Им психические свойства человека
Психические | Вид темперамента | ||||
сангвинис- | флегмати | меланхоли | |||
свойства | холерический | ||||
тический | ческий | ческий | |||
1. Скорость психических | Высокая | Очень высокая | Медленная | Средняя | |
реакций | |||||
2. Сила психических | Средняя | Очень большая | Большая | Большая | |
реакций | |||||
3. Экстраверсия или инт- | Экстраверт | Экстраверт | Интроверт | Интроверт | |
роверсия | |||||
4. Пластичность или ри | Пластичный | Пластичный | Ригидный | Ригидный | |
гидность | |||||
5. Эмоциональная возбу | Умеренная | Высокая | Слабая | Высокая | |
димость | |||||
6. Сила эмоций | Средняя | Очень большая | Слабая | Большая | |
7. Экспрессия эмоций | Умеренная | Повышенная | Пониженная | Повышенная | |
8. Эмоциональная устой | Устойчив | Неустойчив | Очень устойчив | Очень неустойчив | |
чивость | |||||
дают смешанными темпераментами, но тот или иной вид тем перамента преобладает.
Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следу ет различать индивидуальный тип темперамента и соответству ющий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельно сти. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Психические состояния, вызываемые различными жизненны ми обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа тем перамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным зада чам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энер гию, становится способным к длительным напряжениям, застав ляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы.
Воспитанный и достаточно волевой холерик способен про являть сдержанность, переключать внимание на другие объек-
§ 2. Темперамент человека |
ты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флег матику.
От темперамента зависят динамические особенности харак тера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природ ная почва», на которой происходит процесс формирования от дельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.
Люди достигают одинаковых успехов разными способами, за мещая свои слабые стороны системой психических компенсаций.
Под влиянием жизненных условий у холерика может сфор мироваться инертность, медлительность, безынициативность, а
у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его тем перамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут ослабиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву.
Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.
В зарубежной психологии и криминологии предпринима лись попытки связать поведение человека с его телесной орга низацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немец кий психиатр Э. Кречмер также стремился установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т. д.
Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личнос ти зависят от природной нейрофизиологической организации чело века, но не определяются ею. Вэкспериментах И. П. Павловабыло доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обуслов лен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом ши роком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство — высочайшая пластичность»'.
1 Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Кн. 2. С. 269.
206 Глава 7. Психология личности
В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обус ловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные ^социально приобретенные ка чества человека.
Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интровер-сию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом
К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность инди видов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.
Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).
Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутрен него мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоана лизу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.
Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.) . Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высо кий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенси руют недостаточность этой активации дополнительными дви жениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной дея тельности.
Среди качеств темперамента выделяются ригидность и плас тичность. Ригидность — это инертность, консервативность, трудность переключаемое™ психической деятельности.
Существует несколько видов ригидности:
• сенсорная — пролонгирование ощущения после прекраще ния действия стимула;
• моторная — трудность перестройки привычных движений;
• эмоциональная — продолжение эмоционального состоя ния после прекращения эмоционального воздействия;
• памяти — персеверация, навязчивость образов памяти;
• мышления — инерция суждений, установок, способов ре шения задач.
Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.
§ 3. Направленность личности |
К особенностям темперамента относится и такое психичес кое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.
Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уро вень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия уг рожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.
Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов.
Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «био логическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.
Темпераментные особенности человека выступают как пси хофизиологические возможности его поведения. Подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества ин теллекта, гибкость ассоциативных процессов; легкость возник новения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.
Однако темперамент не является ценностным критерием личности — он не определяет потребностей, интересов, взгля дов личности. В одном и том же виде деятельности люди с раз личными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.
Не темперамент, а направленность личности, преобладание
у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообла дание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.
Направленность личности
Направленность личности — ценностно-ориентационная систе ма личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и ус тойчивых мотивов поведения, основное системообразующее каче ство личности.
Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Раз личаются следующие особенности направленности личности.
208 Глава 7. Психология личности
1. Социальная значимость отношений личности, уровень ихобщественной ценности — нравственность ее повседневного поведения, соответствие поведения личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.
2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интере сов и определенность центральных стержневых интересов — целеустремленность личности.
3. Степень устойчивости отношений — последовательность
и принципиальность личности, цельность личности.
Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность — это значимость для человека определен ных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и
т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов ре шений сложных жизненных проблем.
Социальная адаптация личности — это прежде всего ее при общение к системе ценностей определенных социальных общ ностей. Среди этих ценностей существуют ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхцен ности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких лю дей, честь и достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат боль ше, чем собственная жизнь.
Благодаря своей направленности люди способны преодоле вать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.
Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности — это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности опреде ляет всю систему ее побуждений, ее стратегические и тактичес кие цели, которые регулируют деятельность личности. Деятель ность личности направляется этими целями. Но если цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей.
Потребности личности
Предпосылкой, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельнос ти, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. В «Диалек тике природы» Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять
§ 3. Направленность личности |
свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяс нять их из своих потребностей»1.
Потребность обусловливает направленность организма, ин дивида, личности, социальной общности к созданию и реализа ции условий существования и развития. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы:
1) условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные, или органические, потребности);
2) условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда);
3) условия для жизни и развития данного человека как лич ности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей.
Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнеде ятельности человека, его психофизиологический гомеостаз.
Потребность — испытываемая человеком необходимость устра нения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.
Наиболее значимые, базовые потребности определяют на правленность всей психики человека — его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.
Различаются потребности потенциальные (неактуализирован-ные) и актуализированные— текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласовани ем внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутрен него и внешнего является основным фактором человеческой актив ности.
Поосновным видам человеческой активности можно выделить потребности, связанные с:
• трудом — потребности созидания;
• развитием — потребность в игре, познании, научении, самореализации;
• социальным общением, социальной идентификацией —нравственные и духовные потребности.
Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются
Социогенными.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 493.
210 Глава 7. Психология личности
Кроме того, большая сфера потребностей человека обуслов лена биологической необходимостью. Эти потребности называ ются биогенными.
К ним относятся потребность в:
• безопасности, самосохранении;
• восстановлении энергии и двигательной активности;
• подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер ре
ализации этой потребности — научение и физическая игра);
• продолжении рода (рис. 31).
Абрахам Харольд Маслоу (1908—1970), американский психо лог, предложил концепцию системного исследования психоло гии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смыс ловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мо тивации личности («Мотивация и личность», 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.
Естественные, органические потребности человека возника ют без специального формирования, тогда как все социальные потребности появляются лишь в процессе воспитания. Однако
Рис. 31. Иерархия (пирамида)
потребностей человека (по А. X. Маслоу)
§ 3. Направленность личности |
даже органические потребности человека подвергаются социа лизации. В зависимости от того, с какими социальными ценно стями связаны потребности, различаются разные их уровни — высшиеинизшие.
Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности — это гипертрофированные потребности низших уровней, препят ствующие развитию потребностей более высоких уровней. Толь ко упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности.
Материальное потребление для социализированной личнос ти является прежде всего условием ее созидательной деятельно сти. Если животное действует лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечи вать прогресс общественного развития.