Им психические свойства человека

Психические   Вид темперамента    
сангвинис-   флегмати­ меланхоли­  
свойства холерический  
тический ческий ческий  
   
1. Скорость психических Высокая Очень высокая Медленная Средняя  
реакций          
2. Сила психических Средняя Очень большая Большая Большая  
реакций          
3. Экстраверсия или инт- Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт  
роверсия          
4. Пластичность или ри­ Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный  
гидность          
           
5. Эмоциональная возбу­ Умеренная Высокая Слабая Высокая  
димость          
6. Сила эмоций Средняя Очень большая Слабая Большая  
7. Экспрессия эмоций Умеренная Повышенная Пониженная Повышенная  
8. Эмоциональная устой­ Устойчив Неустойчив Очень устойчив Очень неустойчив  
чивость          
           

дают смешанными темпераментами, но тот или иной вид тем­ перамента преобладает.

Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следу­ ет различать индивидуальный тип темперамента и соответству­ ющий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельно­ сти. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Психические состояния, вызываемые различными жизненны­ ми обстоятельствами, в значительной мере зависят от типа тем­ перамента человека. Однако его культура поведения зависит не от темперамента, а от воспитания. В зависимости от того как человек относится к тем или иным явлениям, жизненным зада­ чам, окружающим людям, он мобилизует соответствующую энер­ гию, становится способным к длительным напряжениям, застав­ ляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы.

Воспитанный и достаточно волевой холерик способен про­ являть сдержанность, переключать внимание на другие объек-


§ 2. Темперамент человека

ты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флег­ матику.

От темперамента зависят динамические особенности харак­ тера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природ­ ная почва», на которой происходит процесс формирования от­ дельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, за­ мещая свои слабые стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сфор­ мироваться инертность, медлительность, безынициативность, а

у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его тем­ перамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут ослабиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву.

Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зарубежной психологии и криминологии предпринима­ лись попытки связать поведение человека с его телесной орга­ низацией. Так, Ч. Ломброзо пытался связать преступность с особенностями строения черепа, лица и тела человека. Немец­ кий психиатр Э. Кречмер также стремился установить связь между психологией личности и конституцией тела человека. Способности человека и его характер он связывал с полнотой тела, развитием мышц и т. д.

Исследования И. П. Павлова показали, что свойства личнос­ ти зависят от природной нейрофизиологической организации чело­ века, но не определяются ею. Вэкспериментах И. П. Павловабыло доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям. «Образ поведения человека и животного обуслов­ лен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом ши­ роком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство — высочайшая пластичность»'.

1 Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Кн. 2. С. 269.

206 Глава 7. Психология личности

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обус­ ловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные ^социально приобретенные ка­ чества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интровер-сию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом

К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность инди­ видов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир.

Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).

Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутрен­ него мира; они малообщительны, склонны к повышенному самоана­ лизу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Проблемы экстра- и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.) . Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высо­ кий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенси­ руют недостаточность этой активации дополнительными дви­ жениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной дея­ тельности.

Среди качеств темперамента выделяются ригидность и плас­ тичность. Ригидность — это инертность, консервативность, трудность переключаемое™ психической деятельности.

Существует несколько видов ригидности:

• сенсорная — пролонгирование ощущения после прекраще­ ния действия стимула;

• моторная — трудность перестройки привычных движений;

• эмоциональная — продолжение эмоционального состоя­ ния после прекращения эмоционального воздействия;

• памяти — персеверация, навязчивость образов памяти;

• мышления — инерция суждений, установок, способов ре­ шения задач.

Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.


§ 3. Направленность личности

К особенностям темперамента относится и такое психичес­ кое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уро­ вень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия уг­ рожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов.

Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «био­ логическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как пси­ хофизиологические возможности его поведения. Подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества ин­ теллекта, гибкость ассоциативных процессов; легкость возник­ новения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности — он не определяет потребностей, интересов, взгля­ дов личности. В одном и том же виде деятельности люди с раз­ личными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание

у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообла­ дание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Направленность личности

Направленность личности — ценностно-ориентационная систе­ ма личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и ус­ тойчивых мотивов поведения, основное системообразующее каче­ ство личности.

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Раз­ личаются следующие особенности направленности личности.

208 Глава 7. Психология личности

1. Социальная значимость отношений личности, уровень ихобщественной ценности — нравственность ее повседневного поведения, соответствие поведения личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интере­ сов и определенность центральных стержневых интересов — целеустремленность личности.

3. Степень устойчивости отношений — последовательность

и принципиальность личности, цельность личности.

Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность — это значимость для человека определен­ ных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и

т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов ре­ шений сложных жизненных проблем.

Социальная адаптация личности — это прежде всего ее при­ общение к системе ценностей определенных социальных общ­ ностей. Среди этих ценностей существуют ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхцен­ ности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких лю­ дей, честь и достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат боль­ ше, чем собственная жизнь.

Благодаря своей направленности люди способны преодоле­ вать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности — это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности опреде­ ляет всю систему ее побуждений, ее стратегические и тактичес­ кие цели, которые регулируют деятельность личности. Деятель­ ность личности направляется этими целями. Но если цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей.

Потребности личности

Предпосылкой, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельнос­ ти, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. В «Диалек­ тике природы» Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять


§ 3. Направленность личности

свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяс­ нять их из своих потребностей»1.

Потребность обусловливает направленность организма, ин­ дивида, личности, социальной общности к созданию и реализа­ ции условий существования и развития. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы:

1) условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные, или органические, потребности);

2) условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда);

3) условия для жизни и развития данного человека как лич­ ности, для удовлетворения широкой системы его индивидуали­зированных потребностей.

Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнеде­ ятельности человека, его психофизиологический гомеостаз.

Потребность — испытываемая человеком необходимость устра­ нения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют на­ правленность всей психики человека — его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализирован-ные) и актуализированные— текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласовани­ ем внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутрен­ него и внешнего является основным фактором человеческой актив­ ности.

Поосновным видам человеческой активности можно выде­лить потребности, связанные с:

• трудом — потребности созидания;

• развитием — потребность в игре, познании, научении, са­мореализации;

• социальным общением, социальной идентификацией —нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются

Социогенными.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 493.

210 Глава 7. Психология личности

Кроме того, большая сфера потребностей человека обуслов­ лена биологической необходимостью. Эти потребности называ­ ются биогенными.

К ним относятся потребность в:

• безопасности, самосохранении;

• восстановлении энергии и двигательной активности;

• подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер ре­

ализации этой потребности — научение и физическая игра);

• продолжении рода (рис. 31).

Абрахам Харольд Маслоу (1908—1970), американский психо­ лог, предложил концепцию системного исследования психоло­ гии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смыс­ ловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мо­ тивации личности («Мотивация и личность», 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возника­ ют без специального формирования, тогда как все социальные потребности появляются лишь в процессе воспитания. Однако

Им психические свойства человека - student2.ru

Рис. 31. Иерархия (пирамида)

потребностей человека (по А. X. Маслоу)


§ 3. Направленность личности

даже органические потребности человека подвергаются социа­ лизации. В зависимости от того, с какими социальными ценно­ стями связаны потребности, различаются разные их уровни — высшиеинизшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности — это гипертрофированные потребности низших уровней, препят­ ствующие развитию потребностей более высоких уровней. Толь­ ко упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности.

Материальное потребление для социализированной личнос­ ти является прежде всего условием ее созидательной деятельно­ сти. Если животное действует лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечи­ вать прогресс общественного развития.

Наши рекомендации