Пограничные психические состояния

Психические состояния, находящиеся между нормой и патоло­ гией(слабые формы психических расстройств),называются по­ граничными состояниями.К таким состояниям относятся:реак­тивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задер­ жки психического развития (умственная отсталость).

В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах опреде­ лить критерии нормы.

Существенными характеристиками психической нормы, с нашей точки зрения, являются следующие поведенческие особенности:

• адекватность (соответствие) поведенческих реакций вне­ шним воздействиям;

• детерминированность поведения, его концептуальность, упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизне­ деятельности; согласованность целей, мотивов и способов пове­ дения;

• соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;

• оптимальное взаимодействие с другими людьми, способ­ ность к самокоррекции поведения в соответствии с социальны­ ми нормами.

Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психи­ ческой саморегуляции.

Процесс психической саморегуляции осуществляется в един­ стве содержательно-смысловых, генетических и нейродинами-ческих процессов. И здесь возможны различные парциальные (частичные) аномалии саморегуляции. При этом интеллект чело­ века в основном сохраняется, но оказываются нарушенными от­ дельные регуляционные механизмы. Эти нарушения психической саморегуляции сводятся в основном к следующим особенностям.

1. Частая и быстрая смена настроений, недостаточность пси­ хоэнергетических возможностей индивида, повышенная нерв­ но-психическая истощаемость, слабость нервной системы.

2. Ригидность, малоподвижность нервно-психических про­ цессов, обусловливающих замкнутость индивида; уход от кон­ тактов с людьми; гипертрофия одиночества, отверженности, противопоставленности окружающей социальной среде.


§ 3. Пограничные психические состояния

3. Повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимо­ действиям; завышенность самооценок, уровня притязаний.

4. Повышенная конформность, слабохарактерность, интел­ лектуальная ограниченность, некритичность.

Чем менее социализирована личность, тем шире возможнос­ ти автономизации отдельных регуляционных факторов. Чем ог­ раниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни регуляции.

Для поведения лиц с психическими аномалиями характерны конфликтность, повышенная импульсивность, спонтанность побуждений, ослабленность механизма понятийно-мотивацион-ной регуляции.

Психические аномалии деформируют внутриличностные структуры, мотивационно-ценностную иерархизованность лич­ ности, порождают гиперкомпенсаторные тенденции.

В массе правонарушений лиц с психическими аномалиями четко просматриваются такие характерные особенности поведе­ ния, как крайняя возбудимость, импульсивность, эмоциональ­ ная неустойчивость, неадекватность реакций.

Психические отклонения, не исключающие вменяемость, суще­ ственно деформируют поведение человека, сужают возможность осознавать значение совершаемого деяния либо руководить им.

Сужение возможности осознавать значение своих дей­ ствий — нарушение полноценной ориентации индивида в окру­ жающей его действительности, неспособность адекватно вос­ принимать реальную обстановку. Неспособность полноценно руководить своими действиями — неспособность рационально организовывать свое поведение, предвидеть развитие событий.

Ограниченная вменяемость, предусмотренная ст. 22 УК РФ, содержит интеллектуальный (отражательный) и волевой (регу­ ляционный) признаки. Оба этих признака неразрывно взаимо­ связаны.

Для установления юридического критерия ограниченной вменяемости достаточно одного из двух — интеллектуального или волевого — признаков.

Индивид может осознавать фактическое значение и обще­ ственную опасность деяния, но не способен сдерживать себя.

Повышенная импульсивность, невладение оптимальными моделями поведения в критических ситуациях, ситуативная за­ висимость, личностная склонность к конфликтному поведению, повышенная реактивность в зоне «слабых мест» характера, по-




184 Глава 6. Психические состояния

вышенная тревожность, завышенный уровень притязаний — таков далеко не полный перечень поведенческих проявлений лиц с психическими аномалиями.

К пограничным расстройствам волевой регуляции, выража­ ющимся в неспособности в полной мере руководить своими действиями, относятся:

• возникающий по различным причинам психогенный ступор (кратковременное обездвиживание в связи с переживанием страха, ужаса);

• акинезия (временное прекращение произвольных движений);

• гипокинезия (временное замедление и обеднение движений

в стрессогенных ситуациях);

• кататоническое возбуждение(двигательное перевозбуждение

с преобладанием неадекватных двигательных стереотипов);

• тревожное перевозбуждение (общая двигательная актив­ ность — ажитация — в эмоционально конфликтной ситуации);

• абулия— отсутствие волевых побуждений, апатичная безу­частность;

• парабулия— извращенная волевая активность (вычурнаядемонстративность, псевдоактивность);

• импульсивные влечения:

клептомания(периодически внезапно возникающее вле­

чение к тайному хищению),

пиромания(непреодолимое стремление к немотивиро­

ванному поджогу),

дромомания(периодически возникающее непреодолимое

стремление к бродяжничеству, перемене мест),

гомицидомания(внезапно возникающее влечениекубийст­

ву человека),

гемблинг(патологическая страсть к азартным играм);

• психосексуальные перверсии;

• реактивные состояния.

Реактивные состояния

Реактивные состояния — острые аффективные реакции, вре­ менные расстройства психики в результате психических травм.Ре­активные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжи­ тельного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длитель­ ное нервно-психическое напряжение).


§ 3. Пограничные психические состояния

С нейрофизиологической точки зрения реактивные состоя­ ния являются срывом нервной деятельности в результате запре­ дельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбуди­ тельного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги — повышается выделение адреналина, возникает гипер­ лейкемия (повышается свертываемость крови); перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизно-над-почечной системой; изменяется деятельность ретикулярной си­ стемы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Наруша­ ется взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласо­ вание функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.

Непатологические реактивные состояния подразделяются на:

1) аффективно-шоковые психические реакции;

2) депрессивно-психогенные реакции.

Аффективно-шоковые психогенные реакциивозникают в ост­рых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах — пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, до­ рожно-транспортных происшествиях, физическом и нравствен­ ном насилии. В этих обстоятельствах возможна также гиперки­ нетическая или гипокинетическая реакция.

Следствием аффективно- шоковой реакции может быть и так называемый эмоциональный паралич — последующее индиффе­ рентное отношение к действительности.

Депрессивные психогенные реакции(реактивные депрессии)возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, по­ тери близких людей, краха больших надежд.

В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилиз-ма (появление в речи и мимике взрослого человека особеннос­тей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приоб­ ретенного снижения интеллекта).

Невротические состояния — неврозы

Неврозы — срывы нервно-психической деятельности: истери­ ческий невроз, неврастения и навязчивые состояния.

1. Истерический неврозвозникает в психотравмирующих об­стоятельствах у лиц с патологическими чертами характера. По­ вышенная тормозность коры у этих людей обусловливает повы­ шенную возбудимость подкорковых образований — центров эмоционально-инстинктивных реакций.

186 Глава 6. Психические состояния

Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он выражается в излиш­ ней аффектации; громком и длительном, не поддающемся кон­ тролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

2. Неврастенияпроявляется в ослаблении нервной деятель­ности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоцио­ нальной неустойчивостью, нетерпеливостью.

Резко повышается уровень тревожности1, беспокойства, по­ стоянного ожидания неблагополучного развития событий. Ок­ ружающая среда субъективно отражается индивидом как фак­ тор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, ин­ дивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.

Ослабленность, истощенность нервной системы при невро­ зах сказываются в ослаблении ее интегрирующей функции; про­ исходит некоторая дезинтеграция психических образований, от­ дельные проявления психики приобретают относительную са­ мостоятельность, что приводит к навязчивым состояниям.

3. Невроз навязчивых состоянийвыражается в навязчивыхчувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.

Навязчивые чувства страханазываютсяфобиями(от греч.phobos — страх). Фобии сопровождаются вегетативными дис­ функциями (потливость, учащенность пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость сво­ их страхов, но не может от них освободиться.

Фобии многообразны. Укажем лишь некоторые из них: нозо-фобия — страх различных заболеваний (канцерофобия, кардио­фобия и др.), клаустрофобия — боязнь закрытых помещений, аго­ рафобия— боязнь открытых пространств, айхмофобия— боязньострых предметов, ксенофобия — боязнь всего чужого, социофо-бия — страх общения, публичных самопроявлений, логофобия —страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.

Навязчивые представления— персеверации (от лат. persevera-tio — упорство) — циклическое непроизвольное воспроизведе­ ние двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»).

Навязчивые влечения— непроизвольные нецелесообразныестремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.).

1 Тревожность — диффузный страх, порождающий ощущение об­ щего неблагополучия.


§ 3. Пограничные психические состояния

Навязчивое мудрствование— навязчивые размышления о вто-остепенных вопросах, бессмысленных проблемах («какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль

а своими манерами, совершает неуместные действия (шмыгает осом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гри­

масы и т. п.).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний — навязчивые сомнения(«выключен ли утюг?», «правильно ли на­писан адрес на отправленном письме?»). В критических ситуа­ циях возникают навязчивые побуждения к контрастным действи­

ям,противоположным тем, которые диктуются ситуацией (же­лание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).

Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы, в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв ее, она вдруг почув­ ствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее внезапно возникла слепота. На самом же деле на лицо женщины упал лишь чистый снег, скопивший­ ся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но упал он на психически подготовленную почву.

Кроме вышеуказанных существуют и другие разновидности навязчивых состояний, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспо­ собным совершить те или иные действия (по этой схеме разви­ ваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.).

При неврозах ожидания опасности человек, переживший ис­

пуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.

Существуют и невротические сценарии прошлого, при которых остро переживаются давно прошедшие события.

Психопатия

Психопатия — врожденная или развившаяся в ранние годы ано­ малия личности.

Поведение личности модифицируется в зависимости от фор­ мы психопатии, приобретая аномальную реактивность на от-

188 Глава 6. Психические состояния

дельные группы раздражителей. В развитии и течении психопа­ тии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации.

Психопатический склад личности возникает на основе взаи­ модействия врожденной или рано приобретенной биологичес­ кой неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституцио­ нальные особенности (так называемая ядерная психопатия), в других—психогенное воздействие окружающей среды (так на­ зываемое патохарактерологическое развитие индивида). Харак­ терологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптив-ным поведенческим актам.

Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические анома­ лии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадапта­ ция. (Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место.)

Для психопатов характерна незрелость психики, проявляю­ щаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличе­ ниям, необоснованной мнительности.

Классификация психопатийобширна. Мы выделяем пять ихразновидностей: астеническую, возбудимую (взрывную), исте­ рическую, паранойяльную и шизоидную психопатию.

Психастенические психопаты отличаются повышенным уров­нем тревожности, боязливостью, неуверенностью в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмирующим обсто­ ятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях. Их интеллектуальные построения, жизненные пла­ ны оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болез­ ненному мудрствованию («интеллектуальной жвачке»), застойно­ му самокопанию («любят пилить опилки»), навязчивым идеям.

Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, что

и проявляется в общей энергетической ослабленности их выс­ шей нервной деятельности, в слабости наиболее хрупкого тор-


§ 3. Пограничные психические состояния

мозного процесса. Их мотивационная сфера характеризуется застойными, навязчивыми побуждениями.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышен­ной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоя­ нии психического напряжения, взрывной эмоциональной реак­ тивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозритель­ ность. Они часто впадают в состояние дисфории — злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны, мелочно при­ дирчивы и властны. В общении грубы, а в гневе — крайне агрес­ сивны, способны наносить жестокие побои, не останавливают­ ся даже перед убийством. Их аффективное поведение происхо­ дит на фоне суженного сознания. В некоторых случаях злобность и эксплозивность (взрывчатость) смещаются в сторо­ ну застойных влечений (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные излишества и извращения).

Истерические психопаты отличаются главным образом жаж­дой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности.

Их тяга к преувеличениям часто граничит с лживостью, а восторги и огорчения проявляются бурно и экспрессивно (теат­ ральные жесты, заламывание рук, рыдания и громкий продол­ жительный смех, восторженные объятия и обиды «на всю жизнь»).

Стратегия их жизни — быть в центре внимания любыми средствами: безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы). В погоне за признанием они не останавливаются даже перед самооговором.

Психика этих людей незрела, инфантильна. В нейрофизиоло­ гическом плане у них преобладает первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их непосредственные впечат­ ления настолько ярки, что подавляют критичность мышления.

Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышен­ной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью мышления, однонаправленностью интересов, повышенным самомнением, эгоцентризмом, подозрительнос­ тью в отношении других людей. Низкая пластичность психики Делает их поведение конфликтным, они постоянно в борьбе с мнимыми врагами. Основная их направленность — «изобрета-

190 Глава 6. Психические состояния

тельство» и «реформаторство». Непризнание их заслуг приводит

к постоянным столкновениям со средой, к сутяжничеству, ано­ нимным доносам и т. п.

Шизоидные психопаты — высокочувствительны, ранимы, ноэмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспо­ тичны, склонны к резонерству, педантичны и аутичны (отчуж­ денны). Психомоторика дефектна — неуклюжа. Резко нарушена социальная идентифицированность — враждебность к социаль­ ному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и не­ редко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдель­ ным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подо­ зрительны. Их настроение подвержено периодическим рас­ стройствам — дисфории. Приливы злобной тоски, страха, по­ давленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

Психопаты возбудимого и истерического типов склонны к половым извращениям — гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого воз­ раста), педофилии (половое влечение к детям).

Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера: скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей), эротический фетишизм (перенос эроти­ ческих чувств на вещи), трансвестизм (испытывание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнаже­ нии своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эро­ тический тиранизм), мазохизм (аутосадизм).

С краевыми психопатиями (не достигшими уровня психи­ ческого заболевания) граничат и акцентуации характера.

Умственная отсталость

Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» — синонимы. И поскольку умственные процессы не­ разрывно связаны со всеми психическими процессами и лично­ стными образованиями, более корректно пользоваться терми­ ном «задержка психического развития».


§ 3. Пограничные психические состояния

Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера развития познавательных, эмоциональных и волевых про­ цессов, система потребностей и мотивов поведения, т. е. мини­ мум базовых структур психики.

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст — от 4 до 7 лет; младший школьный возраст — от 7 до 12 лет; средний школьный возраст — от 12 до 15 лет; старший школьный возраст — от 15 до 18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опе­ режающим или замедленным. Границы между уровнями психи­ ческого развития по годам жизни не абсолютны (нельзя точно определить критерии психического развития по годам жизни).

Но в каждой возрастной стадии выделяется определенная совокупность признаков нормального психического развития.

В экспертном исследовании можно установить тот возрастной период, которому соответствует психическое развитие обследу­ емого индивида.

Показатели задержки психического развития: некритичностьмышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случай­ ные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объек­ ты для умственно отсталых подростков служат спонтанным по­ будителем к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» — полезависим.

Критерием задержки психического развития считается крайненизкий коэффициент интеллектуального развития — IQ. При­ няты следующие показатели IQ для оценки умственной отста­ лости:

легкая — IQ = 50—70;

средней тяжести — IQ = 35—50; резко выраженная — IQ = 20—35; глубокая — IQ = 20.

(При высшей умственной одаренности IQ = 180.)

К пограничным психическим состояниям (непатологичес­ ким психическим аномалиям) относится лишь легкая степень слабоумия — дебильность. Дебилы способны к обучению и овла­ дению простейшими трудовыми навыками. Их поведение во многих случаях адекватно ситуационным условиям, что может маскировать слабость мышления.

192 Глава 6. Психические состояния

Однако все дебилы (как апатичные, так и возбудимые) отли­ чаются дефектами психической саморегуляции (низкий уровень самообладания, неспособность подавлять свои влечения, им­ пульсивность поведения, высокая внушаемость, разорванность мотивов и средств действия).

Различаются три степени дебильности: резко выраженная, средняя и легкая. Легкая дебильность — нижняя граница нор­ мального интеллекта.

К психическим аномалиям можно отнести и крайне низкий уровень сознания индивида, его категориально-ценностную ог­ раниченность. Все психические аномалии связаны с определен­ной степенью сужения сознания, повышением регуляционной роли подсознательных и бессознательных механизмов.

Агрессивное состояние

К психическим аномалиям следует отнести и повышенную устойчивую агрессивность. Агрессивность — стремление индиви­ да нанести другим людям физический или нсихотравмирующий вред, ущерб.

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсив­ но-аффективной. Она может быть также умышленной и инстру­ментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели).

Агрессивность как устойчивая черта формируется в небла­ гоприятных условиях психического развития личности, являет­ ся показателем несформированности у нее социальной иденти­ фикации.

Чем ниже уровень социализированное™, тем выше уровень агрессивности индивида. Можно сказать, что степень агрессив­ ности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры, дефектами в психи­ ческой саморегуляции индивида. Существенную роль здесь иг­ рают и генетические аномалии, особенности эндокринно-гумо-ральной организации индивида (норадреналиновый тип, лиш­ няя Х-хромосома в генетической структуре).

Агрессивность имеет комплексную многофакторную обус­ ловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в

ее формировании существенно научение агрессии, «агрессив­ ный тренинг».

§ 4. Саморегуляция психических состояний 193

Как проявление дефекта психической саморегуляции агрес­ сивность связана со слабостью у индивида антистрессовой за­ щиты, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депри-вация (недостаточность положительных эмоций в раннем дет­ стве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения.

Наши рекомендации