I. начальная стадия допроса.

1. Представиться, объяснить цель вызова.

2. Удостовериться в личности допрашиваемого.

3. Разъяснить допрашиваемому его процессуальные права и обязанности. Если допрашивается свидетель или потерпевший, то предупредить его об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний, о чем сделать отметку в протоколе, заверенную подписью свидетеля или по­ терпевшего.

4. Выяснить все необходимые сведения о личности допраши­ ваемого и о его взаимоотношениях с другими лицами, проходя­ щими по делу. Если необходимо, сделать это в подробной, де­ тальной форме.

5. Использовать полученные сведения (п. 4) для изучения свойств личности допрашиваемого и выяснения его настроения

и намерений.

6. Сделать прогноз ситуации, которая сложится при про­ должении допроса: будет она бесконфликтной или конфликт­ ной (прямой или косвенный отказ от дачи показаний, дача лож-!ных показаний).

7. Если складывается бесконфликтная ситуация, то перейти ко второй стадии допроса.

8. Если ситуация конфликтная, то действовать так, как реко­ мендуется в п. 4.2 стадии детального допроса.

9. Если действия, перечисленные в п. 4.2 стадии детального допроса, не приводят к разрешению конфликта, то применять тактический прием «деление темы свободного рассказа», т. е. предложить дать показания лишь по одному факту (эпизоду), наиболее расследованному, чтобы убедительно показать доп­ рашиваемому бесперспективность дачи ложных показаний.

10. Если все меры разрешения конфликта и предотвращения

дачи ложных показаний оказались безуспешными, то перейти

ко втброй стадии допроса. , П. Стадия свободного рассказа.

1. Поставить вопрос в самой общей форме с таким расчетом, чтобы дать допрашиваемому возможность свободно, без какого-либо влияния со стороны, изложить все, что ему известно по делу и что он считает нужным показать.

2. Фиксировать свободный рассказ не только в памяти, но и записывая в протокол или на фонограмму либо делая записи

416 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

фамилий, дат, цифровых данных и т. п. Способ фиксации зави­ сит от ситуации и возможностей следователя.

3. После фиксации свободного рассказа в протоколе перейти

к третьей стадии допроса.

III. Стадия детального допроса(предназначена для решенияуказанных ниже задач, количество которых и последователь­ ность решения варьируются).

1. Задача восполнения пробелов в свободном рассказе.

2. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый не придал значения каким-либо обстоятельствам дела, задать ему дополнительные вопросы о них.

3. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый за­ был какие-либо обстоятельства дела, то применить тактические приемы в целях восстановления в памяти забытых обстоя­ тельств.

4. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый умышленно умолчал о каких-либо обстоятельствах дела, то не­ обходимо:

4.1. Правильно понять причины и мотивы умышленного умолчания об определенных обстоятельствах.

4.2. Воздействуя на разум и чувства допрашиваемого, реализовать программу разрядки конфликтной ситуации, т. е. нейтрализовать действие мотивов умышленного умолчания.

5. Задача уточнения неопределенных, неточных высказыва­ ний допрашиваемого, непонятных слов (профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов и т. п.), а также таких выражений, которые представляют собой выводы, мнения, оценки фактов (тактические приемы решения данной задачи не указываются ввиду их простоты и общеизвестности).

6. Задача получения контрольных данных для оценки и проверки показаний допрашиваемого.

7. Применить тактический прием детализации полученных показаний.

8. Оценить полученные результаты. Если будут обнаружены противоречия между полученными детальными показаниями и ранее данными показаниями этого же допрашиваемого, сделать предположение о причинах противоречий.

9. Если нет достаточных оснований считать, что причина противоречий — дача ложных показаний, не применять таких приемов, которые могут выглядеть как попытка изобличения во лжи. Предложить допрашиваемому ответить, какими причина-


§ 8. Психология допроса свидетелей

ми эти противоречия объясняются. При этом стараться сохра­ нить бесконфликтность ситуации, укрепить психологический контакт.

10. Если есть основания считать, что противоречия — ре­ зультат дачи ложных показаний, то поступать так, как рекомен­ дуется далее в п. 16—28.

11. Для проверки и оценки достоверности показаний приме­ нить тактические приемы, предназначенные для выяснения особенностей процессов восприятия допрашиваемого, запоми­ нания, сохранения в памяти, воспроизведения событий.

12. Выяснить физические, физиологические и прочие осо­ бенности субъекта восприятия.

13. Выяснить условия восприятия.

14. Выяснить особенности соотношения «объект и фон вос­ приятия» (какие именно объекты и детали воспринимались, что было фоном).

15. Оценить полученные результаты и степень достовернос­ ти показаний.

16. Задача изобличения в даче ложных показаний в целях получения правдивых показаний (только при полной уверенно­ сти в даче именно ложных показаний).

17. Изобличение с использованием противоречий в показа­ ниях допрашиваемого производить, применяя элемент внезап­ ности, на том же-допросе, на котором получены противоречи­ вые показания. Пока допрашиваемый сам не обнаружил проти­ воречий в своих показаниях и не подготовил продуманное ложное объяснение, необходимо:

18. Переспросить о сказанном, чтобы исключить возмож­ ность ссылки на оговорку.

19. Применить тактические приемы изобличения в даче лож­ ных показаний с использованием их противоречий.

20. Зафиксировать и оценить полученные ответы. Если необ­ ходимо, продолжить детализацию показаний.

21. Изобличение имеющимися в деле доказательствами (в отличие от п. 17) производить в специально выбранное вре­ мя, не обязательно в ходе данного допроса.

22. Если есть возможность, собрать в дополнение к име­ ющимся изобличающим доказательствам другие, подтверждаю-

| Щие точность данных ранее показаний.

23. Перед предъявлением доказательства получить от допра­ шиваемого показания об обстоятельствах, к которым относится

418 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

данное доказательство, о наличии или отсутствии личных сче­ тов между допрашиваемым и свидетелем и т. п., чтобы исклю­ чить возможность ложных объяснений, по поводу предъявлен­ ного доказательства.

24. Если доказательств несколько, предъявлять их в течение одного допроса по одному, начиная с менее важных и оставив для завершения допроса наиболее веские.

25. Предъявляя доказательство, разъяснять его криминали­ стическое значение. Предъявляя показания других лиц, не рас­ крывать содержание их показаний сразу в полном объеме.

26. При предъявлении каждого доказательства предлагать дать объяснения и фиксировать их. После удостоверения пра­ вильности записи в протоколе подписью допрашиваемого про­ должать допрос в соответствии с планом.

27. При признании факта дачи ложных показаний сразу же предложить дать правдивые показания, зафиксировать их и удо­ стоверить подписью допрашиваемого.

28. Последующие показания расценивать как новый «свобод­ ный рассказ» и действовать, как указано в п. 8—15.

Наши рекомендации