Принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ).
К ним относятся:
- некоммерческие организации, указанные в ГК РФ,
- учреждения
- некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие, прямо указанные в законе некоммерческие организации.
Универсальная правоспособность означает, что юридические лица могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ.) К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, построенные на началах членства,
Возможны следующие случаи ограничения правоспособности:
1. Отдельными видами деятельности, как при общей, так и при специальной правоспособности юридические лица могут заниматься лишь на основании лицензии.
Правовой основой лицензирования является ст.49 ГК РФ, ФЗ от 8 августа 2001 года № 128 ‘’ О лицензировании отдельных видов деятельности’’,
Лицензия– разрешение, выдаваемое уполномоченными органами на занятие определенным видом деятельности.
Следует отличать лицензирование деятельности от государственной регистрации юридического лица.
Государственная регистрация – момент создания юридического лица, а получение лицензии на занятие определенными видами деятельности дает право юридическому лицу заниматься лицензируемыми видами деятельности.
2. Правоспособность юридических лиц может быть ограничена законом, в котором будет указано, какими видами деятельности юридическое лицо заниматься не вправе.
Например, к юридическим лицам со специальной правоспособностью могут устанавливаться определенные запреты, в частности в предмет уставной деятельности религиозной организации торговля не входит, однако право совершения сделок купли-продажи у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности.
Страховой деятельностью может заниматься только страховая организация. В Законе о страховании указано, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность.
Законодательство о банковской деятельности запрещает банковским учреждениям совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков.
3. Учредители (участники) юридических лиц, имеющих универсальную правоспособность, могут сами ее ограничить в учредительных документах.
Например, в уставе акционерного общества может быть предусмотрен прямой запрет на его участие в биржевых или иных рисковых сделках.
Дееспособность юридического лица - это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы.
Правоспособность и дееспособность юридического лица появляются с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ), они одинаковы по объему и действуют на протяжении всего периода его существования.
Органы юридических лиц могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание).
Например, в хозяйственных обществах и товариществах высший орган - общее собрание или собрание уполномоченных.
Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет его интересы в целом.
Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах.
4.
Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу.
Выделяют несколько способов образования юридических лиц.
1. При явочном ( разрешительный)порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
2. Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно акта уполномоченного государственного органа.
Этот порядок преобладал в период господства в СССР, плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
3. В настоящее время в Российской Федерации используется явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок.
Он заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом.
Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации.
Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется.
Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).
В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка.
Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом.
Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства (ст. 12 Закона о банках).
При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке (ст. 17 Закона о конкуренции).
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России.
Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
(1) непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов
(2) представление их в ненадлежащий орган.
3. иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.
Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы.
В них учредители на основе норм действующего законодательства:
- определяют правовое положение юридического лица,
- закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте,
- особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.