Текущая организация сознания — внимание
Психическая деятельность человека, его психика функцио нируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бес сознательном, подсознательном и сознательном.
Бессознательный уровень психической деятельности представ ляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятель ность.Поведенческие акты на бессознательном уровне регули
руются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида.
Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна: она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур.
И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (на пример, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека
ентировки проявляется в непроизвольных наплывах различных пред ставлений; возникает ложная ориентировка в пространстве и времени; онейроидиое (сновидное) состояние — обильное всплывание фантасти ческих сцен; сумеречное состояние сознания — непроизвольное блуж дание, выполнение автоматизированных действий, использование пред метов не по назначению; деперсонализация — восприятие себя как бы со стороны, нарушение «схемы тела».
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 33
может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врож денная эмоционально-импульсивная сфера индивида структур но локализована в таламусе и гипоталамусе, т. е. в подкорковой сфере мозга.
Подсознательный уровень психической деятельности — обоб щенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереоти пы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция.Этоповеденческое ядро индивида, сформированное на ранних ста диях его развития.
Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремле ния индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроиз вольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.
Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую струк туру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуи ция —' на высшем.
Автоматизмы подсознательного уровня— это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, дина мические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, вы полнение привычных обязанностей, манера обращения с при вычными предметами, речевые и мимические штампы).
Все это образует набор готовых поведенческих блоков, кото рыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для бо лее квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.
В подсознание вытесняются и различные психические комп лексы— нереализованные желания, подавленные стремления,различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы Наполеона, нарциссизма, неполноцен ности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпен сации; черпая большой энергетический потенциал в сфере под сознания, они формируют устойчивую подсознательную на правленность поведения личности.
Подсознательные проявления всегда присутствуют в процес сах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые по буждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее
34 Глава 2. Понятие о психике человека
значимые стороны деятельности. Подсознание — это сфера вну шенных состояний и установок, в том числе и установок выс шего нравственного уровня.
Чувственные, перцептивные процессы также связаны с под сознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельм-гольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психи ческого перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей со ответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хит рый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались.
Существует множество фактов, свидетельствующих о высо кой творческой продуктивности человека в состоянии неакти вированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менде леевым во сне и т. п.).
Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комп лексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожидан ных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Од нако интуитивные решения не возникают только в сфере под сознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на опреде ленный комплексный блок ранее полученной информации.
Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфе ра его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — далеко не полный пере чень бессознательных и подсознательных явлений.
В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания.
Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно, также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.
.
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 35
Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформ ленность).
Доминанты подсознания модифицируют сознательную дея тельность индивида, создают малопонятные для него психоло гические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности.
Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. По ведение на подсознательном уровне поддается некоторой кор ректировке лишь методами психотерапии и гипноза.
Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом,—оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живу чим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 3).
Рис. 3. «Психоаналитический айсберг»
36 Глава 2. Понятие о психике человека
Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное мо жет вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие со знательного и внесознательного может осуществляться согласо ванно, синергично или антагонистично, противоречиво, прояв ляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.
Внесознательная сфера психики не является объектом реф лексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.
Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, что и проявляется в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным меха низмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационали зации и регрессии.
3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влече ний, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований1.
В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллек тивного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом.
Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивиду-ации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универ сальных образов (символов) находятся все наши непроизволь ные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособ ления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.
Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями
и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.
1 См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 37
Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсозна ние — «суперэго»— фундаментальные сущностные механизмычеловеческой психики, такие как способность человека к соци альному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духов ная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоя щая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идей ной возвышенности, нравственного совершенства.
Сфера сознания— сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) фор мирования. Отбор информации для сознательной саморегуля ции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.
Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886—1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Но-ракидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрально го объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспри нимать действительность и действовать определенным образом.
В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесоз-нательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вы зывает функционирование ранее сформированных поведенчес ких комплексов.
Итак, психическая самоорганизация индивида, его адапта ция к внешней среде осуществляются тремя типами относи тельно автономных программ поведения:
1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинк тивными;
2) подсознательными, субъективно-эмоциональными;
3) сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами.
Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выпол няют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуаци ях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.
Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятель-
38 Глава 2. Понятие о психике человека
ность следующих разновидностей человеческих реакций и дей ствий:
• бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;
• импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональ ные реакции;
• привычно-автоматизированные подсознательные дей ствия; действия-навыки, привычки;
• сознательно-волевые действия; эти действия являются ве дущими во взаимодействии человека со средой: они обеспечи вают его целенаправленную деятельность.
Деятельность — специфически человеческая форма активно сти. От поведения животных эта человеческая активность отли чается созидательной продуктивностью и структурной диффе-ренцированностью — осознанием мотивов и целей деятельнос ти, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.
Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным
компонентом. , .
В деятельности, ее объекте и результате происходит вопло щение предварительно сформированного в сознании психичес кого образа, идеальной модели желаемого результата. Само пси хическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности.
Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекват ность их психического отражения. Деятельность человека свя зана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему челове ческого действия.
Централизация в сознании того, что имеет наибольшую зна чимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточен ности на актуально значимых объектах, называется вниманием.
Направленность сознания — это отбор существенных для деятельности объектов; сосредоточенность — отвлечение от побоч ных раздражителей и централизация объекта деятельности в поле сознания. Уровень внимательности — показатель уровня деятельностнои организованности сознания, саморегуляции всей психической деятельности индивида.
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 39
Внимание, как функционирование сознания, связано с рас членением внешних впечатлений, выделением наиболее значи мых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступа ет в «роли стратега, то есть направителя и организатора, руково дителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосред-
.ственного участия в самой схватке»1.
Внимание — проявление основных характеристик сознания: интенциональности,т. е. его направленности, иапперцептивно-сти,т. е. зависимости отражения явлений действительности отобщего содержания психики индивида.
Человек способен сознательно отражать не только внешнюю, но и внутреннюю среду, свои психические состояния.
Внимание — универсальная форма ориентировочно-исследо вательской деятельности.
При равнозначности объектов происходит периодическое колебание внимания — его флуктуация (рис. 4).
Нейрофизиологические основы внимания.Физиологическиммеханизмом организованности сознания является, по учению
И. П. Павлова, функционирование очага оптимального возбуж дения, или «доминанты», по терминологии А. А. Ухтомского.
Рис. 4. Колебание внимания
(При длительном восприятии рисунка вершина усеченной пирамиды периодически отступает на задний план; период флуктуации внимания — 20 с.)
1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 152.
40 Глава 2. Понятие о психике человека
При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отно шения к текущей деятельности.
Внимание связано с врожденным ориентировочным рефлек сом. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровождается соответствующей настройкой органов чувств, повыше нием их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.
Виды внимания.Психические процессы могут иметь произвольную и непроизвольную (независимую от воли) направлен ность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание по мимо нашей воли. Но основная форма организации психичес ких процессов — произвольное (преднамеренное) внимание. Произвольное внимание связано с вычленением значимой ин формации.
Способность произвольно направлять психическую деятель ность — одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в после-произвольное, не требующее постоянных волевых усилий.
Различаются также внешненаправленное внимание — выделе ние значимых объектов во внешней среде — и внутринаправлен-ное — выделение идеальных объектов из фонда самой психики.Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей пси хической деятельности (мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в опреде ленное время).
Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его психические со стояния, условия текущей деятельности.
Свойства внимания.К свойствам, или качествам, вниманияотносятся активность, направленность, объем, широта, распре деленность, концентрация, устойчивость и переключаемость.
Свойства внимания связаны со структурной организацией деятельности человека.
На первоначальном этапе деятельности, при первичной ори ентации, когда предметы обстановки еще равнозначны, основ ной особенностью внимания является широта — равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой ста дии деятельности еще нет устойчивости внимания.
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 41
Но устойчивость внимания приобретает существенное зна чение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее зна чимые для данной деятельности. В зависимости от этого психи ческие процессы становятся более интенсивными, возрастает и объем внимания — количество объектов, которое человек можетодновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Одновременно охватываются вниманием четыре-пять объек тов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельно сти человека, его опыта, психического развития. Он значитель но увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизи рованы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.
Направленность сознания на несколько одновременно вос принимаемых объектов, на параллельное выполнение несколь ких действий — распределенность внимания. Начинающий во дитель управляет автомобилем с напряжением: он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на прибо ры, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответству ющие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически.
Интенсивность направленности сознания на наиболее зна чимые объекты — концентрация внимания.
Качества внимания связаны с индивидуальными особеннос тями высшей нервной деятельности — силой, уравновешеннос тью и подвижностью нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — труднопереключаемо, недостаточно рас пределено.
Внимание и особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессио нальной деятельности; они диагностируются специальными тестами.
Внимание — это текущая организованность сознания инди вида. Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованность. Одним из состоя ний частичной дезорганизованности сознания является рассеян ность. (Имеется в виду не та «профессорская» рассеянность,которая является результатом большого умственного сосредо-
42 Глава 2. Понятие о психике человека
точения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.)
Рассеянность может возникнуть в результате быстрой сме ны впечатлений, когда человек не имеет возможности сосре доточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздра жителей.
Длительная непрерывная работа в одном направлении вызы вает переутомление — нейрофизиологическое истощение. Пере утомление сначала выражается в диффузной иррадиации (бес порядочном распространении) процесса возбуждения, наруше нии дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возни кает общее охранительное торможение, сонное состояние.
Одним из видов временной дезорганизации сознания явля ется апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состоя ние. Апатия может возникнуть как в результате нервного пере напряжения, так и в условиях «сенсорного голода».
Апатия в известной мере парализует психическую деятель ность человека, притупляет его интересы, понижает ориентиро вочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.
Завершая рассмотрение основных аспектов сознания, можно сделать следующие выводы.
Сознание — высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморе гуляция человеком своего поведения на основе присвоенного инди видом общечеловеческого опыта.
Функционирование сознания осуществляется в виде непре рывного потока взаимосвязанных ассоциированных психичес ких образов, формирующихся в результате активного, деятель ного взаимодействия человека с внешней средой. Сознание об ладает рядом содержательных и процессуальных особенностей:
• активностью, т. е. динамикой, обеспечивающей жизненнозначимые связи индивида с действительностью;
• интенциональностъю (предметной направленностью);
• поленезависимостью — преимущественной ориентацией человека на общие эталоны и модели действительности;
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 43
• рефлексивностью — способностью к самооценке, самоконтролю;
• различными уровнями ясности и организованности. Наиболее устойчивые способы взаимодействия индивида со
средой стереотипизируются, образуя его подсознание и сверх сознание.
По содержанию сознание людей находится под воздействи ем социально- исторических условий. Формируясь в процессе антропогенеза, все структуры сознания имеют социокультурный характер. Структуры индивидуального сознания формируются в раннем онтогенезе через присвоение ребенком (интериориза-цию) структур внешней социально опосредованной деятельно сти.
Сознание и поведение.Сознание — понятийно-ценностныйрегуляционный механизм человеческого поведения — исполни тельного звена его взаимодействия со средой.
Деятельность и поведение — сфера и проявления, и форми рования сознания всей психики человека. Человек организует свои поведенческие акты, осознавая их смысл и значение, ис пользует присвоенные им способы и приемы поведения. Мно гие из них в результате многократного использования транс формируются в навыки, умения и привычки. Сознательно регу лируя свое поведение, человек реализует необходимые для него цели, формирует программу своего поведения, определяет кри терии его эффективности, сознательно ориентируется в услови ях деятельности.
Механизмы психической регуляции поведения — основная стержневая проблема психологии. Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) — это процессы регуляции человеческого поведения, обеспечивающие прием и хранение информации, целенаправленное оперирование ею, принятия на этой основе необходимых решений, сличение до стигаемых результатов с ранее сформированными эталонами.
Психология поведения неразрывно связана с психологией отражения действительности. Поведение — это лишь исполни тельное звено сложного механизма взаимодействия человека с миром.
Психика человека имеет социокультурную основу. Однако функционирование психики человека осуществляется в есте ственном, нейрофизиологическом русле. Мозг человека — есте ственный отражательно-регуляционный субстрат его психики.
44 Глава 2. Понятие о психике человека
§ 3. Нейрофизиологические основы психики человека
Функционирование организма обеспечивается нервной сис темой.
Вся нервная система делится на центральную, периферическую и вегетативную. Кцентральной нервной системе относятсяголовной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соеди няет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами. Вегетативная нервная система обслуживает внутрен ние органы и железы.
Строение мозга.Простейшие автоматизированные мышечно-двигательные реакции регулируются спинным мозгом, находя щимся в позвоночном столбе.
Спинной мозг переходит в продолговатый мозг головного мозга, регулирующий автоматизированные процессы жизне обеспечения — дыхание и др. За ним следует средний мозг, ре гулирующий работу органов чувств. Проявление врожденных ориентировочных рефлексов (прислушивание, всматривание) — результат деятельности среднего мозга.
Над средним мозгом расположен промежуточный мозг. Он включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему и контролирует сложные витальные (жизненно важные) реакции: питание, размножение, защитно-оборонительные эмоции.
Особенно развита у человека кора больших полушарий — орган высших психических функций.
В коре мозга выделяются два основных блока:
1) блок приема, переработки и хранения информации — отделы мозга, осуществляющие обработку информации, поступающей от различных рецепторов — зрительных, слуховых, кожных, двигательных и др.; все корковые зоны этого блока функциони руют в иерархической взаимосвязи: первичные зоны осуществ ляют раздробление, первичный анализ поступающей сенсорной информации, вторичные зоны выполняют функцию синтеза — объединения, интегрирования поступающей информации;
2) блок программирования, регуляции и контроля деятельнос ти — передние отделы мозга.
Существуют различия в функциях правого и левого полуша рий — функциональная асимметрия мозга. Функцией левого по лушария является оперирование вербально-знаковой информа-
§ 3. Нейрофизиологические основы психики |
цией (логические операции, чтение, счет). Функция правого по лушария — оперирование наглядными образами, распознаваниеобъектов, образное мышление. Оба полушария функционируют взаимосвязанно.
Кора головного мозга человека — целостно работающий орган, но отдельные его части (области) функционально специ ализированы. Так, затылочная область коры осуществляет слож ные зрительные функции, лобно-височная — речевые, височная — слуховые. Обширные специализированные зоны коры обеспе чивают речевую деятельность человека.
По учению И. П. Павлова, основным механизмом функцио нирования коры головного мозга (высшей нервной деятельнос ти) являются условные рефлексы.
Термин «рефлекс» был введен французским ученым Рене Декартом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен основоположником русской материалистичес кой физиологии И. М. Сеченовым («Рефлексы головного моз га», 1863).
Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов эксперимен тально исследовал особенности функционирования рефлексов
и использовал условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности («Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) живот ных», 1923).
Все рефлексы были разделены им на две группы — безуслов ные и условные.
Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители(пищу, опасность и т. п.). Онине требуют каких-либо условий для своей выработки (напри мер, выделение слюны при виде пищи).
Безусловные рефлексы представляют собой природный за пас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития определенно го вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех осо бей одного вида. Они осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы безус ловных рефлексов проявляются в виде инстинктов.
Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными, реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в
46 Глава 2. Понятие о психике человека
процессе индивидуальной жизнедеятельности, т. е. условными реф лексами.Биологический смысл условного рефлекса состоит втом, что многочисленные внешние раздражители, окружающие животное в естественных условиях и сами по себе не имеющие жизненно важного значения, предшествуя в опыте животного пище или опасности, удовлетворению других биологических потребностей, начинают выступать в роли сигналов, по которым животное ориентирует свое поведение.
С понятием условного рефлекса И. П. Павлов связывал принцип сигнальное™ высшей нервной деятельности, принцип синтеза (временных связей) внешних воздействий и внутренних состояний.
Открытие И. П. Павловым основного механизма высшей не рвной деятельности — условного рефлекса — стало одним из ре волюционизирующих завоеваний естествознания, исторической вехой в понимании связи физиологического и психического.
С познания динамики образования и изменения условных рефлексов началось раскрытие сложных механизмов деятельно сти человеческого мозга, выявление закономерностей высшей нервной деятельности.
Как установлено И. П. Павловым, основным фундаменталь ным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип. Ориентация
в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что полезно или вредно для организма (синтез). Синтез, — как отмечал И. П. Павлов, — замыкание связей, а анализ — все более тонкое отчленение одного раздра жителя от другого.
Аналитико-синтетическая деятельность коры головного моз га осуществляется взаимодействием двух нервных процессов — возбуждения и торможения и подчинена следующим законам.
1. Закон образования временной нервной связи:
при многократном подкреплении нейтрального раздражите ля безусловным (жизненно значимым) раздражителем между корковыми центрами этих воздействий образуется временная нервная связь.
2. Закон угасания временной нервной связи:
при многократном неподкреплении условного раздражителя безусловным временная нервная связь между ними угасает.
§ 3. Нейрофизиологические основы психики |
3. Закон иррадиации возбуждения:
очень сильные (как и очень слабые) раздражители вызывают иррадиацию— распространение возбуждения по значительнойчасти коры больших полушарий.
Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализованные очаги возбуждения, что и является важ нейшим условием успешной деятельности.
4. Закон взаимной индукции нервных процессов:
на периферии очага одного процесса всегда возникает про цесс с обратным знаком.
Если в одном участке коры головного мозга сконцентриро ван процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее очаг возбуждения, тем интенсивнее и более широко распространен вокруг него про цесс торможения.
Наряду с одновременной индукцией существует последователь ная индукция нервных процессов — последовательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга.
Только оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответству ющее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывают значитель ные нарушения в психической регуляции поведения. Так, пре обладание торможения, недостаточное взаимодействие его с возбуждением приводят к снижению активности организма (вплоть до сна наяву). Преобладание возбуждения может выра зиться в беспорядочной активности, ненужной суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможе ния ограничивает и направляет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации воз буждения.
Торможение бывает внешним и внутренним. Если внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то пре жняя деятельность затормозится. Это — внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбужде ния по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.
Одним из видов внутреннего или условного торможения яв ляется угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение). Этот
48 Глава 2. Понятие о психике человека
вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.
Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным. Торможение, лежащее
в основе анализа, называется дифференцировочным торможени ем. Оно уточняет действия, делает их более приспособленнымик окружающей среде.
5. Закон системности в работе коры головного мозга (динами ческий стереотип):
реакция организма н