Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.

Особенности ликвидации юридического лица:

1.Право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам).

2.Необходимость ликвидации может возникнуть, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано.

3.Право участников юридического лица ликвидировать его добровольно и самостоятельно может быть ограничено лишь в силу прямого указания закона.

4. Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда, принятому по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.

Процесс ликвидации юридического лица состоит из нескольких последовательных стадий.

1. Лицо или орган, принявший решение о ликвидации, уведомляет об этом регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК).

2. Далее лицо или орган, принявший решение о ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (либо единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации.

  1. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

4. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати сообщение о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований (он не должен быть менее 2 месяцев с момента публикации), а также самостоятельно выявляет кредиторов и уведомляет их о ликвидации, принимает меры по выявлению и взысканию дебиторской задолженности юридического лица.

5. По окончании срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия, на основании установленного размера и состава кредиторской задолженности, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. В этот баланс включаются сведения о фактическом имуществе должника, а также перечне требований кредиторов и результатах их рассмотрения (возможности их удовлетворения или отклонения).

6. При недостаточности у организации денежных средств для удовлетворения подтвержденных требований кредиторов ликвидационная комиссия продает с публичных торгов имущество юридического лица и направляет полученные средства на удовлетворение таких требований.

7.В соответствии с утвержденным промежуточным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов. Денежные выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК.

8. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

9. Если у юридического лица осталось имущество, оно распределяется между участниками юридического лица, поскольку иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

10. Документы, касающиеся ликвидации, ликвидационная комиссия передает органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации юридического лица.

11. С этого момента - ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование (п. 8 ст. 63 ГК).

12.Если в ходе принятия решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса обнаруживается, что имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидация производится в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Прекращение юридического лица в случае несостоятельности (банкротства).

В настоящее время действующим законом является ФЗ от 26.10.2002 года « О несостоятельности (банкротстве)», в котором были учтены многие недостатки прежнего законодательства.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство);

Признаки банкротства.

1. Наличие задолженности 100 000 рублей для юридических лиц и 10 000 рублей для физических лиц;

2.Срок неисполнения требований - 3 месяца;

3. Установленность требований кредитора- т.е. подтверждение его решением суда, арбитражного, третейского суда, вступившего в законную силу (для уполномоченных органов требование должно быть подтверждено решением уполномоченного органа);

4. Истечение 30 дней со дня направления решения суда либо уполномоченного органа в службу судебных приставов-исполнителей и должнику.

Досудебные процедуры- один из способов предупреждения банкротства. Правовой регламентации досудебных мероприятий посвящена гл. II Закона о банкротстве, которая называется "Предупреждение банкротства".

Эти мероприятия применяются в период предбанкротного состояния должника, когда:

- во-первых, его платежеспособность уже пошатнулась;

- во-вторых, либо еще нет оснований для заявления о банкротстве, либо основания есть, но ими еще никто не воспользовался.

Исчерпывающего перечня конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, Закон не содержит.

Исходя из анализа практики, можно составить примерный перечень таких мер:

- анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств;

- прогнозирование экономической ситуации, а также факторов и последствий ее изменения на различных рынках; разработка и внедрение новой маркетинговой политики;

- реорганизационные мероприятия (например, присоединение либо слияние с платежеспособной компанией; выделение в отдельное юридическое лицо с целью ликвидации убыточного производства

- структурная перестройка производства, в рамках которой возможна продажа какого-либо имущества должника, закрытие неперспективных производств, перепрофилирование деятельности.

- усовершенствование системы управления предприятием-должником. Это может быть как смена, так и усовершенствование (повышение квалификации, переподготовка) руководителей структурных подразделений, изменения в подходе к подбору кадров и т.д.;

- достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощении долга (следует отметить, что скидка с долгов по сути является прощением части долга) и т.д.;

- исполнение третьими лицами за должника его финансовых (и иных) обязательств.

Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для удовлетворения всех требований по обязательствам и обязательным платежам.

Размер финансовой помощи при досудебной санации должен быть достаточен не только для удовлетворения всех требований, но и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционирования в нормальном режиме.

Таким образом, в порядке досудебной санации можно удовлетворить только все требования в полном объеме и только одновременно.

Наши рекомендации