По своей процессуальной цели иски делятся на иски о присуждении и на иски о признании.

Иски о присуждении (исполнительные иски) характеризуются тем, что истец требует от арбитражного суда обязать ответчика передать истцу определенное имущество, денежную сумму, совершить опреде­ленное действие. Во всех подобных исках арбитражный суд должен учитывать фактические обстоятельства дела; должен разрешить воп­рос о том, существуют ли права и обязанности сторон, каким законом, договором они предусмотрены. При утвердительном ответе на этот вопрос — присудить ответчика передать истцу спорную вещь, упла­тить спорную сумму и т. д.

Предметом иска о присуждении является материально-правовое тре­бование истца к ответчику, принудительного осуществления которого добивается истец. Основание иска о принуждении составляют юриди­ческие факты, свидетельствующие о том, что право нарушено (истече­ние срока договора, невыполнение ответчиком обязательства, лежащего на нем в связи с заключением договора), т. е. те же обстоятельства (фак­ты), которые создают, изменяют или погашают права и обязанности сто­рон или препятствуют возникновению прав и обязанностей.

Иски о признании именуются также установительными, посколь­ку задача суда ограничивается установлением наличия или отсут­ствия спорного правоотношения, и исполнительное производство по ним не возбуждается. Если же, например, истец просит в арбитраж­ном суде признать право собственности на недвижимое имущество либо предъявляет иск о признании недействительным договора арен­ды, то такие иски называются исками о признании. В таких исках пред­метом иска будет требование истца к ответчику о признании наличия или отсутствия спорного права. Истец требует, чтобы суд подтвердил, т. е. признал, что между сторонами существует или не существует пра­воотношение. Основание иска составляют юридические факты, с ко­торыми истец связывает свое требование к ответчику.

Иски о признании делятся на положительные и отрицательные. По­ложительные искинаправлены на признание наличия спорного пра­воотношения (например, иски о признании права собственности, о признании сделки действительной), а иски отрицательныенаправле­ны на признание отсутствия спорного права (правоотношения). К та­ким искам, например, относятся иски о признании сделки недействи­тельной.

Право на иск

С понятием «иск» тесно связано понятие «право на иск». В поня­тии «право на иск», как и в понятии иска, соединены два правомочия: право на предъявление иска и право на удовлетворение иска. Таким образом, две стороны (процессуально-правовая и материально-пра­вовая) иска единого понятия в арбитражном процессе проявляется как два правомочия в единстве права на иск, как право на предъявле­ние иска и как право на удовлетворение иска. Право на иск — право на получение защиты нарушенного или оспоренного субъективного права в установленном процессуальным законом порядке. Право на иск состоит из двух взаимосвязанных последовательных этапов. Пра­во на иск как разновидность реализации права на судебную защиту может быть осуществлено при наличии права на предъявление иска. Право на предъявление иска является средством защиты нарушен­ного или оспоренного права

Право на иск, по существу, есть право на процесс, деятельность суда по рассмотрению и разрешению спора.

Действующий АПК РФ не предусматривает отказ в принятия ис­кового заявления. Согласно ч. 2 ст. 127 АПК РФ, арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с со­блюдением требований, предъявляемых АПК РФ к его форме и со­держанию (ст. 125 АПК РФ). О принятии искового заявления арбит­ражный суд выносит определение, которым возбуждается произ­водство по делу.

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: сущность и виды дел

Более сокращенное название дано в ст. 29 АПК РФ — административное судопроизводство. Дан­ный вид арбитражного судопроизводства является новым и ранее не известным арбитражному процессуальному законодательству. Актуальность административного судопро­изводства объясняется необходимостью усиления средства судебно­го надзора в сфере публично-правовых отношений, одним из примеров которого является надзор в исполнительном производстве в по­рядке гл. 24 АПК РФ.

Особенностями производства по делам, возникающим из админист­ративных и иных публичных правоотношений, являются:

· · Субъектный состав: участниками судебного разбирательства в данном виде судопроизводства являются организации и гражда­не, как зарегистрированные в качестве предпринимателей, так и не зарегистрированные в качестве таковых.

· · Основанием дела являются публично-правовые отношения: фи­нансовые, налоговые, иные носящие характер отношений власти и подчинения.

· · Участники предпринимательской и иной экономической дея­тельности посредством производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут осуществлять контроль за деятельностью государственных орга­нов и органов местного самоуправления, что позволяет реализо­вать в том числе ст. 46 Конституции РФ.

· · Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с теми особенностями, которые установлены для административного судопроизводства.

· · Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших осно­ванием для принятия оспариваемого акта, законности оспари­ваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж­ностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли ос­париваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

· · Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено фе­деральным законом.

В порядке производства по делам, возникающим из административ­ных и иных публичных правоотношений, рассматриваются следующие категории дел: об оспаривании нормативных правовых актов; об оспа­ривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездей­ствия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц; об административных правонаруше­ниях; о взыскании обязательных платежей и санкций.

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Арбитражные суды наделены правом рассмотрения дел об оспари­вании нормативных правовых актов как несоответствующих акту, имеющему большую юридическую силу.

Суды по своей инициативе не могут рассматривать подобные дела, поскольку производство по делам об оспаривании нормативных пра­вовых актов возбуждается лишь на основании заявлений заинтересо­ванных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта не­действующим.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматривают­ся в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с феде­ральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов. Так, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных зако­нов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государ­ственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государствен­ной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, необходимо учитывать, что в ГПК РФ 2002 г. также пре­дусмотрена возможность рассмотрения дел об оспаривании норматив­ных правовых актов полностью или в части (ст. 245 ГПК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим обладают: граждане, организации и иные лица,если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют за­кону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незакон­но возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные пре­пятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органывправе обратиться в ар­битражный суд в случаях, предусмотренных законом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если по­лагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, име­ющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные ин­тересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке под­чиненности орган или к должностному лицу не является обязатель­ным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если феде­ральным законом не установлено иное.

В заявлении должны быть также указаны:

· · наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

· · название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

· · права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными по­ложениями;

· · название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит прове­рить оспариваемый акт или его отдельные положения;

· · требование заявителя о признании оспариваемого акта недей­ствующим;

· · перечень прилагаемых документов.

К заявлению должен быть обязательно приложен текст оспаривае­мого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает дей­ствия оспариваемого нормативного правового акта.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов имеет следующие особенности:

· · Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматрива­ется коллегиальным составом судей.

· · Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, в отличие от искового производства, где срок рассмотрения дела вместе с подготовкой составляет три месяца.

· · Участники арбитражного процесса должны быть извещены о вре­мени и месте судебного заседания, однако неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного за­седания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Вместе с тем арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание пред­ставителей государственных органов, органов местного самоуп­равления, иных органов, должностных лиц, принявших оспаривае­мый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

· · В случае отсутствия уважительных причин неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

· · При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет про­верку оспариваемого акта или его отдельного положения, уста­навливает соответствие его федеральному конституционному за­кону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномо­чия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

· · Арбитражный суд проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

· · Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта фе­деральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юри­дическую силу, наличия у органа или должностного лица надле­жащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, воз­лагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

· · В случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основа­ниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному пра­вовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитраж­ный суд прекращает производство по делу.

· · Возможен отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбит­ражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правово­го акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, но это обстоятель­ство не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативно­го правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

· · о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, име­ющему большую юридическую силу;

· · о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному норма­тивному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его приня­тия.

Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия, направляютсялицам, участвующим в деле, в ар­битражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, в Правительство РФ, Генеральному прокурору РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, в Министерство юстиции РФ. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитраж­ным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Решение арбитражного суда но делу об оспа­ривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Выс­шего Арбитражного Суда РФ» и при необходимости в иных изданиях.

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и дей­ствий (бездействия) незаконными обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятель­ности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные орга­ны, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненор­мативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, неза­конно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препят­ствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о на­рушении их прав и законных интересов, если иное не установлено фе­деральным законом. Например, в соответствии со ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» установлен 10-дневный срок для об­жалования действий (бездействия) судебного пристава исполните­ля. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненорматив­ных правовых актов, решений и действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж­ностных лиц имеет следующие особенности:

· · Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов мест­ного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассмат­риваются судьей единолично.

· · Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбиратель­ству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматривают­ся в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявле­ния в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к су­дебному разбирательству и принятие решения по делу.

· · Арбитражный суд обязан известить о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспари­ваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

· · Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о вре­мени и месте судебного заседания, является основанием для на­ложения штрафа.

· · При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных орга­нов, органов местного самоуправления, иных органов, должност­ных лип арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, ос­париваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, ко­торые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспа­риваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нару­шают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности.

· · Обязанность доказывания возлагается на орган или лицо, кото­рые приняли акт, решение или совершили действия (бездей­ствие). В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспаривае­мые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

· · Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж­ностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно­сти, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) неза­конными. В случае, если указанные в законе акты и действия соот­ветствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненорматив­ных правовых актов, решений и действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления, иных органов, долж­ностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недей­ствительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат примене­нию. Копия решения арбитражного суда направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным ли­цам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспарива­ние решений административных органов о привлечении к админист­ративной ответственности. Поэтому в структуре АПК РФ в гл. 25 вы­деляются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.

Рассмотрение дел о привлечении к административной ответствен­ности.Производство по делам о привлечении к административной от­ветственности возбуждается на основании заявлений органов и долж­ностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и об­ратившихся с требованием о привлечении к административной ответ­ственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную эко­номическую деятельность.

Рассмотрение дела имеет следующие особенности:

· · Подача заявления о привлечении к административной ответ­ственности осуществляется по правилам общей подсудности: в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об администра­тивном правонарушении.

· · Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономиче­скую деятельность, должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным в ст. 204 АПК РФ.

· · Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей еди­нолично.

· · Срок рассмотрения дела должен не превышать 15 дней со дня по­ступления в арбитражный суд заявления о привлечении к адми­нистративной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен Федеральным законом об административных правонарушениях. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к администра­тивной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополни­тельном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

· · Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседа­ния лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещен­ных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

· · По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основа­нием для составления протокола об административном правона­рушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ад­министративной ответственности.

· · При рассмотрении дела о привлечении к административной от­ветственности арбитражный суд в судебном заседании устанав­ливает, имелось ли событие административного правонаруше­ния и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонару­шении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия администра­тивного органа, составившего протокол, предусмотрена ли зако­ном административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которо­го составлен протокол, а также определяет меры администра­тивной ответственности.

· · По результатам рассмотрения заявления о привлечении к адми­нистративной ответственности арбитражный суд принимает ре­шение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного орга­на о привлечении к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственно­сти вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его приня­тия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апел­ляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитраж­ным судом апелляционной инстанции. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности на­правляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить ко­пию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности адми­нистративный орган.

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных орга­нов о привлечении к административной ответственности.Производ­ство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, привлеченных к административной ответ­ственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений администра­тивных органов о привлечении к административной ответственности.

Рассмотрение дела имеет следующие особенности:

· · Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности осу­ществляется по правилам исключительной подсудности: в арбит­ражный суд по месту нахождения или месту жительства заявите­ля.

· · Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатай­ству заявителя.

· · Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государ­ственной пошлиной не облагается.

· · Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соот­ветствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1,2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, пре­дусмотренным ст. 209 АПК РФ.

· · Дела об оспаривании решений административных органов рас­сматриваются судьей единолично.

· · Срок рассмотрения дела не должен превышать 10 дней со дня по­ступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подго­товку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

· · Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседа­ния лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о вре­мени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

· · По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для при­влечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

· · При рассмотрении дела об оспаривании решения административ­ного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, при­нявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли за­конные основания для привлечения к административной ответ­ственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятель­ства, имеющие значение для дела.

· · В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответ­ственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспарива­емого решения полностью или в части либо об изменении реше­ния. В случае, если арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд при­нимает решение об отказе в удовлетворении требования заяви­теля.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истече­нии 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жало­ба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не из­менено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Копия решения направляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчинен­ности административный орган.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность искового производства?

2. Раскройте понятие иска.

3. Охарактеризуйте основные элементы иска.

4. Какие выделяются виды исков? Раскройте их сущность.

5. В чем заключаются особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений?

6. Почему суды не могут по своей инициативе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов?

7. Раскройте особенности судебного разбирательства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

8. Какие особенности имеет судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц?

9. В чем заключается особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Исковое заявление

АПК РФ 2002 г. содержит специальную главу 13, посвященную вопросам предъ­явления искового заявления. Исковое заявление подается в арбитраж­ный суд в письменной форме и подписывается истцом или его предста­вителем.

В исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

· наименование арбитражного суда, в который подается исковое за­явление;

· наименование истца, его место нахождения; если истцом являет­ся гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистра­ции в качестве индивидуального предпринимателя;

· наименование ответчика, его место нахождения или место жи­тельства;

· требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нор­мативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;

· обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и под­тверждающие эти обстоятельства доказательства;

· цена иска, если иск подлежит оценке;

· расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

· сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или до­говором;

· сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска (данное требо­вание является новым по сравнению с АПК РФ 1995 г.);

· перечень прилагаемых документов.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении (ст. 125 АПК РФ).

АПК РФ 2002 г. устанавливает обязательный перечень документов, приложение которых необходимо для принятия искового заявления, к ним, в частности, относятся:

· уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

· документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

· документы, подтверждающие обстоятельства, на которых ис­тец основывает свои требования. Направляя в суд документы, обосновывающие исковые требования, истец должен учиты­вать общие условия, предъявляемые АПК РФ к доказатель­ствам;

· копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, вы­данные в соответствии с Федеральным законом «О государствен­ной регистрации юридических лиц»;

· доверенность или иные документы, подтверждающие полномо­чия на подписание искового заявления. В целях обеспечения дос­тижения целей представительства в суд должны быть представ­лены не только доверенность представителя, но и документы, удостоверяющие его служебное положение, а также учредитель­ные и иные документы; полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостове­ряющими их статус и полномочия; полномочия адвоката на веде­ние дела в арбитражном суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом (ордером) и т. д.;

· копии определения арбитражного суда об обеспечении имуще­ственных интересов до предъявления иска, произведенных в по­рядке ст. 90-100 АПК РФ;

· документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен феде­ральным законом или договором;

· проект договора, если заявлено требование о понуждении заклю­чить договор.

Порядок предъявлени

Наши рекомендации