Дополнительные меры по совершенствованию налогового администрирования
Как уже было отмечено выше главное внимание в области налоговой политики в настоящее время должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования. Поэтому данный вопрос стал предметом специального рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации 30 сентября 2004 г. По результатам этого заседания Минфином России с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти был подготовлен, а Правительством Российской Федерации одобрен Перечень мер по совершенствованию налогового администрирования. В настоящее время осуществляется реализация мер, предусмотренных в этом Плане.
Вместе с тем возникла необходимость еще раз обсудить на заседании Правительства Российской Федерации и принять принципиальные решения по вопросам, которые приобрели в последнее время особую актуальность и которые остро ставятся предпринимательским сообществом. Речь, прежде всего, идет о повышении защищенности налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов, о снятии определенного напряжения, возникшего в последнее время в их отношениях.
Важно, чтобы осуществляемые ФНС России меры по укреплению налогового администрирования не препятствовали безусловному соблюдению прав и законных интересов налогоплательщиков, обеспечивали самостоятельное и добросовестное выполнение налогоплательщиками своих обязанностей.
Это может быть реализовано как путем внесения изменений в законодательство и, прежде всего, в часть первую Кодекса, так и посредством осуществления мер по улучшению организации работы налоговых органов.
В связи с этим предлагается при подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в часть первую Кодекса, подготовка которого включена в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации принять решения по следующим вопросам:
- упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, в частности:
определив исчерпывающий перечень документов, представляемых одновременно с налоговыми декларациями, а также испрашиваемых налоговыми органами при проведении таких проверок;
исключив возможность повторного представления документов, ранее уже представленных в налоговые органы;
увеличив сроки представления истребованных документов;
отказавшись от требования о необходимости нотариального заверения копий представляемых в налоговые органы документов, если такое требование не определено гражданским законодательством;
- усовершенствовать процедуры в случае несогласия налогоплательщика с результатами выездной налоговой проверки путем:
увеличения срока для представления налогоплательщиком возражений на акты таких налоговых проверок;
создания в налоговых органах специальных подразделений для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок с целью исключения такого рассмотрения лицами, проводившими налоговую проверку. При этом право назначать на должность (снимать с должности) таких работников должно быть предоставлено вышестоящему налоговому органу. (эта мера может быть реализована без изменения законодательства. Минфином России даны указания ФНС России о разработке соответствующего приказа.);
установления порядка в соответствии с которым рассмотрение возражений налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки должно осуществляться в присутствии налогоплательщика и (или) его уполномоченных представителей. При этом они должны иметь возможность аргументировать свою позицию и давать необходимые пояснения;
- установить пресекательный срок проведения выездной налоговой проверки (2-3 месяца) с возможностью его продления только в случаях проведения экспертизы (привлечения специалистов) и (или) встречных проверок, а также при несвоевременном представлении истребованных документов и проверки филиалов. Установить, что в случае фактического отсутствия проверяющих на территории налогоплательщика в период проведения проверки срок проверки не приостанавливается, а решение о продлении налоговой проверки в каждом конкретном случае принимается вышестоящим налоговым органом;
- ограничить основания при которых могут проводится повторные выездные проверки только случаями, когда они проводятся по требованию самого налогоплательщика, суда или правоохранительных органов, в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа, а также при ликвидации (реорганизации) организации
- усовершенствовать порядок предоставления налоговых отсрочек (рассрочек), в частности:
снять существующие ограничения в виде лимитов предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов;
предусмотреть, что при форс-мажорных обстоятельствах, а также при угрозе банкротства (в том числе в результате единовременной уплаты сумм налогов, пени и штрафов, предъявленных налогоплательщикам в результате налоговых проверок) налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) на срок до 3 лет. При этом решение о предоставлении такой отсрочки принимается Правительством Российской Федерации;
исключить в качестве основания для предоставления отсрочки бюджетное недофинансирование;
- уточнить отдельные определения и квалифицирующие признаки (налоговый резидент, обособленное подразделение, банковский счет, момент уплаты налога, действие актов законодательства о налогах и сборах во времени и др.);
- установить единый перечень и порядок списания задолженности, признанной безнадежной;
- предоставить налоговым органам право взыскивать суммы штрафов в бесспорном порядке с организаций, которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов либо выражают согласие с такими решениями. При этом должен быть безусловно сохранен судебный порядок взыскания недоимки, пени и штрафов с физических лиц.
- уточнить составы налоговых правонарушений и размеры соответствующих штрафов, в частности, отказаться от финансовой ответственности за нарушение правил бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, не повлекшие отрицательных налоговых последствий.
Помимо внесения изменений в законодательство необходимо реализовать комплекс мер по улучшению организации работы налоговых органов. При этом акцент в работе налоговых органов должен быть сделан на создание комфортных условий обслуживания налогоплательщиков: отсутствие претензий к работе налоговых органов, оперативность рассмотрения запросов, своевременный возврат излишне уплаченных сумм и т.д. Именно такие или подобные им показатели должны стать основными при оценке работы налоговых органов.
Одновременно необходимо:
- закрепить стандарты деятельности налоговых инспекций и обслуживания налогоплательщиков, а также улучшить информационную работу налоговых органов;
- обеспечить более четкую координацию деятельности и информационное взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел, таможенными органами, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- усовершенствовать процедуры регистрации налогоплательщиков и мониторинга их деятельности с целью своевременного выявления случаев уклонения от налогообложения;
- развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров, а также обеспечить создание дополнительных гарантий от ошибок налоговых органов. С этой целью целесообразно поднять уровень ответственности за принятие решений по результатам выездных налоговых проверок, установив порядок в соответствии с в случаях значительных дополнительных начислений налогов решение о направлении акта налоговой проверки должно быть санкционировано вышестоящим налоговым органом. В зависимости от объема претензий, ФНС России или управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации. (Минфином России даны указания ФНС России об оперативной подготовке соответствующего приказа).
- с целью снижения уровня коррупции, а также повышения защищенности работников налоговых органов создать в территориальных органах ФНС России «службу внутренних расследований», обеспечивающих контроль за работой и физическую защиту работников налоговых органов (Минфином России даны указания ФНС России об оперативной подготовке соответствующего приказа);
Кроме этого следует решить вопросы упрощения ликвидации юридических лиц, которые в течение долгого срока не представляют отчетность в налоговые органы и место нахождения которых неизвестно. Должна быть также создана единая база по паспортам, доступная для использования налоговыми органами, а также единая для всей страны учетная база по имеющимся транспортным средствам.
Приложения: упомянутые всего на 19 листах.
Проект
Директивы для Министерства экономического развития Российской Федерации для разработки сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.