Согласовано на 2017/2018 уч. год
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Согласовано на 2017/2018 уч. год
Зам. начальника УМУ
___________А.В. Синицкий
«___» _______________2017г.
Дисциплина: Основы расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов
Специальность (направление):подготовки специалиста по направлению подготовки 38.05.02 "Таможенное дело"
Форма обучения: все
Вопросы для подготовки к экзамену
Понятие криминалистической характеристики преступлений и ее элементы.
Каждая характеристика представляет собой описание существенных сторон, свойств, закономерностей отражаемого в ней объекта реальной действительности в целом или каких-то его компонентов, фрагментов, которыми он отличается от других объектов окружающего мира.
Своеобразие криминалистической характеристики преступлений определяется двумя моментами:1) особенностями отражаемой в ней реалии и ее признаков;2) спецификой целей подобного отражения.Существует три уровня кримин. характеристики: 1) уровень отд.деяния;2) особенный уровень;3) общий уровень.Подход на уровне отдельного предполагает криминалистическую характеристику конкретного деяния как единств.в своем роде, уникального явления реальности. Два других уровня символизируют 1 общую для них, но отличающуюся от предыдущей, систему координат – рассмотрение кримин. характеристики преступлений в ее обобщенном типовом варианте.С этой точки зрения кримин.характеристика преступлений может быть представлена в качестве типовой информационной модели, которая отражает типичные, с необходимостью повторяющиеся признаки опред.класса преступлений. Она несет знание о том, что характерно для всех явлений исследуемого множества.На уровне особенного уровня разрабатываются кримин. характеристики: 1) определенных групп криминалистически сходных в той или иной мере видов преступлений (преступлений, совершаемых осужденными в ИТУ; преступлений, совершаемых несовершеннолетними; преступлений, совершаемых рецидивистами; преступлений, совершаемых бродягами);2) отд. видов преступлений (например, краж, убийств);3) опред.разновидностей преступлений(например, убийств, сопряженных с уничтожением трупа потерпевшего).На общем уровне разрабатываются основы кримин. характеристики всей совокупности различных преступлений. Они формируются путем изучения и сравнительного анализа кримин. характеристик отдельных групп, видов и разновидностей преступлений. Такая характеристика играет ориентирующую роль, выступает в качестве теоретической базы разработки и совершенствования типовых крим. характеристик отдельных категорий преступлений, определяет единообразный подход к пониманию сущности, структуры, форм и способов использования содержащихся в них данных. С точки зрения научных исследований прикладной направленности и следственной практики наиболее значимы криминалистические характеристики определенных категорий преступлений. Каждая из таких характеристик представляет собой систематизир. описание и объяснение следственно и криминалистически значимого комплекса признаков данного объекта (неск. сходных видов, отдельного вида или разновидности преступлений), его связей и отношений, существ. для научного и практич. решения проблемы выявления и раскрытия преступлений соответствующей категории.
Осмотр места происшествия по делам о преступлениях отнесенных к компетенции таможенных органов.
В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия проводится до возбуждения дела.
Осмотр чаще всего связан с контрабандой и проводится с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмотру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыске и задержании лица. К проведению осмотра, когда необходимо установить качество предметов, фабричную маркировку и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста.
Криминалистическая характеристика легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления (ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ).
Уголовный закон предусматривает ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Однако легализация преступных доходов наряду с уголовно-правовыми включает также элементы, не указанные в диспозиции статей УК, выявление которых способствует раскрытию и расследованию преступления.
С криминалистической точки зрения под легализацией преступных доходов понимается обусловленная объективными и субъективными факторами, взаимосвязанная со средой и в ней отображаемая динамическая система устойчиво повторяющихся действий субъекта (субъектов), совершающего финансовые операции и иные сделки с денежными средствами или имуществом с целью сокрытия непосредственной связи этих денег или иного имущества с предыдущим преступлением, маскировки следов этого преступления, создания в обществе ложного представления о происхождении денег или имущества для последующего введения его в гражданский оборот.
Предмет преступного посягательства. Анализ международных правовых рекомендаций, российского уголовного и гражданского законодательства позволяет отнести к предмету легализации следующее:
— недвижимые вещи, а именно: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (ст. 130 ГК РФ);
— движимые вещи (т. е. не относящиеся к недвижимости), в том числе деньги, валютные ценности, ценные бумаги, имущественные права на движимые вещи;
— услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность, в том числе исключительные права на нее).
Субъект посягательства. Всех лиц, причастных к легализации, можно подразделить на несколько групп в зависимости от роли, которую они исполняют в процессе реализации преступного замысла, и наличия у них тех или иных навыков.
К первой группе относятся лица, обладающие правом заключения сделок от имени юридического лица, а также управлять людьми и распоряжаться имуществом организации.
Вторая группа представлена лицами, осуществляющими учетные операции и исполняющими распорядительные функции в пределах своих полномочий (обычно это среднее звено хозяйствующих субъектов), а также лицами, в силу требований закона обязанными совершать определенные действия по приданию сделке установленной законом формы (нотариусы, работники регистрирующих органов). Их можно назвать «вспомогательным звеном».
В третью группу входят привлеченные для совершения финансовых операций лица, использующие возможности компьютерной техники, так называемые преступники-интеллектуалы.
Четвертую группу составляют лица, оказывающие в силу своего высокого служебного положения покровительство субъектам легализации (депутаты, чиновники различных ведомств).
К пятой группе, характерной для офшоров, относятся лица, профессионально занимающиеся легализацией (специальные брокеры, агенты, выявляющие лиц, намеревающихся легализовывать средства в данной офшорной зоне).
Физическая деятельность субъекта посягательства. Основополагающим фактором, характеризующим физическую деятельность субъекта по совершению преступления, является способ.
Способ легализации (отмывания) денежных, средств и иного имущества — это обусловленная субъективными качествами субъекта, предметом легализации, поставленными субъектом целями и элементами, объективно сложившейся обстановкой система действий субъекта, включающая предварительное отмывание (легализацию) денежных средств и иного имущества, приобретенных заведомо преступным путем, отделение преступных доходов от источника их происхождения, интеграцию их в экономику, в конечном счете направленная на создание гражданско-правовых оснований приобретения права собственности на эти денежные средства и иное имущество, т. е. на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.
26. Особенности возбуждения дела. Типичные исходные следственные ситуации по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления.
Содержание следственной ситуации всегда связано с особенностями источника информации (на стадии возбуждения уголовного дела — поводами для возбуждения уголовного дела). Таким образом, невозможно говорить об организации расследования без учета той следственной ситуации, которая складывается по делу на начальном этапе расследования или даже на стадии принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Факты легализации обычно выявляют такие государственные органы, как Министерство РФ по налогам и сборам, органы внутренних дел, Комитет РФ по финансовому мониторингу. Содержание составляемых ими документов по результатам проверки деятельности хозяйствующих субъектов и обычных физических лиц регламентируется законодательными актами и ведомственными инструкциями и положениями
Таким образом, исходя из принципа повторяемости источников информации, послуживших поводом к возбуждению уголовного дела, можно выделить следующие следственные ситуации начального этапа расследования легализации преступных доходов других лиц.
Первая ситуация — уголовное дело возбуждено по акту выездной налоговой проверки, составленному налоговой инспекцией. Выявлению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, способствуют такие положения Налогового кодекса РФ, как контроль налоговых органов за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами по товарообменным операциям, по внешнеторговым сделкам, при отклонении цен больше, чем на 20% в сторон повышения или понижения от уровня обычных цен за непродолжительное время (п. 2 ст. 40 НК РФ), понятие взаимозависимых лиц (ст. 20 НК РФ) и др.
Вторая ситуация — уголовное дело возбуждено по основаниям, содержащимся в акте о проверке налогоплательщика, проведенной органами внутренних дел.
Третья ситуация — уголовное дело возбуждено по материалам органов Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ РФ).
При сопоставлении содержания фактической стороны каждой из изложенных типичных следственных ситуаций начального этапа расследования легализации преступных доходов других лиц нетрудно прийти к выводу о частичном совпадении их содержания. Но указанные следственные ситуации отличаются объемом информации и ее источниками.
Практический эффект выделения типичных следственных ситуаций во много раз возрастает при использовании типовых программ расследования.
Особенности тактики первоначальных следственных действий по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем или лицом в результате совершения им преступления.
Уголовно-процессуальный закон определяет перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства (ст. 73 УПК РФ). Эти обстоятельства в методике расследования преступлений конкретизируются с учетом уголовно-правовой и криминалистической специфики преступления определенного вида.
Среди обстоятельств, относящихся к событию преступления, достаточно большое значение имеет установление предмета преступного посягательства. В зависимости от предмета легализации направления доказывания имеют свои характерные особенности. Так, особое внимание следует уделить исследованию преступного пути происхождения денежных средств. Эта работа сопряжена со значительными трудностями, так как легализация (отмывание) незаконно полученных денежных средств проходит несколько этапов — от прерывания непосредственной связи финансовых средств с преступлением путем их перемещения до возвращения преступнику денег, происхождение которых невозможно определить. В процессе легализации для маскировки источника происхождения денежные средства, приобретенные преступным путем, могут смешиваться с Денежными средствами, полученными законным путем. Кроме того, как уже было отмечено ранее, для большинства случаев легализуемая имущественная масса может увеличиваться путем получения дополнительной прибыли при введении ее в гражданско-правовой оборот.
В ходе расследования необходимо установить не только размер и время получения дохода в виде денежных средств от преступной деятельности, но и момент их легализации, а также размер и время получения дохода от законной деятельности (если такой доход имел место). В материалах уголовного дела должно быть точно зафиксировано, какая конкретно сумма была получена в результате занятия преступной деятельностью, какая часть указанных денежных средств и каким образом была легализована, какие документы и иные данные подтверждают факт легализации. Причем эти данные должны быть конкретизированы по периодам, если доходы от занятия противоправной деятельностью были получены в течение длительного времени.
В эту же группу обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по данной категории дел, включаются также место и время совершения легализации. Указанная система обстоятельств, формирующих предмет доказывания по делам о легализации преступных доходов, является системообразующей основой в общей типовой программе исследования события с признаками легализации преступных доходов.
УК РФ Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:
а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Согласовано на 2017/2018 уч. год
Зам. начальника УМУ
___________А.В. Синицкий
«___» _______________2017г.
Дисциплина: Основы расследования преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов
Специальность (направление):подготовки специалиста по направлению подготовки 38.05.02 "Таможенное дело"
Форма обучения: все
Вопросы для подготовки к экзамену