический и идеалистический методы в истории юридической науки.

Классификация методов по Сырых:

1) всеобщий философский метод. Его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

2) общие методы — анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничивается решением определенных познавательных задач;

3) специальные методы правовой науки. Их составляют способы, приемы, которые первоначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы;

4) частные методы правовой науки. Они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие.

Но многие ученые считают, что всеобщи методы делятся на метафизику и диалектику. И вот как раз к диалектике относятся идеалистический и материалистический метод.

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Материалистический подход в изучении государства и права состоит в рассмотрении их как явлений, сущность которых обусловлена экономическим базисом, социально-экономической структурой общества. Государство и право вытекают из природы самого общества, которое нуждается в них в целях упорядочения регулирования общественных отношений.

Но материалистический подход учитывает и то, что на государство и право оказывают влияние не только экономические факторы, но и иные социальные явления: соотношение социальных и классовых сил, политика, мораль, религия и т.д В силу этого государство и право обладают относительной самостоятельностью по отношению к экономике, а потому способны оказывать и обратное воздействие на экономическое и социальное развитие.

Идеалистический подход предполагает, что первичным в развитии общества являются субъективные факторы: разум, мировая идея, дух, мышление, вторичным же - все материальное, выражающее эту идею. Среди известных ученых имелись представители, рассматривающие государство и право и с тех, и с других позиций. Представителем материалистического подхода были, например, К.Маркс, Д.Локк, Л.Фейербах и их последователи. С идеалистических позиций рассматривали государство и право Платон, Гегель, Томас Мор. Анализируя государство и право с различных философских позиций, их представители, однако, оставили заметный след в исследовании государственно-правовых явлений.

проблемы Решение этих проблем в материализме Решение этих проблем в идеализме
Что считать первичным и что - вторичным? Считают материю первичной, поскольку мыслящие существа, способные создавать идеи и воплощать идеи в жизнь, появляются на определенной стадии развития материи Считают идеи первичными, т. е. возникающими всегда раньше материальных тел
Что считать вечным? Считают вечной материю. Отдельные тела природы возникают и погибают, но в целом материю нельзя создать и нельзя уничтожить Считают вечными идеи. Материальные тела могут быть созданы из ничего, могут быть обращены в ничто. Вечен лишь дух
Связана ли душа с телом человека? Психичсекая жизнь человека — продукт человеческого мозга, она неразрывно связана с телом, рождается и погибает вместе с ним Психическая жизнь не зависит от тела. Душа вселяется в человека в момент его рождения, а покидает в час смерти
Чем обусловливается поведение? Поведение человека обусловливается природными и общественными факторами, которые на него воздействуют Поведение человека не зависит от окружающей его природной и общественной среды, оно всецело определяется нематериальной душой


Билет №13

1. Новые представления о праве и государстве в XVII-XVIII вв. Концепции общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых прав человека и гражданина Г. Гроций, Дж. Локк

2. Обусловленность метода и методологии правового исследования его объектом и предметом

Наши рекомендации