Ческих проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональ­ ном уровне психической активности в зависимости от направ­ ленности деятельности человека в данный момент и его лично­ стных особенностей.

Психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные (основаны на потребностях установки —желания, интересы, влечения, страсти);

2) состояния организованности сознания (проявляются в раз­личных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоци­ональный отклик на действительность, настроение, конфлик­ тные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустра­ ция);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности,решительности, настойчивости и др.; их классификация связа­ на со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния лич­ ности — реактивные (шоковые и ступорные) состояния, психо­ патии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержан­ ное™ психического развития.

Психические свойства личности— типичные для данного че­ловека особенности его психики, реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темпера­ мент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) способности; 4) характер.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традици­ онной психологии. Однако эта классификация страдает искус­ ственным обособлением психических процессов от психичес­ ких состояний и типологических свойств личности: познава­ тельные, волевые и эмоциональные процессы — не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния — текущее своеобразие этих возможностей.

Все психические явления системно организованы: они обра­ зуют единую структуру психики человека (рис. 5).

Глава 3

Познавательные психические процессы

§ 1. Ощущение

Ощущение — психический процесс непосредственного чув­ ственного отражения элементарных(физических и химических)свойств действительности.Ощущение — чувствительность чело­века к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психичес­ кая деятельность человека базируется на ощущениях.

Ощущение — чувственная, сенсорная первооснова психики, акт перехода внешнего сенсорного воздействия в факт созна­ ния. Ощущение является элементарным, но базовым психичес­ ким процессом. Ощущение — не пассивный отпечаток физи­ ческих свойств действительности, а активный психический про­ цесс взаимодействия человека с миром.

Отражать свойства объекта — значит получать определенную информацию о возможных действиях с ним. Ощущать твердость предмета или его мягкость — значит отражать объект как при­ годный для определенного его использования. Психические процессы — это процессы деятельностного овладения миром. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. обще­ ственно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холод­ ный»), мы элементарно обобщаем эти свойства.

В ощущениях отражаются не только специфические свой­ ства, качества предметов и явлений, но и их интенсивность, про­ должительность, пространственная локализация и модуляция —временное изменение характеристик сигнала. Образы ощуще­ ний объективизируются. Ощущение, например, цвета мы не осознаем как психический образ, а интерпретируем как свой­ ство определенного объекта.

Наряду с этим ощущение — субъективный образ объективного мира. Например, привычное для нас разнообразие цветов —красного, желтого, зеленого, синего и др. — это явление субъек­ тивно-психическое. Вне нашей головы, психики существуют не цвета, а электромагнитные излучения с различной длиной волн


§ 1. Ощущение

(от 300 до 700 нм). Ощущения вкусовые — это субъективные психические образы различных химических воздействий.

А ощущение мягкости или тяжести предмета — субъективно-психическое отражение его физических свойств. Объективно су­ ществуют физические и химические свойства явлений, ощуще­ ние же — их субъективный психический образ.

Ощущения человека взаимосвязаны, ассоциированы, так же как связаны между собой и различные свойства действительности.

Ощущение — канал чувственной связи организма с действи­ тельностью. Ощущения не только несут информацию об отдель­ ных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизи­ рующую мозг функцию. (Известен случай, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств — глаз; закры­ вая этот единственный канал, связывающий его с внешним миром, больной немедленно засыпал.)

Жизнедеятельность человека основана на непрерывном при­ еме и анализе информации о физико-химических характерис­ тиках внешней среды и внутренних состояниях организма. Этот процесс осуществляется посредством функционирования спе­ циализированных нейрофизиологических механизмов — анали­ заторов, обеспечивающих прием и анализ сенсорных, чувствен­ ных воздействий. Информация, получаемая анализаторами, на­ зывается сенсорной (от лат. sensus— чувство), а процесс ее приема и первичной переработки — сенсорной деятельностью.

Нейрофизиологические основы ощущений.Отдельные физи­ко-химические свойства действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, процесс их воздействия — раздражением, а нервный процесс, возникший в результате раздражения, — возбуждением.

Сложную систему нервных образований, осуществляющих тончайший анализ отдельных раздражений, воздействующих на организм, И. П. Павлов назвал анализаторами.

Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основная часть каждого органа чувств — окончания чувствую­ щего нерва — рецепторы (от лат. receptor — принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный им­ пульс. Воздействие, способное возбудить рецептор, называется стимулом. Стимул и психический образ называются психофи­ зическими коррелятами.

56 Глава 3. Познавательные психические процессы

Ческих проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. - student2.ru

Рис. 6. Функциональная схема анализатора

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростреми­ тельным, афферентным (от лат. afferentis — приносящий) нерв­ ным путям попадает в соответствующие участки мозга. Рецеп­ торы, восходящие (афферентные) нервные пути и соответствую­ щие участки в коре головного мозга — таковы три составные части анализатора (рис. 6).

Для возникновения ощущения необходима работа анализа­ тора в целом. Следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импуль­ са, поступающего от глаза в соответствующие участки коры го­ ловного мозга (затылочная область), приводит к возникнове­ нию зрительного ощущения. На пути от рецепторов к коре го­ ловного мозга импульсы проходят через различные мозговые структуры, где они получают первичную переработку (рис. 7).

Деятельность анализаторов условно- рефлекторна: мозг, по­ лучая сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс, распространяясь по центробежным, эфферентным (от лат. efferens — выносящий) нервным путям, воздействует на двигательные механизмы органа чувств и вызывает соответству­ ющую настройку чувствительности рецептора.

Таким образом, ощущение — это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, слож­ нейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. У каждого вида ощущений свой нейрофизиологичес- ' кий механизм, свой анализатор, обеспечивающий качественную специфику ощущения — его модальность.

Органы чувств связаны с органами движения. Так, в процес­ се зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движе-


§ 1. Ощущение

Ческих проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. - student2.ru

Рис. 7. Схема функционирования анализаторов:

1—7— рецепторы (зрительный, слуховой, кожный, обонятельный, вкусовой,двигательного аппарата, внутренних органов); I — область спинного и продол­ говатого мозга; А — центростремительные (афферентные) волокна; II — зри­ тельные бугры (таламус), где нервные импульсы переходят на нейрон, идущий

в коре мозга; III — рецепторные поля коры головного мозга (функциональная локализация коры мозга)

ния, как бы ощупывая предмет. (Неподвижный глаз практичес­ ки слеп.) Деятельность различных анализаторов взаимосвязана.

Наши рекомендации