По своей процессуальной цели иски делятся на иски о присуждении и на иски о признании.
Иски о присуждении (исполнительные иски) характеризуются тем, что истец требует от арбитражного суда обязать ответчика передать истцу определенное имущество, денежную сумму, совершить определенное действие. Во всех подобных исках арбитражный суд должен учитывать фактические обстоятельства дела; должен разрешить вопрос о том, существуют ли права и обязанности сторон, каким законом, договором они предусмотрены. При утвердительном ответе на этот вопрос — присудить ответчика передать истцу спорную вещь, уплатить спорную сумму и т. д.
Предметом иска о присуждении является материально-правовое требование истца к ответчику, принудительного осуществления которого добивается истец. Основание иска о принуждении составляют юридические факты, свидетельствующие о том, что право нарушено (истечение срока договора, невыполнение ответчиком обязательства, лежащего на нем в связи с заключением договора), т. е. те же обстоятельства (факты), которые создают, изменяют или погашают права и обязанности сторон или препятствуют возникновению прав и обязанностей.
Иски о признании именуются также установительными, поскольку задача суда ограничивается установлением наличия или отсутствия спорного правоотношения, и исполнительное производство по ним не возбуждается. Если же, например, истец просит в арбитражном суде признать право собственности на недвижимое имущество либо предъявляет иск о признании недействительным договора аренды, то такие иски называются исками о признании. В таких исках предметом иска будет требование истца к ответчику о признании наличия или отсутствия спорного права. Истец требует, чтобы суд подтвердил, т. е. признал, что между сторонами существует или не существует правоотношение. Основание иска составляют юридические факты, с которыми истец связывает свое требование к ответчику.
Иски о признании делятся на положительные и отрицательные. Положительные искинаправлены на признание наличия спорного правоотношения (например, иски о признании права собственности, о признании сделки действительной), а иски отрицательныенаправлены на признание отсутствия спорного права (правоотношения). К таким искам, например, относятся иски о признании сделки недействительной.
Право на иск
С понятием «иск» тесно связано понятие «право на иск». В понятии «право на иск», как и в понятии иска, соединены два правомочия: право на предъявление иска и право на удовлетворение иска. Таким образом, две стороны (процессуально-правовая и материально-правовая) иска единого понятия в арбитражном процессе проявляется как два правомочия в единстве права на иск, как право на предъявление иска и как право на удовлетворение иска. Право на иск — право на получение защиты нарушенного или оспоренного субъективного права в установленном процессуальным законом порядке. Право на иск состоит из двух взаимосвязанных последовательных этапов. Право на иск как разновидность реализации права на судебную защиту может быть осуществлено при наличии права на предъявление иска. Право на предъявление иска является средством защиты нарушенного или оспоренного права
Право на иск, по существу, есть право на процесс, деятельность суда по рассмотрению и разрешению спора.
Действующий АПК РФ не предусматривает отказ в принятия искового заявления. Согласно ч. 2 ст. 127 АПК РФ, арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК РФ к его форме и содержанию (ст. 125 АПК РФ). О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: сущность и виды дел
Более сокращенное название дано в ст. 29 АПК РФ — административное судопроизводство. Данный вид арбитражного судопроизводства является новым и ранее не известным арбитражному процессуальному законодательству. Актуальность административного судопроизводства объясняется необходимостью усиления средства судебного надзора в сфере публично-правовых отношений, одним из примеров которого является надзор в исполнительном производстве в порядке гл. 24 АПК РФ.
Особенностями производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, являются:
· · Субъектный состав: участниками судебного разбирательства в данном виде судопроизводства являются организации и граждане, как зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и не зарегистрированные в качестве таковых.
· · Основанием дела являются публично-правовые отношения: финансовые, налоговые, иные носящие характер отношений власти и подчинения.
· · Участники предпринимательской и иной экономической деятельности посредством производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут осуществлять контроль за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, что позволяет реализовать в том числе ст. 46 Конституции РФ.
· · Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с теми особенностями, которые установлены для административного судопроизводства.
· · Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
· · Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.
В порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются следующие категории дел: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц; об административных правонарушениях; о взыскании обязательных платежей и санкций.
Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов
Арбитражные суды наделены правом рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов как несоответствующих акту, имеющему большую юридическую силу.
Суды по своей инициативе не могут рассматривать подобные дела, поскольку производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается лишь на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Так, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что в ГПК РФ 2002 г. также предусмотрена возможность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (ст. 245 ГПК РФ).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим обладают: граждане, организации и иные лица,если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органывправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
В заявлении должны быть также указаны:
· · наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
· · название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
· · права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
· · название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
· · требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
· · перечень прилагаемых документов.
К заявлению должен быть обязательно приложен текст оспариваемого нормативного правового акта.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.
Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов имеет следующие особенности:
· · Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей.
· · Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, в отличие от искового производства, где срок рассмотрения дела вместе с подготовкой составляет три месяца.
· · Участники арбитражного процесса должны быть извещены о времени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Вместе с тем арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
· · В случае отсутствия уважительных причин неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.
· · При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
· · Арбитражный суд проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
· · Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
· · В случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
· · Возможен отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, но это обстоятельство не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
· · о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
· · о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия, направляютсялицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство юстиции РФ. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда но делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и при необходимости в иных изданиях.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Например, в соответствии со ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» установлен 10-дневный срок для обжалования действий (бездействия) судебного пристава исполнителя. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц имеет следующие особенности:
· · Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично.
· · Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
· · Арбитражный суд обязан известить о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
· · Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа.
· · При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лип арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
· · Обязанность доказывания возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
· · Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если указанные в законе акты и действия соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Копия решения арбитражного суда направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях
Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Поэтому в структуре АПК РФ в гл. 25 выделяются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности.Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Рассмотрение дела имеет следующие особенности:
· · Подача заявления о привлечении к административной ответственности осуществляется по правилам общей подсудности: в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
· · Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным в ст. 204 АПК РФ.
· · Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично.
· · Срок рассмотрения дела должен не превышать 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен Федеральным законом об административных правонарушениях. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.
· · Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
· · По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
· · При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
· · По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Рассмотрение дела имеет следующие особенности:
· · Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности осуществляется по правилам исключительной подсудности: в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
· · Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
· · Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
· · Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным ст. 209 АПК РФ.
· · Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично.
· · Срок рассмотрения дела не должен превышать 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
· · Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
· · По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
· · При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
· · В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В случае, если арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Копия решения направляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит сущность искового производства?
2. Раскройте понятие иска.
3. Охарактеризуйте основные элементы иска.
4. Какие выделяются виды исков? Раскройте их сущность.
5. В чем заключаются особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений?
6. Почему суды не могут по своей инициативе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов?
7. Раскройте особенности судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
8. Какие особенности имеет судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц?
9. В чем заключается особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
Исковое заявление
АПК РФ 2002 г. содержит специальную главу 13, посвященную вопросам предъявления искового заявления. Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.
В исковом заявлении обязательно должны быть указаны:
· наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
· наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
· наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
· требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
· обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
· цена иска, если иск подлежит оценке;
· расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
· сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
· сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска (данное требование является новым по сравнению с АПК РФ 1995 г.);
· перечень прилагаемых документов.
Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 125 АПК РФ).
АПК РФ 2002 г. устанавливает обязательный перечень документов, приложение которых необходимо для принятия искового заявления, к ним, в частности, относятся:
· уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
· документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
· документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Направляя в суд документы, обосновывающие исковые требования, истец должен учитывать общие условия, предъявляемые АПК РФ к доказательствам;
· копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, выданные в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»;
· доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления. В целях обеспечения достижения целей представительства в суд должны быть представлены не только доверенность представителя, но и документы, удостоверяющие его служебное положение, а также учредительные и иные документы; полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия; полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом (ордером) и т. д.;
· копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска, произведенных в порядке ст. 90-100 АПК РФ;
· документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
· проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
Порядок предъявлени