Экперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Зак­ люченные экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его значение в системе доказа­ тельств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто. При этом назначается повторная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и другими участниками уголовного процесса, ко­ торые также могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

§ 2. Поводы обязательного назначения судебно-психологической экспертизы

Перед назначением судебно-психологической экспертизы следую четко установить повод для ее назначения, т. е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости этой экспертизы. Рассмотрим вначале поводы для обязательного назначения су­ дебно-психологической экспертизы.

1. Судебно-психологическая экспертиза назначается по по­ воду возможной умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Эта экспертиза может быть назначена при наличии

в поведении лица отдельных психических отклонений, свиде­ тельствующих о возможном его отставании в психическом раз­ витии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психичес­ ком развитии несовершеннолетнего.

Признаками отставания в психическом развитии несовер­ шеннолетнего служат:

• инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню лица, их детскость, неспособность к самостоятельным умозаключениям);

• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

• нарушения в целенаправленности и критичности поведе­ ния;

• неспособность к социальной коррекции поведения.

458 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении судебно-психоло­ гической экспертизы, в котором должны быть поставлены кон­ кретные вопросы примерно в такой формулировке:

1) имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;

2) можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или час­ тично) значения своих общественно опасных действий;

3) в какой мере лицо могло руководить своими действиями? Назначение данной экспертизы необходимо в связи с введе­

нием в Уголовный кодекс РФ ст. 22 об уменьшенной, ограни­ ченной вменяемости в тех случаях, когда «вменяемое лицо, ко­ торое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездей­ ствия) либо руководить ими...».

Статья 22 УК РФ. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости: «1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический ха­ рактер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить ос­ нованием для назначения принудительных мер медицинского ха­ рактера».

Комментарий. Установление соответствующего психическо­ го расстройства является прерогативой суда и осуществляется с по­ мощью судебно-медицинской экспертизы.

2. Судебно-психологическая экспертиза назначается для вы­ явления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь (судья) должен знать возможности судебно-психо­ логической экспертизы в этой области.

Судебно-психологическая экспертиза может установить ин­ дивидуальные особенности психики: уровень абсолютной и раз­ ностной сенсорной чувствительности, особенности цветоощу­ щений, объем восприятия, особенности восприятия времени,

§ 2. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы 459

движения и пространственных качеств предметов (пропорции частей предметов, пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т. п.).

Перед судебно-психологической экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкрет­ ных психических аномалий, существенных для уголовного дела (например, имеются ли у данного лица резко выраженные от­ клонения в восприятии и понимании определенных явлений, обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажения переда­ ваемой им информации и т. п.).

Широкий диапазон индивидуальных различий имеют па­ мять, мышление и воображение человека, его внушаемость, склонность к фантазированию. Люди с повышенной внушаемо­ стью склонны к ложному узнаванию, различным внушаемым дополнениям к своим представлениям.

Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (на­ пример, опознал ли человек в действительности предъявляемый объект или не познал; соответствуют ли его показания действи­ тельным событиям). Судебно-психологическая экспертиза не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная за­ дача следователя, но при этом он, конечно, должен обладать соответствующими психологическими знаниями.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит установление влияния конкретных физических условий - на возможности восприятия (это относится к компетентности следователя и устанавливается в следственном эксперименте).

3. При расследовании половых преступлений необходимо установление возможного беспомощного состояния потерпевшей и

ее способности осознавать характер и значение совершенных с нею действий.

Перед судебно-психологической экспертизой в таких случа­ ях могут быть поставлены два вопроса: 1) находилась ли потер­ певшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощно­ сти; 2) могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, со­ знавать характер и значение совершаемых с нею действий?

Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятель­ ствам не означает согласия с этими обстоятельствами, их при-

460 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

нятия. Беспомощность — состояние, исключающее возмож­ ность сопротивляться. Непонимание характера совершаемых действий — одно из проявлений беспомощности. Беспомощ­ ность может быть обусловлена рядом обстоятельств: 1) хрони­ ческим психическим заболеванием; 2) временным аномальным состоянием психики в момент совершения полового акта с по­ терпевшей (в связи с состоянием фрустрации, аффекта, стрес­ са); 3) отставанием психического развития; 4) личностными особенностями потерпевшей; 5) болезнью; 6) алкогольным опь­ янением; 7) отсутствием возможности свободного волеизъявле­ ния; 8) малолетним возрастом; 9) неспособностью правильно оценивать ситуацию и др.

Непонимание характера действий посягателя означает не­ способность потерпевшей осознавать содержательную сторону насильственных действий: неинформированность о половых взаимоотношениях, формах их проявления, физиологических аспектах сексуальных отношений, их последствиях, их нравст­ венной и правовой недопустимости. Объектами судебно-психо­ логической экспертизы в этих случаях могут быть инфантиль­ ность психического развития потерпевшей, акцентуации ее ха­ рактера, уровень сформированности морального и полового сознания, ригидность, инертность, пониженный уровень при­ тязаний, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к стрессовым воздействиям, повышенная конформность, автори­ тарный стиль поведения.

Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться ком­ плексной медико-психологической экспертизой (понятие поло­ вой зрелости включает в себя социально-психологические ком­ поненты).

Статья 107 УК РФ. Убийство, совершенное в состоянии аффекта: «1. Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего силь­ ного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издева­ тельством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездей­ ствием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей си­ туацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или ли­ шением свободы на тот же срок.

2. Убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аф­ фекта, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».

§ 2. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы 461

Комментарий. Состояние, в котором совершается данный вид убийства носит название физиологического аффекта (в отличие от патологического аффекта) — внезапно возникающего и бурно протекающего конфликтного эмоционального состояния, характе­ ризующегося сужением сознания в ответ на воздействие сверхсиль­ ного, запредельного для данной личности противоправного или аморального воздействия. Состояние аффекта существенно снижает способность индивида сознательно управлять своими действиями, сопровождается малоосознанными импульсивными оборонитель­ ными действиями.

Для квалификации убийства как совершенного в состоянии аф­ фекта необходимо наличие двух условий:

а) внезапность возникновения такого состояния;

б) обусловленность аффекта противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Насилие как повод для возникновения аффекта может прояв­ ляться в причинении вреда здоровью, нанесении побоев, ударов, пощечины, в истязании, изнасиловании или иных насильственных действиях сексуального характера и др. При этом насилие может быть применено не только к виновному, но и к его близким.

Статья 113 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вре­ да здоровью в состоянии аффекта: «Умышленное причинение тяжко­ го или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или амо­ ральными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно дли­ тельной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с сис­ тематическим противоправным или аморальным поведением потер­ певшего, —

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или ли­ шением свободы на тот же срок».

4. Поводом для назначения судебно-психологической экс­ пертизы является наличие в действиях обвиняемого признаков физиологического аффекта — эмоционального перевозбуждения,выразившегося в импульсивном преступном действии непосред­ ственно за противоправными действиями потерпевшего.

Закон, учитывая это, признает аффект обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления. Перед судебно-психо­ логической экспертизой ставится один вопрос: находилось ли

462 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

лицо в момент совершения противоправного действия в состо­ янии физиологического аффекта, спровоцированного неправо­ мерными действиями потерпевшего?

Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретрос­ пективным анализом — анализом остаточных, следовых явле­ ний.

Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для: 1) анализа личностных особенностей обвиняемого; 2) определения причин возникно­ вения аффекта; 3) определения начального момента возникно­ вения данного эмоционального состояния в ситуации взаимо­ действия обвиняемого с потерпевшим; 4) реконструкции дина­ мики развития и угасания данного состояния.

5. Экспертному исследованию подлежат и возможные устой­ чивые психические аномалии обвиняемого. Перед судебно-психо­логической экспертизой ставится вопрос: какие возможные пси­ хические аномалии обвиняемого могли повлиять на соверше­ ние им данного деяния?

Поведение психически аномальных лиц отличается неадек­ ватностью — несоответствием объективным требованиям необ­ ходимого поведения. Показателями такой неадекватности дей­ ствий преступника могут быть:

• крайние проявления эмоциональной неустойчивости — повышенная агрессивность, признаки садистского обращения с жертвой;

• признаки поведенческой неполноценности, выразившиеся

в несоответствии мотивов, побуждений использованным сред­ ствам исполнения действия;

• гипертрофия потребностей низших уровней (эротомания, гедонизм и т. п.);

• склонность к сексуальным перверсиям (извращениям);

• «скачка мыслей» — неспособность к дискурсивному (логи­ чески последовательному) мышлению, обобщениям и класси­ фикации;

• экспрессивно-демонстративное (крикливое, вызывающее) поведение, легкомысленное отношение к последствиям совер­ шенного деяния;

• повышенный уровень притязаний, хвастливость, лживость, явные признаки самооговора, частая смена показаний;

• алогичность преступных деяний, открытая демонстрация их последствий.


§ 3. Поводы необязательного назначения экспертизы

Экспертное установление психических аномалий — необхо­ димое условие всестороннего, полного и объективного рассле­ дования преступлений1.

§ 3. Поводы необязательного назначения судебно-психологической экспертизы

Наряду с рассмотренными поводами обязательного назначе­ ния судебно-психологической экспертизы существуют факуль­ тативные (необязательные) поводы назначения данной экспер­тизы. k

1. Назначение судебно-психологической экспертизы для ус­ тановления автора письменного документа.

Письменные документы — один из существенных объектов исследования в судопроизводстве.

Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» этого лица, признаки его личностных речевых особенностей. Экспертиза этих признаков проводится экспертами-психолингвистами (или совместно психологами и филологами).

Выявляются позиции, ориентации, доминирующая направ­ ленность автора письменного текста, его эмоционально-выра­ зительные и семантико-стилистические особенности (характер содержания текста, его лексические, стилистические и конст­ руктивные особенности).

В речи проявляется уникальный, индивидуально-своеобраз­ ный комплекс психических особенностей индивида — вербаль­ ный стереотип. Перед психолингвистической экспертизой мо­ гут быть поставлены вопросы об авторстве не только письмен­ ного документа, но и речи, записанной на магнитную пленку.

Признаки речи в этом виде экспертизы группируются по ряду оснований: семантико-грамматическим (выбор слов и кон­ струкций, выразительность, правильность и организованность текста), категориальным (профессиональные, социальные, тер­ риториальные, национальные и возрастные особенности).

Учитываются и проявления аномальных психических состо­ яний: непрерывность речевого потока при логорее, деформиро-

1 Психическое расстройство вменяемого лица, указанное в ст. 22 УК, включает в себя и психические аномалии.

464 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

ванность — при расстройстве мышления, персеверации, навяз­ чивость образов — при личностных акцентуациях.

2. Назначение посмертной судебно-психологической экспер­ тизы для установления психического состояния лица, предраспола­ гающего к самоубийству.

В соответствии с уголовным законом покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственно­ сти. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность. Основные признаки состава этого преступления — зависимость потерпевшего от обвиняемого (подозреваемого), жестокое обращение с ним, си­ стематическое унижение его человеческого достоинства, трав­ ля, клевета и др.

Статья ПО УК РФ. Доведение до самоубийства: «Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человечес­ кого достоинства потерпевшего —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или ли­ шением свободы на срок до пяти лет».

Комментарий. Угрозы как способ доведения до самоубийства могут иметь различное содержание — выгнать из дома, оставить без материальной помощи, придать огласке компрометирующие сведе­ ния, уволить с работы, применить физическое насилие и т. д. Во всех случаях угроза должна восприниматься потерпевшим как реальная, а также затрагивать жизненно важные интересы потерпевшего.

Под жестоким обращением с потерпевшим подразумевается си­ стематическое совершение безжалостных по отношению к потер­ певшему действий, причиняющих ему физические или нравствен­ ные страдания. Такие действия могут состоять в неоднократных побоях, издевательствах, лишении пищи, воды, средств к существо­ ванию, медицинской помощи и т. д.

Если жестокое обращение носило характер истязания, привед­ шего к самоубийству потерпевшего, то деяние должно квалифици­ роваться по совокупности ст. 110 (Доведение до самоубийства) и 117 (Истязание).

Самоубийство (суицид) — чрезвычайный, трагический акт в жизни человека, при котором травмирующие психику обстоя­ тельства по своей силе превосходят самый сильный человечес­ кий инстинкт — инстинкт самосохранения.

Самоубийства совершаются на фоне двух разновидностей ос­ троконфликтных психических состояний — глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, ут-


: § 3. Поводы необязательного назначения экспертизы

ратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью положения, или в результате внезапно возникшего аффекта, фру­ страции, связанных с личностно-аварийной ситуацией.

Суицид может быть вызван и длительным накоплением от­ рицательных эмоций при крайне неблагоприятных условиях жизни.

Изучение психического состояния личности в случаях завер­ шенного самоубийства крайне затруднено. Заключение психо­ логической экспертизы в этих случаях имеет обычно вероятно­ стный характер. Однако эта экспертиза существенна для про­ верки версии об инсценировке самоубийства.

Гражданину М. было предъявлено обвинение в отравлении жены. Обвиняемый категорически отрицал совершение преступления и объяснил смерть жены самоубийством. Он говорил, что жена, узнав о его намерении уйти к другой женщине, была потрясена, находилась в тяжелом состоянии и неоднократно угрожала покончить жизнь само­ убийством в случае ухода М. из семьи. Обвиняемый утверждал, что его жена дважды покушалась на свою жизнь.

Следствие интересовал вопрос о том, было ли на самом деле пси­ хическое состояние умершей в последние перед смертью недели и дни предрасполагающим к самоубийству.

Было известно, что жена М. никогда психическими заболеваниями не страдала, странностей в ее поведении никто не отмечал. Поэтому | сомнений в психическом здоровье умершей не возникало, и была на­

значена посмертная судебно-психологическая экспертиза.

Согласно заключению эксперта состояние умершей в последний период жизни не предрасполагало к самоубийству. Вывод эксперта был основан на результатах анализа большого фактического материа­ ла. Была раскрыта динамика развития психического состояния умер­ шей, постепенное его изменение, в частности преодоление внутренне­ го кризиса, имевшего место в определенный период.

Заключение эксперта-психолога было использовано в обвинитель­ ном заключении как одно из веских доказательств, опровергавших вер­ сию обвиняемого о том, что его жена покончила жизнь самоубийством.

3. На разрешение судебно-психологической экспертизы мо­ жет быть представлено исследование роли личности обвиняемого в групповом преступлении. При этом перед судебно-психологичес­кой экспертизой могут быть поставлены следующие вопросы:

• каков групповой статус и внутригрупповая роль данного лица в преступной группе;

• какие групповые функции исполняло подэкспертное лицо

в данной преступной группе во время совершения ею конкрет­ ного преступления?

466 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

4. В случае расследования преступного деяния, совершенно­ го в ситуации риска, на разрешение судебно-психологической экспертизы может быть поставлен вопрос: совершалось ли данное действие в условиях необходимого риска ?

5. При расследовании происшествий, связанных с использо­ ванием техники (автотранспортных, авиационных, железнодо­ рожных, воднотранспортных происшествий, аварий на произ­ водстве), в ряде случаев назначается инженерно-психологичес­ кая (технико-психологическая) экспертиза.

Свыше 80% аварий и происшествий совершается в силу де­ фектов человеческого поведения, обусловленных широким ди­ апазоном индивидуально-типологических особенностей лично­ сти. Нередко аварийная ситуация значительно превышает воз­ можности переработки оперативной информации данным субъектом, особенно когда к управлению сложными техничес­ кими средствами допускаются люди без соответствующего про­ фессионального отбора, непригодные по своим индивидуально-психическим особенностям к данному виду деятельности, лица, неустойчивые к стрессовым и сверхсильным воздействиям. Объектом судебно-психологической экспертизы в этих ситуа­ циях являются индивидуально-психологические и профессио­ нальные возможности лица, управляющего техникой в услож­ ненных и экстремальных условиях.

К компетенции судебно-психологической экспертизы по делам о катастрофах и авариях на производстве и транспорте относятся:

• установление наличия или отсутствия у субъекта в момент происшествия проявлений крайнего психического напряжения, конфликтного эмоционального состояния — аффекта, стресса, фрустрации;

• установление пределов психофизиологических возможнос­ тей человека, их соответствия требованиям, возникшим в мо­ мент технического происшествия;

• установление нарушений инженерно-психологических и эргономических требований к средствам индикации (отображе­ ния информации) и механизмам управления технической сис­ темой1, обусловивших неадекватные действия подследственно­ го лица.

1 См.: ГОСТ 21044-75. Система «человек— машина». Основные понятия. Общие эргономические требования; ГОСТ 21033-75. Систе­ ма «человек — машина». Рабочее место человека-оператора; ГОСТ


§ 4. Комплексные судебные экспертизы

В связи с этим экспертам-психологам могут быть заданы следующие вопросы:

• находился ли субъект в момент совершения конкретных действий в конфликтном психическом состоянии (стресс, аф­ фект, фрустрация и др.);

• как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние;

• соответствуют ли психические возможности обследуемого лица требованиям ситуации происшествия;

• имелись ли в соответствующих технических средствах эр­ гономические недостатки, обусловившие ошибочность дей­ ствий оператора?

Только квалифицированное экспертное исследование чело­ веческого фактора при взаимодействии человека с техникой в экстремальных условиях может обеспечить реализацию прин­ ципа ответственности за виновное поведение и принципа спра­ ведливости наказания.

Факультативными поводами назначения судебно-психологи-ческой экспертизы могут быть и другие обстоятельства (истин­ ность или ложность опознания, экспертное исследование мате­ риалов аудио- и видеозаписей, проявления психического наси­ лия и др.).

Наши рекомендации