Эмоциональные психические процессы

§ 1. Понятие об эмоциях

Все психические процессы (познавательные, эмоциональные

и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.

Эмоции(от фр. emotion — чувство) —психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволю­ ции, биологически обобщенные способы поведения организмов втипичных жизненно значимых ситуациях.

Эмоции двувалентны — они или положительны, или отрица­ тельны: объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют со­ ответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.

Эмоции — механизм непосредственной оценки уровня благо­ получности взаимодействия организмов со средой. Уже элемен­тарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малопри­ ятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности орга­ низма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жиз­ ни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как ос­ новная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанны­ ми с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, модифицируют поведение индивида в напряженных ситуациях.

Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ори­ ентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих Деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилиза­ ции резервов внутренних органов.

130 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

По механизму происхождения эмоции связаны с инстинкта­ ми.Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции егоотдаленных предков: оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие уг­ рожающих поз,

Некоторое сглаживание эмоций у социализированного чело­ века происходит за счет возрастания роли волевой регуляции.

В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.

Эмоциональные проявления связаны с деятельностью чело­ века. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сиг­ нальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение при­ страстное, заинтересованное, потребностно направленное, дея-тельностно ориентированное.

Каждый психический образ дает информацию о возможнос­ ти взаимодействия с объектом отражения. Из множества вари­ антов поведения человек избирает тот, к которому у него «ле­ жит душа». Все живое изначально расположено к тому, что со­ ответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные про­ цессы ориентируют избирательность поведения.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетво­ рением потребностей, сами становятся настоятельной потреб­ ностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим де­ формациям. Замещая потребности, эмоции становятся побужде­ нием к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обус­ ловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформи­ рованные устои социального сотрудничества порождают у чело­ века нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство со-


§ 1. Понятие об эмоциях

лидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств — чувство воз­ мущения, негодования и ненависти.

В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельнос­ти связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с воз­ никновением образно-изобразительной деятельности сформи­ ровались эстетические чувства.

Различные условия жизнедеятельности, направления дея­ тельности индивида развивают различные стороны его эмоцио­ нальности, нравственно-эмоциональный облик личности. Фор­ мирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структу­ ра его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремит­ ся и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избы­ точное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Избыточ­ ная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Поведение индивида при этом смещается на более низ­ кие уровни регуляции.

Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей — взрыв эмо­ ций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональ­ ное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются че­ тыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер,так как они обусловливаются иерархически организованной си­ стемой потребностей.

Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуа­ циях может вызвать различные эмоции. Так, потребность само­ сохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого — гнев.

Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получа­ ют те стороны поведения, которые являются «слабыми места­ ми» для данного индивида.

132 Глава 4. Эмоциональные психические процессы

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опе­ режающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возни­ кает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления пси­ хики.В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоци­ях — субъективно значимостные его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей дей­ ствительности; эмоции придают этому отражению субъектив­ ный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.

Эмоции — это механизм экстренного определения тех направ­ лений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект — значит усматривать возможность взаи­ модействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые мет­ ки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответству­ ющую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечива­ ют мгновенную первичную ориентировку, побуждая к исполь­ зованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что

эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанно­ го распознавания первоочередных возможностей и необходимое-тей,механизм экстренного определения полезности или вред­ности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведе­ ния в типовых ситуациях.

Наши рекомендации