Психология коммуникативной деятельности

Следователя

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого

Основанием для привлечения лица к уголовной ответствен­ ности служит наличие достаточных доказательств для предъяв­ ления обвинения. Следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том, что деяние имело место, что образу­ ющие его фактические признаки соответствуют составу пре­ ступления, что преступление совершено тем лицом, которому предъявляется обвинение, и отсутствуют обстоятельства, ис­ ключающие уголовную ответственность или освобождающие от нее.

Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвине­ ния и разъяснения обвиняемому его прав.

В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущно­ сти обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сдела­ но простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и его подтверждение, что.он понимает предъявленное ему обвинение.

После вынесения постановления о привлечении лица в каче­ стве обвиняемого у следователя возникает ряд процессуальных прав. Следователь вправе пресечь попытки обвиняемого укло­ ниться от уголовной ответственности, помешать установлению истины по делу, объявить меру пресечения (арест, подписка о невыезде), отстранить обвиняемого от должности, провести обыск, наложить арест на имущество. Учитывая поведение об­ виняемого в ходе следствия и другие обстоятельства, следова­ тель может принять решение об изменении или отмене меры пресечения.

Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особеннос­ тях обвиняемого и в его текущих психических состояниях. Не­ обходимо обратить внимание на поведенческие установки и сте-

368 Глава 13. Психология коммуникативной деятельности следователя

реотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуника­ тивные возможности, способы поведения в конфликтных ситу­ ациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (подо­ зреваемого) в значительной мере определяются его отношением

к событию преступления и правосудию.

В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда (и даже его необходимости в случае глубокого раскаяния).

Противодействие обвиняемого правосудию ведет к выработ­ ке соответствующей защитной тактики, формированию в созна­ нии обвиняемого (подозреваемого) так называемой защитной доминанты. Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пас­ сивной — отказ от сотрудничества со следователем без исполь­ зования активных средств противодействия.

Защитная доминанта противодействующих расследованию лиц (кроме обвиняемого или подозреваемого ими могут быть и свидетели, и даже потерпевшие) — основной психический фе­ номен, ориентация в котором особенно существенна для такти­ ки расследования.

Защитные механизмы возможного противодействия следова­ телю начинают формироваться уже при возникновении пре­ ступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по егомнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления,крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуж­ дение, планирует линию поведения и в случае раскрытия пре­ ступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями.Но в этом и основная слабость позиции обвиняемого. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно относятся обви­ няемым к всему тому, что охраняется защитной доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информаци­ онной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий.


2. Взаимодействие следователя с потерпевшим

Преступники обычно уходят от признания своей виновности. Убийцы, разбойники, грабители, насильники, воры, расхитите­ ли в своей массе внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью. Боль­ шинство преступников выводят себя за рамки социальной от­ ветственности, формируют у себя механизм психологической защиты.В связи с этим они становятся малочувствительными кинформации, противоречащей их личностным установкам (ме­ ханизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные са­ мооценки.

Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов.

Социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, поэтому у него и не возникает, как правило, чув­ ства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит. Ули­ чение в бесчестности его может не волновать, а уличение в тру­ сости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых нужно учитывать в тактическом взаимодействии с ними.

Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела дол­ жно подвергаться психологическому анализу — оно свидетель­ ствует о том, чему сам обвиняемый придает большее значение, чего избегает, что доминирует или тормозится в его сознании.

В ряде случаев следует идти на поводу легенды обвиняемого,

с тем чтобы предъявить решающие доказательства на фоне пси­ хического контраста, наиболее эффективно демаскировать об­ виняемого (см. § 5 гл. 14).

§ 2. Взаимодействие следователя с потерпевшим. Психология потерпевшего

Психическое состояние потерпевшего в значительной мере может определяться его обвинительной доминантой, отрица­ тельными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей

370 Глава 13. Психология коммуникативной деятельности следователя

конфликтностью личности потерпевшего. Конфликтные осо­ бенности личности могут и спровоцировать преступление.

В то же время объективное исследование ущерба, причинен­ ного потерпевшему, является условием выяснения обществен­ ной опасности совершенного преступного деяния.

Показания потерпевшего — средство защиты его интересов, но это не только индивидуальные интересы, а интересы челове­ ка как члена общества, гражданина.

Показания многих потерпевших перенасыщены оценочны­ ми элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения. Различно и отношение потерпев­ ших к установлению истины. Наряду со стремлением содейство­ вать установлению истины могут быть и другие мотивы в пове­ дении отдельных потерпевших — от безразличия до прямого противодействия следствию.

При взаимодействии следователя с потерпевшим следует учитывать негативно-эмоциональное состояние последнего, возникшее в результате преступления и его последствий.

Психические состояния потерпевшего (особенно при совер­ шении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фру­ страция), вызывающим существенные сдвиги в его отражатель­ но-регуляционной сфере.

В конфликтных ситуациях сужается сознание потерпевше­ го, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расши­ ренным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем. Травмирующее воздействие событий приводит к пре­ увеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в два-три раза).

Грубые физические воздействия, являясь сверхсильными раздражителями, вызывают нарушение психической деятельно­ сти. Однако это не означает, что потерпевшие способны лишь дезориентировать следствие. Многие действия, совершенные до преступления, в подготовительной его стадии, запечатлеваются

в их памяти. Во многих случаях потерпевшие запоминают при­ меты и действия преступника.

Следователь должен учитывать динамику психического со­ стояния потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события; закрепляют устойчивые очаги возбуждения. Возникает сложный устойчи-


3. Взаимодействие следователя со свидетелями

вый нервно-эмоциональный комплекс со сложными взаимодей­ ствиями чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражении ве­ нерическими заболеваниями. Нередко показания этой катего­ рии потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.

Повторное обращение к аффектогенным обстоятельствам может вызвать напряженное психическое состояние, непроиз­ вольный уход от психотравмирующих обстоятельств. Все это требует особой чуткости, тактичности и внимательности со сто­ роны следователя.

Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочис­ ленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления.

В этих условиях у потерпевших может непроизвольно сформи­ роваться механизм психической защиты от повторных психо­ травмирующих воздействий. Стремление выйти из сферы след­ ствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предложениями следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняе­ мого и его родственников и друзей.

Следователю необходимо чутко улавливать динамику настро­ ения потерпевшего. Особенно тщательному психологическому анализу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекра­ щении дела, которые часто вызываются психическим давлени­ ем со стороны заинтересованных лиц.

В необходимых случаях следователь преодолевает психичес­ кое воздействие на подозреваемого со стороны заинтересован­ ных лиц, вызывая их на допрос и предупреждая об уголовной ответственности за подстрекательство или понуждение потер­ певшего к даче ложных показаний.

§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология свидетелей

Особенностью поведения свидетелей в предварительном следствии (и на суде) является их процессуально регламентиро-анная обязанность дать показания, имеющие значение для рас-рытия и расследования преступлений.

372 Глава 13. Психология коммуникативной деятельности следователя

Взаимодействуя со свидетелями, следователь должен учиты­ вать, что направленность восприятия события и его содержание определяются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития.

При взаимодействии со следователем свидетель придержи­ вается определенной линии поведения, дает свои оценки сооб­ щаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки. Они могут быть обусловлены различными побуждениями — боязнью мести, жалостью, стремлением избавиться от свиде­ тельских обязанностей и др. Наряду с этим свидетельские пока­ зания сами по себе затруднены рядом психологических обстоя­ тельств — фрагментарностью первоначального восприятия со­ бытий, мнемическими и речевыразительными трудностями. (Подробнее психология свидетелей будет рассмотрена в главе 14 «Психология допроса и очной ставки».)

§ 4. Психологический контакт

в следственной деятельности.

Наши рекомендации