Relation of the contract of business concession and franchise agreement

Ураева Мария Вадимовна – магистрантка 2 курса, направление подготовки «Юриспруденция», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»

Аннотация: В статье рассмотрены подходы к определению коммерческой концессии и франчайзинга, их соотношения; особенности договора коммерческой концессии, его достоинства и недостатки.

Ключевые слова: договор коммерческой концессии, франчайзинг, исключительное право, субконцессия.

The article deals with the definition of commercial concession and franchising, their parities, features of the contract of commercial concession, its advantages and disadvantages are considered.

Keywords: commercial concession agreement, franchising, exclusive right, subconcession.

Переход нашей страны от плановой экономики к рыночной предопределил возникновение новых экономических отношений, в том числе и в предпринимательской деятельности. Появилась необходимость их регламентации посредством правовых норм.

После введения с 1 марта 1996 года в действие части второй Гражданского кодекса РФ в российском гражданском праве появился новый институт коммерческой концессии. Согласно п.1 ст.1027 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право

на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). В настоящее время данный договор приобретает всю большую популярность у малого и среднего бизнес, несмотря на то, что является достаточно сложной сделкой с интеллектуальной собственностью. Кроме того, правовая природа договора коммерческой концессии специфична, поскольку среди цивилистов нет однозначного мнения о его соотношении с договором франчайзинга, который весьма популярен не только в нашей стране, но и в Европе и США.

Дискуссия относительно соотношения франчайзинга и договора коммерческой концессии ведется несколько лет. Прежде всего, возникают разногласия по поводу предмета данных договоров. Например: С.В.Нилюкин [6, с.473] считает, что предметом договора являются действия по передаче правообладателем пользователю комплекса имущественных прав, включающего права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемой информацией (ноу-хау). С.П.Гришаев [7] считает, что в качестве предмета выступает «регулярное содействие правообладателя в организации бизнеса пользователя». А.А.Иванов [4, с. 538] в качестве предмета договора выделяет комплекс исключительных прав, которые необходимы для использования в определенной сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, многие правоведы и цивилисты помимо комплекса исключительных прав включают в предмет договора еще и объем его использования в деятельности пользователя.

Получается, что по договору франчайзинга пользователю передается более широкий комплекс прав. Таким образом, он получает не только право на объекты интеллектуальной собственности, но и вправе рассчитывать на помощь в ведении предпринимательской деятельности.

Также спорным вопросом является вопрос о государственной регистрации договора коммерческой концессии. Некоторые авторы

полагают, что эта процедура нецелесообразна в данном случае, поскольку она занимает довольно много времени. Более того, при отсутствии государственной регистрации совершенно не пострадают права сторон договора. Намного лучше использовать нотариальное удостоверение договора, т.к. оно занимает меньше времени.

Вопрос об субконцессии тоже не полностью урегулирован. Ведь при признании договора коммерческой концессии ничтожным или недействительным, договор субконцессии также не имеет никакой силы. Считаем, что законодательно следует принять правовые нормы, которые будут охранять права участников данного договора.

Далее, стоит отметить, что заключать договор концессии вправе лишь юридические лица (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели). Несмотря на полную экономическую зависимость от правообладателя, пользователь сохраняет юридическую самостоятельность и действует в имущественном обороте от своего имени при условии информирования покупателей (заказчиков) о том, что он использует исключительные нрава правообладателя. Права и обязанности сторон имеют свои характерные черты, так: пользователь может получать техническую и организационную помощь от правообладателя, контроль качества производимых товаров и услуг с его стороны, обучение сотрудников. В частности, оба контрагента продолжают осуществлять свою предпринимательскую деятельность без уступки прав.

Кроме того, договор коммерческой концессии в некоторых европейских странах имеет несколько другое значение, нежели в нашей стране. Так, например: во Франции правообладатель по этому договору передает пользователю монопольное право на использование объектов интеллектуальной собственности на определенной территории.

С другой стороны, понятие франчайзинга в каждой национальной системе имеет свои особенности. В международном праве не принято

однозначное понятие договора, что вызывает некоторые сложности в правоприменительной практике с участием иностранного элемента.

Следовательно, несмотря на то, что при сравнении договора коммерческой концессии и франчайзинга имеются свои отличительные черты, в нашей стране большинство ученых все-таки считают их синонимами. Для устранения вышеперечисленных недостатков предлагаем усовершенствовать правовое регулирование договора коммерческой концессии на законодательном уровне, принять универсальные термины, перенять положительный опыт национальных систем западных стран.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Российская газета, № 289, 22.12.2006.

3. Калпин А.Г., Масляев А.И.Гражданское право: Учебник.Часть вторая / А.Г.Калпин, А.И.Масляев.- М.: Юристъ, 2016.

4. Николюкин С.В. «Посреднические договоры». Монография. – М.: «Юстицинформ», 2014.

5. Попов А.В. Коммерческая концессия: особенности предмета и формы договора (статья) // Актуальные проблемы частного права: сборник научных статей / А.В.Попов М.: Финансовый университет, 2012.

6. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник В 3 томах. Том 2 / А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. М., 2016.

7. Филинова А.Н., Сухарев А.Н., Толстова И.А. Модернизация социально-экономической сферы в современной России / А.Н.Филинова, А.Н.Сухарев, И.А.Толстова.- Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2016.

УДК 347

Наши рекомендации