Принципы историзма, системности и объективности исследования государства и права.
В современном методологическом багаже содержится очень важный принцип - принцип историзма, подхода к действительности, не исключая действительность государственно-правовую, как изменяющемуся во времени, как внутренне закономерному, необходимому процессу развития. Принцип историзма был выдвинут впервые Дж. Б. Вико и другими ранними буржуазными теоретиками. Историзм сегодня рекомендует рассматривать право и государство не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического типа другим, как правило, более совершенным и прогрессивным, при этом ни один из исторических типов не может рассматриваться в качестве законченного образца.
1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
Все явления должны изучаться с учетом их исторического развития; например, понять сущность и специфику государства можно, только проследив различные исторические типы государства, таким образом выявятся его неизменные сущностные характеристики и отпадут преходящие факторы.
Научное познание социальных явлений неизменно предполагает применение принципа исторического подхода, требующего исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.
В связи с тем, что мир находится в постоянном развитии, изменении, конкретно-исторический характер имеют и научные знания; они являются достоверными постольку, поскольку соответствуют определенному состоянию в развитии исследуемого. Последующее развитие этого исследуемого означает, что имевшиеся о нем научные сведения устарели и нуждаются в изменении, дополнении сообразно тем изменениям, которые претерпел отражаемый ими объект. С учетом этого обстоятельства в число всеобщих логических требований входит принцип конкретно-исторического подхода к познанию исследуемых явлений и признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины. Абстрактной, годной на все времена истины не бывает, она всегда имеет конкретно-исторический характер.
2. Принцип системности - философское универсальное утверждение, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п.) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме. Принцип системности хорошо иллюстрирует известное утверждение Л. фон Берталанфи “системы повсюду”, а его суть выражается в выдвинутом еще в античности тезисе: “Целое больше суммы своих частей”. Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях
3. Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать государственно-правовую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать государство и право с позиций этого принципа означает, что необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического и правового развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.
Билет №10
1. Каноническое право, его место в процессе формирования правовых институтов и национальных правовых систем. Доктрина папы Григория VII «Церковь выше государства» и его борьба с германскими императорами. «Decretum» Грациана.
2. Синергетика в науке права.
Каноническое право, его место в процессе формирования правовых институтов и национальных правовых систем. Доктрина папы Григория VII «Церковь выше государства» и его борьба с германскими императорами. «Decretum» Грациана.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права (западная и восточная). Каноническое право на Западе разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: "церковь живет по римским законам" (ecclesiavivitlegaeromanae).
Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе. После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви, постановлениях региональных и вселенских церковных соборов. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники.
В XI-XII вв. в период "папской революции" складывается "новое право" (jusnovum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право" (juscanonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах. Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана ("Гармония несогласующихся канонов), в котором были сведены воедино около 3800 канонических текстов.
В XII-XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. По указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и объединенных в пяти книгах. В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику на базе более поздних церковных постановлений была создана шестая книга, а при папе Иоанне XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие акты последующих римских пап, начиная с Климентия. Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpusjuriscanonici). Средневековое каноническое право регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д. В середине XII столетия монах Грациан из Болоньи собрал все церковные постановления, известные под названием декретов, и составил из них сборник (DecretumGratiani), который стал первоначальным сводом канонического права. Тогда его изучением занялись и светские юристы. Декрет стали глоссировать (комментировать) аналогично Юстинианову Своду.
Синергетика в науке права.
Синергетика - новое научное направление, сформировавшееся в России лет 20 назад, исследующее механизмы перехода сложных систем от беспорядка (хаоса) к порядку. Это наука о «самоорганизующихся случайностных процессах», в которых «именно случай толкает систему в неожиданном, непредсказуемом направлении». Изучает открытые, сложные, саморазвивающиеся системы. Ограничивает (в отличие от кибернетики) возможности сознательного регулирования и управления общ процессами. Термин «С.» был введен в 1969 Германом Хакеном. Термин синергетика в переводе с греческого означает «совместное действие». В первую очередь, синергетика изучает самоорганизационные процессы, происходящие в сложных открытых системах.
Сложность системы определяется ее внутренней структурой (включающей различные подсистемы, функционирующие, в том числе и по собственным законам), а также необратимостью развития (т.е. невозможностью приведения системы в абсолютно то же состояние, что и первоначальное). Открытость системы говорит о том, что она может обмениваться энергией, веществом с окружающим миром (не забываем, что изначально речь шла о химических и физических процессах, а применительно к обществу это могут быть любые факторы, оказывающие воздействие на его развитие, например - информация).
Пример сложной открытой системы – правовая система.
1 т.з. Венгеров (все ее критикуют) - Суть синергетики и ее методологические возможности - «система (политическая, правовая, экономическая) подвергается различным воздействиям (флуктуациям - отклонениям, возмущениям). И если система находится внеравновесном, неустойчи-вом, кризисном состоянии, то процесс воздействия (флуктуаций) достигает критической точки - точки бифуркации, в которой состояние системы становится максимально неопределенным, ин-детерминистским, случайностным. В этом состоянии подчас именно случай толкает систему в неожиданном, непредсказуемом направлении. Здесь случайное малое, порой незначительное и даже незамеченное воздействие может порождать во всей структуре системы и для всей системы колоссальные перемены. Система делает новый выбор и уже в новом качестве, в новом содержании подчиняется принципу детерминизма».
, синергетика выступает «уже как новое мировидение, мировосприятие В результате диалектика становится лишь частным методом синергетики. Более того, полагал цитируемый автор, диалектика, в основе которой лежит примат необходимого над случайным и другим постулатами, под напором новых знаний конца ХХ в. в основном исчерпала свой познавательный и прогностический материал в социальной сфере, в том числе в правоведении.
2 т.з. Ю. Ю. Ветютнев - «синергетика для юридической науки не является методом научного познания в чистом виде, а выполняет несколько иную роль. Синергетический подход предлагает общую модель описания процессов, происходящих в правовой системе, определяет постановку проблем и предоставляет соответствующую научную терминологию. Он имеет мировоззренческое значение и занимает промежуточное положение между парадигмой и научным методом»'. Способы и приемы синергетических исследований основаны на математических методах, которые в юридической науке не находят широкого применения. Поэтому юристам в ближайшее время едва ли стоит всерьез рассчитывать на действенную помощь синергетики.
Следовательно, случайное событие, ставшее причиной развития, изменения исследуемого явления, процесса, имеет шанс стать объектом теоретического анализа при единственно возможном условии, что событие, явление, воспринимавшееся первоначально как случайное, в действительности является выразителем закономерного и потому подлежит обстоятельному анализу на стадии теоретического познания.
Значимость: Синергетические описания механизмов развития, изменения открытых систем в правоведении могут быть использованы в прогностических исследованиях, основанных на формировании математических и концептуальных моделей путей перехода современного состояния исследуемого в будущее состояние.
Билет №11
1. Формирование научных представлений об общественно-договорном происхождении государства. Гуманисты (Н. Макиавелли)
2. Метафизика и диалектика в истории юридической науки.