Основной особенностью психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения.
У осужденного появляются механизмы психологической защи-
. ты, а в ряде случаев — механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на «воспитательные» воздействия. Стихийно возникают первичные малые группы. Микроклимат этой группы и оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии заключенного, ассимиляцию им тю ремной субкультуры, на возникновение барьеров во взаимоот ношениях с тюремным персоналом.
Психологический анализ личности осужденного, выявление и коррекция его поведенческих дефектов, индивидуально адре сованные меры по ресоциализации личности осужденного — все это остается пока за пределами возможностей наших исправи тельных учреждений. Тюрьма — замкнутая система с высокой концентрацией социально деформированных индивидов. Здесь возможности человека, его коммуникативные, познавательные, атем более этические и эстетические потребности находятся всостоянии депривации, резкого ограничения. Ограничивается сама сущность человека,
§ 3. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного
в целях его ресоциализации
Для ресоциализации личности осужденного необходимо знать личностные особенности каждого осужденного.Задача эта сложна итрудоемка. Ее решение требует специальных психологических
516 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных
познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведе ния, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.
Источники получения информации о личности и методы ее изучения следующие.
1. Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристи кой, данной различными учреждениями и следователем, с со держанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих осо бенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном со обществе, поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, со циальных связей.
2. Объективное и включенное наблюдение — получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельнос ти: особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдель ных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые мес та» психики, зоны повышенной чувствительности.
3. Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе в целях выявления личностных позиций, системы его отношений к различным со циально значимым явлениям, жизненного пути личности, воз можностей опоры на положительные качества личности.
4. Анализ данных медицинского (соматического и психотера певтического) обследования — ознакомление с состоянием фи зического и психического здоровья осужденного, с рекомендаци ями по организации его труда и быта в связи с возможными лич ностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.
5. Анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных особенностях (уровне интеллектуальных возможностей, широте кругозора, глубине и обоснованности суждений), особенностях волевой и эмоциональной сферы (спе цифике принятия решений, их транзитивности или нетранзи тивности, самостоятельности и настойчивости реализации, сфе ре импульсивных проявлений, преобладающих эмоциональных состояниях, склонности к аффективному поведению).
6. Анализ результатов различных воспитательных воздей ствий (разработка системы средств эффективного ресоциализи-
§ 3. Изучение личности осужденного |
рующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).
Эффективностьисправительного воздействия в значительноймере зависит от установления психологического контакта с осуж денным.Такой контакт возможен лишь на основе знания егоиндивидуальных особенностей, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов.
Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать:
• где и когда родился осужденный, наиболее яркие его впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жиз ни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой;
• наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства: был ли рожден в браке, воспитывался ли обо ими родителями или одним из них, в каких материальных усло виях, какие обстоятельства семейной жизни имели психотрав-мирующее воздействие, какое получил образование, какую име ет профессию и специальность, где. работал до осуждения и какие были взаимоотношения с окружающими, имел ли семью,
к кому был особенно привязан, кого чаще всего вспоминает и по каким поводам, каким наказаниям подвергался, какова шка ла предпочтений; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление, какие чувства испытал при этом, где и при каких условиях при ходилось отбывать наказание, чем занимался после отбытия наказания, совершил ли последнее преступление в составе груп пы, какое положение занимал в ней, как относится к совершен ному преступлению и назначенному наказанию, каковы его за щитные механизмы, особенности самооценки; каков уровень зараженности криминальной субкультурой, знает ли жаргон, поведенческие схемы в криминализированной среде, знает ли значение своих татуировок, при каких условиях они были нане*-сены, как переносит сексуальную депривацию (вынужденное воздержание), имеет ли болезни и физические травмы;
• как относится к своему нынешнему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко переживает, ка кую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеет ся, как планирует свое будущее.
Лишь зная типологическую схему поведения данной лично сти, можно вписаться в эту схему. В этом залог успешного воз действия на личность «изнутри», избежания навязывающего
518 Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных
воспитания. Внешнее может действовать лишь через внутрен нее. Какой-либо стандартный набор «воспитательных» меро приятий (выпуск стенгазет, правовая пропаганда, культурно-массовая работа, организация спортивных мероприятий и труда
в мастерских), рассчитанных на глобальное воздействие, как по казывает опыт работы исправительных учреждений, не прино сит желаемого результата. А во многих случаях массовые казен ные мероприятия вызывают даже «эффект бумеранга» — произ водят эффект, обратный желаемому.
Личность имеет тенденцию к отвержению того, что навязыва ется ей извне. Эта тенденция в условиях исправительных учреж дений резко усиливается — общеизвестна установка заключен ных на отрицательное отношение к тому, что исходит от админи страции. Отчужденность, недоверие и враждебность — вот та глухая стена, о которую разбивается большинство казенных ме роприятий. Поэтому на первых порах все усилия администрации исправительных учреждений должны быть сосредоточены на том, чтобы хотя бы не ожесточать взаимодействие с заключенны ми, дать возможность хотя бы слегка оживиться некоторым рос ткам человечности в отверженном и психически деформирован ном индивиде. Нельзя зло преодолеть злом.
Не приносит успеха и всепрощающая доброта. Мера воздей ствия на грубое нарушение социальной нормы должна быть строгой, но справедливой, не несущей в себе налета мести. Бе зусловное соблюдение режима — категорическое требование. За его нарушение неизбежны отрицательные санкции. Но без из девательства над личностью, без глумления и произвола.
Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей.Личность всегда представляет определенную малую группу. (Мы воздерживаемся от употребления понятия «коллектив» применительно к группам осужденных, ибо коллектив — это высшая форма социальной группы, инте ресы и цели которой полностью совпадают с интересами обще ства.) Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. И это закон не только для тюрьмы. Но в тюрьме «узы дружбы» особенно крепки.
Стратегия воздействия на личность через микросреду состо ит в том, чтобы эта микросреда приняла определенные ценно сти, так или иначе соотносимые с базовыми социальными цен ностями. Ничего не дающий, изнурительный труд будет отвер гнут группой. Труд, результаты которого немедленно принесут группе некоторое благо, станет определенной групповой ценно-
§ 3. Изучение личности осужденного |
стью, возникнет соответствующий групповой интерес и внутри-групповой взаимоконтроль. Опыт некоторых исправительных учреждений показывает, что даже при существующей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп заключенных, улучшение санитарно -бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой. Количество общих и производствен ных правонарушений резко снижается по мере создания со временной промышленно-производственной базы исправитель ных учреждений, разнообразия трудовых процессов и повыше ния материальной заинтересованности в результатах труда.
Различные периоды нахождения в местах лишения свободы характеризуются различными психическими состояниями.
Первые два-три месяца — период первичной адаптации. Он отличается наиболее напряженным психическим состоянием осужденного. В этот период происходит болезненная ломка ра нее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничи вается удовлетворение привычных потребностей, остро пере живается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрус трация, когнитивный диссонанс.
Чувство безнадежности, обреченности становится постоян ным негативным фоном самосознания личности. И только при достаточной квалифицированности персонала осужденный мо жет осознать некоторые перспективы своей самоорганизации, возможности сосредоточения своего поведения на стратегичес ки правильных направлениях.
Следующий период связан с ценностной переориентацией заключенного, с принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, с выработкой устойчивой стратегии и тактики сво его поведения в новых условиях. Преодолевается невроз бессмыс ленности бытия (логоневроз). Изыскиваются возможности вы живания. Несколько расширяется сфера социально-ролевого по ведения. Это период относительной личностной стабилизации.
И наконец, наступает долгожданная пора ожидания скорого освобождения. Но в это время заключенного одолевают и тяго стные мысли, его гнетут предстоящие трудности приспособле ния уже в новом для него мире. Предстоит новая личностная перестройка, овладение новой жизненной стратегией.