Структура волевой регуляции деятельности

Деятельность осуществляется системой действий. Дей­ ствие — структурная единица деятельности.Различаютсяперцеп­тивные, умственные, мнемические и практические действия.

В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполни­ тельную и контрольную части.

Цели деятельности определяют характер и последователь­ ность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. (Всложной деятельности сами отдельные действиявыполняют роль операций.) Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к той или иной деятельности, человек предвари­ тельно ориентируется в ее условиях, обследуя обстановку с це­ лью выработки плана действий. При этом устанавливаются от­ ношения между элементами ситуации, определяются их значе­ ние, возможности их комбинации для достижения цели.


§ 2. Структура волевой регуляции деятельности

Система представлений индивида о цели, порядке ее дости­ жения и необходимых для этого средствах называется ориенти­ ровочной основой деятельности.Эффективность деятельностичеловека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентиро­ вочной основой, которая специально формируется при обуче­ нии индивида.

При осуществлении деятельности субъект вступает во взаи­ модействие с предметным миром: происходит преобразование предметной ситуации. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также уме­ ниями и навыками субъекта деятельности.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков.Умение реализуется как в привычных, так и в измененных усло­ виях деятельности.

Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий-операций, сформировавшийся в результате многократно­ го их повторения и отличающийся свернутостью(сокращенное-тью) его сознательного контроля.

Различаются следующие навыки поведения:

• перцептивные — одномоментное, стереотипизированноеотражение комплекса опознавательных признаков хорошо зна­ комых предметов; навыки симультанного опознания объектов;

• интеллектуальные — стереотипизированные способы реше­ния задач определенного класса;

• двигательные — стереотипизированные действия, системахорошо отлаженных движений. Двигательные навыки включа­ ют в себя и стереотипизированное использование привычных орудий действий.

Навыки характеризуются различной степенью обобщеннос­ ти — широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готов­ ностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка от­ личается свернутостью (снятием) некоторых его регуляционных компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино,

а способы выполнения стереотипизированы.

Так, навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных ак­ тов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.

158 Глава 5. Волевые психические процессы

Большинство повседневных действий относится к числу на­ выков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мы­ шечным (кинестезическим) контролем. (Так, опытная машини­ стка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинаю­ щий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.)

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединени­ ем отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных ре­ зультатов ранее поставленной цели немедленно включают час­ тично автоматизированное действие в сферу сознательного кон­ троля, происходит сознательная корректировка действий.

В следственной практике встречаются попытки обвиняемого умыш­ ленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т. п. В этих случаях соответ­ ствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь создает различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа дик­ товки контрольного текста, организация отвлекающих действий.

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения

и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирова­ ние новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, — отсюда трудности пе­ реучивания.

Нейрофизиологической основой навыков является динами­ ческий стереотип — система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.

Действия человека ориентируются и контролируются ценно­ стными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В по­ ведении человека закрепляется его операционально-стереоти-пизированный поведенческий механизм, формируются его це­ левые и операциональные установки.

Деятельность индивида — устойчивая система его взаимосвя­ зей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стерео-типизированном поведенческом фонде.Этот фонд способов пове­дения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.


§ 2. Структура волевой регуляции деятельности

Простые волевые действиясостоят из трех структурных эле­ментов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение дей­ ствия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связа­ ны со значительными волевыми усилиями и реализуются обыч­ но в форме навыков и привычек.

В каждом простом действии различаются сенсорный, цент­ ральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты.Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободи­ ли ему дорогу. В этом действии можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части доро­ ги, — центральный мыслительный компонент; непосредствен­ ное передвижение — моторный, двигательный компонент и удо­ стоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону, — контрольный компонент.

В различных действиях тот или иной из первых трех компо­ нентов приобретает ведущее значение. Например, при старто­ вом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент,

а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит глав­ ным образом от зрительной работы, — сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на нали­ чие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим являет­ ся центральный, мыслительный компонент действия.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и мо­ торный компоненты. Эти движения называются сенсомоторны-ми реакциями.Они характеризуются координационно-каче­ственными и временными параметрами.

Скорость, с которой человек может реагировать на раздра­ житель, называется временем реакции (ВР). Время реакции зави­ сит от:

• модальности стимула;

• интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР);

• тренированности индивида;

• его установки на совершение данного действия;

• действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая);

• сложности реакции.

Двигательные реакции подразделяются на простые и слож­ ные. Простая реакция — это ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ

160 Глава 5. Волевые психические процессы

на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем составляет 0,2 с.

Сложная реакцияпроисходит при необходимости принятиярешений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).

Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по сле­ дующей формуле:

ВР (м/с) = 270« (n + 1), где п — число возможных альтернатив.

Все устройства отображения информации и управления дол­ жны соответствовать ряду эргономических требований, предус­ мотренных соответствующими ГОСТами1.

Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппиро­ ваны по их функциям или отношению к отдельным управляе­ мым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть вы­ делены размером, формой и цветом.

Воспринимая и перерабатывая информацию, человек затра­ чивает на это определенное время. Приведем некоторые дан­

ные: Время в секундах  
Обнаружение сигнала  
0,1  
Фиксация предмета глазами 0,28  
Опознание простого сигнала 0,4  
Считывание показания стрелочного прибора  
Восприятие цифры или транспаранта 0,2  
Восприятие семизначного числа 1,2  

Время реакции на раздражители различной модальности не одинаково. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на свето­ вые, самое продолжительное — на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.

При управлении техникой кроме времени реакции необхо­ димо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.

1 См.: Еникеев М. И. Энциклопедия общей и социальной психоло­ гии. М., 2002. С. 118.


§ 2. Структура волевой регуляции деятельности  
Приведем данные о времени движения различных органов  
человеческого тела: Время в секундах  
Движение  
0,17  
пальцами  
ладонью 0,33  
Нажатие рукой, ногой на педаль 0,72  
Сгибание и разгибание 1,33  
ноги  
руки 0,72  

Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно, на уровне умений и навыков.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые дей­ ствия.

В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых про­ межуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата (рис. 29).

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого дей­ ствия.

Наши рекомендации