Направление налогового потенциала региона
Стремление государства достигнуть устойчивого экономического роста, направленного на реализацию приоритетных направлений государственной политики, включая укрепление человеческого капитала и справедливое распределение доходов, стабильность развития и поддержание экономической безопасности, требует решения проблем обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджеты разных уровней, ожидаемый уровень аккумулирования которых можно оценить по величине налогового потенциала.
Налоговый потенциал представляет собой одну из ключевых характеристик, отражающих уровень регионального развития. В условиях современных социально-экономических преобразований возрастает потребность в разработке научных подходов по более точной оценке налогового потенциала региона.
Анализ зарубежной практики показал, что укрепление налогового потенциала в федеративных государствах связано с развитием межбюджетных отношений, в рамках которых соблюдается баланс государственных и региональных интересов. Субфедеральные органы власти имеют реальную налоговую автономию, которая выражается в наличии надежных налоговых источников бюджетных поступлений.
Авторы, классифицируя факторы формирования налогового потенциала, выделяют основные и второстепенные; внешние и внутренние; общие, частные и специфические; постоянные и переменные; экстенсивные и интенсивные; количественные и качественные; измеряемые и неизмеряемые. По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние (рис. 1).
Рисунок 9. Факторы, влияющие на величину налогового потенциала территории
Эффективность налоговой политики зависит от того, насколько четко организовано согласование интересов государства и регионов. Политический фактор реализуется через оптимизацию отношений между федеральными, региональными, местными бюджетами. Инфляционные факторы подтачивают экономику всей страны посредством дополнительной денежной эмиссии.
Под влиянием инфляционных ожиданий капитал, который должен быть в реальном секторе экономики при нормализации макроэкономических показателей, остается в финансовом секторе.
Производственный фактор представляет собой результат деятельности в основных сферах развития региона, включая состояние производственных мощностей. Основным ограничением, формирующим исходную величину налогового потенциала региона, является суммарная налоговая база. Именно налоговая база служит тем базисом, на основе которого осуществляется процесс трансформации налоговых обязательств в фактические налоговые платежи, текущие недоимки и неуплаченные налоги по причине уклонений.
Решающее воздействие на величину суммарной налоговой базы региона оказывает структура экономики, которая характеризуется преобладающим развитием одних отраслей, комплексов, секторов над другими. Различаясь по ряду макроэкономических показателей, финансовой обеспеченности, структуре доходов и расходов, и многим другим важнейшим характеристикам, такие превалирующие в структуре экономики отрасли, комплексы и сектора формируют высокую или низкую величину налогового потенциала. В конечном итоге, структура экономики представляет собой основное ограничение (фактор), формирующее исходную величину налогового потенциала региона. Эффективно сформированная структура экономики способствует получению высокого валового регионального продукта, увеличению доходов хозяйствующих субъектов и населения, расширению производства, стабилизации социально-экономической обстановки в обществе и, соответственно, повышению уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Инфраструктурный фактор характеризует транспортно-географическое положение региона, что играет важную роль в повышении мобильности производственных ресурсов.
Стратегия развития региона и формирование благоприятного инвестиционного климата являются основой развития бизнеса, роста его капитализации, и как следствие, увеличения валового регионального продукта и налоговых поступлений. Стимулирование инвестиционной активности может осуществляться различными способами, в том числе и посредством реформирования налоговой системы страны. Именно с помощью системы налогообложения государство может влиять на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий, и которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве капитальных вложений в основной капитал. На современном этапе, когда долгосрочные банковские кредиты остаются малодоступными и государство также не всегда осуществляет поддержку инвестиционных проектов путем предоставления бюджетных средств, самофинансирование является одной из основных форм обеспечения инвестиций. Таким образом, развитие региональных инвестиционных процессов сегодня зависит от множества факторов, ключевым из которых является активное участие в этом процессе государства по вопросам использования инструментов налогового стимулирования.
Экологический фактор определяется состоянием окружающей среды региона. Существует возможность повысить налоговый потенциал аграрной сферы региона путем расширения налоговой базы посредством осуществления комплекса мероприятий. Приоритетами здесь могут быть: создание научно-производственных кластеров, стимулирование развития малого предпринимательства, сферы услуг, туристической отрасли и т.п.
Корректировка системы налогового федерализма, строящегося преимущественно на трансфертных моделях, требует анализа перспектив совершенствования показателей и методов оценки налогового потенциала территорий. Представляется целесообразным обоснование единых методических подходов к оценке налогового потенциала региона, их формализация в налоговом паспорте, что будет способствовать укреплению их финансовой самостоятельности. Именно поэтому нормативно-правовое закрепление единой методики оценки налогового потенциала для регионов и государства в целом является одним из направлений увеличения налогового потенциала на современном этапе.
Проблема укрепления налогового потенциала регионов РФ является многоаспектной и требует системного решения (рис. 10).
Рис. 10. Основные направления механизма укрепления налогового потенциала регионов РФ
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Самостоятельность субфедеральных бюджетов необходимо обеспечивать, используя четкую систему осуществления налогового федерализма. Существующая дифференциация российских регионов по природно-климатическим и географическим условиям, уровню социально-экономического развития, налоговому потенциалу требует внесения корректировок в планировании и прогнозировании налоговых возможностей региона. Укрепление налогового потенциала необходимо проводить с учетом разного спектра возможностей и, в первую очередь, самих регионов. Таким образом, укрепление налогового потенциала региона России связано с решением комплекса задач, направленных на обеспечение экономической стабильности, совершенствование бюджетно-налогового законодательства и улучшение системы и механизма налогового администрирования. финансовой самостоятельности. Именно поэтому нормативно-правовое закрепление единой методики оценки налогового потенциала для регионов и государства в целом является одним из направлений увеличения налогового потенциала на современном этапе.
Целью налогового планирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях, является оценка соотношения налоговых потенциалов территорий и фактических поступлений налогов, а налогового прогнозирования - определение возможных объемов налоговых платежей в плановом и прогнозных периодах. Приоритетами при осуществлении стратегического планирования развития налогового потенциала региона могут быть: создание научно-производственных кластеров, развитие сферы услуг, туристической отрасли и т.п.
Корректировка действующего порядка налогового федерализма требует анализа перспектив совершенствования показателей и методов оценки налогового потенциала территорий.
Большинство проблем, возникающих при расчете налогового потенциала, снимаются при переходе к методу репрезентативной налоговой системы. Применение данного метода оценки приведет к упрощению расчета и повышению его адекватности. Метод репрезентативной налоговой системы является наиболее распространенным методом оценки доходных возможностей регионов в международной практике. Следует отметить, что данный метод все же обладает рядом недостатков, в ряде случаев приводящих к искажениям оценки доходных возможностей регионов, однако основные из недостатков можно устранить путем совершенствования отчетности.
На основании данных Налогового паспорта можно прогнозировать поступления налогов и сборов на перспективу с учетом вероятного изменения законодательства о налогах и сборах, но при этом следует расширить состав показателей налогового паспорта субъекта Российской Федерации и улучшить его методическое обеспечение.
Можно выделить целый ряд требований как к методике планирования и прогнозирования налогового потенциала региона, так и к информационной базе данной оценки и прогноза. В их числе можно выделить следующие основные требования с учетом реальных и потенциальных факторов, динамично развивающейся экономики, постоянного внесения изменений в действующее законодательство: полнота, точность и своевременность учета налогов; учет максимального количества факторов, влияющих на формирование потенциала региона; оценка налогового потенциала по каждому виду налогов с учетом экономической, ресурсно-сырьевой специфики региона на основе расчета агрегированной налоговой базы; учет данных различных лет с дифференцированными весовыми коэффициентами (чем больше временной лаг, тем ниже вес соответствующего показателя); возможность моделирования и прогнозирования налогового потенциала; закрепление электронного обмена информацией между госструктурами на законодательном уровне; ужесточение контроля над формированием информационных ресурсов регистрирующих органов и др.
Заключение
Функционирование и развитие региональной экономической системы Российской Федерации происходит в условиях глубокого кризиса отечественной модели территориального воспроизводства. Современная специфика регионального развития России обуславливает особую важность переосмысления положений налоговой политики, прежде всего тех вопросов, которые связаны с пониманием роли налогов в жизнедеятельности общественной системы в целом, выявлением возможностей их использования для решения насущных воспроизводственных проблем территории, разработкой методических подходов к организации процесса налогового регулирования социально-экономической сферы регионов.
После рассмотрения основных положений региональных налогов, можно сделать заключение о том, что данные налоги представляют огромный интерес при их изучении. И оказывают непосредственное влияние на экономику субъектов РФ. В свою очередь федеральный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития региональной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование региональной экономики осуществляется также посредством финансирования из федерального бюджета.
Но, к сожалению, региональное налогообложение сталкивается с рядом проблем, в частности: со снижением налоговых поступлений в бюджеты субъектов из-за отмены большинства региональных налогов; ограниченностью полномочий региональных властей; многочисленные судебные издержки по вопросам уклонения от уплаты налогов, просрочки платежей и т.д.
Для решения данных проблем необходимо увеличить доходность регионального государственного комплекса, укрепить развитие налогооблагаемой базы регионов. Следует законодательно закрепить следующие положения: основные правила разграничения конкурирующей компетенции федерации и субъектов; принцип субсидиарности в межбюджетных взаимоотношениях; основы бюджетного выравнивания: цели и задачи, направления, по которым осуществляется федеральная помощь бюджетам иных уровней и условия ее предоставления, формы финансового выравнивания, основы механизма согласования интересов федерации и субъектов в процессе распределения финансовых средств; механизм участия субъектов федерации в формировании государственной федеральной региональной политики.