Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений.

Физиологическим механизмом восприятия времени являет­ ся определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных кле­ ток (за счет суммирования последовательных воздействий). Вос­ приятие времени, как и любое психическое отражение, являет­ ся субъективным образом объективной реальности. Длитель­ ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению ин­ тервала времени, а медленный — к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными события­ ми, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недо­ оценивается, а при отрицательных — переоценивается. Пре­ уменьшение времени всегда является результатом доминирова­ ния возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.

§ 4. Учет закономерностей восприятия

в следственной практике

Для получения достоверных показаний свидетеля следова­ тель должен учитывать психологический процесс формирова­ ния показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных собы­ тий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отноше­ ния.

§ 4. Учет закономерностей восприятия в следственной практике 81

При допросе свидетеля следователь должен выяснить усло­ вия,в которых происходило восприятие происшествия (осве­щенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т. д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся пред­ метов, расстояние между ними, их пространственное соотноше­ ние и размеры. Им свойственно заполнять пробелы чувственно­ го восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия.

Для пространственного восприятия характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко рас­ положенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике важно правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и после­ довательность, темп действий участников события и др. Неред­ ко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются вышерассмотренными зако­ номерностями. Неправильные показания относительно проме­ жутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний. При этом необходимо выяснить содержание дея­ тельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.

В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.

В зависимости от того, какое значение люди придают раз­ личным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свиде­ тельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляемое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это содействует избе­ жанию ложного узнаванияпо общим признакам (например, поросту, цвету волос, одежды и т. д.). Предъявление для опозна­ ния группы лиц из трех человек содействует нивелированию

82 Глава 3. Познавательные психические процессы

общих признаков и направляет процесс узнавания на выявле­ ние индивидуальных особенностей.

При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий.

К объективным условиям относятся физические условия первоначального восприятия того или иного объекта (освеще­ ние, ракурс, расстояние и т. п.).

К субъективным факторам опознания относится психичес­ кое состояние человека в момент наблюдения объекта и в мо­ мент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т. д.), а также психические свойства человека (развитость того или ино­ го вида памяти, восприятия, способности к соотнесениям, груп­ пировке признаков).

При предъявлении для опознания следователь должен про­ являть крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непос­ редственное впечатление человека) зависит от второй сигналь­ ной системы (слова).

Для квалифицированного ведения допроса следователю не­ обходимы некоторые сведения о восприятии речи человека.

С физической точки зрения речь — это комбинация звуков, изменяющихся по частоте и интенсивности. Гласные звуки ин­ тенсивнее, согласные — менее различимы. Чем больше звуков

в слове, тем оно отчетливее. Максимальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивно­ сти речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных слов.

Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в ус­ ловиях шума звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ пре­ вышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шут мами низкой частоты. Человек различает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном зву­ чании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена.

В тех случаях, когда следователь осматривает вещественные доказательства, место происшествия, производит допрос и оч­ ную ставку или следственный эксперимент, его восприятие осу­ ществляется в форме наблюдения.

Наблюдение — длительное, планомерное восприятие в целях решения познавательного вопроса.

§ 4. Учет закономерностей восприятия в следственной практике 83

Результативность наблюдения зависит от четкости постав­ ленной цели, последовательности и систематичности, от предва­ рительных знаний о наблюдаемом объекте.

Опытные следователи имеют привычную систему наблюде­ ния и обладают большой наблюдательностью — умением под­ мечать малозаметные детали. Знание типичных способов пре­ ступления, типичных следов от них, приемов маскировки пре­ ступления и т. п. — все это определенным образом организует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно смыкается с мышлением.Важнейшим приемом наблюдения яв­ляется сравнение, сопоставление.

Направленность наблюдения следователя определяется зада­ чей выявить отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное внимание следователя привлекают факты, имеющие значение доказательства.

Наблюдение является основным методом изучения обста­ новки места происшествия. При этом следователь устанавлива­ ет расположение и границы места происшествия, устанавлива­ ет объекты, находящиеся на месте происшествия, и их особен­ ности, фиксирует их положение и взаиморасположение, выявляет отклонения от обычного их пространственного распо­ ложения.

Воспринимая отдельные явления, следователь стремится ус­

тановить их причинно-следственные отношения, выявить такие

их особенности, которые могут быть использованы для иденти­ фикации личности преступника.

Наблюдательность является первостепенным условием ус­ пешного проведения обыска. Практика показывает, что опыт­ ные следователи обращают внимание на малейшие признаки необычности обстановки.

Так, один из следователей нашел тайник с драгоценностями, обра­ тив внимание на необычное местонахождение зонтика, который висел

в спальне около кровати. Свежая штукатурка, окраска, заново приби­ тые доски, подклейка свежих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых гвоздей, неестественные утолщения в предме­ тах и т. п. — все это не должно ускользнуть от наблюдательного сле­ дователя. Во время одного из обысков следователь обратил внимание на такой, казалось бы, малозначительный факт. В саду подозреваемого на одном из деревьев листья были менее свежими, чем на других де­ ревьях. Обыск показал, что дерево было недавно пересажено на то место, где был устроен тайник.

84 Глава 3. Познавательные психические процессы

Мышление и воображение

Мышление

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые закономерные связи между явлениями. Закономерности, внут­ ренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосред­ ствованно: во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних устойчивых взаимосвязей.

Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредствованно, сопо­ ставляя факты, делая умозаключения. Человек, не видя элементарных частиц, опосредованно познал их свойства.

Обобщенная и опосредствованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю восстанавливать реальный ход прошедших собы­ тий, а астроному— заглядывать не только в прошлое, но и в далекое будущее.

Не только в науке и профессиональной деятельности, но и во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщен­ ные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит разумный выход из разнообразных проблемных ситуаций. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ори­ ентацию в мире.

Мышление — психический процесс обобщенного и опосред­ ствованного отражения устойчивых закономерных свойств и от­ ношений действительности, существенных для решения познава­ тельных проблем, схематической ориентации в конкретных ситу­ ациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое поле, классификационно-оценочные этало­ ны индивида, его обобщенные оценки.

В процессе исторического развития человечества мыслитель­ ные акты стали подчиняться системе логических правил. Мно­ гие из этих правил приобрели аксиоматический характер. Сфор­ мировались устойчивые формы объективизации результатов мыслительной деятельности: суждения, понятия, умозаключе­ ния (правила взаимосвязи этих форм мышления изучаются фор­ мальной логикой).


§ 5. Мышление и воображение

Как психическая деятельность, мышление является процес­ сом решения задач. Этот процесс имеет определенную структу­ ру — стадии и механизмы достижения познавательной цели.

Каждый человек обладает присущей ему стратегией мышле­ ния — когнитивным (от лат. cognitio — познание) стилем, по­ знавательными установками и категориальной структурой (се­ мантическим пространством).

Все высшие психические функции человека формировались, как уже отмечалось, в процессе его общественно-трудовой прак­ тики в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Классификация явлений мышления.В многообразных явле­

ниях мышления различаются:

• мыслительная деятельность — система мыслительных дей­ствий, операций, направленных на решение определенной за­ дачи, проблемы;

• мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстрак­ция, классификация, систематизация и конкретизация;

• формы мышления: суждение, умозаключение, понятие;

• виды мышления: практически-действенное, наглядно-образ­ное и теоретически-абстрактное.

По содержаниюразличаетсяпрактическая, научнаяихудоже­ственная мыслительная деятельность.

По операционной структуремыслительная деятельность под­разделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую — творческое решение нестандартных задач.

По степени абстрагированностивыделяетсяэмпирическоеитеоретическое мышление.

Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодей­ ствия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязан­ ные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналити-ко-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).

При характеристике индивидуального мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, дока­ зательность, гибкость, быстрота и др., образующие тип мышле­ нияиндивида, его интеллектуальные особенности.

Мыслительные операции.Мыслительная деятельность осуще­ствляется в виде переходящих друг в друга мыслительных one-

86 Глава 3. Познавательные психические процессы

раций: сравнение — обобщение — абстракция — классифика­ ция — конкретизация. Мыслительные операции — это мысли­ тельные действия.

Сравнение— мыслительная операция, раскрывающая тожде­ство и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение — элемен­ тарная первичная форма познания.

Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется

с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отноше­ ния, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости объектов позна­ ния). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение— свойство мышления и в то же время централь­ная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный, уровень — соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обоб­ щение второго, более высокого уровня, когда в группе предме­ тов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение воплощает­ ся в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравне­ ний, а высшая форма обобщений — на основе вычленения су­ щественно общего, раскрытия закономерных связей и отноше­ ний, т. е. на основе абстракции.

Абстракция(от лат. abstractio — отвлечение) — операция от­ражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» пред­ мет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредствен­ ные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуще­ ствляются классификация, систематизация и конкретизация.

Классификация— группировка объектов по существеннымпризнакам. В отличие от классификации, основанием которой


§ 5. Мышление и воображение

должны быть признаки, существенные в каком-либо отноше­ нии, систематизация иногда допускает выбор в качестве осно­ вания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абст­ рактного к конкретному.

Конкретизация— познание целостного объекта в совокупно­сти его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация — высший этап в познании объективного мира.

Познание отталкивается от чувственного многообразия кон­ кретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно-конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному — теоретическое осво­ ение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

Формы мышления. Формальные структуры мыслей называются формами мышления.Различаются три формы мышления: сужде­ние, умозаключение и понятие.

Суждение— определенное знание о предмете, утверждениеили отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждения происходит как формирование мысли в предложении, например: «Сократ — древнегреческий философ».

Суждение — такое предложение, в котором утверждается вза­ имосвязь объекта и его свойства. Связь явлений отражается в мышлении как связь суждений.

В зависимости от содержания отражаемых в суждении пред­ метов и их свойств различаются следующие виды суждений: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное.

В суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания (например, в проблематичных суждениях типа «возможно, обвиняемый Ива­ нов не совершал преступления»).

Истинность системы суждений — предмет формальной ло­ гики. Психологическими же аспектами суждения является мо­ тивация и целенаправленность суждений индивида.

В психологическом отношении связь суждений индивида рассматривается как его рассудочная деятельность.

Оперирование тем общим, что заключено в единичном, осу­ ществляется в умозаключении.

88 • Глава 3. Познавательные психические процессы

Мышление развивается в процессе постоянных переходов от общего к единичному и от единичного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции, индуктивных и дедуктивных умозаключений (рис. 25).

Дедуктивное умозаключение — отражение общей связанности явлений, понимание частного случая в свете общих взаимосвязей.

Профессор медицины Эдинбургского университета Белл поразил однажды Конан Дойла (будущего создателя образа знаменитого сыщи­ ка) своей тонкой наблюдательностью, способностью обобщенно ин­ терпретировать конкретные явления. Когда в кабинет вошел очеред­ ной больной, Белл спросил его:

— Вы служили в армии?

— Так точно! — ответил пациент.

— В горно-стрелковом полку?

— Так точно, господин доктор.

— Недавно ушли в отставку?

— Так точно! — ответил больной.

— Стояли на Барбадосе?

— Так точно! — изумился отставной сержант.

Удивленным студентам Белл объяснил: этот человек, будучи учти­ вым, при входе в кабинет все же не снял шляпу — сказалась армейская привычка, что же касается Барбадоса — об этом свидетельствует его заболевание, распространенное только среди жителей этой местности.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений. - student2.ru

Рис. 25. Взаимосвязь единичного и общего

в системе умозаключений (Определите начальный и конечный пункты маршрута

владельца этого чемодана.)


§ 5. Мышление и воображение

Индуктивное умозаключение— этовероятностное умозаключе­ ние:по отдельным признакам некоторых явлений делается суж­дение обо всех предметах данного класса. Поспешное обобще­ ние без достаточных оснований — часто встречающаяся ошибка в индуктивных суждениях.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются суще­ ственные свойства однородной группы предметов и явлений.Чемболее существенные признаки предметов отражены в понятии, тем эффективнее организуется деятельность человека. (Так, со­ временное понятие «строение атомного ядра» дало возможность практического использования атомной энергии.)

Итак, в мышлении моделируются объективные существен­ ные свойства и взаимосвязи явлений, они объективируются и закрепляются в форме суждений, умозаключений и понятий.

Виды мышления.Практически-действенное, наглядно -об­разное и понятийное, теоретически-отвлеченное — таковы вза­ имосвязанные виды мышления. В процессе исторического раз­ вития интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе по­ степенно возникла специальная теоретическая наука — геомет­ рия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление;определяющее значение в нем имеютдействия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление. Однако и здесь мышление сохраняет связь с практи­ кой (нет ничего практичнее, чем правильная теория).

Мышление отдельных людей также подразделяется на пре­ имущественно образное (художественное) и абстрактное (теоре­ тическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. (Так, бытовые дела требуют наглядно-действенного

и образного мышления, а доклад на научную тему— теорети­ ческого мышления.)

По содержанию мыслительная деятельность подразделяется "на практическую, художественную и научную.

Структурная единица практического (оперативного) мышле­ ния — действие; художественного — образ; научного — понятие.

90 Глава 3. Познавательные психические процессы

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полко­ водца»), многие психологи за единственный образец умствен­ ной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллекту­ альных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преиму­ щественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступ­ ление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило пол­ ностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптималь­ ное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляцион­ ных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, с большим само­ обладанием в напряженных условиях деятельности.

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпи­ рическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление(от греч. empeiria — опыт) дает пер­вичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание пред­ ставляет собой низшую, элементарную ступень познания.

Теоретическое мышлениевыявляет всеобщие отношения, ис­следует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение теоретических моделей, создание тео­ рии, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразова­ тельную деятельность человека.

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмичес­ кое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическоемышление ориентировано на заранее уста­новленные правила, общепринятую последовательность дей­ ствий, необходимых для решения типовых задач.

§ 5. Мышление и воображение 91

Дискурсивное(от лат. discursus — рассуждение) мышлениеосновано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическоемышление — стратегическое мышление прирешении нестандартных задач.

Закономерности мышления. 1. Мышление возникает в связи снеобходимостью решения проблемы; условием его возникнове­ ния является проблемная ситуация — обстоятельство, при кото­ ром человек встречается с чем- то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется дефи­ цитом исходной информации, возникновением определенногопознавательного барьера, трудностей, которые предстоит пре­ одолеть с помощью интеллектуальной активности субъекта — путем изыскания необходимых познавательных стратегий.

2. Основным механизмом мышления, общей закономернос­ тью его динамики является анализ через синтез: выделение но­ вых свойств в объекте (анализ) посредством его соотнесения (синтеза) с другими объектами.

В процессе мышления объект познания постоянно «включа­ ется во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства»1.

Процесс познания начинается с первичного синтеза — вос­ приятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.

При первичном анализе проблемной ситуации необходима ориентация на ключевые исходные данные, позволяющие рас­ крыть в исходной информации скрытую информацию. Обнару­ жение в исходной ситуации ключевого, существенного призна­ ка позволяет понять зависимость одних явлений от других. При этом существенно выявить признаки возможности-невозмож­ ности и необходимости.

В условиях дефицита исходной информации человек дей­ ствует не методом проб и ошибок, а применяет определенную стратегию поиска — оптимальную схему достижения цели. На­значение этих стратегий состоит в том, чтобы охватить нестан­ дартную ситуацию наиболее оптимальными общими подхода­ ми — эвристическими методами поиска.

1 Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.,

1958. С. 98.

92 Глава 3. Познавательные психические процессы

К ним относятся: временное упрощение ситуации; использо­ вание аналогий; решение вспомогательных задач; рассмотрение «крайних случаев»; переформулировка требований задачи; вре­ менное блокирование некоторых составляющих в анализируемой системе; совершение «скачков» через информационные разрывы.

Итак, анализ через синтез — познавательное «развертыва­ ние» объекта познания, исследование его в различных ракурсах, нахождение его места в новых взаимосвязях, мысленное экспе­ риментирование с ним, исследование его в свете высоковероят­ ностных предположений.

3. Обоснованность мышления.Требование обоснованностимышления обусловлено фундаментальным свойством матери­ альной действительности: каждый факт, каждое явление подго­ тавливаются предшествующими фактами и явлениями. Закон достаточного основания требует, чтобы в любом рассуждении мысли человека были внутренне взаимосвязаны, вытекали одна из другой. Каждая частная мысль должна быть обоснована бо­ лее общей мыслью.

4. Селективность(от лат. selectio — выбор, отбор) — способ­ность интеллекта отбирать необходимые для данной ситуации знания, мобилизовать их на решение проблемы, минуя механи­ ческий перебор всех возможных вариантов (что характерно для ЭВМ). Для этого знания индивида должны быть систематизи­ рованы, сведены в иерархически организованные структуры.

5. Антиципация(от лат. anticipatio — предвосхищение) —предвосхищение развития событий. Человек способен предви­ деть развитие событий, прогнозировать их исход, схематически представлять наиболее вероятностное решение проблемы. Про­ гнозирование событий — одна из основных функций психики человека. Мышление человека основано на высоковероятност­ ном прогнозировании.

6. Рефлексивность(от лат. reflexio — отражение) — критичес­кая самооценка субъектом хода своего мышления.

Под рефлексией подразумевается как самоотражение субъек­ та, так и взаимоотражение партнеров по общению.

7. Структурность— закономерная поэтапность при решениинестандартных задач. Мыслительная деятельность при решении нестандартных задач имеет определенную структуру, она совер­ шается в виде последовательного ряда этапов.

Первый этап поисковой познавательной деятельности —осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие


;§ 5. Мышление и воображение

ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановки, внезапно возникшими затруднениями в решении тех или иных вопросов.

Акт мышления при этом начинается с осознания противоре­ чивости, неоднозначности исходных условий деятельности, не­ обходимости познавательного поиска. Осознание возникшего познавательного барьера, недостаточности наличных сведений порождает стремление к восполнению информационного дефи­ цита, формирует познавательную мотивацию.

Происходит объективизация неизвестного — начинается по­ иск формулировки познавательного вопроса, выяснение того, что необходимо знать или уметь, чтобы выйти из возникшей проблемной ситуации. Проблемная ситуация как бы наталкива­ ет субъекта на соответствующую сферу познания — формулиру­ ется познавательная проблема.

Формулировка проблемы— начало взаимодействия субъектапознания с объектом познания.

Если проблема взаимодействует с познавательной базой субъекта познания, позволяет ему наметить искомое, которое он может найти путем некоторых преобразований исходных условий, возникает задача. Задача — структурно организован­ ная проблема. При этом неизвестное осознается в его скрытых объективных взаимосвязях с известным.

Определить задачу — значит выделить в проблемной ситуа­ ции стартовые условия познавательной деятельности.

Преобразование проблемной ситуации в проблему, а затем в задачу — первый, исходный акт познавательно-поисковой деятель­ ности.Познавательный вопрос задачи определяет познаватель­ную цель, а последняя — необходимую систему действий.

При этом устанавливается, что можно узнать из имеющихся данных и какие новые сведения необходимы для выполнения всей программы поиска.

Все познавательно-поисковые задачи по объективному со­ держанию делятся на три класса:

1) задачи на распознавание (установление принадлежности данного явления к определенному классу объектов);

2) задачи на конструирование;

3) задачи на объяснение и доказательство.

Объяснение — использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений.Чаще всего это прием логическо­го следования.

94 Глава 3. Познавательные психические процессы

Доказательство — мыслительный процесс утверждения истин­ ности какого-либо положения(тезиса)системой других аксиома­ тических суждений.При этом изыскивается система связующихаргументов, подводящих к итоговому выводу.

Задачи на доказательство решаются тремя путями:

1) ссылкой на организацию объекта, присущие ему устойчи­ вые структурные взаимосвязи;

2) выявлением устойчивых взаимосвязей объектов и их сто­

рон;

3) выявлением функциональных взаимосвязей объектов. Мыслительные задачи подразделяются на простые и слож­

ные.

Простые задачи — задачи типовые, стандартные. Для их ре­шения применяются известные правила, алгоритмы. Интеллек­ туальный поиск здесь состоит в выявлении типа задачи по ее опознавательным признакам, соотнесении частного случая с общим правилом. При систематическом решении такого рода задач формируются соответствующие интеллектуальные навы­ ки, привычные схемы действий.

К сложным задачам относятся нетиповые, нестандартныезадачи; к наиболее сложным — эвристические задачи с неполны­ ми исходными данными, возникающие в многозначных исход­ ных ситуациях (например, при расследовании неочевидных пре­ ступлений). При этом первоочередным эвристическим действи­ ем является расширение информационного поля задачи путем преобразования исходной информации.

Один из приемов этого преобразования — дробление пробле­ мы на ряд частных проблем, формирование «дерева проблем».При решении нестандартных задач ориентировочная основа действий является неполной. При этом должен быть изыскан сам способ решения задачи.

Второй этап решения нестандартной задачи — выявлениепринципа, общей схемы, возможного способа ее решения. Для этого необходимо видение конкретного явления как проявле­ ния определенных общих взаимосвязей, объяснение возможных причин явления высоковероятностными предположениями — гипотезами.

Если задача — информационная система с рассогласованны­ ми ее элементами, то гипотеза — первая проба согласования ее элементов. На этой основе человек мысленно изменяет про­ блемную ситуацию в определенном системном направлении.


§ 5. Мышление и воображение

Гипотеза(от греч. hypothesis — предположение) —высокове­ роятностное предположение о сущности, структуре, механизме, причине какого-либо явления— основа гипотетико-дедуктивно-гометода познания.

Гипотеза используется в тех случаях, когда причины явления недоступны опытному исследованию и исследованы могут быть лишь его следствия. Выдвижение гипотезы (версии) предваря­ ется исследованием всех доступных наблюдению признаков яв­ ления, предшествующих, сопутствующих и последующих обсто­ ятельств события.

Гипотезы (версии) формируются лишь в определенных ин­ формационных ситуациях — при наличии концептуально сопо­ ставимых исходных данных, служащих основанием для высоко­ вероятностных предположений.

Можно выделить следующие основные правила выдвижения гипотезы:

1) гипотеза должна быть совместима со всеми относящимися

к ней фактами;

2) необходимо выдвигать возможно меньшее количество ги­ потез с возможно большей связью между ними;

3) из ряда противостоящих друг другу гипотез предпочти­ тельнее та, которая более единообразно объясняет серию фак­ тов;

4) противоречащие друг другу гипотезы не могут быть истин­ ными;

5) ги

Наши рекомендации