Основные периоды в истории римской юриспруденции. Деятельность юристов в царский период и республиканскую эпоху. Жрецы-понтифики.
Билет №1
1. Основные периоды в истории римской юриспруденции. Деятельность юристов в царский период и республиканскую эпоху. Жрецы-понтифики.
2. Становление сравнительного правоведения как метода юридической науки.
Билет №2
1. Юриспруденция предклассического периода III века до н.э. –I века до н.э. Три формы деятельности юристов: cavere, agree, respondere. Помпоний, Сцевола, Цицерон.
2. Правовая антропология и правовой экзистенциализм
Билет №3
1. Классическая юриспруденция (I-III в. н.э.). Причины расцвета юриспруденции. Прокульянцы и сабиньянцы. Выдающиеся юристы: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин.
2. Конкретно-социологический метод исследования государства и пра-ва.
Конкретно-социологический метод исследования государства и пра-ва.
Он состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения. Правовой материал в этом случае рассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретных фактов. Социологический метод изучения государства и права включает в себя такие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов, социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические и статистические методы обработки материала и некоторые другие.
По справедливому утверждению известного французского социолога права Ж. Карбонье, «метод социологов индуктиведи фактологичен: этнографические описания, статистический анализ, анкеты, интервью и другие эмпирические исследования» .
Социологический метод, как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовой сфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений и соответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективность законодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридических процедур и действий юрисдикционных органов, целесообразность.
Цифры, факты, документы — это воздух социологии. Без них она существовать не может. Искажение статистики, «закрытые» цифры, безосновательно засекреченные документы сослужили недобрую службу отечественному государствоведению и правоведению в предшествующие десятилетия.
Рекомендации по укреплению государства, совершенствованию его механизма, развитию законодательства, улучшению правоприменительной деятельности, борьбе с преступностью лишь тогда будут обоснованными и реальными, когда они опираются на достоверные и полные факты повседневной государственной и правовой жизни.
Применение социологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированию относительно самостоятельного направления в юридической науке — социологии государства и права. Она также является составной частью теории государства и права.
* Метод конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе. Конкретно-социологический метод позволяет установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-правовое развитие общества.(Дальше из учебника Сырых)
Билет №4
1. Постклассическая юриспруденция (IV-VI вв. н.э.) . корпус юрис цивилис. Юридическое образование: школы в Бейруте и Константинополе.
2. Формально-юридический метод в правовом исследовании.
1.Постклассическая юриспруденция (IV-VI вв. н.э.) . корпус юрис цивилис. Юридическое образование: школы в Бейруте и Константинополе.
Итогом развития римского права стала правовая система, сформировавшаяся в эпоху Юстиниана (533 – 565 г. н.э) и получившая отражение в знаменитой и всеобъемлющей кодификации – в «Corpus iuris civilis» (Свод гражданского права). Данная система скопила в себе всю сокровищницу римского опыта, подвела ей итог и заложила основания современного правопорядка.
Именно кодификации Юстиниана и самому Юстиниану Европа обязана тем, что римское право имело для нее решающее значение. После распада и гибели западной римской империи император сохранившейся восточной ее части Юстиниан в VI в. н.э. предпринимает попытку вернуть утраченные территории. Он проявляет также политическую волю к восстановлению традиций римского классического права, открывая для этих целей юридические школы (самые крупные и известные в Берите (совр. Бейрут) и Константинополе) и создавая достаточно хорошо организованную систему обучения праву. Так, преподаватели в юридических школах были профессорами, состоящими на государственной службе.
Значение Юстиниановской кодификации трудно переоценить. Этот крупнейший труд во всей истории права по своему содержанию и влиянию является определяющим для развития современной юриспруденции.
В 528 г. н.э. Юстиниан создает комиссию под руководством профессора константинопольской школы Трибониана для создания свода всего действующего римского права на основе римской классической правовой традиции. Конституцией (указом) Юстиниана от 15 декабря 530 г. Deo actore было дано поручение Трибониану набрать сотрудников и составить грандиозный сборник iura – правовых норм. Была проделана колоссальная по объему работа. В данный Свод гражданского права (Corpus iuriscivilis) вошли все нормы действующего римского права за период 13-векового исторического развития. Было просмотрено 2000 книг, работ по юриспруденции, в Дигесты вошли более трех миллионов фрагментов из различных трудов римских юристов за 1400 лет. Перед комиссией стояла задача сохранить все самое ценное из всего наследия римского права. Задача была решена, цель достигнута, но Восточная Римская империя просуществовало недолго.
Император Юстиниан (527 – 566) – последний римский правитель, сумевший объединить большие части Восточной и Западной римской империи. Согласно одним авторам, это последний римский правитель, согласно другим – первый византийский. Юстиниан прекрасно осознавал, что государство основывается не столько на силе оружия, сколько на силе права, а сила права, в свою очередь, – в правовой определенности, ясности, разумности и справедливости законов. Поэтому он хотел устранить правовую неопределенность – многочисленные противоречия между ius и leges, ius vetus и ius novum (ius vetus – древнее римское право, содержащееся в трудах классических правоведов; ius novum – новое право, проистекающее из конституций императоров), и таким образом создать единую правовую систему и вернуть стабильность и справедливость римскому государству. Corpus начинался со следующих слов:
«Владыки нашего священнейшего принцепса Юстиниана право, очищенное и собранное из всего древнего права».
Сразу после вступления на престол Юстиниан приказал комиссии начать кодификационную работу. Комиссия работала в течение пяти лет, завершив систематизацию и обобщение римского права к 534 году.
В конечном итоге Corpus iuris civilis (Свод гражданского права, или просто Свод – «Corpus») состоял из четырех частей:
1. Codex – Кодекс Юстиниана (полное название – Novus codex Justinianus – «Новый кодекс Юстиниана»);
2. Digesta, или Pandectae (греч.) – Дигесты, или Пандекты;
3. Institutiones – Институции;
4. Novellae – Новеллы;
1. Codex – Кодекс Юстиниана (Novus codex Justinianus – «Новый кодекс Юстиниана»).
Кодекс – собрание императорских конституций-установлений (leges) от императора Адриана (117 г) до Юстиниана (527г), то есть за 400 лет. Число конституций - 4600. Кодекс делится на 12 книг, книги на 98 титулов, титулы на фрагменты. Книги, титулы и фрагменты пронумерованы для удобства цитирования. Такая нумерация заменяла современную постатейную нумерацию. Кодекс содержал нормы гражданского, государственного и уголовного права. Здесь описываются источники права, правовые процедуры, содержатся многочисленные положения, посвященные частному праву.
2. Digesta, или Pandectae (греч.) – Дигесты, или Пандекты.
Дигесты, известные так же под греческим названием Пандекты, – самая значительная и главная часть Corpus. Как и кодекс имели официальное значение и на них ссылались в судах. «Digesta» – от лат. «упорядоченное». Речь идет об «упорядочении» мнений юристов из 2000 книг, работ 39 великих римских юристов (обладавшиx iusrespondendi), упорядочении трех миллионов фрагментов из этих книг. Это была не просто компиляция, а творческий труд. Тексты группировались по темам в 50-ти книгах под заголовками. Комиссия состояла из 11 адвокатов, два чиновника и 4 ученых.
Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана – до одной трети всего объема Дигест, и Павла – около одной шестой. Сочинения Папиниана составляли одну восемнадцатую часть, Юлиана – двадцатую, Помпония и Сервия Сцеволы – двадцать пятую, Гая – тридцатую, Модестина – сорок пятую, Марцелла – шестидесятую и т.д. Почти все из цитируемых юристов жили в период принципата (кроме Квинта Муция Сцеволы, Алфен Вара и Элия Галла).
Дигесты состояли из 9123 фрагментов, разбитых на 432 титула, объединенных в 50 книг. Основное содержание Дигест – фрагменты работ юристов (обладавшиx iusrespondendi), относящиеся к частному праву. Но многие фрагменты посвящены публичному праву, общей теории и философии права. В первом титуле первой книги содержаться классические, хрестоматийные определения правосудия, права, закона, науки права – юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное право и права народов, приводится очень важный фрагмент работы Помпония о развитии и происхождении римского права.
3. Institutiones – Институции.
Институции – элементарный учебник гражданского права, он был создан комиссией в учебных целях для открывающихся юридических школ и рассчитан на начинающих юристов. Все великие римские юристы писали для своих учеников Институции (были институции Папиниана, Гая, Ульпиана и др.). Возникла идея создать лучший элементарный учебник по праву для упрощения процесса обучения. Но результат работы оказался столь удачным, что данный учебник стал законом – приобрел официальный характер и силу закона.
За основу Институций Юстиниана комиссией были взяты знаменитые Институции Гая, которые было дополнены институциями других авторов и некоторыми конституциями. Материалы были расположены в той же системе, что и у Гая (Personae – «лица», Res – «вещи», Actiones – «иски»).
Институции Юстиниана состояли из четырех книг:
1. Лица и семейное право
2. Вещи и права на вещи, завещания
3. Наследование по закону и обязательства
4. Обязательства по деликтам и искам
4. Novellae – Новеллы.
Новеллы – это сборник конституций самого Юстиниана, составленный позже Кодекса и Дигест. То есть собрание конституций, изданных императором Юстинианом за время правления. Новеллы состояли из трех сборников, посвященных в основном публичному и церковному праву, но содержащие нормы частного права (о браке и наследовании). Самый большой сборник содержит 168 новелл-конституций.
Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в 1 в. н. э. В 4-5 вв. существовало несколько таких школ с 4-летним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Павла. В 533 император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.
Формально-юридический метод в правовом исследовании.
Юридические науки широко используют метод формально-юридического (или формально-логического) анализа исследуемого нормативного материала. Формально-юридический метод способствует изучению "догмы" права, выявлению формально-логических связей, абстрагированию от иных социально-экономических явлений (экономических, идеологических, политических). Этот метод имеет ограниченное применение, но важное значение с точки зрения формирования и функционирования права как целостного явления, "узнаваемого" людьми и контролируемого соответствующими институтами гражданского общества [1].
Один из основоположников исторической школы права Г. Гуго рассматривал юридическую догматику как одну из трех составных частей юриспруденции наряду с философией позитивного права и историей права. При этом под юридической догматикой он имел в виду сочетание доктрины и догмы позитивного права. Этот правовед трактовал юридическую догматику как "юридическое ремесло", для которого достаточно эмпирического знания об источниках действующего права [2].
По мнению Г.-Ф. Пухты, юридическая методология представляет собой открытую систему, способную к развитию и приспособлению к разным условиям. Системная сторона права с учетом своеобразия сущности права и его истории становится важным вопросом в исследованиях и Карла Фридриха фон Савиньи. Тем самым сторонники исторической школы права внесли существенный вклад в разработку догматического метода в Германии XIX в., подчеркнув, с одной стороны, системность права, а с другой - его действенность [3].
В русле юридико-догматической трактовки права сформировалась и аналитическая юриспруденция (Д. Остин, Ш. Амос и др.) [4]. Идеи данного направления получили дальнейшее развитие в трудах неопозитивистов в XX в. (Г. Харт и др.). Объясняя свой подход к праву и свою концепцию юридической науки, Г. Кельзен указывал, что чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого-либо конкретного правопорядка. "Это учение о праве, - утверждал он, - называется "чистым" потому, что оно занимается одним только правом и "очищает" познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Другими словами, оно стремится освободить правоведение от чуждых ему элементов" [13].
В целом позитивистские разработки формально-юридического метода внесли значительный вклад в развитие юриспруденции, в обогащение ее понятийного словаря и методологического арсенала. Своими исследованиями в области доктрины и догмы позитивного права они оказали большое влияние на процесс рационализации и совершенствования действующего права в духе соответствующих доктринальных положений об источниках, системе и структуре позитивного права, способах его толкования, унификации и систематизации, о надлежащих формах правотворчества, правоприменительной деятельности.
Представители естественно-правовых воззрений интерпретируют формально-юридический метод иначе. Как считает С. С. Алексеев, выражение "догма права" в области юридической деятельности и знаний означает то, что объективное (позитивное) право, существующее в данном обществе, в каждый данный момент, - это "то, что есть" - строго определенная реальность - "данность" и "неизменность". То есть действующее право, независимо от нашего отношения к нему и действий по его изменению, в каждый данный момент нужно понимать и применять таким, каково оно есть в действующих законах, иных источниках права [5].
Билет №5.
1. Толкование законов 12 таблиц: словесная и тождественная форма. Дятельность децемвиров, ее греческие истоки.
2. Юснатурализм и юспозитивизм в истории юридической науки.
Билет №6
1. Правовая мысль в «Варварских правдах» и эдиктах «варварских коро-левств». Характерные черты варварских правд. Закрепление частной собственности на землю. Салическая правда и её редакции.
2. Законы и категории диалектики в правовом исследовании
1.Правовая мысль в «Варварских правдах» и эдиктах «варварских коро-левств». Характерные черты варварских правд. Закрепление частной собственности на землю. Салическая правда и её редакции.
Наиболее полное представление о раннефеодаль-ном праве дают так называемые "варварские правды", в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних — Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI в. Рипуарская правда — судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., но известен и в редакции VIII в.
Вестготская правда в первой, полной редакции появилась в VI—VII вв. В ее основе был свод законов короля вестготов Эриха (466—489 гг.), расширившего свои владения в Галлии и получившего независимость от римских императоров. Вслед за вестготами бургунды приступили к созданию собственного судебника. Создавая его, они вместе с практическими целями преследовали и цели политико-символические — закрепления своего господства над территориями, освобожденными от власти Рима.
То, что готы, так же как и бургунды, долго жили среди римлян, сказалось на содержании их судебников, в значительной мере отразивших влияние порядков позднеримской империи.
Аламаннская и Баварская правды появились в VIII в. Саксонская и Тюрингская правды известны в редакции конца VIII — начала IX в. Создавались "варварские правды" королями вместе со "знатнейшими" (епископами, герцогами, графами) и "собравшимся народом", как записано в Аламаннской правде, или "с князьями и всем народом христианским", как указано в Баварской правде.
Особое место среди судебников занимает свод законов (эдикт) остготского короля Теодориха, написанный в V в., содержание которого в ряде статей явно опережает свое время, что было связано с особыми условиями образования остготского королевства на Апеннинском полуострове.
"Варварские правды" — судебники, руководства для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового общества. Их неполнота, фрагментарность, бессистемность — результат той обычноправовой основы, на которой они складывались. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно, особенно если учесть, что записывались они в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно из жизни. "Если кто-либо умышленно, — записано, например, в Баварской правде, — сбросит лестницу или какой-либо предмет для восхождения и тот останется наверху, то должно уплатить 12 сол." (4, 19). Предметно-наглядная форма правовой нормы в "варварских правдах" соответствовала конкретно-образному правосознанию германцев, для которых язык юридических абстракций был чужд и непонятен.
Для "варварских правд" характерно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в раннефеодальном праве. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре, с произнесением определенных слов, с использованием предметов-символов (например, "горсть земли" у салических франков при коллективной выплате вергельда, сломанные ветки "мерой в локоть" при отказе от родства и пр.) могло свести на нет действие самой нормы права. Совершались эти процедуры обязательно публично, так, например, вызов в суд ответчика при свидетелях, клятва в суде в присутствии соприсяжников и др.
Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знающего еще сложившегося порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Основная функция суда у германцев сводилась к организации состязания между сторонами. В публичном характере ритуально-правовых действий, в их наглядности заключались своеобразные гарантии соблюдения правовой нормы, выполнения сделки и пр.
"Варварские правды" несут на себе печать старых родопле-менных отношений, они выражают еще племенное сознание германцев. В этих памятниках права личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых тяжких наказаний, предусмотренных Салической правдой. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. С племенным сознанием варваров был связан и персональный характер действия норм, зафиксированных в "варварских правдах". Салическйе франки руководствовались своим "салическим законом", рипуарские — своим. Более того, в правдах, в частности в Салической правде, "свое" население прямо противопоставлялось "чужакам", римлянам.
Регулирование имущественных отношений. "Варварские правды" в зависимости от времени их появления отражают постепенный процесс формирования института феодальной частной собственности на землю, а вместе с тем договорного и наследственного права.
В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин "свой" (suus) в отличие от термина "чужой" (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр.
Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два, три со-лида стоила у франков корова "здоровая, зрячая и рогатая".
По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди (XV, 5). Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.
Билет №7
1. Классическое Средневековье. Университеты. «Открытие» римского права для средневекового общества. Глоссаторы. Постглоссаторы (комментаторы).
2. Синергетика в науке права.
Классическое Средневековье. Университеты. «Открытие» римского права для средневекового общества. Глоссаторы. Постглоссаторы (комментаторы).
Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII - начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной.
Доказательством возрождения юриспруденции в Южной Франции служит трактат по римскому праву под названием «Извлечение Петра», составленный во второй половине XI столетия неизвестным автором с посвящением викарию Валанса в Дофине. Примечателен тот факт, что трактат не только посвящен магистру высокого ранга, но и прямо предназначен служить руководством при отправлении его обязанностей. Кроме всего прочего, трактат обнаруживает значительную зрелость юридических суждений автора и хорошее знакомство с источниками римского права.
Начало рецепции относится к XI--XII вв. Одним из первых ее шагов было изучение римского права по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Наиболее видными профессорами университетов, способствовавшими на этом этапе рецепции, были Плацентине, Ацо, Аккурсий. Они образовали школу глоссаторов, получившую такое название по характеру деятельности: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов.
Изучение римского права становится популярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевропейскую известность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в. в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы. Ярким представителем глоссаторов был Ирнерий (1055--1130 гг.), которому был присущ чисто академический подход к материалу. Примечательно, что он изучал именно классическое римское право по Дигестам, а не по Институциям или Кодексу, отразившим упадок римской юриспруденции. В вопросе о соотношении права и справедливости Ирнерий настаивал на сохранении общего смысла закона при толковании, выступал против права судей изменять закон. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должны толковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедливостью. Глоссаторы недоучитывали историческое происхождение римского права, тот, в частности, факт, что в Своде законов Юстиниана содержались нормы, принятые в совсем иную историческую эпоху.
Положения об опережающем характере начального этапа рецепции и ограниченности ее практического значения не следует понимать в абсолютном смысле. Действительно, римское гражданское право имело весьма узкую сферу применения. Но использование отдельных сторон государственного права имело место уже при образовании Священной Римской империи. Также и в ранних памятниках рецепции во Франции в «Извлечениях Петра» (XI в.) и «Брахилогусе» пробивалось стремление приспособить римское право к практическим нуждам. Предусматривалась, например, возможность отступления от точного смысла римских законов («если окажутся в праве нормы, вышедшие из употребления или противоречащие справедливости», то «да будет позволено нам попрать их ногами»); воспроизводились некоторые черты доклассического, раннеримского права, например стипуляция с участием свидетелей.
На данном же этапе рецепции складывается школа постглоссаторов, для деятельности которой типично приспособление римского права к использованию в судах. Уже в трудах поздних глоссаторов начинает преобладать компиляторская и систематизирующая работа с римским правом. Аккурсий в середине XIII в. соединяет существовавшие при нем комментарии римского права и создает сводную глоссу (GlossaOrdinaria). Co временем этот труд Аккурсия вытесняет глоссы его предшественников, римское право становится известным не в переводах, а в комментариях Аккурсия. Однако даже в «глоссированном» виде рядовым юристам того времени римское право все же представлялось чрезвычайно сложным и малопригодным для практические нужд. Поэтому с XIV в. широко осуществлялось комментирование глоссы. Среди наиболее видных юристов этого направления были Бартола, комментарии которого в Испании и Португалии были приравнены к закону, а также Бальда. Все более и более существенными становятся искажения точного смысла римских правовых норм. В этой связи можно привести пример римского института эмфитевзиса, который в феодальной Европе начинает использоваться для регулирования отношений «расчлененной» феодальной собственности. Другой пример: римское классическое право имело преимущественно процессуальный характер -- основным его делением были вещные и личные иски, в интерпретаций же глоссаторов и позднейших комментаторов речь идет уже о вещных и личных правах -материальном праве
Синергетика в науке права.
Синергетика - новое научное направление, сформировавшееся в России лет 20 назад, исследующее механизмы перехода сложных систем от беспорядка (хаоса) к порядку. Это наука о «самоорганизующихся случайностных процессах», в которых «именно случай толкает систему в неожиданном, непредсказуемом направлении». Изучает открытые, сложные, саморазвивающиеся системы. Ограничивает (в отличие от кибернетики) возможности сознательного регулирования и управления общ процессами. Термин «С.» был введен в 1969 Германом Хакеном. Термин синергетика в переводе с греческого означает «совместное действие». В первую очередь, синергетика изучает самоорганизационные процессы, происходящие в сложных открытых системах.
Сложность системы определяется ее внутренней структурой (включающей различные подсистемы, функционирующие, в том числе и по собственным законам), а также необратимостью развития (т.е. невозможностью приведения системы в абсолютно то же состояние, что и первоначальное). Открытость системы говорит о том, что она может обмениваться энергией, веществом с окружающим миром (не забываем, что изначально речь шла о химических и физических процессах, а применительно к обществу это могут быть любые факторы, оказывающие воздействие на его развитие, например - информация).
Пример сложной открытой системы – правовая система.
1 т.з. Венгеров (все ее критикуют) - Суть синергетики и ее методологические возможности - «система (политическая, правовая, экономическая) подвергается различным воздействиям (флуктуациям - отклонениям, возмущениям). И если система находится внеравновесном, неустойчи-вом, кризисном состоянии, то процесс воздействия (флуктуаций) достигает критической точки - точки бифуркации, в которой состояние системы становится максимально неопределенным, ин-детерминистским, случайностным. В этом состоянии подчас именно случай толкает систему в неожиданном, непредсказуемом направлении. Здесь случайное малое, порой незначительное и даже незамеченное воздействие может порождать во всей структуре системы и для всей системы колоссальные перемены. Система делает новый выбор и уже в новом качестве, в новом содержании подчиняется принципу детерминизма».
, синергетика выступает «уже как новое мировидение, мировосприятие В результате диалектика становится лишь частным методом синергетики. Более того, полагал цитируемый автор, диалектика, в основе которой лежит примат необходимого над случайным и другим постулатами, под напором новых знаний конца ХХ в. в основном исчерпала свой познавательный и прогностический материал в социальной сфере, в том числе в правоведении.
2 т.з. Ю. Ю. Ветютнев - «синергетика для юридической науки не является методом научного познания в чистом виде, а выполняет несколько иную роль. Синергетический подход предлагает общую модель описания процессов, происходящих в правовой системе, определяет постановку проблем и предоставляет соответствующую научную терминологию. Он имеет мировоззренческое значение и занимает промежуточное положение между парадигмой и научным методом»'. Способы и приемы синергетических исследований основаны на математических методах, которые в юридической науке не находят широкого применения. Поэтому юристам в ближайшее время едва ли стоит всерьез рассчитывать на действенную помощь синергетики.
Следовательно, случайное событие, ставшее причиной развития, изменения исследуемого явления, процесса, имеет шанс стать объектом теоретического анализа при единственно возможном условии, что событие, явление, воспринимавшееся первоначально как случайное, в действительности является выразителем закономерного и потому подлежит обстоятельному анализу на стадии теоретического познания.
Значимость: Синергетические описания механизмов развития, изменения открытых систем в правоведении могут быть использованы в прогностических исследованиях, основанных на формировании математических и концептуальных моделей путей перехода современного состояния исследуемого в будущее состояние.
Билет №8
1. Создание правовых систем отдельных государств. Формирование судебной системы в Англии в Средние века. Ассизы Генриха I и Генриха II.
2. Понятие частно-научных методов и их классификация.
1.Создание правовых систем отдельных государств. Формирование судебной системы в Англии в Средние века. Ассизы Генриха I и Генриха II.
Становление современного права — это длительный исторический процесс, охватывающий несколько столетий и начавшийся еще в раннем средневековье. Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствующие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму общественных катаклизмов.
Историко-культурные корни современного права складывались на почве рецепированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали прогрессивным изменениям в праве.
Важную роль в реформировании старого феодального права на новой основе сыграли английская революция XVII в. и французская революция XVIII в. Эти революции, особенно французская, были серьезным испытанием на прочность оставшейся от средневековья правовой надстройки.
В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права — англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам.
Каждая из этих двух систем имеет свои исторические корни. Несмотря на то, что французская и английская правовые системы уходят своими корнями в средние века, возникновение мировых систем права связано именно с процессом утверждения господства капитализма. Доминирующее положение этих стран в сфере права определялось также и тем, что в XIX в. они были наиболее богатыми и развитыми, превратившись к тому времени в крупнейшие колониальные державы.
Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Большое значение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.
На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, “берет с собой” английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях (“за морями”), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях. Так, еще в королевской Хартии Виргинии от 1606 г. говорилось, что “наши подданные, все вместе и каждый в отдельности будут иметь и пользоваться всеми Свободами, Вольностями и Иммунитетами, в любом из наших владений во всех их значениях и смыслах, как если бы они родились и жили в пределах нашего королевства Англии”.
Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами “незаселенных” земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как “нецивилизованное”.