Степенная зависимость изменения ощущений от изменения интенсивности раздражителей
Раздражитель | Степень изменения ощущения при изменении | |
интенсивности раздражителя на один порядок | ||
Свет | 0,4 | |
Запах | 0,5 | |
Звук | 0,6 | |
Вкусовой | ||
Холод | ||
Тепло | 1,7 | |
Прикосновение | 1,5 | |
Электричество | 3,5 | |
2. Чувствительность анализатора нестабильна, в пределах нижнего и верхнего порогов она изменяется в зависимости от ряда условий.
Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не разли чаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повыша ется. Находясь в помещении с какими-либо запахами, мы через неко торое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствитель ность анализатора). Когда мы из плохо освещенного пространства попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анали затора постепенно понижается.
Изменение чувствительности анализатора в результате его при способления к силе и продолжительности действующего раздражи теля называется адаптацией(от лат. adaptatio — приспособление).
Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит бы стро, к другим — медленнее.
Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (от греч.
taktilos — прикосновение) анализаторы.
Полная адаптация к запаху йода наступает через минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. Поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адап тации.
Глава 3. Познавательные психические процессы | |
Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный |
анализаторы. (Для полной адаптации зрительного анализатора в темноте необходимо 45 минут.) Однако зрительная чувствитель ность имеет самый большой диапазон адаптации: она изменяет ся в 200 тысяч раз.
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей. Адаптация как привыкание к постоянным усло виям обеспечивает повышенную ориентацию на все новые воз действия.
Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
3. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних(психических)факторов называется сенсибилизацией(от лат. sensibilis■— чувствительный).
Сенсибилизация — обострение чувствительности — может быть вызвана:
• взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс няется взаимосвязью анализаторов, их системной работой);
• физиологическими факторами (состоянием организма, вве дением в организм тех или иных веществ; например, для повы шения зрительной чувствительности существенное значение ^шеет витамин А);
• ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, спе циальной установкой на различение определенных раздражителей;
• упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально уп ражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повыше ния чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.
Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувстви тельность других. Это явление называется десенсибилизацией. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.
§ 1. Ощущение |
4. Одно из проявлений взаимодействия ощущений — их кон трастное взаимодействие.
Контраст ощущений — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств дей ствительности.Так, одна и та же фигура одного цвета на светломфоне кажется серой, а на черном — белой (рис. 8).
Рис. 8. Контраст ощущений
(Внутренние квадраты производят ощущение различной
интенсивности серого цвета. В действительности они одинаковы.
Чувствительность к свойствам явлений зависит от смежных
контрастных воздействий.)
5. Синестезия(от греч. synaisthesis — совместное ощущение) — ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, со путствующее реальному(вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
Сенсорная организация личности.Присущие индивиду уровни развития отдельных видов его чувствительности и особенно сти их системного функционирования называются сенсорной организацией личности.
Чувствительность — потенциальная возможность человека, которая по-разному реализуется в различных условиях его жиз недеятельности. У каждого человека есть анатомо-физиоло-гические предпосылки (задатки) для развития определенных сенсорных способностей. Отдельные люди — экстрасенсы — об ладают феноменальной чувствительностью. С развитием сен сорной культуры личности связаны её способности реагировать на гармонию красок, запахов и звуков.
Потребность в гармонизированных сенсорных воздействи ях — одна из основных потребностей человека. Длительная сен сорная депривация(лишение чувственных воздействий) вызывает у человека психическое расстройство. В постоянном потоке
64 Глава 3. Познавательные психические процессы
нервных импульсов, поступающих в мозг от органов чувств, осу ществляется живая связь каждого человека с внещним миром.
Гармония красок, звуков, вкусовых воздействий, мышечные ощущения от наших движений постоянно влияют на наше пси хическое состояние и общее мироощущение. Неприятные зву ки, унылые цветовые сочетания, гиподинамия резко снижают уровень психической активности человека. Искусственно созда ваемая среда человека должна соответствовать совремейным эр гономическим, эстетическим и гигиеническим требованиям.
§ 2. Использование знаний о закономерностях ощущений в следственной практике
Знание закономерностей ощущений содействует более ква лифицированному расследованию преступлений. Например, проводя следственный эксперимент, оценивая свидетельские показания, следователь должен учитывать, что чувствительность человека зависит от ряда факторов (от длительности пребыва ния в данной обстановке, от воздействия ряда раздражителей, от опыта человека и его физиологического состояния).
В ряде случаев недобросовестность показаний обнаружива ется в результате их несоответствия порогам чувствительности. Так, например, если дающий показания утверждает, что он не заметил разницы в весе между двумя ящиками, а проверка по казала, что эта разница значительно превышает разностный порог, то есть основание усомниться в правдивости показаний. Показания о цветовых качествах объекта, воспринимавшегося в сумеречном освещении, должны оцениваться критически.
Иногда следователь может проявить необоснованное недо верие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30—40 мин. Если один свидетель был полнос тью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточ ными, неполными. Однако это не дает основания проявлять к нему, недоверие.
Адаптация к запаху (например, к газу) может быть причиной бездействия в аварийной ситуации. Но если подозреваемый ут верждает, что он не заметил значительного изменения силы какого-то звукового раздражителя, то следователь, зная о низ кой адаптации к звуковым раздражителям, справедливо усом нится в истинности этого утверждения.
§ 3. Восприятие |
Иногда свидетели дают неточные показания из-за контраста ощущений. Например, свидетели одного преступления утверж дали, что преступник был одет в белый костюм и был очень высоким. В действительности они видели человека среднего роста, в сером костюме на черном фоне.
Нередко контрастное выделение ярких цветов, ярко горящих огней на фоне ночной темноты интерпретируется как прибли женность объекта. Известны случаи, когда свидетели утвержда ли, что транспорт проехал ночью по ближайшей дороге, хотя в действительности он проехал по более удаленной дороге.
Задача следователя — воссоздать все существенные условия,
в которых происходило отражение отдельных свойств предме тов и явлений, и учесть основные закономерности чувствитель ности.
Восприятие
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опозна ются нами по совокупности их характерных признаков.
Восприятие — непосредственное, чувственное отражение пред метов и явлений в целостном виде в результате осознания их опоз навательных признаков1.
Образы восприятия построены на основе различных ощуще ний. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям.
Только включив предмет или явление в определенную систе му, охватив его соответствующим понятием, мы можем правиль но интерпретировать его.
Являясь чувственным этапом познания, восприятие нераз рывно связано с мышлением, категоризацией, номинацией, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоци ональным откликом.
Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хоро-
1 Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio — вос принимаю), а процессы восприятия — перцептивными процессами.
66 Глава 3. Познавательные психические процессы
шо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной осно ве, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят ви деть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (си-мультанно), малознакомые—структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипоте за о сущности объекта, принимается решение о его категориза ции, номинализации, а затем критически оцениваются его при знаки.
Психическое развитие человека связано с развитием культу ры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуко вой гармонией окружающей среды.
Процесс восприятия — перцептивное действие. Его результа тивность зависит от того, какие признаки объекта будут выделе ны субъектом в качестве исходных опорных элементов (рис. 9).
Рис. 9. Избирательная направленность восприятия
(Кого вы видите на этом рисунке? (Молодую или старую женщину?) Это зависит от направленности вашего восприятия — от того, что вы выделяете в качестве основы для принимаемого решения.)
§ 3. Восприятие |
Важнейшая составная часть каждого вида восприятия — дви гательные процессы (движение глаза по контуру предмета, дви жение руки по поверхности предмета, движение гортани, вос производящее слышимый звук).
Нейрофизиологические основы восприятия.Физиологическиммеханизмом восприятия является аналитико-синтетическая де ятельность анализаторов — образование комплексных условных рефлексов на сложные раздражители.
В зрительном аппарате человека взаимодействуют две систе мы. Одна из них выделяет в объекте отдельные фрагменты, дру гая — составляет из установленных подобразов целостное изоб ражение.
Возможная неполнота целостного образа заполняется храня щимися в памяти текстурами, поэтому мы видим контуры даже там, где они не прочерчены, а только возможны.
Для опознания ситуации. мозг хранит готовые обобщенные схемы — фреймы («скелеты»). Первоначально схватывая ситуа цию, мы стремимся затем заполнить ячейки актуализированно го фрейма. Почему мы различаем вид местности при ударе мол нии, хотя продолжительность вспышки значительно меньше времени, которое необходимо для опознания ситуации? Мы видим более или менее привычные картины, опираясь на име ющийся в памяти багаж: обозреваем ситуацию, перемещая не взор, а внимание во внутреннем пространстве нейронных струк тур.
300 лет назад английский философ Дж. Локк в трактате «Опыт о человеческом разуме» утверждал: «Человеческий мозг от рождения — чистая доска; на ней чертит свои узоры мир, который мы воспринимаем своими органами чувств. Наш учи тель — опыт. Нет ничего выше опыта и ничего, что могло бы его заменить».
Но уже современник Локка немецкий философ и матема тик Г. Лейбниц возразил Локку: «Да, верно, все доставлено ра зуму органами чувств... за исключением самого разума».
Как формируются зрительные образы?Прежде всего зрительная система обнаруживает определенный зрительный сигнал — стимул. Затем этот сигнал опознается — сенсорный комплекс относится к определенному классу объектов (это стол, это стул). Опознание производится по наиболее информативным частям контура объекта.
)
68 Глава 3. Познавательные психические процессы
На заключительной стадии осуществляется более тонкая дифференциация: различаются индивидуальные особенности объекта — мы видим конкретного знакомого нам человека, уз наем свою вещь. В зрительной памяти формируется комплекс опознавательных признаков.
Движения глаза исследуют объект восприятия, задерживаясь более продолжительно на самых информативных его точках (рис. 10). Причем эти информативные точки, пункты в одном и том же объекте могут быть разными в зависимости от включен ности объекта в, ту или иную деятельность субъекта восприятия.
Рассматривая лицо человека, мы основное внимание обращаем на глаза, нос, рот. А рассматривая картину Репина «Не ждали», мы будем преимущественно фиксировать взором то, что помогает нам найти ответ на разные вопросы. Как писал Гете, «мир каждый видит в облике ином, и каждый прав — так много смысла в нем».
Наши глаза постоянно совершают микродвижения — высо кочастотный тремор (100 Гц) и саккадические (крупные) скачки. При этом глаз может видеть даже очень тонкую линию — мень ше диаметра одного фоторецептора (она будет переходить с одного фоторецептора на другой, а их в одном квадратном мил лиметре сетчатки около 50 тысяч).
На пути зрительного сигнала от сетчатки к затылочным об ластям коры мозга находится промежуточная база его перера ботки — наружные коленчатые тела (НКТ). Благодаря им отсе ивается все то, что препятствует формированию зрительного
Рис. 10. Запись движений глаз (окулограмма)
при восприятии объекта
(Фиксируются наиболее информативные точки контура, зрительный маршрут структурно организован. Движения глаз отражают смысловую
работу мозга.)
§ 3. Восприятие |
образа (например, высокочастотные перепады яркости). Таким образом, в мозг передается не картинка, сфокусированная на сетчатке, а информация для его аналитико-синтетической дея тельности.
В 1959 г. сотрудники Гарвардского медицинского института физиологии Д. Хьюбел и Т. Визел ввели микроэлектрод в заты лочную область мозга кошки и с удивлением обнаружили, что на один нейрон мозга сходятся возбуждения от нескольких ты сяч фоторецепторов глаза. Визел и Хьюбел обнаружили также, что различные поля зрительной коры ответственны за детекцию отдельных элементов зрительного стимула — прямых линий, дуг, углов, пространственной ориентации линий. Миллионы зрительных полей узкой специализации!
Дискретные сигналы от сетчатки преобразуются в мозговых структурах в нейронные ансамбли, адекватные отображаемому объекту.
Классификация восприятия. Взависимости от целенаправленности восприятие делится на две формы: непроизвольное (не преднамеренное, не связанное с заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное).
По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное.
Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.
В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным).
Существует четыре уровня восприятия:
1) сенсорный — чувственный охват объекта, попадание его вполе сознания;
2) перцептивный — осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;
3) оперативный — охват какой-либо функции, стороны объ
екта;
4) деятельностный — взаимодействие с объектом как цельюдеятельности (классификация автора).
Виды восприятия могут классифицироваться и в соответ ствии со спецификой объекта отражения (восприятие художе ственных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно вклю чается в какую-либо деятельность, но может выступать и в ка честве самостоятельной деятельности.
70 Глава 3. Познавательные психические процессы
Планомерное восприятие, специально организованное для раз решения какого-либо вопроса, называется наблюдением.
Общие закономерности восприятия.Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутри видовых существуют и общие закономерности восприятия:
1) осмысленность и обобщенность; 2) предметность; 3) целост ность; 4) структурность; 5) избирательная направленность;
6) апперцепция; 7) константность.
1. Осмысленность и обобщенность восприятия.Воспринимаяпредметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что восприни мается.
Восприятие связано с отнесением данного предмета к опре деленной категории, понятию, с его вербальной номинацией. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, все гда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность. Только определив катего рию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки (рис. 11, 12).
Процесс осмысления воспринимаемого объекта имеет следу ющую структуру:
1) опознание объекта — выделение из потока сенсорной ин формации таких стимулов, которые можно объединить в само стоятельные комплексы, принятие решения об их отнесенности к определенному объекту;
2) актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание);
3) отнесение воспринимаемого объекта к определенной ка тегории объектов, поиск дополнительных признаков, подтвер ждающих или опровергающих правильность принятого перцеп тивного решения;
4) окончательный вывод по идентификации объекта воспри ятия.
Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.
Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам.
Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии (рис. 13).
§ 3. Восприятие 71
Рис. 11. Зависимость восприятия от осознания
категории воспринимаемого объекта
(Признаки собаки мы обнаруживаем,
только узнав, что здесь изображена собака.)
Л/с. /2. Формирование зрительного образа
на основе его осмысления
(Эти разрозненные пятна объединятся в единый зрительный образ,
если понять смысл изображения, перевернув его на 180°.)
72 Глава 3. Познавательные психические процессы
Рис. 13. Осмысленность восприятия (рисунок автора)(На рисунке слева возникает иллюзия преломления прямой, проходящей через перекрывающие ее объекты. На рисунке справа эта иллюзия исчезает благодаря осмысленности восприятия.)
Наиболее простая форма осмысливания предметов и явле ний — узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет — значит воспринять его в соотношении с ра
нее сформированным образом. '
Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится
к какой-либо общей категории (например, это стол, это дерево и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспри нимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необходимо выделение специфичес ких для данного предмета признаков — его примет.
Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет все признакипредмета, а использует его характерные опознавательные при знаки. (Так, пароход мы узнаем издали по наличию трубы и не путаем его с лодкой.)
Узнавание затрудняется при недостаточности опознаватель ных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.
Поле восприятия шире, чем сфера осознаваемых объектов. Существует и подпороговое восприятие — неосознаваемая сфера отражаемой действительности. Двадцать пятый кадр в ленте кинофильма не осознается, но он может повлиять на поведение человека.
2. Предметность восприятия.Психические образы предметовчеловек осознает не как образы, а как реальные предметы, вы нося образы вовне, объективизируя их.
§ 3. Восприятие |
Предметность — отнесенность мозговой информации о предме тах к реальным предметам.Предметность восприятия означаетадекватность, соответствие образов восприятия реальным пред метам действительности.
3. Целостность восприятия.В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в посто янной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются ус тойчивые связи между компонентами предмета или явления.
Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование (рис. 14). Целостности восприятия содействует включенность объекта в определенную ситуацию (рис. 15).
Рис. 14. Целостность восприятия(Стремление сознания к целостности объекта настолько велико, что мы даже «видим» грани прямоугольника.)
Рис. 15. Зависимость восприятия от включенности
объекта в контекст ситуации
(В верхнем прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам.
В нижнем прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.)
74 Глава 3. Познавательные психические процессы
Рис. 16. Нарушение целостности восприятия
(Целостность восприятия нарушается, если отдельные элементы объекта чрезмерно разрознены. Так, при увеличений газетной фотографии в десять раз растровые точки типографического клише не сливаются в целостное изображение, а при удалении на 1 м возникает целостное изображение — глаз и бровь.)
Рис. 17. Структурность восприятия(Внешне различные,,но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации.)
Целостность восприятия — отражение предмета в качестве ус тойчивой системной целостности(даже если отдельные его части
в данных условиях не наблюдаются). В некоторых случаях цело стность восприятия может быть нарушена (рис. 16).
4. Структурность восприятия.Мы узнаем различные объектыблагодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением смысловых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 17).
5. Избирательная направленность восприятия.Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы вы деляем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его актуа лизированных потребностей и интересов.
§ 3. Восприятие |
Избирательность восприятия — преимущественное выделение объекта из фона.При этом фон выполняет функцию системыотсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.
Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, конт растнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это лежит в основе маскировки.)
Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия — субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объек тов преимущественно выделяются центральный объект и объект, больший по величине (рис. 18).
Избирательность восприятия зависит и от того, какие эле менты объекта признаются базовыми (рис. 19).
Рис. 18. Избирательность восприятия
(Выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям.)
Рис. 19. На совпадении контуров объектов основанприем создания двойственных фигур. Однако лицо человека здесь доминирует — избирательно выделяется в силу большей значимости этого объекта
76 Глава 3. Познавательные психические процессы
Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном.
6. Апперцепция(от лат. ad — к и perceptio — восприятие) —
зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем еготепла, но в восприятие костра включено это его качество. В на шем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на заиндевевшее окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, знакомые нам из опыта.
Апперцепция бывает личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть принят за зверя).
7. Константность восприятия(от лат. constantis — постоянный) — это независимость отражения объективных качеств предме тов(величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.
Изображение величины предмета на сетчатке глаза при вос приятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или при ближенность предмета, а не как изменение его величины (рис. 20).
При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антра цита будет восприниматься с присущим ему цветовым каче ством независимо от условий освещения.
Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Пилоты сверхзву ковых самолетов на первых порах интерпретируют очень быст-
Рис. 20. Константность восприятия
(Из двух одинаковых по величине объектов более удаленный дает меньшее изображение на сетчатке глаза. Однако это не влияет на адекватную оценку их действительной величины.)
§ 3. Восприятие |
рое приближение предмета как его увеличение в размерах, воз никает временная аконстантность, которая устраняется по мере приобретения опыта.
Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них. Но в некоторых случаях возникает аконстантность — иллюзии (иска жения) зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами (рис. 21—24).
Рис. 21. Иллюзия искажения величины объекта
(В чем секрет этой комнаты, придуманной Эймсом? Мы непроизвольно оцениваем размеры собаки и мальчика в сравнении с размерами окон.
Мозг привыкает к устойчивым отношениям между предметами и их деталями, между предметом и фоном.)
Рис. 22. Иллюзия искажения параллельности линий(Луна на горизонте кажется огромной — мы «бессознательно умозаключаем», что Луна стала дальше, чем когда находилась над головой, а угловой размер ее диска остался прежним — значит, луна «стала больше».)
78 Глава 3. Познавательные психические процессы
В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. При въезде в тоннель на Триумфальной пло щади (бывш. пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенной тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После снятия рекламы нарушения правил движения прекратились.
Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон доро ги принимается за подъем, тень от скалы — за поворот дороги.
Зрительные иллюзии обусловлены нашими подсознательны ми обобщениями и физиологическими факторами. Возможны и другие причины зрительных иллюзий (рис. 23, 24).
Особенности восприятия пространственных качеств объекта: объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.Восприятие объемности и удаленности предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в за висимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличивается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматриваемых предметов называется акко модацией.
Рис. 23. Иллюзия иррадиации
(Светлая фигура кажется приближенной.)
§ 3. Восприятие |
Но аккомодация дает информацию об отдаленности предме тов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на боль шее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения (рис. 24).
Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображе ния в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает сте реоскопический эффект.
Способность правильно оценивать пространственные отно шения называется глазомером. Различают статический и дина мический глазомер.
Статический глазомер — определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвиж ным наблюдателем.
Динамический глазомер — способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними.Динамический глазомер имеет значение при оцен-
Рис. 24. Порог глубинного зрения(Порог глубинного зрения — минимальная разница в удаленности двух предметов, воспринимаемая наблюдателем. Количественно порог глубинного зрения выражается разностью соответствующих параллактических углов. У разных людей неодинакова способность восприятия глубины пространства. В среднем она равна 5".)
80 Глава 3. Познавательные психические процессы
ке показаний свидетелей, потерпевших и обвиняемых о направ лении и скорости движения объектов в момент происшествия.
Способность видеть самые мелкие предметы называется ос тротой зренияили разрешающей способностью глаза. Остротазрения определяется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения.