Коммуникативный контакт — система приемов оптимизации отношений между общающимися лицами.

Особенно значимы первые фразы следователя, их лексичес­ кое построение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности доп­ рашиваемого лица. Но речь следователя не должна быть и наи­ гранно-заискивающей. У каждого человека в каждой жизнен-


§ 3. Психологические особенности отдельных стадий допроса

ной ситуации, особенно в ситуациях расследования, есть свои первоочередные заботы, тревоги, сомнения, желания и интере­ сы. На этой почве и должно быть осуществлено вступление сле­ дователя в контакт с допрашиваемым лицом.

В отношении свидетелей это может быть выражение сожале­ ния по поводу причиняемого им беспокойства, в отношении потерпевшего — сочувствие по поводу травмирующего его об­ стоятельства, в отношении обвиняемого и подозреваемого — заверение в гарантировании всех их законных прав, выяснение неотложных просьб и ходатайств. Золотое правило поведения следователя на данной стадии контактного взаимодействия — не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему от­ ношение. Следует избегать конфликтов, конфронтации, веду­ щих к ограничению коммуникации.

Поведение следователя должно быть естественным, не ма­ нерным, спокойным, уверенным и достойным. Своим коррект­ ным поведением он должен возбуждать у допрашиваемых лиц так называемый личностный резонанс — психическое заражение личностными качествами— уверенностью, честностью, профес-

, сиональной компетентностью. Наряду с этим следует категори­ чески пресекать проявления со стороны отдельных допрашива­ емых лиц недисциплинированности, бескультурья, речевой рас­ пущенности.

Следователь на допросе реализует официально-ролевую со­ циальную функцию и обладает всеми полномочиями для орга­ низации ответственного поведения всех проходящих по делу лиц.

В ряде случаев допрашиваемые лица первоначально прояв­ ляют стеснительность, скованность, недоверчивость. Обстанов­ ка формализма усугубляется и первоначальным заполнением в протоколе допроса анкетных данных допрашиваемого. Эту фор­ мальную сторону в начале допроса можно оживить более под­ робными расспросами о жизненном пути допрашиваемого, наи­ более значимых его биографических эпизодах. Интерес к лично­ сти допрашиваемогонаходит обычно соответствующийэмоциональный отклик. Во многих случаях следователь специ­ ально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого, привлекательные стороны его характеристи­ ки, отдельные проявления гражданственности, порядочности и

т. п. Большие возможности для общения дают профессия доп­ рашиваемого, его личные интересы, общественная деятель-

390 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

ность, служба в армии и т. п. С родителями возможна беседа о детях. Однако это не должно быть наигранным, поверхностным любопытством.

Следователь должен рефлексировать ситуацию, в которой оказалось допрашиваемое лицо, проявлять сочувствие по этому поводу, оказывать помощь в нахождении правильного, опти­ мального для данной личности выхода из создавшегося положе­ ния. Предлагая допрашиваемому эмоционально значимые для него темы, следователь анализирует его ценностную ориента­ цию, эмоциональные предпочтения, эмоциональную устойчи­ вость или неустойчивость, определяет его мимическую «маску», приемы поведенческой адаптации. Не следует поощрять ни чрезмерную свободу поведения допрашиваемого лица, гранича­ щую с развязностью, ни состояние робости, застенчивости, страха, забитости, самоунижения. Состояние психической на­ пряженности сковывает общение, может вызвать повышенную конформность, внушаемость.

При выяснении данных о судимости нецелесообразно фик­ сировать внимание на этих обстоятельствах, выявлять подроб­ ности, ибо это может создать отрицательный фон в контактном взаимодействии.

Одна из основных тактических задач следователя — распоз­ навание и преодоление защитных средств поведениянекоторыхдопрашиваемых: бравада, наглость или пассивное противодей­ ствие — отказ от общения. Психологическим барьером может быть и правовая неграмотность допрашиваемого, его необосно­ ванное опасение отрицательных последствий откровенного об­ щения, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в целесообразности правдивого поведения, содействия правосу­ дию — одна из наиболее сложных сторон коммуникативной деятельности следователя.

На стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предо­ ставляется возможность свободного изложения того, что ему известно об обстоятельствах расследуемого дела.

В психологическом отношении свободный рассказ исключа­ ет какое-либо внушающее воздействие со стороны следователя, облегчает свободное течение ассоциативных процессов.

Однако и в условиях свободного рассказа, с одной стороны, может возникнуть конформность допрашиваемого лица, его стремление соответствовать ожиданиям следователя; с другой —


§ 3. Психологические особенности отдельных стадий допроса

возможен уход от темы, нежелание лица воспроизводить опре­ деленные события в целостном рассказе. В этих случаях приме­ нимы определенные тактические приемы. Например, членение темы свободного рассказа — допрашиваемому лицу предлагает­ ся рассказать сначала лишь об одном эпизоде события, наибо­ лее значимом для данного лица и просто по фабуле. Возникшая первоначальная вербальная активность лица может облегчить переход к рассказу о событии в целом.

Тактически целесообразно ориентировать некоторых допра­ шиваемых на первоначальное изложение наиболее расследованно­ го эпизода,что облегчает оценку следователем позиции допра­шиваемого лица. Уже на этой стадии допроса следователь мо­ жет оказать мнемическую помощь: сформировать план воспроизведения, выделить спорные события, подсказать нача­ ло изложения, направить рассказ в основное русло и др.

В ходе допроса недопустимо, однако, ослабление внимания

к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд, дета­ лям, попутным замечаниям, ибо нельзя заранее знать, что в данном деле окажется главным или второстепенным. Повышен­ ное внимание должно проявляться и к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последовательности в логике изложения со­ бытий.

Все фактические данные должны быть осмыслены с точки зрения их функционального значения в общей схеме события. Постоянно сопоставляя свое объяснение события с показания­ ми допрашиваемого лица, следователь должен критически оце­ нивать обе интерпретации. Целесообразна группировка фактов по трем категориям: твердо установленные, сомнительные, не­ известные, но необходимые в данной цепи событий.

На детализирующей стадии допроса основными задачами являются: 1) восполнение пробелов свободного рассказа, уточне­ ние неопределенностивысказываний, выяснение противоречий;

2) оказание мнемической помощидля более полного воспроизве­дения отдельных эпизодов события; 3) получение контрольных

данных для оценки и проверки показаний; 4) диагностика причинумышленного умолчания допрашиваемого лица об отдельных обстоятельствах событий, психическое содействие преодолению допрашиваемым лицом барьеров умолчания, нейтрализация мотивов умолчания; 5) диагностика и изобличение ложных пока­ заний; 6) оказание правомерного психического воздействияна

392 Глава 14. Психология допроса и очной ставки

допрашиваемое лицо с целью получить правдивые показания (при полной уверенности в ложности показаний).

При противодействии допрашиваемого лица возникает не­ обходимость избрания соответствующей тактики межличност­ ного взаимодействия. При этом следователь: 1) выясняет моти­ вы противодействия, нейтрализует их, формирует мотивацион-ную перестройку в поведении противодействующего лица на основе его социально-положительных ориентации; 2) получает контрольные данные для оценки правдивости показаний, вто­ рично уточняя детали показаний; 3) анализирует возможные причины происхождения различных противоречий, отчленяет заведомую ложь от возможных непроизвольных ошибок; 4) при уверенной диагностике ложности показаний осуществляет их фиксированное изобличение в тактически оптимальной ситуа­ ции, применяет приемы правомерного психического воздейст­ вия.

На заключительной стадии допроса основная задача следова­ теля состоит в полной и объективной фиксации полученных пока­ заний.Здесь необходимы точные формулировки, адекватныеранее данным устным показаниям. При этом актуализируется оценочная деятельность допрашиваемого лица, ему может быть предоставлена возможность самому написать показания или прослушать написанный следователем протокол допроса, фо­ нограмму.

Разговорная речь отличается фрагментарностью, сокращен-ностью, неполнотой, избыточностью, обилием бытовизмов. Чем более взволнован человек, тем более свернута его речь. Боль­ шой объем информации идет по неязыковому (паралингвисти-ческому) каналу.

Уже в процессе допроса следователь должен направлять речь допрашиваемого, просить излагать факты более точно и опреде­ ленно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, ми­ мические выражения необходимо по возможности переводить в речевые выражения.

При переводе устной речи в письменную следует учитывать явления эхолалии и речевой персеверации — тенденцию лица с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услы­ шанное, включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса.

Наиболее важные показания должны быть продублированы другими словами, а для этого и вопросы должны быть сформу­ лированы в иной речевой конструкции.

§ 4. Психология допроса потерпевшего • 393

Закон требует фиксации в протоколе допроса всех получен­ ных сообщений по возможности дословно.

Протокол допроса должен отразить весь процесс допроса — вопросы следователя, предъявление документов, вещественных доказательств, речевые особенности ответов допрашиваемых лиц.

Наши рекомендации