Юриспруденция предклассического периода III века до н.э.
Предклассический период (367 – 27 г. до н.э.) является периодом политического уравнивания классов – плебеи были допущены к консулату и к пользованию общественной землей, это период расцвета и последовавшего за ним упадка римской республики.
367 г. до н.э. – это год принятия закона Лициния-Секстия, в соответствии с которым плебеи могли быть избраны в консулы, но была учреждена особая патрицианская магистратура – должность городского претора (pretor urbanus). Городской претор избирался народом, наделялся «имериумом» с юрисдикцией вершить правосудие в городе Риме. Таким образом, судебная власть выделяется в отдельную ветвь, а римская правовая система усложняется, наряду с цивильным правом формируется новая правовая система – «преторское право». Посредством развития преторского права происходит становление новых форм сделок, системы преторских исков, защищающих отношения, не урегулированные нормами цивильного права.
С учреждением должности претора по делам чужестранцев-перегринов (pretor peregrinus) в 242 г. до н.э. начинает формироваться «право народов» и так называемый «дуализм» римской правовой системы.
Именно в этот период зарождается светская юриспруденция – подлинная юридическая наука. К этому времени жрецы понтифики – жрецы культа Юпитера - утратили свою прерогативу в качестве судей и юристов: право освобождается от религиозной оболочки. Понтифики утрачивают монополию в толковании и развитии права. Ответы (responsa) на юридические запросы начинают даваться гражданам и судебным магистратам не в тайной и оракульной форме, а публично. Появляются светские юристы, к которым обращаются за консультацией не только стороны, но и претор, составляющий требуемую исковую формулу с помощью юристов.
Толчком к развитию юридической науки послужило также и введение в данный период новой формы гражданского процесса – формулярного процесса (или процесса по формуле – «per formulas») по закону Эбуция (II в. до н.э.).
Большинство римских юристов принадлежали к господствующему классу общества. Юристы занимали (в прошлом или в настоящем) высокое служебное положение. Римские юристы благодаря как этому внешнему обстоятельству, так и выдающемуся качеству их консультаций имели большой авторитет и влияние. Не имея, разумеется, законодательной власти, римские юристы тем не менее своей консультационной практикой непосредственно влияли на развитие права авторитетом своих научно-практических заключений. Придавая своими толкованиями закона определенный смысл отдельным нормам, юристы в своей практике фактически создавали нормы, приобретавшие затем авторитетность, граничившую с обязательностью.
Возникают юридические школы. Юридическая практика характеризуется тремя глаголами:
- RESPONDERE (отвечать) – дача советов, консультаций частным лицам и магистратам; ответы на запросы частных лиц по поводу всяких юридических сомнений.
- AGERE (вести дело) или SCRIBERE (надписывать) – советы касательно образа действий в гражданском процессе; подача советов относительно постановки исков и процессуального ведения дела; в качестве прямых поверенных римские юристы почти не выступали, ибо процессуальное представительство в Риме не допускалось так свободно, как у нас.
- CAVERE (принимать меры предосторожности) – руководство процессуальными действиями клиента, редактирование каких-либо формальных документов; выработка наилучших формул для различных юридических актов (договоров, завещаний и т. д.), т. е. помощь частным лицам при заключении сделок и т. Д.
Мнения римских юристов, их юридические конструкции представляют собой большую ценность, являются своего рода образцом истолкования или интерпретации правовых явлений. Крайне важна также их аргументация. Именно толкование юристов приобретает значение права. Большая часть институтов цивильного права развивается путем толкования юристов.
Помпоний написал краткую историю римского права («Энхиридион»), включена в «Дигесты». Больше ничего не могу найти.
Сцевола римский юрист республиканской эпохи, является автором двух работ по частному праву: обобщающего свода в 18 книгах, в котором изложение было сгруппировано вокруг отдельных вопросов (в отличие от установившейся традиции, излагался не в виде простого комментирования законов, а по определённой системе, с группировкой юридических норм по институтам), и краткого руководства в 1 книге. Сцевола часто выступал с речами в суде и, по признанию Цицерона, был очень опытным в вопросах права, а также отличался проницательностьюhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%82_%D0%9C%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B0_(%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB_95_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.) - cite_note-5. За его ораторское мастерство, часто применяемое на практике во время судебных заседаний, младший современник Сцеволы Цицерон удостоил его характеристики «лучший оратор среди правоведов», в то время как частый соперник Сцеволы в суде Красс был назван Цицероном «лучшим правоведом среди ораторов»[6]. Также Цицерон характеризовал Сцеволу как оратора как «самого изящного из немногословных».
Сочинения Сцеволы, положившие начало научной разработке гражданского права, оказали большое влияние на последующее развитие римской юриспруденции.
Цицерон исходил из признания соответствия права Божественной воле, напрямую связывает право с законом, который имеет Божественный характер и определяет поведение человека. По его мнению, право должно соответствовать закону. Лица, между которыми существует общность в виде Божественного закона, объединены также общностью в виде права, требующего жить честно, правильно и справедливо. А лица, имеющие общие Божественные законы и право, принадлежат к одной и той же гражданской общине, одному и тому же гражданскому обществу. Впервые в истории правовой науки Цицерон выделил и обосновал один из ведущих принципов права – принцип формального равенства: право устанавливает формальное равенство между фактически неравными и различными между собой людьми. (такого же мнения придерживался Сенека, равенство людей видит в свободе, полагая, что это свойство присуще всем, даже раб в душе свободен; несвобода распространяется только на тело).