Порядок возбуждения и рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Все дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами, даже если заявление о несостоятельности (банкротстве) подается физическим лицом в отношении физического лица (эта норма установлена также в п.1 ст.6 Закона).

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражными судами особым образом.

Производство по делам о банкротстве является особым видом арбитражного процесса, при котором нет истца и ответчика (неисковое производство).

В деле о банкротстве нет спорного правоотношения.

- Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

Инициаторами производства по делу о банкротстве должника являются:

- должник,

- кредитор,

- уполномоченные органы,

Ключевой фигурой в деле о банкротстве, непосредственно контролирующей финансовое положение должника или управляющей его делами, является арбитражный управляющий.

В каждой из процедур банкротства, кроме мирового соглашения, у арбитражного управляющего есть специальное наименование.

В наблюдении - это временный управляющий, в финансовом оздоровлении - административный управляющий, а во внешнем управлении и конкурсном производстве - соответственно внешний или конкурсныйуправляющий.

Арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации.

Для назначения управляющим кандидат должен отвечать определенным требованиям.

1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Высшее образование (комментируемая статья не уточняет, какое именно, однако это может иметь значение как дополнительное требование, установленное ст.23 Закона).

3. Стаж руководящей работы в совокупности не менее 2 лет.

4. Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих.

5.Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее 6 месяцев.

6.Наличие договора страхования ответственности на случай причинения вреда лицам, участвующим в деле о банкротстве.

7.Отсутствие судимости.

Дополнительные требования (возможность их установления является новеллой Закона 2002 г.) могут быть предъявлены к кандидатуре управляющего кредиторами:

- конкретное высшее образование (экономическое, юридическое либо по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, - иные варианты невозможны);

- наличие определенного стажа в соответствующей отрасли экономики;

- определенное количество проведенных процедур банкротства.

Наблюдение.

Основная цель наблюдения - достижение баланса интересов должника и кредиторов, предотвращение возможных злоупотреблений.

Наблюдение осуществляется до первого заседания суда, которое в соответствии со ст. 51 Закона должно состояться не более чем через 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ранее этот срок равнялся 3 месяцам).

Таким образом, по общему правилу, продолжительность наблюдения - 7 месяцев.

С момента введения процедуры наблюдения должник продолжает функционировать, но для него вводится особый режим, в рамках которого создаются механизмы, позволяющие пресечь возможные злоупотребления со стороны руководства должника, не прибегая к аресту имущества должника.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными законом.

Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

1) связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

2) связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

- о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

Особым последствием введения наблюдения является деятельность временного управляющего, особого субъекта, назначение которого преследует две основные цели –

во-первых, контроль за действиями руководителя должника;

во-вторых, осуществление финансового анализа, подготовка заключения о возможности восстановления платежеспособности должника.

Наши рекомендации