Психология коммуникативной деятельности
Следователя
§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого
Основанием для привлечения лица к уголовной ответствен ности служит наличие достаточных доказательств для предъяв ления обвинения. Следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том, что деяние имело место, что образу ющие его фактические признаки соответствуют составу пре ступления, что преступление совершено тем лицом, которому предъявляется обвинение, и отсутствуют обстоятельства, ис ключающие уголовную ответственность или освобождающие от нее.
Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвине ния и разъяснения обвиняемому его прав.
В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущно сти обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сдела но простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и его подтверждение, что.он понимает предъявленное ему обвинение.
После вынесения постановления о привлечении лица в каче стве обвиняемого у следователя возникает ряд процессуальных прав. Следователь вправе пресечь попытки обвиняемого укло ниться от уголовной ответственности, помешать установлению истины по делу, объявить меру пресечения (арест, подписка о невыезде), отстранить обвиняемого от должности, провести обыск, наложить арест на имущество. Учитывая поведение об виняемого в ходе следствия и другие обстоятельства, следова тель может принять решение об изменении или отмене меры пресечения.
Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особеннос тях обвиняемого и в его текущих психических состояниях. Не обходимо обратить внимание на поведенческие установки и сте-
368 Глава 13. Психология коммуникативной деятельности следователя
реотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуника тивные возможности, способы поведения в конфликтных ситу ациях.
Особенности психического состояния обвиняемого (подо зреваемого) в значительной мере определяются его отношением
к событию преступления и правосудию.
В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда (и даже его необходимости в случае глубокого раскаяния).
Противодействие обвиняемого правосудию ведет к выработ ке соответствующей защитной тактики, формированию в созна нии обвиняемого (подозреваемого) так называемой защитной доминанты. Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пас сивной — отказ от сотрудничества со следователем без исполь зования активных средств противодействия.
Защитная доминанта противодействующих расследованию лиц (кроме обвиняемого или подозреваемого ими могут быть и свидетели, и даже потерпевшие) — основной психический фе номен, ориентация в котором особенно существенна для такти ки расследования.
Защитные механизмы возможного противодействия следова телю начинают формироваться уже при возникновении пре ступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по егомнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления,крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуж дение, планирует линию поведения и в случае раскрытия пре ступления.
Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями.Но в этом и основная слабость позиции обвиняемого. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно относятся обви няемым к всему тому, что охраняется защитной доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информаци онной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий.
2. Взаимодействие следователя с потерпевшим |
Преступники обычно уходят от признания своей виновности. Убийцы, разбойники, грабители, насильники, воры, расхитите ли в своей массе внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью. Боль шинство преступников выводят себя за рамки социальной от ветственности, формируют у себя механизм психологической защиты.В связи с этим они становятся малочувствительными кинформации, противоречащей их личностным установкам (ме ханизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные са мооценки.
Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов.
Социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, поэтому у него и не возникает, как правило, чув ства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит. Ули чение в бесчестности его может не волновать, а уличение в тру сости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых нужно учитывать в тактическом взаимодействии с ними.
Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела дол жно подвергаться психологическому анализу — оно свидетель ствует о том, чему сам обвиняемый придает большее значение, чего избегает, что доминирует или тормозится в его сознании.
В ряде случаев следует идти на поводу легенды обвиняемого,
с тем чтобы предъявить решающие доказательства на фоне пси хического контраста, наиболее эффективно демаскировать об виняемого (см. § 5 гл. 14).
§ 2. Взаимодействие следователя с потерпевшим. Психология потерпевшего
Психическое состояние потерпевшего в значительной мере может определяться его обвинительной доминантой, отрица тельными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей
370 Глава 13. Психология коммуникативной деятельности следователя
конфликтностью личности потерпевшего. Конфликтные осо бенности личности могут и спровоцировать преступление.
В то же время объективное исследование ущерба, причинен ного потерпевшему, является условием выяснения обществен ной опасности совершенного преступного деяния.
Показания потерпевшего — средство защиты его интересов, но это не только индивидуальные интересы, а интересы челове ка как члена общества, гражданина.
Показания многих потерпевших перенасыщены оценочны ми элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения. Различно и отношение потерпев ших к установлению истины. Наряду со стремлением содейство вать установлению истины могут быть и другие мотивы в пове дении отдельных потерпевших — от безразличия до прямого противодействия следствию.
При взаимодействии следователя с потерпевшим следует учитывать негативно-эмоциональное состояние последнего, возникшее в результате преступления и его последствий.
Психические состояния потерпевшего (особенно при совер шении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фру страция), вызывающим существенные сдвиги в его отражатель но-регуляционной сфере.
В конфликтных ситуациях сужается сознание потерпевше го, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расши ренным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем. Травмирующее воздействие событий приводит к пре увеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в два-три раза).
Грубые физические воздействия, являясь сверхсильными раздражителями, вызывают нарушение психической деятельно сти. Однако это не означает, что потерпевшие способны лишь дезориентировать следствие. Многие действия, совершенные до преступления, в подготовительной его стадии, запечатлеваются
в их памяти. Во многих случаях потерпевшие запоминают при меты и действия преступника.
Следователь должен учитывать динамику психического со стояния потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события; закрепляют устойчивые очаги возбуждения. Возникает сложный устойчи-
3. Взаимодействие следователя со свидетелями |
вый нервно-эмоциональный комплекс со сложными взаимодей ствиями чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражении ве нерическими заболеваниями. Нередко показания этой катего рии потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.
Повторное обращение к аффектогенным обстоятельствам может вызвать напряженное психическое состояние, непроиз вольный уход от психотравмирующих обстоятельств. Все это требует особой чуткости, тактичности и внимательности со сто роны следователя.
Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочис ленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления.
В этих условиях у потерпевших может непроизвольно сформи роваться механизм психической защиты от повторных психо травмирующих воздействий. Стремление выйти из сферы след ствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предложениями следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняе мого и его родственников и друзей.
Следователю необходимо чутко улавливать динамику настро ения потерпевшего. Особенно тщательному психологическому анализу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекра щении дела, которые часто вызываются психическим давлени ем со стороны заинтересованных лиц.
В необходимых случаях следователь преодолевает психичес кое воздействие на подозреваемого со стороны заинтересован ных лиц, вызывая их на допрос и предупреждая об уголовной ответственности за подстрекательство или понуждение потер певшего к даче ложных показаний.
§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология свидетелей
Особенностью поведения свидетелей в предварительном следствии (и на суде) является их процессуально регламентиро-анная обязанность дать показания, имеющие значение для рас-рытия и расследования преступлений.
372 Глава 13. Психология коммуникативной деятельности следователя
Взаимодействуя со свидетелями, следователь должен учиты вать, что направленность восприятия события и его содержание определяются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития.
При взаимодействии со следователем свидетель придержи вается определенной линии поведения, дает свои оценки сооб щаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки. Они могут быть обусловлены различными побуждениями — боязнью мести, жалостью, стремлением избавиться от свиде тельских обязанностей и др. Наряду с этим свидетельские пока зания сами по себе затруднены рядом психологических обстоя тельств — фрагментарностью первоначального восприятия со бытий, мнемическими и речевыразительными трудностями. (Подробнее психология свидетелей будет рассмотрена в главе 14 «Психология допроса и очной ставки».)
§ 4. Психологический контакт
в следственной деятельности.