I. начальная стадия допроса.
1. Представиться, объяснить цель вызова.
2. Удостовериться в личности допрашиваемого.
3. Разъяснить допрашиваемому его процессуальные права и обязанности. Если допрашивается свидетель или потерпевший, то предупредить его об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний, о чем сделать отметку в протоколе, заверенную подписью свидетеля или по терпевшего.
4. Выяснить все необходимые сведения о личности допраши ваемого и о его взаимоотношениях с другими лицами, проходя щими по делу. Если необходимо, сделать это в подробной, де тальной форме.
5. Использовать полученные сведения (п. 4) для изучения свойств личности допрашиваемого и выяснения его настроения
и намерений.
6. Сделать прогноз ситуации, которая сложится при про должении допроса: будет она бесконфликтной или конфликт ной (прямой или косвенный отказ от дачи показаний, дача лож-!ных показаний).
7. Если складывается бесконфликтная ситуация, то перейти ко второй стадии допроса.
8. Если ситуация конфликтная, то действовать так, как реко мендуется в п. 4.2 стадии детального допроса.
9. Если действия, перечисленные в п. 4.2 стадии детального допроса, не приводят к разрешению конфликта, то применять тактический прием «деление темы свободного рассказа», т. е. предложить дать показания лишь по одному факту (эпизоду), наиболее расследованному, чтобы убедительно показать доп рашиваемому бесперспективность дачи ложных показаний.
10. Если все меры разрешения конфликта и предотвращения
дачи ложных показаний оказались безуспешными, то перейти
ко втброй стадии допроса. , П. Стадия свободного рассказа.
1. Поставить вопрос в самой общей форме с таким расчетом, чтобы дать допрашиваемому возможность свободно, без какого-либо влияния со стороны, изложить все, что ему известно по делу и что он считает нужным показать.
2. Фиксировать свободный рассказ не только в памяти, но и записывая в протокол или на фонограмму либо делая записи
416 Глава 14. Психология допроса и очной ставки
фамилий, дат, цифровых данных и т. п. Способ фиксации зави сит от ситуации и возможностей следователя.
3. После фиксации свободного рассказа в протоколе перейти
к третьей стадии допроса.
III. Стадия детального допроса(предназначена для решенияуказанных ниже задач, количество которых и последователь ность решения варьируются).
1. Задача восполнения пробелов в свободном рассказе.
2. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый не придал значения каким-либо обстоятельствам дела, задать ему дополнительные вопросы о них.
3. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый за был какие-либо обстоятельства дела, то применить тактические приемы в целях восстановления в памяти забытых обстоя тельств.
4. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый умышленно умолчал о каких-либо обстоятельствах дела, то не обходимо:
4.1. Правильно понять причины и мотивы умышленного умолчания об определенных обстоятельствах.
4.2. Воздействуя на разум и чувства допрашиваемого, реализовать программу разрядки конфликтной ситуации, т. е. нейтрализовать действие мотивов умышленного умолчания.
5. Задача уточнения неопределенных, неточных высказыва ний допрашиваемого, непонятных слов (профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов и т. п.), а также таких выражений, которые представляют собой выводы, мнения, оценки фактов (тактические приемы решения данной задачи не указываются ввиду их простоты и общеизвестности).
6. Задача получения контрольных данных для оценки и проверки показаний допрашиваемого.
7. Применить тактический прием детализации полученных показаний.
8. Оценить полученные результаты. Если будут обнаружены противоречия между полученными детальными показаниями и ранее данными показаниями этого же допрашиваемого, сделать предположение о причинах противоречий.
9. Если нет достаточных оснований считать, что причина противоречий — дача ложных показаний, не применять таких приемов, которые могут выглядеть как попытка изобличения во лжи. Предложить допрашиваемому ответить, какими причина-
§ 8. Психология допроса свидетелей |
ми эти противоречия объясняются. При этом стараться сохра нить бесконфликтность ситуации, укрепить психологический контакт.
10. Если есть основания считать, что противоречия — ре зультат дачи ложных показаний, то поступать так, как рекомен дуется далее в п. 16—28.
11. Для проверки и оценки достоверности показаний приме нить тактические приемы, предназначенные для выяснения особенностей процессов восприятия допрашиваемого, запоми нания, сохранения в памяти, воспроизведения событий.
12. Выяснить физические, физиологические и прочие осо бенности субъекта восприятия.
13. Выяснить условия восприятия.
14. Выяснить особенности соотношения «объект и фон вос приятия» (какие именно объекты и детали воспринимались, что было фоном).
15. Оценить полученные результаты и степень достовернос ти показаний.
16. Задача изобличения в даче ложных показаний в целях получения правдивых показаний (только при полной уверенно сти в даче именно ложных показаний).
17. Изобличение с использованием противоречий в показа ниях допрашиваемого производить, применяя элемент внезап ности, на том же-допросе, на котором получены противоречи вые показания. Пока допрашиваемый сам не обнаружил проти воречий в своих показаниях и не подготовил продуманное ложное объяснение, необходимо:
18. Переспросить о сказанном, чтобы исключить возмож ность ссылки на оговорку.
19. Применить тактические приемы изобличения в даче лож ных показаний с использованием их противоречий.
20. Зафиксировать и оценить полученные ответы. Если необ ходимо, продолжить детализацию показаний.
21. Изобличение имеющимися в деле доказательствами (в отличие от п. 17) производить в специально выбранное вре мя, не обязательно в ходе данного допроса.
22. Если есть возможность, собрать в дополнение к име ющимся изобличающим доказательствам другие, подтверждаю-
| Щие точность данных ранее показаний.
23. Перед предъявлением доказательства получить от допра шиваемого показания об обстоятельствах, к которым относится
418 Глава 14. Психология допроса и очной ставки
данное доказательство, о наличии или отсутствии личных сче тов между допрашиваемым и свидетелем и т. п., чтобы исклю чить возможность ложных объяснений, по поводу предъявлен ного доказательства.
24. Если доказательств несколько, предъявлять их в течение одного допроса по одному, начиная с менее важных и оставив для завершения допроса наиболее веские.
25. Предъявляя доказательство, разъяснять его криминали стическое значение. Предъявляя показания других лиц, не рас крывать содержание их показаний сразу в полном объеме.
26. При предъявлении каждого доказательства предлагать дать объяснения и фиксировать их. После удостоверения пра вильности записи в протоколе подписью допрашиваемого про должать допрос в соответствии с планом.
27. При признании факта дачи ложных показаний сразу же предложить дать правдивые показания, зафиксировать их и удо стоверить подписью допрашиваемого.
28. Последующие показания расценивать как новый «свобод ный рассказ» и действовать, как указано в п. 8—15.