Действия этапами сложного волевого действия

Действия этапами сложного волевого действия - student2.ru


Этапы действия Волевые состояния
1. Осознание ряда целей, которыми можно Мотивационные состояния, состояние целе-
удовлетворить возникшую потребность полагания, борьбы мотивов
   
2. Принятие решения о достижении опреде­ Решительность, целеустремленность
ленной цели  

Действия этапами сложного волевого действия - student2.ru

3. Осознание задач и способов достижения Принципиальность, самостоятельность цели

Действия этапами сложного волевого действия - student2.ru


4. Исполнение действия и его текущая кор­ Настойчивость, упорство, толерантность
рекция (терпимость к трудностям), выносливость
   
5. Итоговая оценка результата действия Критичность

170 Глава 5. Волевые психические процессы

Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соот­ ветствующей структуре деятельности.

Состояние инициативности характеризуется активной пере­ работкой поступающей информации, определением первооче­ редных проблем, постановкой наиболее значимых целей и пу­ тей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели. При наличии же ряда целей первостепенное значение приобретает состояние реши­ тельности.

Решительность — психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее дости­ жения. Состояние решительности связано с повышением эмо­ циональной и интеллектуальной активности психики. Реши­ тельность не только побуждается чувством, но и связана с по­ давлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

У различных людей состояние решительности имеет инди­ видуально-типологические особенности. Одни стараются каж­ дое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему («так принято», «так положено», «такова инструкция» и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает воз­ можность неадекватного поведения. Некоторые предпочитают при принятии решения плыть по течению, не вмешиваясь в ход событий, передоверяя решение другим людям.

Одна из индивидуально-типологических особенностей со­ стояния решительности — быстрое, но необоснованное, им­ пульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного со­ стояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого при­ нятия твердого решения на основе учета преимуществ и недо­ статков всех альтернативных решений.

Однако, несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, существуют и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К ним относятся: дефицит вре­ мени; значимость действия, в пользу которого принимается решение; тип высшей нервной деятельности человека; осо­ бенности взаимодействия сигнальных систем.


§ 3. Волевые состояния и волевые качества личности

Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной сис­ темы со стороны второй человек проявляет суетливость, хао- • тичность при принятии решений; при недостаточной связи вто­ рой сигнальной системы с первой — излишнюю «теоретиза-цию», затянутость в принятии решения.

Психическое состояние неспособности быстро принимать решения — состояние нерешительности. Оно может быть прояв­ лением психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности.

Нерешительность не относится к свойствам какого-либо тем­ перамента. Однако он влияет на форму нерешительности. Насто­ роженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетли­ вость у сангвиников, импульсивность у холериков — таковы не­ которые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

Нерешительность часто связана с недостаточной информи­ рованностью, отсутствием соответствующих умений и навыков. Основная же причина нерешительности — наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать раз­ ные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных различных действиях (метод проб и оши­ бок).

Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни люди болезненно ее переживают, другие во всех случаях нахо­ дят ей оправдание, а третьи не придают этому недостатку осо­ бого значения. Между тем нерешительность — отрицательное качество, требующее преодоления. Оно может привести к нрав­ ственно отрицательным и противоправным последствиям (тру­ сость, преступная бездеятельность и т. п.).

Целеустремленность как психическое состояние характеризу­ ется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее зна­ чимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, подчиняющей все действия челрвека достижению поставленной цели.

Уверенностькак волевое психическое состояние представля­ет собой высоковероятностное ожидание запланированного ре­ зультата деятельности на основе учета исходных условий. Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств,

172 Глава 5. Волевые психические процессы

влияющих на исход деятельности, основано на четком осозна­ нии связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности.

В силу этого возникает положительно-эмоциональное отно­ шение ко всей деятельности по достижению данной цели, по­ вышается физическая и психическая активность человека. Жиз­ нерадостность и бодрость — спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

Успешное завершение деятельности требует преодоления как неуверенности, так и самоуверенности. В состоянии самоуве­ ренности человек переоценивает свои возможности и недооце­нивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов)

и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

Настойчивостькак психическое состояние состоит в длитель­ном преодолении трудностей, контролировании действия и на­ правленности его на достижение цели. Избирательное отноше­ ние ко всему тому, что может содействовать достижению цели, — это проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство — негибкость, некритическое отношение к деятельности.

Состояние сдержанности. В процессе деятельности на чело­ века действуют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных дей­ ствий и есть состояние сдержанности, самообладания, требую­ щее значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагаетразумно обдуманную реакцию на сильные эмоциональные воз­ действия. Сдержанность — состояние, в котором проявляется тормозная функция воли. Состояние сдержанности — состоя­ ние контролируемого поведения.

Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закреп­ ляют у него определенные психорегуляционные качества, кото­ рые принято называть волевыми свойствами личности. Эти свой-


§ 4. Поведение личности как объект уголовного права

ства связаны с типом нервной деятельности человека и с теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окру­ жением, условиями его жизнедеятельности.

Развитая личность выдвигает на передний план наиболее значимые цели, всесторонне анализирует условия деятельнос­ ти, прогнозирует их изменение, формирует оптимальную про­ грамму деятельности, направляет и контролирует систему дей­ ствий по достижению цели, всемерно сдерживает психические

и физические проявления, мешающие достижению цели, кри­ тически оценивает достигнутое, делая для себя необходимые выводы.

На различных этапах сложного волевого действия проявля­ ются определенные волевые качества личности (табл. 8).

§ 4. Поведение личности как объект уголовного права

«Объектом исследования уголовного права является поведе­ ние человека, под которым понимается внешнее проявление человеческой воли»1.

В уголовном законе используются такие психологические категории, как действие, деятельность, поведение, поступок. Для обозначения преступления в целом используется термин «деяние» — социально значимый сознательный поведенческий акт.

В существующей догме российского права основным при­ знаком преступного деяния признается его общественная опас­ ность, т. е. нарушение преступным деянием базовых соци­ альных ценностей.

Понятие общественной опасности возникло в сфере социо­ логической школы права и активно использовалось советским правоведением. Оно было впервые официально закреплено в «Руководящих началах по уголовному праву» в 1919 г. На про­ тяжении существования советской власти понятие «обществен­ ная опасность» трактовалось как опасность для существующего режима, как классовая опасность. (Были даже попытки заме­ нить понятие общественной опасности понятием «классовая опасность».)

1 Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Курс российского уголовного пра­

ва: В 2 т. Т. 1: Общая часть. М.: Норма, 2001. С. 68.

Таблица 8

Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия

      Этапы волевого действия    
             
Волевые качества выбор цели,   принятие решения,      
формирование борьба мотивов исполнение . оценка результата  
программирование  
  модели желае­ действия  
    действия    
  мого результата        
           
             
Сильная воля: целеуст­ Ясное осознание Обоснованное сопос­ Окончательный выбор Устойчивость испол­ Критическая оценка  
ремленность, ситуатив­ необходимости тавление возможных варианта поведения, нительских дейс­ достигнутого результа­  
ная адаптивность, реши­ и возможности вариантов, нравст­ формирование пове­ твий, их системная та, его соотнесение с  
тельность, настойчивость достижения венное предпочтение денческой программы целедостигающая мотивом совершенного  
в целедостижении, планируемого одного из них, личност­ с учетом всех сущест­ организация, пре­ поведенческого акта  
критичность результата ная санкция предпо­ венных обстоятельств одоление психичес­    
    чтительного варианта   ких и физических    
    поведения   трудностей    
             
Слабоволие Слабое целепо- Неспособность к все­ Необоснованный вы­ Неустойчивость Удовлетворенность  
  лагание, уход от сторонней и обосно­ бор поведенческого исполнительских любым достигнутым  
  возможных труд­ ванной оценке вари­ варианта без стремле­ действий, быстрое результатом, нежелание  
  ностей антов ния к его выполнению истощение его усовершенствования  
             
Повышенная Принимается Отсутствует Дается извне Возможны модифи­ Пониженная критичность  
внушаемость внешне заданная     кации от интенсив­    
  цель без ее кри­     ных до слабых    
  тического анализа          
             
Упрямство Объективно не Отсутствует Быстрое и необосно­ Отсутствует  
  обоснованное   ванное      
             

4. Поведение личности как объект уголовного права

В современном уголовном законодательстве эта базовая ка-егория уголовного права не имеет четкого определения. В уго-овно-правовой доктрине оно трактуется как объективное свой-тво деяний, влекущее негативные изменения в социальной ействительности. Такая нечеткая трактовка основной катего­

рии уголовного права недостаточна для построения всей право­ вой системы.

Аморфным является и понятие «степень общественной опас­ ности», лежащее якобы в основе классификации преступлений (преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления).

Определяя содержательную сторону этих видов преступле­ ний, законодатель вынужден прибегнуть к критерию тяжести наказания за их совершение. Основой классификации преступ­ лений здесь является юридический, а не социологический при­ знак «общественная опасность».

Юридическим признаком преступления является противо­ правность, уголовная наказуемость, запрещенность деяния уго­ ловно -правовой нормой. Деяние не может считаться преступле­ нием, если оно не предусмотрено уголовным кодексом (nullum crimen sine lege — нет преступления без указания о том в за­ коне).

Современная парадигма преступления исключает из его оп­ ределения признак общественной опасности. «Анализ преступ­ ления как акта поведения человека позволяет дать определение понятия преступления как действия или бездействия, обладаю­ щего юридическими признаками, предусмотренными Особен­ ной частью Уголовного кодекса»1.

Основанием уголовной ответственности также является не общественная опасность деяния, а наличие в деянии признаков, указанных в конкретной норме уголовного права. Основу уго­ ловной ответственности составляют социально -негативные осо­ бенности отдельных звеньев волевого деяния, образующих со­ став преступления.

В составе преступления различаются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект преступления— нарушаемый вид общественных от­ношений, охраняемый правом. Объективная сторона состава преступления— внешняя выраженность противоправности пре-

' Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Указ. соч. С. 77.

176 Глава 5. Волевые психические процессы

ступного деяния, социально вредных его последствий, способы его достижения и пространственно-временные условия его на­ ступления.

Субъект преступления— вменяемое лицо, достигшее опреде­ленного законом возраста и обладающее дееспособностью — способностью приобретать гражданские права и нести граждан­ ские обязанности.

Субъективная сторона состава преступления— психическоесодержание совершенного деяния, проявившееся в умысле или неосторожности, в мотиве умышленного деяния (его личност­ ном смысле для данного преступника), целях преступления, виновности преступника и в его криминально значимых лично­ стных особенностях.

Все элементы состава преступления системно взаимосвяза­ ны. При этом субъект и субъективная сторона преступления определяют особенности механизма совершения преступления; они имеют исходное системообразующее значение. Между тем трактовка в праве субъективной стороны состава преступления осуществляется в отрыве от соответствующих психологических основоположений.

Важнейшим элементом субъективной стороны состава пре­ ступления является вина, которая в доктрине права трактуется как психическое отношение лица к совершенному деянию и его последствиям. О несостоятельности такой трактовки вины речь идет в гл. 11 «Криминальная психология». Здесь же отметим, что такое аморфное определение вины не раскрывает ни ее пси­ хологического содержания, ни социальной сущности, ни соци­ ально-негативных качеств личности виновного.

В доктрине права встречаются грубые ошибочные положе­ ния. (Например: «Установление мотива, цели и эмоций позво­ ляет определить степень (!) вины»1.)

Вне психологии остается и трактовка в праве форм вины. Понятие умысла и неосторожности в психологическом плане невозможно раскрыть без использования таких категорий, как мотив и цель. В то же время в законодательной трактовке форм вины (ст. 24—26 УК РФ) эти категории отсутствуют. Нельзя согласиться и с утверждением, что мотив и цель деяния — фа­ культативные признаки вины2.

1 Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Указ. соч. С. 207.

2 Там же. С. 208.


§ 4. Поведение личности как объект уголовного права

В доктрине права нет четкого понимания сущности мотива преступного деяния. К мотивам деяния относятся и негативные качества личности (корысть, ревность, жестокость и т. п.) и даже эмоции. («В преступном поведении эмоции играют роль моти­ ва...»') Нередко встречается и ошибочное утверждение о «бес­ сознательных мотивах».

Неудовлетворительно трактуется в доктрине права понятие «личность преступника» — как бессистемный набор отдельных негативных качеств. Текущая же модификация личностных свойств — психические состояния личности — почти полнос­ тью игнорируется. Между тем волевая регуляция поведения осу­ ществляется личностью, находящейся в определенном психи­ ческом состоянии.

1 Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Указ. соч. С. 207.

Г л а в а 6

Психические состояния

§ 1. Понятие психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных пси­ хических состояний. В них проявляется степень уравновешен­ ности психики индивида с требованиями среды. Состояния ра­ дости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы ком­ плексно проявляются в соответствующих состояниях, опреде­ ляющих функциональный уровень жизнедеятельности инди­ вида.

Психические состояния, являясь системой реакций на опре­ деленную поведенческую ситуацию, отличаются резко выражен­ ной индивидуальной особенностью, являются текущей модифи­ кацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные, ус­ тойчивые и личностно-стабильные. Ситуативные состояния ха­ рактеризуются временным своеобразием протекания психичес­ кой деятельности в зависимости от текущих обстоятельств. Они подразделяются на:

• общефункциональные, определяющие общую поведенчес­ кую активность индивида;

• состояния доминирования отдельных психических процес­ сов — мотивационных, эмоциональных или волевых;

• состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;

• конфликтные психические состояния.

§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 179

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

• оптимальные и кризисные состояния;

• пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная

отсталость).

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействи­ ем левого и правого полушарий мозга, функциональными свя­ зями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сиг­ нальных систем и в конечном итоге — с особенностями психи­ ческой саморегуляции каждого индивида.

Ситуативное психическое состояние отличается уровнем психофизиологической мобилизованности, эмоционально-во­ левой регуляции.

Психические состояния могут быть эмоционально-положи­ тельными и негативными. Негативные психические состояния резко снижают уровень жизнедеятельности индивида. Они мо­ гут вызывать неадекватные реакции, дезадаптивные поведенчес­ кие проявления.

§ 2. Общефункциональные состояния психической активности

Самое общее базовое психическое состояние — состояние бодрости — состояние оптимальной ясности сознания, способ­ности индивида к продуктивной сознательной деятельности.

Оптимальная организованность сознания выражается в со­ гласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Различные уровни вниматель­ ности, как уже отмечалось, — это и есть различные уровни орга­ низованности сознания.

Уровень оптимальности психической деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так и космических. Состояние здоровья, эмоциональные циклы, вре­ мя года, суток, различные фазы луны, противостояния планет и звезд, уровень солнечной активности — все это существенные факторы нашей психической активности.

Физиологической основой психической активности являют­ ся оптимальное взаимодействие процессов возбуждения и тор­ можения, функционирование очага оптимальной возбудимости (по терминологии И. П. Павлова), доминанты (по терминоло-

180 Глава 6. Психические состояния

гии А. А. Ухтомского), возбуждение определенной функцио­ нальной системы (по терминологии П. К. Анохина).

Энергетический потенциал мозга обеспечивается ретикуляр­ ной (сетчатой) формацией, находящейся в основании головного мозга, где происходит первичный анализ жизненно важных воз­ действий. Активация же высших, корковых центров обусловли­ вается сигнальной значимостью этих воздействий.

Психическая активность состоит в постоянном анализе зна­ чимости поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на изменяющиеся ситуации. Бодрствова­ ние — состояние активного психического взаимодействия ин­ дивида со средой.

Уровень бодрствования обусловлен содержанием деятельно­ сти человека, его отношением к этой деятельности, интересами, увлеченностью.

Наиболее высокие уровни психической активности связаны

с состояниями вдохновения, медитации, экстаза, которые со­ пряжены с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Кризисные состояния личности. Вкритических состояниях умногих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная лич­ ность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ее ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процес­ се такой психологической защиты происходит коренная пере­ стройка личностных отношений. Душевный беспорядок, выз­ ванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью: соци­ альным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрасти­ ем к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них:

• состояние негативизма — превалирование у личности от­рицательных реакций, утрата положительных социальных кон­ тактов;

• ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательнаяоценка отдельных лиц, их поведения и деятельности; агрессив­ ность по отношению к ним;

• социальная отчужденность (аутизм) личности — устойчи­вая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимо­ действий с социальным окружением.

§ 2. Общефункциональные состояния психической активности 181

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые и даже враждебные.

Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состо­ янии личности — устойчивом чувстве одиночества, отвержен­ ности, а иногда в озлобленности и даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устой­ чивой личностной аномалии: личность утрачивает способность

к социальной рефлексии, способность учета позиции других людей; резко ослабляется и даже полностью тормозится ее спо­ собность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей; нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид пере­ стает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодоли­ мые конфликты могут вызывать у индивида устойчивое депрес­ сивное состояние(от лат. depressio — подавление) — отрицатель­ное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, ощущает бесперспектив­ ность существования.

Резко снижается самооценка личности. Весь социум осозна­ ется индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация — субъект утрачивает чувство ре­ альности происходящего или деперсонализация — индивид утра­ чивает необходимость быть идеально представленным в жизне­ деятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью.

Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешеннос­ тью жизненных задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагичес­ ким, а поведение — недейственным.

Причинами этого могут быть ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена ве­ ществ, эмоциональными спадами и др.

182 Глава 6. Психические состояния

Наши рекомендации