Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуа­ лизировать, использовать для регулирования поведения — ос­ новное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие инди­ вида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обес­ печивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положе­ но в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Г. Эб-бингауза (1850—1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Эббингауз вывел «кривую за­ бывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучивани­ ем нового материала.

В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машин­ ного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-рекон­ структивным сохранением материала. Человеческая память под­ вержена непрерывному влиянию социокультурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентиру­ ется на смысловые связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от струк­ туры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей.

Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется

в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична: в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семанти­ ческаяже память нацелена на категориальные структуры, сфор­мированные в культурно-исторической среде. Здесь же хранят-

108 Глава 3. Познавательные психические процессы

ся все исторически сформированные правила логики умствен­ ных действий и построения языка.

От особенностей запоминаемого материала зависят способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образо­ ваний из смысловых опорных точек.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованныеструктуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памя­ ти, обеспечивающими группировку явлений и предметов поопределенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются — относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической зависимости.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, т. е. способность устанавливать вза­ имосвязи, и является основой памяти. Память во взаимодей­ ствии с мышлением обеспечивает смысловую концептуализиро-ванность отражаемого мира.

Извлечение усвоенного материала из памяти с целью его теку­ щего использования называется актуализацией(от лат. actualis —действительный, настоящий).

Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развеше­ но «на крючках» ассоциаций.

Основа хорошей памяти — установление прочных ассоциа­ ций. Люди лучше всего запоминают то, что связано с их житей­ скими заботами, профессиональными интересами. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо извест­ ных нам фактов. Механическое же задалбливание, зубрежка — самый неэффективный способ запоминания.

Трудности памяти — скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует. Забывается не сама информация, а затрудняется доступ к ней.

Фонд человеческой памяти пластичен: с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях ее памя­ ти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида — прочно запоминается то, что включено в активную жизнедея­ тельность человека, отвечает его жизненной стратегии.


§ 6. Память

Операциональная система поведения и деятельности человека,его умения и навыки — это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повто­ рении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функ­циональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера инди­ вида — единое системное образование.

Память — интегрированный психический механизм структур­ ного самосохранения личности.Нарушения памяти — нарушенияличности.

Нейрофизиологические основы памяти.Физиологические ме­ханизмы памяти — образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, вос­ произведениеизабывание.

Условие успешной выработки нервных связей — значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориенти­ ровочной деятельности, отражение в очаге оптимального воз­ буждения коры головного мозга.

Наряду с индивидуальной памятью в мозге существуют структуры генетической памяти. Эта наследственная память локализована в таламогипоталамическом комплексе. Здесь нахо­ дятся центры инстинктивных программ поведения — пищевые, оборонительные, половые, центры удовольствия и агрессии.

Это центры глубинных биологических эмоций: страха, тос­ ки, радости, гнева и удовольствия. Здесь хранятся эталоны тех образов, реальные источники которых мгновенно оцениваются как вредоносные и опасные или полезные и благоприятные.

В двигательной зоне записаны коды эмоционально-импульсив­ ных реакций (поз, мимики, защитных и агрессивных движений).

Зоной подсознательно-субъективного опыта индивида яв­ ляется лимбическая система — здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы: эмоциональные установки данного индивида, его привычки и всевозможные психические комплексы. Здесь локализована долговременная поведенческая память индивида, все то, что определяет его при­ родную интуицию.

Все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью, хранится в неокортексе, различных зонах мозговой коры. Лоб-

ПО Глава 3. Познавательные психические процессы

ные доли мозга — сфера словесно-логической памяти. Здесь чувственная информация трансформируется в смысловую.

У пациентов с хирургически расщепленными полушариями мозга резко ослабляется память — сенсорные возбуждения, до­ ходящие до правого полушария, не замыкаются на словесно-логическом уровне, обеспечиваемом левым полушарием.

Функциональная асимметрия в деятельности полушарий —принципиальная особенность мозга человека, отражающаяся на всех его психических процессах, в том числе и на процессах па­ мяти. Каждое полушарие и каждая зона мозга вносят свой вклад

в систему мнемической (от греч. mneme — память) деятельности.

Из огромного массива долговременной памяти необходимая информация извлекается определенными способами, которые зависят от особенностей хранения данной информации, ее си­ стематизированное™, понятийной упорядоченности.

По современным представлениям, формирование энграмм (нервных связей) проходит две фазы. На первой фазе происхо­ дит удержание возбуждения. На второй — его закрепление и сохранение за счет биохимических изменений в клетках коры головного мозга и в синапсах — межклеточных образованиях.

В настоящее время особенно широко исследуются физиоло­ гические основы памяти на биохимическом уровне. Следы непос­ редственных впечатлений фиксируются не мгновенно, а в тече­ ние определенного времени, необходимого для биохимических процессов — соответствующих изменений на молекулярном уровне.

Количество специфических изменений в молекулах рибонук­ леиновой кислоты (РНК), содержащейся в одной клетке, ис­ числяется 1015. Следовательно, на уровне одной клетки может быть выработано огромное количество запечатлений.

Изменения в молекулах РНК связывают с оперативной памя­ тью. Изменения в молекулах дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) — с долговременной памятью (в том числе и с видовой)1. Физиологической основой памяти является изменение биохи­ мической активности отдельных нейронов и формирование нейронных ансамблей.

1 Пионером биохимических исследований памяти является шведс­ кий нейрофизиолог Г. Хиден. Осуществленные им в 60-х гг. XX в. опыты на планариях (плоских червях) вызвали сенсацию: обученные для про­ хождения лабиринта планарии высушивались и стирались в порошок. Вскормленные этим порошком другие планарии значительно быстрее находили выход из лабиринта, чем контрольная группа.


§ 6. Память

Предполагается, что вначале происходят вычленение и ульт­ ракратковременное запечатление отдельных признаков объекта (сенсорная память), затем— сложное, знаковое его кодирова­ ние — образование энграмм, включение их в категориальную систему данного индивида. Поэтому каждый человек имеет свою стратегию запоминания.

Базовой предпосылкой функционирования процессов памя­ ти является оптимальный тонус коры, обеспечиваемый подкор­ ковыми образованиями головного мозга. Модуляция тонуса коры осуществляется ретикулярной формацией и лимбическим отделом мозга. Подкорковые образования, формируя ориенти­ ровочный рефлекс, внимание, тем самым создают предпосылку и для запоминания.

Итоговая, синтезирующая функция памяти осуществляется лобными долями мозга и в значительной мере — лобной долей левого полушария. Поражение этих мозговых структур наруша­ ет всю структуру мнемической деятельности.

Проблема запоминания граничит с проблемой забывания. Забывание в основном происходит за счет интерференции — противодействия раздражителей и за счет охранительного тор­ можения.

Итак, процесс запечатления и сохранения материала обуслов­ лен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышен­ ным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятель­ ности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (проти­ воборствующих) воздействий, включенностью материала в семан­ тическое, понятийное поле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует произвольной активизации тех систем связей, на фоне которых запоминался материал.

Процесс забывания также не сводится к спонтанному угаса­ нию энграмм. Преимущественно забывается второстепенный малозначимый материал, материал, не включенный в постоян­ ную деятельность субъекта. Но невозможность припомнить ма­ териал не означает полной стертости его следов. Актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния моз­ га. (В гипнотическом состоянии человек может вспомнить то, что казалось совсем забытым.)

Классификация явлений памяти.Различаютсяпроцессы памя­ ти—запоминание, сохранение, воспроизведение, забываниеифор-

112 Глава 3. Познавательные психические процессы

мы памяти:непроизвольная(непреднамеренная) ипроизвольная(преднамеренная).

В зависимости от вида анализаторов, сигнальной системы или участия подкорковых образований мозга различают виды памяти:образная, логическаяиэмоциональная.

Образная память — представления — классифицируется по видам анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная и т. д.

По способу запоминания различают непосредственную (пря­ мую) и опосредованную (косвенную), т. е. механическую и ассо­ циативную (смысловую) память.

След от каждого впечатления бывает связан со множеством следов сопутствующих впечатлений. Косвенное запоминание и воспроизведение — это запоминание и воспроизведение данно­ го образа по той системе связей, в которую образ входит, — по ассоциациям. Это ассоциативное всплывание образов психоло­гически гораздо содержательнее, чем прямое запоминание, оно приближает явления памяти к явлениям мышления. Основная работа памяти человека состоит из запоминания и воспроизве­ дения следов по ассоциациям.

Различаются три вида ассоциаций:

1) по смежности: элементарный вид связи без существеннойпереработки информации;

2) по контрасту: связь двух противоположных явлений. Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопостав­ ления;

3) по сходству: воспринимая одну ситуацию, человек вспо­ минает другую, сходную. Ассоциации по сходству требуют слож­ ной переработки полученной информации, выделения суще­ ственных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти.

Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству — один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.

Системы памяти.В любом виде деятельности осуществляют­ся все процессы памяти. Но различные уровни деятельности связаны с функционированием разных механизмов, систем па­ мяти.

Различаются следующие четыре взаимосвязанные системы памяти: 1) сенсорная — непосредственный чувственный отпе­ чаток воздействующего объекта; 2) кратковременная; 3) опера­ тивная; 4) долговременная.


§ 6. Память

Сенсорная память — непосредственное запечатление сенсорных воздействий,сохранение наглядных образов в виде четкого, пол­ного отпечатка чувственных воздействий объекта на очень крат­ кий промежуток времени (0,25 с). Это так называемые послеоб-разы. Они не связаны с закреплением следов и быстро исчеза­ ют. Этот вид памяти обеспечивает непрерывность, целостность восприятия динамических, быстроизменяющихся явлений. (Сенсорная память иначе называется иконической памятью — от греч. ikona — образ.)

Кратковременная память — непосредственное запечатление со­ вокупности объектов при одноактном восприятии ситуации,одно­временная фиксация объектов, попавших в поле восприятия. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентиров­ ку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти — не более 30 секунд. Ее объем ограничен 5—7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Оперативная память — избирательное сохранение и актуализа­ ция информации, необходимой только для достижения цели дан­ ной деятельности.Продолжительность оперативной памяти ог­раничивается временем соответствующей деятельности. Так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, по­ мним условие задачи, которую решаем, помним промежуточ­ ные цифры при сложных вычислениях.

Продуктивность оперативной памяти определяется способ­ ностью человека организовывать запоминаемый материал, со­ здавать целостные комплексы — единицы оперативной памяти. Примером использования различных блоков оперативных еди­ ниц может служить чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов.

Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему. (Так, запом­ нить номер АБД125 легче в виде 125125, т. е. перекодировав буквы в цифры соответственно месту букв в алфавите.)

Функционирование оперативной памяти сопряжено со зна­ чительным нервно-психическим напряжением, так как она тре­ бует одновременного взаимодействия ряда конкурирующих центров возбуждения. При оперировании с объектами, состоя­ ние которых изменяется, в оперативной памяти может удер­ жаться не более двух переменных факторов.

114 Глава 3. Познавательные психические процессы

Долговременная память — запоминание на длительный срок содержания, имеющего большую значимость.Отбор информации,входящей в долговременную память, связан с вероятностной оценкой его будущей применимости, предвидением будущих событий.

Объем долговременной памяти зависит от личностной реле­ вантности информации, т. е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности.

Типы памяти— индивидуально-типологические особенностипамяти. Они различаются по следующим качествам, встречаю­ щимся в различных комбинациях: объем и точность запомина­ ния; скорость запоминания; прочность запоминания; ведущая роль того или иного анализатора (преобладание у данного чело­века зрительной, слуховой или двигательной памяти); особенно­ сти взаимодействия первой и второй сигнальных систем (образ­ный, логический и средний типы).

Различные сочетания индивидуально-типологических осо­ бенностей дают многообразие индивидуальных типов памяти (табл. 4).

Существуют большие индивидуальные различия в скорости запоминания материала и продолжительности его сохранения в памяти. (Так, в ходе психологических опытов было установле­ но, что для запоминания 12 слогов одному человеку требуется 49 повторений, а другому лишь 14.)

Существенная индивидуальная особенность памяти —на­ правленность на запоминание определенного материала.

Известный криминалист Г. Гросс рассказывал о крайне плохой памяти своего отца на имена людей. Отец не мог безошибочно ска­ зать, как зовут его единственного сына, в то же время он очень точно и надолго запоминал разнообразный статистический материал.

Одни люди запоминают материал непосредственно, а другие стремятся использовать логические средства. У одних память близка к восприятию, у других — к мышлению. Чем выше уро­ вень умственного развития человека, тем больше его память приближается к мышлению.

Интеллектуально развитый человек запоминает преимуще­ ственно с помощью логических операций. Но развитость образ­ ной памяти не находится в прямой связи с интеллектуальным развитием.

Закономерности памяти.Закономерности памяти (условияуспешного запоминания и воспроизведения) связаны с форма­ ми памяти.


§ 6. Память          
  Классификация явлений памяти Таблица 4  
     
             
Процессы Формы   Виды памяти Системы Типы памяти  
памяти памяти   памяти  
       
           
1. Запечатление Определяются Определяются Определяются Определяются  
2. Сохранение преднаме­ объектом отраже­ уровнем отра­ индивидуальными  
3. Воспроизве­ ренной или ния и специфи­ жательно-ори­ особенностями  
дение непреднаме­ кой анализатора ентировочной памяти  
4. Забывание ренной на­     деятельности    
  правленностью          
  сознания          
  1. Произволь­ Виды сенсорной 1. Сенсорная Образуются раз­  
  ная памяти(опреде­ (иконическая) личным сочетанием  
  2. Непроиз­ ляются видами 2. Кратковремен­ следующих качеств  
  вольная ощущений): ная (ограничен­ памяти:  
    1.Образная ная одномомент­ 1. Объемом  
    2. Логическая ным симультан­ 2. Скоростью запо­  
    3. Эмоциональная ным восприяти­ минания  
        ем) 3. Точностью  
    Виды образной 3. Оперативная 4. Длительностью  
    памяти: (обслуживающая сохранения  
    - зрительная, промежуточные 5. Доминирующим  
    - слуховая, задачи деятель­ анализатором  
    - осязательная, ности) 6. Преобладанием  
    - двигательная 4. Долговремен­ образной или логи­  
        ная (сохранение ческой памяти  
        концептуально 7. Личностно-обус-  
        значимого ма­ ловленной избира­  
        териала на дли­ тельной направлен­  
        тельный срок) ностью  
             

Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

1) сильные и значимые физические раздражители (звук вы­ стрела, яркий свет прожектора);

2) то, что вызывает повышенную ориентировочную деятель­ ность (прекращение или возобновление действия, процесса, необычность явления, его контрастность по отношению к фону

и т. п.);

3) раздражители, наиболее значимые для данного индивида (например, профессионально значимые предметы);

116 Глава 3. Познавательные психические процессы

4) раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;

5) то, что более всего связано с потребностями данного чело­

века;

6) то, что является объектом активной деятельности (так, условия задачи, которую мы долго решаем, запоминаются не­ произвольно и прочно).

Однако в деятельности человека чаще возникает необходи­ мость специально запомнить что-либо и воспроизвести это в соответствующих условиях. Это произвольное запоминание, при котором ставится задача — запомнить, т. е. осуществляется специальная мнемическая деятельность.

Условиями успешного произвольного запоминания являются:

1) осознание значимости и смысла запоминаемого матери­

ала;

2) выявление его структуры, логической взаимосвязи частей

и элементов, семантическая и пространственная группировка материала;

3) выявление плана в словесно-текстовом материале, опор­ ных слов в содержании каждой его части, представление мате­ риала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа, наглядного зрительного образа;

4) содержательность и доступность запоминаемого материа­ ла, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта запоминания;

5) эмоционально-эстетическая насыщенность материала;

6) возможность использования данного материала в профес­ сиональной деятельности субъекта;

7) установка на необходимость воспроизведения данного материала в определенных условиях;

8) материал, который выступает как средство достижения значимых целей, играет существенную роль в решении жизнен­ ных задач, становится объектом активной умственной деятель­ ности.

При заучивании материала существенно рациональное рас­ пределение его во времени и активное его воспроизведение.

При невозможности установления смысловых связей в раз­ нородном материале используются искусственные приемы за­ поминания — мнемотехника: создание вспомогательных искус­ ственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, привычной схеме, легко запоминающемся ритмическом темпе. (Со школьных лет


§6. Память

всем известен мнемонический прием запоминания последова­ тельности цветов светового спектра: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».)

Произвольная память — память целенаправленно организуе­ мая. Ограниченность объема удержания и воспроизведения раз­ нородного материала обусловлена ретроактивным и проактив-ным торможением (торможением, возникающим от предшеству­ющих и последующих воздействий).

Если испытуемому дается ряд из 10 слогов, то первые и пос­ ледние слоги запоминаются легче, а средние — хуже. Первые элементы не испытывают тормозного влияния со стороны пред­ шествующих впечатлений, а последние члены ряда не испыты­ вают торможения со стороны последующих элементов. Средние же члены ряда испытывают торможение как со стороны пред­ шествующих (проактивное торможение), так и со стороны пос­ ледующих элементов (ретроактивное, обратнодействующее тор­ можение). Указанная закономерность памяти (лучшее запоми­ нание крайних элементов) называется фактором края.

При переходе от запоминания одного сложного материала к запоминанию другого необходимо делать перерывы (минимум на 15 минут), которые предотвращают ретроактивное торможе­ ние.

Предположение, что следы памяти не исчезают вовсе, а лишь тормозятся под влиянием других воздействий, подтверждается явлением реминисценции (от лат. reminiscentia — воспоминание). Часто при воспроизведении материала сразу после его воспри­ ятия количество удержанных в памяти элементов оказывается меньше по сравнению с тем количеством, которое человек мо­ жет воспроизвести после паузы. Это объясняется тем, что за период отдыха снимается действие торможения. Непроизволь­ но всплывающие воспоминания называются реминисценциями.

Для расширения объема произвольной памяти необходимо придавать запоминаемому материалу определенную структуру, группировать его.

Вряд ли, например, кто-нибудь сможет быстро запомнить ряд из

16 изолированных цифр: 1001110101110011. Если же сгруппировать этот ряд в виде двузначных чисел — 10 01 11 01 01 11 00 11, — то они запоминаются легче. В виде четырехзначных чисел этот ряд запомина­ ется еще легче, так как он состоит уже не из 16 элементов, а из четырех укрупненных групп: 1001 1101 0111 ООП.

118 Глава 3. Познавательные психические процессы

Объединение элементов в группы уменьшает количество тех элементов, которые испытывают про- и ретроактивное тормо­ жение.

Продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше, чем меха­ нической. Установление связей, структуры, принципа, закономер­ ности построения объекта — основное условие его успешного за­ поминания(рис. 28).

Трудно механически запомнить цифры 248163264128256, но очень легко запомнить эти же цифры, если установить в этом ряде цифр определенную закономерность (удвоение каждой последующей циф­ ры). Номер 123-456-789 легко запомнить, найдя принцип его постро­ ения.

Произвольное запоминание образного материала также об­ легчается выявлением принципа его организации.

В экспериментальных исследованиях обнаруживается, что испытуемые припоминают большее количество информации, чем то, которое им было предъявлено для запоминания. Если для запоминания дается, например, предложение «Иванов ко­ лол сахар», то при его воспроизведении испытуемые часто ре­ конструируют этот материал следующим образом: «Иванов ко­ лол сахар щипцами». Этот феномен объясняется непроизволь­ ным подключением к запоминанию суждений и умозаключений индивида.

             
Группировка Выделение План Классификация  
   
опорных пунктов    
               
           
         
Структурирование Схематизация Аналогия Мнемотехника  
       
               
           
  Достраивание Серийная    
Перекодирование   запоминаемого   организация   Ассоциация  
    материала   материала      
               

Рис. 28. Приемы организации произвольного

мнемического действия


§ 6. Память

Итак, память не хранилище статичной информации. Она организуется систематизирующими процессами восприятия и мышления.

При воспроизведении материала в качестве опоры следует использовать те объекты, которые структурно организовывали поле восприятия, регулировали деятельность субъекта запоми­ нания.

Особой разновидностью воспроизведения являются воспо­ минания. Воспоминание — отнесение индивидом образных пред­ ставлений к определенному месту и моменту своей жизни.Локали­зация воспоминаний облегчается при воспроизведении личност - но значимых поведенческих событий, их последовательности.

Воспроизведение, связанное с преодолением трудностей, назы­ вается припоминанием.Преодолению трудностей припоминаниясодействует установление различных ассоциаций.

Воспроизводимые образы предметов или явлений называются представлениями.Они разделяются на виды, соответствующиевидам восприятий (зрительные, слуховые и др.).

Особенность представлений — их обобщенность и фрагмен­ тарность. Представления не передают с одинаковой яркостьювсе черты и признаки предметов. Если те или иные представле­ ния связаны с нашей деятельностью, то в них на передний план выдвигаются те стороны объекта, которые для данной деятель­ ности наиболее существенны.

Представления — обобщенные образы действительности.

В них сохраняются постоянные признаки вещей и отбрасыва­ ются случайные; представления — более высокая ступень по­ знания, чем ощущение и восприятие. Они являются переходной ступенью от ощущений к мысли.

Однако представления всегда бледнее, менее полны, чем восприятие. Представляя образ хорошо знакомого объекта, на­ пример фасада своего дома, можно обнаружить, что образ этот фрагментарен и несколько реконструирован.

Прошлое восстанавливается с участием мышления — обоб­ щенно и опосредствованно. Сознательность воспроизведения неизбежно ведет к категориальному, понятийному охвату про­ шлого. И только специально организуемая контрольная дея­ тельность — сопоставление, критическая оценка — приближает Реконструируемую картину к подлинным событиям.

Материал воспроизведения— продукт всего психическогосвоеобразия данной личности. В памяти прежде всего отклады-

120 Глава 3. Познавательные психические процессы

вается то, что было наиболее актуально, значимо в ее деятель­ ности, с чего начиналась и как завершалась эта деятельность, какие препятствия возникали на пути к ее осуществлению. При этом одни люди лучше запоминают содействующие, а другие — затрудняющие условия деятельности.

В межличностных взаимодействиях прочнее запоминается то, что затрагивает наиболее значимые личностные особеннос­ ти индивида.

Человек запоминает события в таком виде, в каком он их осмысливает и эмоционально переживает в процессе восприя­ тия. Уже элементарный акт синтеза восприятия и памяти — уз­ навание — отличается рядом индивидуальных особенностей. Плохая память на лица может сочетаться с хорошей памятью на другие объекты.

Значительные деформации познавательных процессов про­ исходят в эмоционально напряженных состояниях.

Итак, память не склад готовой продукции. Ее материал под­ вержен личностной реконструкции. Личностная реконструкция воспроизводимого материала может проявляться в искажении смыслового содержания исходного материала, иллюзорной де­ тализации воспроизводимого события, в объединении разроз­ ненных элементов, разъединении связанных элементов, замене содержания другим сходным содержанием, в пространственном

и временном смещении событий или их фрагментов, утрирова­ нии, акцентировании личностно значимых сторон события.

В памяти человека сохраняется не только фактическая сто­ рона событий, но и соответствующая их интерпретация.

Репродукция, восстановление прошлых воздействий не яв­ ляется «слепком» этих воздействий. Степень расхождения пред­ ставлений и реальных событий у разных людей неодинакова. Она зависит от типа высшей нервной деятельности индивида, структуры индивидуального сознания, ценностных установок, мотивов и целей деятельности.

У некоторых людей могут возникать полные, яркие пред­ ставления после однократного и непроизвольного восприятия объекта. Такие образы представления называются эйдетически­ ми (от греч. eidos — образ). Иногда происходит непроизвольное,навязчивое, цикличное всплывание образов — персеверация (от лат. perseveratio — упорство).

Резервы человеческой памяти неисчерпаемы.


§ 7. Использование знаний о закономерностях памяти

По расчетам известного кибернетика Дж. Неймана, мозг человека может вместить весь объем информации, хранящейся в крупнейших библиотеках мира. Александр Македонский знал в лицо и по имени всех солдат своей огромной армии. Русский выдающийся шахматист Алехин мог играть по памяти (вслепую) с 40 партнерами одновременно. Некто Э. Гаон знал наизусть все 2500 книг, прочитанных им за свою жизнь, и мог воспроизвести любой отрывок из них. Известны много­ численные случаи выдающейся образной памяти людей художествен­ ного типа. Моцарт мог записать большое музыкальное произведение, прослушав его только один раз. Такой же музыкальной памятью отли­ чались Глазунов и Рахманинов; художник Н. Н. Ге мог по памяти точ­ но изобразить то, что он однажды видел.

Человек непроизвольно запоминает все, что привлекает его внимание: пл

Наши рекомендации