Глава 7 Налоги и платежи за пользование природными ресурсами
В настоящее время в РФ установлены следующие налоги и платежи за пользование природными ресурсами, иначе называемые ресурсными налогами:
1) налог на добычу полезных ископаемых;
2) водный налог;
3) земельный налог.
Рассмотрим эти налоги
Налог на добычу полезных ископаемых
Этот налог введен с начала 2002 г. Он относится к категории федеральных налогов. Налог на добычу полезных ископаемых заменил собой три прежних налога: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, а также платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.
Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели — недропользователи, т.е. субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, юридические лица.
Объектом налогообложения являются полезные ископаемые:
- добытые на участке недр, предоставленном плательщику в пользование;
- добытые из недр за рубежом, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора).
Не признаются объектом налогообложения:
- общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им для личного потребления;
- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
Налогооблагаемая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытого полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
• Количество добытого полезного ископаемого определяется в единицах массы или объема в зависимости от добытого ископаемого.
Налоговым периодом поданному налогу признается календарный месяц.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от видов полезных ископаемых.
По некоторым другим полезным ископаемым налогообложение производится по ставкам, приведенным в таблице 10.
Таблица 10 - Виды добытых полезных ископаемых
Виды добытых полезных ископаемых | Ставка, % |
Калийные соли | 3,8 |
Торф, каменный уголь | 4,0 |
Руды черных металлов кондиционные | 4,8 |
Апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды | 4,0 |
Горно-химическое неметаллическое сырье | 5,5 |
Соль природная и чистый хлористый натрий | 5,5 |
Сырье радиоактивных металлов | 5,5 |
Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы | 4,0 |
Подземные промышленные и термальные воды | 5,5 |
Неметаллическое сырье, используемое в стройиндустрии | 5,5 |
Горно-рудное неметаллическое сырье | 6,0 |
Минеральные воды | 7,5 |
Драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды, за исключением золота | 6,5 |
Золото | 6,0 |
Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни | 8,0 |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 147 руб. за 1000 м3 газа |
Водный налог
Плательщики водного налога — организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование. При этом водопользованием признается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов, а названные субъекты, которым предоставлены права пользования этими объектами, называются водопользователями.
Физические лица, не занимающиеся предпринимательством, связанным с использованием водных объектов, и, соответственно, не имеющие специальных лицензий, не являются плательщиками водного налога.
В случаях когда водопользователи получают воду через систему ЖКХ, они не являются плательщиками, поскольку здесь нет факта специального и особого водопользования, осуществляемого через лицензирование.
Объектами налогообложенияявляются следующие виды пользования водными объектами:
• забор воды из них;
• использование их акватории
• их использование без забора воды для целей гидроэнергетики;
• их использование для целей лесосплава.
Таким образом, объектом обложения является вид водопользования, а не целевое использование уже добытой воды.
Перечислим виды водопользования, которые не являются объектами налогообложения:
• забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
• забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
• забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река—море) плавания воды для обеспечения работы технологического оборудования;
• забор воды и использование акватории для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
• использование акватории для плавания на судах;
• использование акватории для проведения мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
• использование акватории для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения;
• использование акватории для отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
• особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
• использование акватории для рыболовства и охоты.
Предмет налогообложения зависит от видов водопользования. Им может выступать:
• вода, забранная из водного объекта;
• предоставленное водное пространство;
• количество выработанной электроэнергии.
База налогообложения. Облагаемым видам водопользования соответствуют четыре особых вида налоговой базы. База обложения определяется как:
1) объем воды, забранной из водного объекта, — при заборе воды. База не уменьшается на потери воды при заборе и транспортировке и на объем воды, переданной своим абонентам. Если водопользователь осуществляет забор воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для передачи другим водопотребителям, то базой является весь объем забранной воды, включая воду, переданную своим абонентам;
2) площадь предоставленного водного пространства — при использовании акватории, за исключением лесосплава в плотах.
Для определения площади акватории, используемой плательщиками, применяются «Рекомендации по нормативам определения площади акватории водных объектов, используемой водопользователями» Министерства природных ресурсов РФ.
Для водопользователей, эксплуатирующих подводные, надводные коммуникации, трубопроводы, кабели связи и другие сооружения, рекомендована следующая формула:
S=B1 B+P (27)
где S— площадь используемой акватории; Bi — ширина сооружения; В— ширина реки; Р— площадь охранной зоны (принимается в соответствии со Строительными нормами и правилами водопользователя);
3) количество произведенной электроэнергии — при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.
Налоговым периодом по водному налогу признается календарный квартал.
Ставки водного налога устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и видам водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. м3 воды; 1 км2; 1 тыс. кВт-ч; 1 тыс. м3 леса на 100 км сплава).
Ставки устанавливаются в следующих размерах:
1. При заборе воды:
• из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования территориального моря РФ (табл. 12) и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования (табл. 13).
Таблица 12
Экономический район | Бассейн реки, озера | Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. м3 воды забранной | |
из поверхностных водных объектов | из подземных водных объектов | ||
Северный | Волга | ||
Нева | |||
Печора | |||
Северная Двина | |||
Прочие реки и озера | |||
Северо-Западный | Волга | ||
Западная Двина | |||
Нева | |||
Прочие реки и озера |
Таблица 13
Море | Ставка в рублях за 1 тыс. м3 морской воды |
Балтийское | 8,28 |
Белое | 8,40 |
Баренцево | 6,36 |
Азовское | 14,88 |
Черное | 14,88 |
Каспийское | 11,52 |
2. При использовании акватории:
- поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (табл. 14);
Таблица 14
Экономический район | Ставка (тыс. руб.) в год) за 1 км2 используемой акватории |
Северный | 32,16 |
Северо-Западный | 33,96 |
Центральный | 30,84 |
Волго-Вятский | 29,04 |
Центрально-Черноземный | 30,12 |
Поволжский | 30,48 |
- территориального моря РФ и внутренних морских вод (табл. 15).
Таблица 15
Море | Ставка (тыс. руб. в год) за 1 км2 используемой акватории |
Балтийское | 33,84 |
Белое | 27,72 |
Баренцево | 30,72 |
Азовское | 44,88 |
Черное | 49,80 |
Каспийское | 42,24 |
При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта ставка установлена в тысячах рублей за 1 км2 в год. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период (квартал) исчисляется как '/4 суммы налога, исчисленной по годовой ставке.
Установлена льготная ставок:
• ставка при заборе воды для снабжения населения — 70 руб. за 1 тыс. м3 воды.
Порядок исчисления. Сумма налога по итогам каждого налогового периода определяется плательщиком самостоятельно как произведение базы и соответствующей ей ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, в отношении всех видов водопользования.
Земельный налог
. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий плательщиков.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся:
1) собственниками земли (лица, являющиеся собственниками земельных участков);
2) землепользователями (лица, владеющие и пользующиеся участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения).
Не признаются плательщиками организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им в аренду, а также если у них есть земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения.
Объектом налогообложения земельным налогом признаются названные выше права на земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Одновременно НК РФ не признает объектом обложения земельные участки:
• изъятые из оборота по законодательству;
• ограниченные в обороте по законодательству, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
• ограниченные в обороте по законодательству, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
• ограниченные в обороте по законодательству, в пределах лесного фонда;
• ограниченные в обороте по законодательству, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
База налогообложенияопределяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Кадастровая стоимость участка определяется в соответствии с земельным законодательством. Регламентируется статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [4].
База определяется в отношении каждого участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января.
База уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного плательщика на территории одного муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий плательщиков [5]:
• Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;
• инвалидов с детства;
• ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
• физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с законами «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
• физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
• физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер базы, определенной в отношении участка, база принимается равной нулю.
Дополнительно установлены льготы Законом СПб от 28.11.2005 611-86.
1. От уплаты земельного налога освобождаются следующие категории
налогоплательщиков в отношении одного земельного участка на территории
Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном
(бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои
Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры
ордена Трудовой Славы;
2) инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой
деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности,
установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени
ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалиды с детства;
4) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, в том числе лица,
награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю
блокадного Ленинграда", а также ветераны и инвалиды боевых действий;
5) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки
в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" (ред. от 05.12.2006);
6) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска
непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия,
ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных
объектах;
7) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или
ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ,
связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие
и космическую технику;
8) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном
пенсионным законодательством Российской Федерации, в отношении
земельного участка, не превышающего 25 соток;
9) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую
продолжительность военной службы двадцать лет и более;
2. Освобождаются от уплаты земельного налога органы государственной
власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы
органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых
осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы
доходов и расходов.
3. С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного
налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование)
взимается земельный налог с площади, переданной в аренду
(пользование) [5].
Также от уплаты освобождаются и организации:
- уголовно-исполнительной системы в отношении земельных участков,
предоставленных для непосредственного выполнения возложенных функций;
- в отношении земельных участков, занятых государственными
автодорогами общего пользования;
- религиозные организации за земельные участки, на которых расположены
здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного
назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов с численностью
инвалидов не менее 80% за земли, используемые ими для осуществления
уставной деятельности;
- организации с уставным капиталом, состоящим полностью из вкладов
общественных организаций инвалидов при условии, что в численности
не менее 50% инвалидов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25% -
за земли, используемые ими для производства и реализации товаров (кроме
подакцизных);
- организации - резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) сроком на 5
лет с момента возникновения права собственности на земельный участок.
Налоговым периодомпо земельному налогу признается календарный год. Для организаций и предпринимателей могут устанавливаться отчетные периоды — первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налоговые ставкиустанавливаются актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
• 0,3% — в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к названным фонду и объектам) или для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
• 1,5% — в отношении прочих земельных участков.
Допускается также установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель или разрешенного использования участка. Для Санкт-Петербурга устанавливаются следующие налоговые ставки:
- 0,004% от кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельхозиспользования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;
- 0,042% от кадастровой стоимости земельных участков, занятых:
- объектами жилищного фонда;
- объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ (кроме объектов,
не относящихся к жилищному фонду);
- гаражами;
- участками, предоставленными для жилищного строительства
- для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства,
огородничества и животноводства;
- 1,5 % от кадастровой стоимости прочих земельных участков
Представительный орган муниципального образования (законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть внесение в течение налогового периода не более двух авансовых платежей для физических лиц, уплачивающих налог на основании уведомления. При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение базы и доли ставки в размере, не превышающем 1/2 установленной ставки, в случае установления одного авансового платежа и 1/3 ставки в случае установления двух платежей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам года, и суммами уплаченных в течение года авансовых платежей.
Плательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по истечении первого, второго и третьего кварталов как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости участка на 1 января текущего года.