Эмоции и чувства в следственной практике

Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональ­ ными проявлениями. Она в значительной мере связана с экст­ ремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов которого являются эмо­ ции и чувства людей. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека.

Такое проявление эмоций, как сильное душевное волнение, требует, профессионального диагностирования, поскольку оно является в ряде случаев квалифицирующим признаком состава преступления или обстоятельством, смягчающим ответствен­ ность. Следователю необходимо регулировать и свою собствен­ ную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответ­ ственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц.

Эмоции и чувства — важный фактор взаимодействия следо­ вателя со всеми участниками следствия. Эмоциональный кон­ такт — необходимое условие успешного осуществления процесса расследования.

В юридической и судебно-психологической литературе дает­ ся немало рекомендаций по части установления психического

152 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

контакта. Однако рекомендации типа «с садовником начинайте говорить о цветах, а с шахматистом — о шахматах...» не учиты­ вают главную особенность эмоциональных состояний — эти состояния возникают лишь в связи с доминирующими, актуа­ лизированными потребностями.

Общение следователя с обвиняемым, подозреваемым и дру­ гими участниками следствия — это общение официально-роле­ вое: следователь выполняет роль представителя государствен­ ной власти. Но это не означает, что это общение должно быть казенным.

Объективное и всестороннее расследование предполагает знание личности участников следствия, особенно обвиняемого

и подозреваемого, знание ценностных позиций личности, иерархию ее потребностей, характерологических особенностей. В связи с этим могут быть использованы и эмоциональные при­ емы психического контакта, но они не должны сводиться к за­ игрыванию с подследственным.

Людей особенно обижает равнодушие, высокомерие и тем более презрение. Каждое действие следователя расценивается подследственным лицом как сигнал определенного отношения к себе. Задача следователя не столько установить контакт, сколько не нарушить его своими неправильными действиями.

Люди высоко ценят такое отношение к себе, которое содей­ ствует их самоутверждению. Они особенно чувствительны к действиям, связанным с выявлением их личностных особенно­ стей. Каждый человек гордится определенными своими каче­ ствами и не прощает заниженной оценки этих качеств.

Поведение следователя выказывает эмоциональное зараже­ ние. Угрюмое лицо, монотонная постановка вопросов, безраз­ личие и тому подобные отрицательные эмоциональные прояв­ ления по правилу «ответной эмоции» приводят к отрицатель­ ным последствиям.

Эмоциональные состояния обвиняемого и подозреваемого должны учитываться и в тактических целях.

Отвергая тактику «захвата врасплох» и тому подобных «пси­ хологических ловушек», следователь должен правильно выбрать ситуацию для постановки узловых вопросов. Предъявляя улики в последовательности возрастания их значимости, диагностируя и изобличая ложные показания, следователь создает соответ­ ствующие эмоциональные состояния. Но весь этот комплекс психических состояний должен содействовать объективному


5. Эмоции и чувства в следственной практике

асследованию обстоятельств, а не «выхватыванию» лишь тех торон обстоятельств, которые больше всего «подходят» к вер­ ни следователя.

Нередко свидетели испытывают отрицательные эмоции при аче показаний. Это тормозит функционирование памяти. таких случаях более полные показания могут быть получены более спокойной обстановке. Следует категорически осуждать тремление некоторых следователей специально нагнетать об-тановку строгости, напряженности при допросе свидетелей.

Эмоции и чувства широко используются и в следственной рактике. Однако при оценке эмоциональных состояний не ледует преувеличивать их значение. Замешательство человека, го смущенность отнюдь не всегда свидетельствуют о его жела-

ии скрыть истину. Смех человека не всегда свидетельствует о го веселом настроении. «Свидетель может страдать навязчивы-и состояниями без навязчивых идей. Он может быть не в со-тоянии удержаться от непроизвольной и неуместной улыб-и, от судорожного смеха, от боязни покраснеть, под влиянием оторой кровь бросается ему в лицо и уши... Надо в этих случа-

х слушать, что говорит свидетель, совершенно исключая из оценки сказанного то, чем оно сопровождалось»1.

Эмоции и чувства являются мощным средством психическо­ го воздействия. Юрист не должен и не может постоянно скры­ вать своих эмоций и чувств. Его радость и печаль, досада и удив­ ление, презрение и восхищение являются результатом его мо­ рально-оценочной деятельности, средством социализирующего воздействия.

1 Кони А. Ф. Память и внимание. Из воспоминаний судебного дея­теля. Пг., 1922. С. 35-36.

Г л а в а 5

Наши рекомендации