Коммуникативный контакт — система приемов оптимизации отношений между общающимися лицами.
Особенно значимы первые фразы следователя, их лексичес кое построение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности доп рашиваемого лица. Но речь следователя не должна быть и наи гранно-заискивающей. У каждого человека в каждой жизнен-
§ 3. Психологические особенности отдельных стадий допроса |
ной ситуации, особенно в ситуациях расследования, есть свои первоочередные заботы, тревоги, сомнения, желания и интере сы. На этой почве и должно быть осуществлено вступление сле дователя в контакт с допрашиваемым лицом.
В отношении свидетелей это может быть выражение сожале ния по поводу причиняемого им беспокойства, в отношении потерпевшего — сочувствие по поводу травмирующего его об стоятельства, в отношении обвиняемого и подозреваемого — заверение в гарантировании всех их законных прав, выяснение неотложных просьб и ходатайств. Золотое правило поведения следователя на данной стадии контактного взаимодействия — не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему от ношение. Следует избегать конфликтов, конфронтации, веду щих к ограничению коммуникации.
Поведение следователя должно быть естественным, не ма нерным, спокойным, уверенным и достойным. Своим коррект ным поведением он должен возбуждать у допрашиваемых лиц так называемый личностный резонанс — психическое заражение личностными качествами— уверенностью, честностью, профес-
, сиональной компетентностью. Наряду с этим следует категори чески пресекать проявления со стороны отдельных допрашива емых лиц недисциплинированности, бескультурья, речевой рас пущенности.
Следователь на допросе реализует официально-ролевую со циальную функцию и обладает всеми полномочиями для орга низации ответственного поведения всех проходящих по делу лиц.
В ряде случаев допрашиваемые лица первоначально прояв ляют стеснительность, скованность, недоверчивость. Обстанов ка формализма усугубляется и первоначальным заполнением в протоколе допроса анкетных данных допрашиваемого. Эту фор мальную сторону в начале допроса можно оживить более под робными расспросами о жизненном пути допрашиваемого, наи более значимых его биографических эпизодах. Интерес к лично сти допрашиваемогонаходит обычно соответствующийэмоциональный отклик. Во многих случаях следователь специ ально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого, привлекательные стороны его характеристи ки, отдельные проявления гражданственности, порядочности и
т. п. Большие возможности для общения дают профессия доп рашиваемого, его личные интересы, общественная деятель-
390 Глава 14. Психология допроса и очной ставки
ность, служба в армии и т. п. С родителями возможна беседа о детях. Однако это не должно быть наигранным, поверхностным любопытством.
Следователь должен рефлексировать ситуацию, в которой оказалось допрашиваемое лицо, проявлять сочувствие по этому поводу, оказывать помощь в нахождении правильного, опти мального для данной личности выхода из создавшегося положе ния. Предлагая допрашиваемому эмоционально значимые для него темы, следователь анализирует его ценностную ориента цию, эмоциональные предпочтения, эмоциональную устойчи вость или неустойчивость, определяет его мимическую «маску», приемы поведенческой адаптации. Не следует поощрять ни чрезмерную свободу поведения допрашиваемого лица, гранича щую с развязностью, ни состояние робости, застенчивости, страха, забитости, самоунижения. Состояние психической на пряженности сковывает общение, может вызвать повышенную конформность, внушаемость.
При выяснении данных о судимости нецелесообразно фик сировать внимание на этих обстоятельствах, выявлять подроб ности, ибо это может создать отрицательный фон в контактном взаимодействии.
Одна из основных тактических задач следователя — распоз навание и преодоление защитных средств поведениянекоторыхдопрашиваемых: бравада, наглость или пассивное противодей ствие — отказ от общения. Психологическим барьером может быть и правовая неграмотность допрашиваемого, его необосно ванное опасение отрицательных последствий откровенного об щения, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в целесообразности правдивого поведения, содействия правосу дию — одна из наиболее сложных сторон коммуникативной деятельности следователя.
На стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предо ставляется возможность свободного изложения того, что ему известно об обстоятельствах расследуемого дела.
В психологическом отношении свободный рассказ исключа ет какое-либо внушающее воздействие со стороны следователя, облегчает свободное течение ассоциативных процессов.
Однако и в условиях свободного рассказа, с одной стороны, может возникнуть конформность допрашиваемого лица, его стремление соответствовать ожиданиям следователя; с другой —
§ 3. Психологические особенности отдельных стадий допроса |
возможен уход от темы, нежелание лица воспроизводить опре деленные события в целостном рассказе. В этих случаях приме нимы определенные тактические приемы. Например, членение темы свободного рассказа — допрашиваемому лицу предлагает ся рассказать сначала лишь об одном эпизоде события, наибо лее значимом для данного лица и просто по фабуле. Возникшая первоначальная вербальная активность лица может облегчить переход к рассказу о событии в целом.
Тактически целесообразно ориентировать некоторых допра шиваемых на первоначальное изложение наиболее расследованно го эпизода,что облегчает оценку следователем позиции допрашиваемого лица. Уже на этой стадии допроса следователь мо жет оказать мнемическую помощь: сформировать план воспроизведения, выделить спорные события, подсказать нача ло изложения, направить рассказ в основное русло и др.
В ходе допроса недопустимо, однако, ослабление внимания
к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд, дета лям, попутным замечаниям, ибо нельзя заранее знать, что в данном деле окажется главным или второстепенным. Повышен ное внимание должно проявляться и к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последовательности в логике изложения со бытий.
Все фактические данные должны быть осмыслены с точки зрения их функционального значения в общей схеме события. Постоянно сопоставляя свое объяснение события с показания ми допрашиваемого лица, следователь должен критически оце нивать обе интерпретации. Целесообразна группировка фактов по трем категориям: твердо установленные, сомнительные, не известные, но необходимые в данной цепи событий.
На детализирующей стадии допроса основными задачами являются: 1) восполнение пробелов свободного рассказа, уточне ние неопределенностивысказываний, выяснение противоречий;
2) оказание мнемической помощидля более полного воспроизведения отдельных эпизодов события; 3) получение контрольных
данных для оценки и проверки показаний; 4) диагностика причинумышленного умолчания допрашиваемого лица об отдельных обстоятельствах событий, психическое содействие преодолению допрашиваемым лицом барьеров умолчания, нейтрализация мотивов умолчания; 5) диагностика и изобличение ложных пока заний; 6) оказание правомерного психического воздействияна
392 Глава 14. Психология допроса и очной ставки
допрашиваемое лицо с целью получить правдивые показания (при полной уверенности в ложности показаний).
При противодействии допрашиваемого лица возникает не обходимость избрания соответствующей тактики межличност ного взаимодействия. При этом следователь: 1) выясняет моти вы противодействия, нейтрализует их, формирует мотивацион-ную перестройку в поведении противодействующего лица на основе его социально-положительных ориентации; 2) получает контрольные данные для оценки правдивости показаний, вто рично уточняя детали показаний; 3) анализирует возможные причины происхождения различных противоречий, отчленяет заведомую ложь от возможных непроизвольных ошибок; 4) при уверенной диагностике ложности показаний осуществляет их фиксированное изобличение в тактически оптимальной ситуа ции, применяет приемы правомерного психического воздейст вия.
На заключительной стадии допроса основная задача следова теля состоит в полной и объективной фиксации полученных пока заний.Здесь необходимы точные формулировки, адекватныеранее данным устным показаниям. При этом актуализируется оценочная деятельность допрашиваемого лица, ему может быть предоставлена возможность самому написать показания или прослушать написанный следователем протокол допроса, фо нограмму.
Разговорная речь отличается фрагментарностью, сокращен-ностью, неполнотой, избыточностью, обилием бытовизмов. Чем более взволнован человек, тем более свернута его речь. Боль шой объем информации идет по неязыковому (паралингвисти-ческому) каналу.
Уже в процессе допроса следователь должен направлять речь допрашиваемого, просить излагать факты более точно и опреде ленно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, ми мические выражения необходимо по возможности переводить в речевые выражения.
При переводе устной речи в письменную следует учитывать явления эхолалии и речевой персеверации — тенденцию лица с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услы шанное, включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса.
Наиболее важные показания должны быть продублированы другими словами, а для этого и вопросы должны быть сформу лированы в иной речевой конструкции.
§ 4. Психология допроса потерпевшего • 393
Закон требует фиксации в протоколе допроса всех получен ных сообщений по возможности дословно.
Протокол допроса должен отразить весь процесс допроса — вопросы следователя, предъявление документов, вещественных доказательств, речевые особенности ответов допрашиваемых лиц.