Пограничные психические состояния
Психические состояния, находящиеся между нормой и патоло гией(слабые формы психических расстройств),называются по граничными состояниями.К таким состояниям относятся:реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задер жки психического развития (умственная отсталость).
В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах опреде лить критерии нормы.
Существенными характеристиками психической нормы, с нашей точки зрения, являются следующие поведенческие особенности:
• адекватность (соответствие) поведенческих реакций вне шним воздействиям;
• детерминированность поведения, его концептуальность, упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизне деятельности; согласованность целей, мотивов и способов пове дения;
• соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
• оптимальное взаимодействие с другими людьми, способ ность к самокоррекции поведения в соответствии с социальны ми нормами.
Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психи ческой саморегуляции.
Процесс психической саморегуляции осуществляется в един стве содержательно-смысловых, генетических и нейродинами-ческих процессов. И здесь возможны различные парциальные (частичные) аномалии саморегуляции. При этом интеллект чело века в основном сохраняется, но оказываются нарушенными от дельные регуляционные механизмы. Эти нарушения психической саморегуляции сводятся в основном к следующим особенностям.
1. Частая и быстрая смена настроений, недостаточность пси хоэнергетических возможностей индивида, повышенная нерв но-психическая истощаемость, слабость нервной системы.
2. Ригидность, малоподвижность нервно-психических про цессов, обусловливающих замкнутость индивида; уход от кон тактов с людьми; гипертрофия одиночества, отверженности, противопоставленности окружающей социальной среде.
§ 3. Пограничные психические состояния |
3. Повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимо действиям; завышенность самооценок, уровня притязаний.
4. Повышенная конформность, слабохарактерность, интел лектуальная ограниченность, некритичность.
Чем менее социализирована личность, тем шире возможнос ти автономизации отдельных регуляционных факторов. Чем ог раниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни регуляции.
Для поведения лиц с психическими аномалиями характерны конфликтность, повышенная импульсивность, спонтанность побуждений, ослабленность механизма понятийно-мотивацион-ной регуляции.
Психические аномалии деформируют внутриличностные структуры, мотивационно-ценностную иерархизованность лич ности, порождают гиперкомпенсаторные тенденции.
В массе правонарушений лиц с психическими аномалиями четко просматриваются такие характерные особенности поведе ния, как крайняя возбудимость, импульсивность, эмоциональ ная неустойчивость, неадекватность реакций.
Психические отклонения, не исключающие вменяемость, суще ственно деформируют поведение человека, сужают возможность осознавать значение совершаемого деяния либо руководить им.
Сужение возможности осознавать значение своих дей ствий — нарушение полноценной ориентации индивида в окру жающей его действительности, неспособность адекватно вос принимать реальную обстановку. Неспособность полноценно руководить своими действиями — неспособность рационально организовывать свое поведение, предвидеть развитие событий.
Ограниченная вменяемость, предусмотренная ст. 22 УК РФ, содержит интеллектуальный (отражательный) и волевой (регу ляционный) признаки. Оба этих признака неразрывно взаимо связаны.
Для установления юридического критерия ограниченной вменяемости достаточно одного из двух — интеллектуального или волевого — признаков.
Индивид может осознавать фактическое значение и обще ственную опасность деяния, но не способен сдерживать себя.
Повышенная импульсивность, невладение оптимальными моделями поведения в критических ситуациях, ситуативная за висимость, личностная склонность к конфликтному поведению, повышенная реактивность в зоне «слабых мест» характера, по-
184 Глава 6. Психические состояния
вышенная тревожность, завышенный уровень притязаний — таков далеко не полный перечень поведенческих проявлений лиц с психическими аномалиями.
К пограничным расстройствам волевой регуляции, выража ющимся в неспособности в полной мере руководить своими действиями, относятся:
• возникающий по различным причинам психогенный ступор (кратковременное обездвиживание в связи с переживанием страха, ужаса);
• акинезия (временное прекращение произвольных движений);
• гипокинезия (временное замедление и обеднение движений
в стрессогенных ситуациях);
• кататоническое возбуждение(двигательное перевозбуждение
с преобладанием неадекватных двигательных стереотипов);
• тревожное перевозбуждение (общая двигательная актив ность — ажитация — в эмоционально конфликтной ситуации);
• абулия— отсутствие волевых побуждений, апатичная безучастность;
• парабулия— извращенная волевая активность (вычурнаядемонстративность, псевдоактивность);
• импульсивные влечения:
клептомания(периодически внезапно возникающее вле
чение к тайному хищению),
пиромания(непреодолимое стремление к немотивиро
ванному поджогу),
дромомания(периодически возникающее непреодолимое
стремление к бродяжничеству, перемене мест),
гомицидомания(внезапно возникающее влечениекубийст
ву человека),
гемблинг(патологическая страсть к азартным играм);
• психосексуальные перверсии;
• реактивные состояния.
Реактивные состояния
Реактивные состояния — острые аффективные реакции, вре менные расстройства психики в результате психических травм.Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжи тельного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длитель ное нервно-психическое напряжение).
§ 3. Пограничные психические состояния |
С нейрофизиологической точки зрения реактивные состоя ния являются срывом нервной деятельности в результате запре дельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбуди тельного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги — повышается выделение адреналина, возникает гипер лейкемия (повышается свертываемость крови); перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизно-над-почечной системой; изменяется деятельность ретикулярной си стемы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Наруша ется взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласо вание функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.
Непатологические реактивные состояния подразделяются на:
1) аффективно-шоковые психические реакции;
2) депрессивно-психогенные реакции.
Аффективно-шоковые психогенные реакциивозникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах — пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, до рожно-транспортных происшествиях, физическом и нравствен ном насилии. В этих обстоятельствах возможна также гиперки нетическая или гипокинетическая реакция.
Следствием аффективно- шоковой реакции может быть и так называемый эмоциональный паралич — последующее индиффе рентное отношение к действительности.
Депрессивные психогенные реакции(реактивные депрессии)возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, по тери близких людей, краха больших надежд.
В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилиз-ма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приоб ретенного снижения интеллекта).
Невротические состояния — неврозы
Неврозы — срывы нервно-психической деятельности: истери ческий невроз, неврастения и навязчивые состояния.
1. Истерический неврозвозникает в психотравмирующих обстоятельствах у лиц с патологическими чертами характера. По вышенная тормозность коры у этих людей обусловливает повы шенную возбудимость подкорковых образований — центров эмоционально-инстинктивных реакций.
186 Глава 6. Психические состояния
Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он выражается в излиш ней аффектации; громком и длительном, не поддающемся кон тролю смехе, театральности, демонстративности поведения.
2. Неврастенияпроявляется в ослаблении нервной деятельности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоцио нальной неустойчивостью, нетерпеливостью.
Резко повышается уровень тревожности1, беспокойства, по стоянного ожидания неблагополучного развития событий. Ок ружающая среда субъективно отражается индивидом как фак тор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, ин дивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.
Ослабленность, истощенность нервной системы при невро зах сказываются в ослаблении ее интегрирующей функции; про исходит некоторая дезинтеграция психических образований, от дельные проявления психики приобретают относительную са мостоятельность, что приводит к навязчивым состояниям.
3. Невроз навязчивых состоянийвыражается в навязчивыхчувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.
Навязчивые чувства страханазываютсяфобиями(от греч.phobos — страх). Фобии сопровождаются вегетативными дис функциями (потливость, учащенность пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость сво их страхов, но не может от них освободиться.
Фобии многообразны. Укажем лишь некоторые из них: нозо-фобия — страх различных заболеваний (канцерофобия, кардиофобия и др.), клаустрофобия — боязнь закрытых помещений, аго рафобия— боязнь открытых пространств, айхмофобия— боязньострых предметов, ксенофобия — боязнь всего чужого, социофо-бия — страх общения, публичных самопроявлений, логофобия —страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.
Навязчивые представления— персеверации (от лат. persevera-tio — упорство) — циклическое непроизвольное воспроизведе ние двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»).
Навязчивые влечения— непроизвольные нецелесообразныестремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.).
1 Тревожность — диффузный страх, порождающий ощущение об щего неблагополучия.
§ 3. Пограничные психические состояния |
Навязчивое мудрствование— навязчивые размышления о вто-остепенных вопросах, бессмысленных проблемах («какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).
При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль
а своими манерами, совершает неуместные действия (шмыгает осом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гри
масы и т. п.).
Наиболее распространенный вид навязчивых состояний — навязчивые сомнения(«выключен ли утюг?», «правильно ли написан адрес на отправленном письме?»). В критических ситуа циях возникают навязчивые побуждения к контрастным действи
ям,противоположным тем, которые диктуются ситуацией (желание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).
Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы, в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.
Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв ее, она вдруг почув ствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее внезапно возникла слепота. На самом же деле на лицо женщины упал лишь чистый снег, скопивший ся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но упал он на психически подготовленную почву.
Кроме вышеуказанных существуют и другие разновидности навязчивых состояний, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспо собным совершить те или иные действия (по этой схеме разви ваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.).
При неврозах ожидания опасности человек, переживший ис
пуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.
Существуют и невротические сценарии прошлого, при которых остро переживаются давно прошедшие события.
Психопатия
Психопатия — врожденная или развившаяся в ранние годы ано малия личности.
Поведение личности модифицируется в зависимости от фор мы психопатии, приобретая аномальную реактивность на от-
188 Глава 6. Психические состояния
дельные группы раздражителей. В развитии и течении психопа тии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации.
Психопатический склад личности возникает на основе взаи модействия врожденной или рано приобретенной биологичес кой неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституцио нальные особенности (так называемая ядерная психопатия), в других—психогенное воздействие окружающей среды (так на зываемое патохарактерологическое развитие индивида). Харак терологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптив-ным поведенческим актам.
Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические анома лии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадапта ция. (Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место.)
Для психопатов характерна незрелость психики, проявляю щаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличе ниям, необоснованной мнительности.
Классификация психопатийобширна. Мы выделяем пять ихразновидностей: астеническую, возбудимую (взрывную), исте рическую, паранойяльную и шизоидную психопатию.
Психастенические психопаты отличаются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностью в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмирующим обсто ятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях. Их интеллектуальные построения, жизненные пла ны оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болез ненному мудрствованию («интеллектуальной жвачке»), застойно му самокопанию («любят пилить опилки»), навязчивым идеям.
Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, что
и проявляется в общей энергетической ослабленности их выс шей нервной деятельности, в слабости наиболее хрупкого тор-
§ 3. Пограничные психические состояния |
мозного процесса. Их мотивационная сфера характеризуется застойными, навязчивыми побуждениями.
Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышенной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоя нии психического напряжения, взрывной эмоциональной реак тивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозритель ность. Они часто впадают в состояние дисфории — злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны, мелочно при дирчивы и властны. В общении грубы, а в гневе — крайне агрес сивны, способны наносить жестокие побои, не останавливают ся даже перед убийством. Их аффективное поведение происхо дит на фоне суженного сознания. В некоторых случаях злобность и эксплозивность (взрывчатость) смещаются в сторо ну застойных влечений (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные излишества и извращения).
Истерические психопаты отличаются главным образом жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности.
Их тяга к преувеличениям часто граничит с лживостью, а восторги и огорчения проявляются бурно и экспрессивно (теат ральные жесты, заламывание рук, рыдания и громкий продол жительный смех, восторженные объятия и обиды «на всю жизнь»).
Стратегия их жизни — быть в центре внимания любыми средствами: безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы). В погоне за признанием они не останавливаются даже перед самооговором.
Психика этих людей незрела, инфантильна. В нейрофизиоло гическом плане у них преобладает первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их непосредственные впечат ления настолько ярки, что подавляют критичность мышления.
Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышенной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью мышления, однонаправленностью интересов, повышенным самомнением, эгоцентризмом, подозрительнос тью в отношении других людей. Низкая пластичность психики Делает их поведение конфликтным, они постоянно в борьбе с мнимыми врагами. Основная их направленность — «изобрета-
190 Глава 6. Психические состояния
тельство» и «реформаторство». Непризнание их заслуг приводит
к постоянным столкновениям со средой, к сутяжничеству, ано нимным доносам и т. п.
Шизоидные психопаты — высокочувствительны, ранимы, ноэмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспо тичны, склонны к резонерству, педантичны и аутичны (отчуж денны). Психомоторика дефектна — неуклюжа. Резко нарушена социальная идентифицированность — враждебность к социаль ному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и не редко обусловлены сверхценными для них ориентациями.
Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдель ным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подо зрительны. Их настроение подвержено периодическим рас стройствам — дисфории. Приливы злобной тоски, страха, по давленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.
Психопаты возбудимого и истерического типов склонны к половым извращениям — гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого воз раста), педофилии (половое влечение к детям).
Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера: скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей), эротический фетишизм (перенос эроти ческих чувств на вещи), трансвестизм (испытывание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнаже нии своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эро тический тиранизм), мазохизм (аутосадизм).
С краевыми психопатиями (не достигшими уровня психи ческого заболевания) граничат и акцентуации характера.
Умственная отсталость
Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» — синонимы. И поскольку умственные процессы не разрывно связаны со всеми психическими процессами и лично стными образованиями, более корректно пользоваться терми ном «задержка психического развития».
§ 3. Пограничные психические состояния |
Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера развития познавательных, эмоциональных и волевых про цессов, система потребностей и мотивов поведения, т. е. мини мум базовых структур психики.
На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст — от 4 до 7 лет; младший школьный возраст — от 7 до 12 лет; средний школьный возраст — от 12 до 15 лет; старший школьный возраст — от 15 до 18 лет.
Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опе режающим или замедленным. Границы между уровнями психи ческого развития по годам жизни не абсолютны (нельзя точно определить критерии психического развития по годам жизни).
Но в каждой возрастной стадии выделяется определенная совокупность признаков нормального психического развития.
В экспертном исследовании можно установить тот возрастной период, которому соответствует психическое развитие обследу емого индивида.
Показатели задержки психического развития: некритичностьмышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случай ные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объек ты для умственно отсталых подростков служат спонтанным по будителем к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» — полезависим.
Критерием задержки психического развития считается крайненизкий коэффициент интеллектуального развития — IQ. При няты следующие показатели IQ для оценки умственной отста лости:
легкая — IQ = 50—70;
средней тяжести — IQ = 35—50; резко выраженная — IQ = 20—35; глубокая — IQ = 20.
(При высшей умственной одаренности IQ = 180.)
К пограничным психическим состояниям (непатологичес ким психическим аномалиям) относится лишь легкая степень слабоумия — дебильность. Дебилы способны к обучению и овла дению простейшими трудовыми навыками. Их поведение во многих случаях адекватно ситуационным условиям, что может маскировать слабость мышления.
192 Глава 6. Психические состояния
Однако все дебилы (как апатичные, так и возбудимые) отли чаются дефектами психической саморегуляции (низкий уровень самообладания, неспособность подавлять свои влечения, им пульсивность поведения, высокая внушаемость, разорванность мотивов и средств действия).
Различаются три степени дебильности: резко выраженная, средняя и легкая. Легкая дебильность — нижняя граница нор мального интеллекта.
К психическим аномалиям можно отнести и крайне низкий уровень сознания индивида, его категориально-ценностную ог раниченность. Все психические аномалии связаны с определенной степенью сужения сознания, повышением регуляционной роли подсознательных и бессознательных механизмов.
Агрессивное состояние
К психическим аномалиям следует отнести и повышенную устойчивую агрессивность. Агрессивность — стремление индиви да нанести другим людям физический или нсихотравмирующий вред, ущерб.
Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсив но-аффективной. Она может быть также умышленной и инструментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели).
Агрессивность как устойчивая черта формируется в небла гоприятных условиях психического развития личности, являет ся показателем несформированности у нее социальной иденти фикации.
Чем ниже уровень социализированное™, тем выше уровень агрессивности индивида. Можно сказать, что степень агрессив ности индивида — показатель уровня его десоциализированности.
Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры, дефектами в психи ческой саморегуляции индивида. Существенную роль здесь иг рают и генетические аномалии, особенности эндокринно-гумо-ральной организации индивида (норадреналиновый тип, лиш няя Х-хромосома в генетической структуре).
Агрессивность имеет комплексную многофакторную обус ловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в
ее формировании существенно научение агрессии, «агрессив ный тренинг».
§ 4. Саморегуляция психических состояний 193
Как проявление дефекта психической саморегуляции агрес сивность связана со слабостью у индивида антистрессовой за щиты, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депри-вация (недостаточность положительных эмоций в раннем дет стве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения.