Психология судебных прений и судебной речи
Самостоятельной частью судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо из лагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия. Всвоих речах заинтересованные стороныобосновывают доказанность или недоказанность (полностью
§ 4. Психология судебных прений и судебной речи |
или частично) обвинения, предъявленного обвиняемому, пред лагают свою квалификацию совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказательствами, выявляют смяг чающие или отягчающие ответственность обстоятельства, ана лизируют причины преступления, дают характеристику лично сти подсудимого и потерпевшего.
В судебных прениях участвуют государственный и обще ственный обвинители, защитник и подсудимый (если защитник
в судебном заседании не участвует). По делам частного обвине ния (о причинении легкого телесного повреждения, побоях, клевете без отягчающих обстоятельств, оскорблении) в судеб ных прениях участвуют потерпевший и его представитель.
Последовательность выступлений обвинителей и защитника устанавливается судом. Продолжительность судебных прений не ограничивается. Однако председательствующий вправе останав ливать участников судебных прений, если они касаются обсто ятельств, не имеющих отношения к делу. После произнесения речи лицо может выступить еще один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому.
Участники судебных прений анализируют в речах свою вер сию рассматриваемого события, стремясь повлиять на благопри ятный для своих интересов исход дела, опровергают модель события или его элементы, отстаиваемые другими участниками судебных прений, излагают свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого.
Судебные прения — форма публичного, официального об щения посредством судебной речи.
Искусство судебной речи — искусство убеждения посред ством целенаправленной систематизации фактов, убедительной их оценки. Мастерство судебной речи связано с глубиной логи ческого анализа и образностью изложения. Значительную роль
в убедительности судебной речи играют психологический ана лиз личности подсудимого и потерпевшего, характеристика их устойчивых поведенческих особенностей, чрезвычайность об стоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.
Судебная речь не является обособленным актом — она дол жна быть тесно увязана с результатами судебного следствия. Только доказательства, полученные в судебном следствии, мо гут быть положены в основу судебной речи.
Язык судебного общения выполняет ряд взаимосвязанных функций — познания, общения, психического воздействия.
482 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам
Строго официально-деловой стиль общения здесь перемежается
с элементами разговорного, научного и литературно-художе ственного языка. Неофициальная, бытовая сторона жизни лю дей обсуждается простым разговорным языком, что придает судебной речи доступность, понятность, жизненную реальность. Научно-абстрактные аспекты дела требуют использования на учных терминов, юридических и психологических категорий, норм закона, унифицированных языковых формулировок.
Эмоционально воздействующая функция судебной речи реа лизуется образностью изложения, различными эмоционально-оценочными средствами. Все это делает судебную речь особым видом речи, требующим специального психологического описа ния и анализа.
Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык. Струк тура судебной речи — ее композиционный план, логика и психоло гия построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.
Цель судебной речи— убедительно, аргументированно воздействовать на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной речи различны на разных ее этапах.
Различаются вступительная, основная и заключительная час ти судебной речи. Эффективное построениевступительной частисудебной речи в значительной мере определяет успех судебного оратора. Психологическая задача вступления — вызвать обостренное внимание, организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес, установить с ней коммуника тивный контакт, обеспечить ее доверие, подготовить аудиторию
к принятию основной позиции оратора.
Различные мастера судебной речи начинали свои выступле ния разными приемами, но все они отличались единой психо логической направленностью — вызвать повышенную ориенти ровочную реакцию слушателей. Вступительные части.речей всех знаменитых судебных ораторов отличались краткостью. Но это краткость особого рода — стимул, обеспечивающий направлен ность сознания судебной аудитории. В каждом случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей судеб ной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессу альной позицией. Здесь осуществляется психологический на строй слушателей.
Речь судебного оратора не должна начинаться вяло, бесцвет но, трафаретно. Но вступление не должно быть насыщено и
§ 4. Психология судебных прений и судебной речи |
искусственным пафосом — аудитория еще не готова к эмоцио нальному сочувствию. Она еще полна ожиданий, готова к повы шенной критичности. Зацепить же внимание слушателей мож но и очень простыми, близкими аудитории проникновенными словами. Эти слова должны быть эмоциональным ключом к последующему взаимодействию с аудиторией.
Уже древние ораторы различали три разновидности вступле ния: внезапное, естественное и искусственное.
При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления, отношение которого к рассматриваемому в суде воп росу остается некоторое время проблематичным. (Во вступле нии может быть использовано и обращение к судьям, и крити ческая оценка одного из тезисов, провозглашенных процессу альным оппонентом, и видение' своей процессуальной обязанности.) Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен. Этот смысл должен быть принят аудитори ей, поддержан ею.
При естественном вступлении оратор без лишних слов вво дит слушателей в фабулу разбираемого события, кратко воссоз дает основные его эпизоды, прибегая к психологическому сти лю описания. При искусственном вступлении оратор начинает свою речь издалека (и нередко надолго застревает на этих отда ленных подступах).
В основной частисудебной речи выдвигаются основные тезисы, аргументируется процессуальная позиция судебного орато ра, используются различные средства убеждения суда в правиль ности избранной им позиции. Для этого оратор должен активи зировать исследовательскую деятельность слушателей, вести их по канве своих рассуждений. Необходимы предельная простота
и четкость выдвигаемых положений, очевидность их взаимосвя зи. Основные тезисы речи должны легко удерживаться в созна нии слушателей.
Стержень основной части судебной речи — изложение фак тических обстоятельств дела. Это должен быть не скучный пе ресказ фактов, а живая, динамичная картина возникновения и развития расследуемого события. Обстоятельства дела могут быть изложены в хронологической последовательности или в систематизированном виде — так, как событие развивалось в действительности или было исследовано в судебном следствии. Способ изложения фактических обстоятельств дела избирается
484 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам
в зависимости от объема и характера доказательств, установлен ных в ходе судебного следствия.
В процессе доказывания одни положения обосновываются с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ до казательств и их оценка — центральная часть судебной речи.
Судебные доказательства распределяются на ряд групп: под тверждающие или опровергающие событие преступления, под тверждающие или опровергающие конкретный состав преступ ления, подтверждающие или опровергающие отдельные эпизо ды обвинения, личностные характеристики подсудимого и потерпевшего.
Все доказательства выстраиваются в систему, подтверждаю щую предлагаемую оратором версию и опровергающую все дру гие версии. Доказательства обычно выстраиваются по их нара стающей значимости.
Особое место занимают так называемые личностные доказа тельства — психологические характеристики личности подсудимого и потерпевшего. Эти характеристики должны быть пси хологически объективными и достаточно сдержанными. Отно шение к подсудимому и потерпевшему со стороны обвинителя
и защитника различно. Даваемые ими личностные характерис тики не могут совпадать, но они не должны быть и диаметраль но противоположными. В этом случае обесценивается каждая из личностных характеристик.
При психологической характеристике личности необходимо выявить:
• систему базовых ценностных ориентации личности, ее на правленность, иерархию устойчивых мотивов поведения;
• психодинамические особенности ее психической саморе гуляции, экстернальность или интернальность личности (ее ориентацию на внешние обстоятельства или внутренние устой чивые позиции), полезависимость или поленезависимость (за висимость или независимость от ситуативных обстоятельств);
• обобщенные способы поведения, характерологический тип личности; способы поведения, существенные для адекватной адаптации в расследуемой критической поведенческой ситуации;
• личностные акцентуации — слабые места в психической саморегуляции данного индивида;
• наличие у индивида возможных психических аномалий (неврозов, психопатических расстройств); дефекты социальной адаптации личности;
• меру нарушенное™ ее правосознания.
§ 4. Психология судебных прений и судебной речи |
Характеристике подлежат все основные социально значимые качества личности, степень криминализации личности.
При психологических характеристиках необходимо крайне бережно относиться к личности, воздерживаться от предвзятых взглядов, грубых безапелляционных штампов.
Нравственно-психологическая оценка поведения преступни ка — итоговое заключение основной части судебной речи. Здесь необходимо дать ответ на вопрос: шел ли сам подсудимый на встречу своему преступлению или оно, как рок, неумолимо на стигало его? Стремился ли сознательно человек к совершению зла или зло настигало его самого?
Искусство судебной речи — сказать так, чтобы судьи молча ливо сами добавили недоговоренное, чтобы вызвать их позици онную солидарность. Но это не означает, что судебное красно речие важнее юридического рассмотрения сущности дела.
В заключительной частисудебной речи акцент делается наюридической стороне дела. Заключение судебной речи должно быть кратким и выразительным. Оно должно содержать итого вое определение позиции судебного оратора.
Позиция любого судебного оратора должна быть правдивой. На стороне правды, как заметил еще Аристотель, всегда больше логических доказательств и нравственных доводов.
Итак, речь судебного оратора должна быть очевидно доказа тельной.Это основное требование к ее качеству. Однако эффективность судебной речи достигается и соблюдением определен ных полемических, психологических правил:
• лучшее орудие спора — доводы по существу дела; апелля ции к личности оппонента — свидетельство слабости позиции оратора;
• необходимо четко выделять полезное, неизбежное и опас ное; все опасное должно быть тщательно обойдено; неизбежное можно признать, если имеется возможность его объяснения, или вовсе не касаться его;
• следует остерегаться обоюдоострых выводов;
• не следует доказывать очевидного;
• следует эффектно преподнести основное доказательство или основной тезис, подготовить аудиторию к его восприятию;
• следует отказаться от всех сомнительных, ненадежных до водов;
, • не следует возражать против правильных, обоснованных выводов оппонента; соглашайтесь с его второстепенными ут верждениями — это делает вас беспристрастным в глазах судей;
486 Глава 17. Психология судебной деятельности по уголовным делам
• если прямые улики весомы, следует тщательно проанали зировать каждую из них; если незначительны — в совокупно сти;
• при наличии косвенных и прямых улик следует начинать с первых и усилить свою позицию прямыми уликами;
• не следует объяснять то, что плохо понимается самим ора тором;
• любые противоречия в судебной речи равносильны ее про
валу;
• отвечая противнику, делайте это легко и как бы мимохо дом, как нечто хорошо понятное всем слушателям;
• изыскивайте неправомерные обобщения, допущенные оп понентом;
• для возражения противнику используйте его же выводы;
• противопоставляйте словам факты;
• отрицайте то, что не доказано;
• не оставляйте без ответа ни одного весомого аргумента противника;
• не возражайте против обоснованных доказательств, найди те им такое объяснение, которое примирило бы их с вашей позицией;
• не опровергайте того, вероятность чего очевидна для всех;
• тщательно исследуйте факты, признанные противником, используйте их в своих целях;
• если неопровержимая улика обойдена оппонентом, под черкните ее неопровержимость, но не опускайтесь до личных нападок.
Дать толчок самостоятельному развитию мысли слушате лей — один из основных приемов ораторского искусства. «Опытный оратор всегда может прикрыть от слушателей свою главную мысль и навести их на нее, не высказываясь до конца. Когда же мысль уже сложилась у них, когда зашевелилось тор жество завершенного творчества и с рождением мысли роди лось и пристрастие к своему детищу, тогда они уже не критики, полные недоверия, а единомышленники оратора, восхищенные собственною проницательностью»'.