Эмоциональные психические процессы
§ 1. Понятие об эмоциях
Все психические процессы (познавательные, эмоциональные
и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.
Эмоции(от фр. emotion — чувство) —психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволю ции, биологически обобщенные способы поведения организмов втипичных жизненно значимых ситуациях.
Эмоции двувалентны — они или положительны, или отрица тельны: объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют со ответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции — механизм непосредственной оценки уровня благо получности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малопри ятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности орга низма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жиз ни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как ос новная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанны ми с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, модифицируют поведение индивида в напряженных ситуациях.
Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ори ентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих Деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилиза ции резервов внутренних органов.
130 Глава 4. Эмоциональные психические процессы
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинкта ми.Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции егоотдаленных предков: оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие уг рожающих поз,
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного чело века происходит за счет возрастания роли волевой регуляции.
В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью чело века. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сиг нальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение при страстное, заинтересованное, потребностно направленное, дея-тельностно ориентированное.
Каждый психический образ дает информацию о возможнос ти взаимодействия с объектом отражения. Из множества вари антов поведения человек избирает тот, к которому у него «ле жит душа». Все живое изначально расположено к тому, что со ответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.
Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные про цессы ориентируют избирательность поведения.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетво рением потребностей, сами становятся настоятельной потреб ностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим де формациям. Замещая потребности, эмоции становятся побужде нием к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства, обус ловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформи рованные устои социального сотрудничества порождают у чело века нравственные чувства — чувство долга, совести, чувство со-
§ 1. Понятие об эмоциях |
лидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств — чувство воз мущения, негодования и ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с воз никновением образно-изобразительной деятельности сформи ровались эстетические чувства.
Различные условия жизнедеятельности, направления дея тельности индивида развивают различные стороны его эмоцио нальности, нравственно-эмоциональный облик личности. Фор мирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.
В мозаике чувств конкретного индивида отражается структу ра его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремит ся и чего избегает.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избы точное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Избыточ ная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. Поведение индивида при этом смещается на более низ кие уровни регуляции.
Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей — взрыв эмо ций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональ ное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются че тыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер,так как они обусловливаются иерархически организованной си стемой потребностей.
Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуа циях может вызвать различные эмоции. Так, потребность само сохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого — гнев.
Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получа ют те стороны поведения, которые являются «слабыми места ми» для данного индивида.
132 Глава 4. Эмоциональные психические процессы
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опе режающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возни кает уже при планировании будущего поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, — это базовые явления пси хики.В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях — субъективно значимостные его стороны. Познание дает знание — отражение объективных свойств и взаимосвязей дей ствительности; эмоции придают этому отражению субъектив ный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.
Эмоции — это механизм экстренного определения тех направ лений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект — значит усматривать возможность взаи модействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые мет ки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответству ющую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения.
В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечива ют мгновенную первичную ориентировку, побуждая к исполь зованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что
эмоции — механизм интуитивного смыслообразования, спонтанно го распознавания первоочередных возможностей и необходимое-тей,механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведе ния в типовых ситуациях.