Текущая организация сознания — внимание

Психическая деятельность человека, его психика функцио­ нируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях: бес­ сознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представ­ ляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятель­ ность.Поведенческие акты на бессознательном уровне регули­

руются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида.

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна: она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур.

И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (на­ пример, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека

ентировки проявляется в непроизвольных наплывах различных пред­ ставлений; возникает ложная ориентировка в пространстве и времени; онейроидиое (сновидное) состояние — обильное всплывание фантасти­ ческих сцен; сумеречное состояние сознания — непроизвольное блуж­ дание, выполнение автоматизированных действий, использование пред­ метов не по назначению; деперсонализация — восприятие себя как бы со стороны, нарушение «схемы тела».

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 33

может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врож­ денная эмоционально-импульсивная сфера индивида структур­ но локализована в таламусе и гипоталамусе, т. е. в подкорковой сфере мозга.

Подсознательный уровень психической деятельности — обоб­ щенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереоти­ пы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция.Этоповеденческое ядро индивида, сформированное на ранних ста­ диях его развития.

Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремле­ ния индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроиз­ вольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую струк­ туру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуи­ ция —' на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня— это комплексы сте­реотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, дина­ мические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, вы­ полнение привычных обязанностей, манера обращения с при­ вычными предметами, речевые и мимические штампы).

Все это образует набор готовых поведенческих блоков, кото­ рыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для бо­ лее квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные психические комп­ лексы— нереализованные желания, подавленные стремления,различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплексы Наполеона, нарциссизма, неполноцен­ ности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпен­ сации; черпая большой энергетический потенциал в сфере под­ сознания, они формируют устойчивую подсознательную на­ правленность поведения личности.

Подсознательные проявления всегда присутствуют в процес­ сах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознаваемые по­ буждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее

34 Глава 2. Понятие о психике человека

значимые стороны деятельности. Подсознание — это сфера вну­ шенных состояний и установок, в том числе и установок выс­ шего нравственного уровня.

Чувственные, перцептивные процессы также связаны с под­ сознанием, с «умозаключениями глаза», как говорил Гельм-гольц. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психи­ ческого перенапряжения). Если в эксперименте испытуемых просят распределить предложенные им фотографии людей со­ ответственно таким характеристикам: «добрый», «злой», «хит­ рый», «простодушный» и т. п., то, правильно выполняя задание, испытуемые не могут точно определить, какими чувственными данными они руководствовались.

Существует множество фактов, свидетельствующих о высо­ кой творческой продуктивности человека в состоянии неакти­ вированного сознания (внезапное открытие Кекуле структуры молекулы бензола, периодической системы элементов Менде­ леевым во сне и т. п.).

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — процесс мгновенных озарений, комп­ лексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожидан­ ных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Од­ нако интуитивные решения не возникают только в сфере под­ сознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на опреде­ ленный комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфе­ ра его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека. Сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз — далеко не полный пере­ чень бессознательных и подсознательных явлений.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера. Сюда же, очевидно, примыкают надежда и любовь, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены). Фобии, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — все это тоже сфера подсознания.

Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно, также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

.

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 35

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформ­ ленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную дея­ тельность индивида, создают малопонятные для него психоло­ гические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. По­ ведение на подсознательном уровне поддается некоторой кор­ ректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Психоанализ — теория подсознания, созданная 3. Фрейдом,—оказался, несмотря на ожесточенную его критику, столь живу­ чим не в силу безупречности построений венского психиатра и психолога, а в силу базовой сущности сферы человеческого подсознания (рис. 3).

Текущая организация сознания — внимание - student2.ru

Рис. 3. «Психоаналитический айсберг»

36 Глава 2. Понятие о психике человека

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное мо­ жет вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие со­ знательного и внесознательного может осуществляться согласо­ ванно, синергично или антагонистично, противоречиво, прояв­ ляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом реф­ лексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, что и проявляется в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным меха­ низмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационали­ зации и регрессии.

3. Фрейд преувеличивал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного — роль сексуальных влече­ ний, темных сил природы. Однако его понимание подсознания как мощной сферы влияния на сознание не лишено оснований1.

В отличие от 3. Фрейда другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллек­ тивного бессознательного, на архетипах — представлениях, сфор­мированных у человечества в далеком прошлом.

Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивиду-ации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универ­ сальных образов (символов) находятся все наши непроизволь­ ные реакции. Перед человеком возникает проблема приспособ­ ления не только к внешнему, но и к своему внутреннему миру.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями

и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

1 См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 37

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсозна­ ние — «суперэго»— фундаментальные сущностные механизмычеловеческой психики, такие как способность человека к соци­ альному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духов­ ная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоя­ щая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идей­ ной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания— сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Однако этот контроль ограничен. Произвольная деятельность человека, сознательные программы его поведения взаимодействуют с другими сферами психики — генетически унаследованными и сложившимися на ранних стадиях его онтогенетического (прижизненного) фор­ мирования. Отбор информации для сознательной саморегуля­ ции проходит через субъективно-эмоциональные фильтры.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886—1950) и его последователи (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Но-ракидзе, Ш. А. Надирашвили) выделили в качестве центрально­ го объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспри­ нимать действительность и действовать определенным образом.

В установке, по Узнадзе, объединяются сознательная и внесоз-нательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вы­ зывает функционирование ранее сформированных поведенчес­ ких комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адапта­ ция к внешней среде осуществляются тремя типами относи­ тельно автономных программ поведения:

1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинк­ тивными;

2) подсознательными, субъективно-эмоциональными;

3) сознательными, произвольными, логико-семантическими структурами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека выпол­ няют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуаци­ ях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятель-

38 Глава 2. Понятие о психике человека

ность следующих разновидностей человеческих реакций и дей­ ствий:

• бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

• импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональ­ ные реакции;

• привычно-автоматизированные подсознательные дей­ ствия; действия-навыки, привычки;

• сознательно-волевые действия; эти действия являются ве­ дущими во взаимодействии человека со средой: они обеспечи­ вают его целенаправленную деятельность.

Деятельность — специфически человеческая форма активно­ сти. От поведения животных эта человеческая активность отли­ чается созидательной продуктивностью и структурной диффе-ренцированностью — осознанием мотивов и целей деятельнос­ ти, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным

компонентом. , .

В деятельности, ее объекте и результате происходит вопло­ щение предварительно сформированного в сознании психичес­ кого образа, идеальной модели желаемого результата. Само пси­ хическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности.

Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекват­ ность их психического отражения. Деятельность человека свя­ зана с пониманием значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему челове­ ческого действия.

Централизация в сознании того, что имеет наибольшую зна­ чимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточен­ ности на актуально значимых объектах, называется вниманием.

Направленность сознания — это отбор существенных для дея­тельности объектов; сосредоточенность — отвлечение от побоч­ ных раздражителей и централизация объекта деятельности в поле сознания. Уровень внимательности — показатель уровня деятельностнои организованности сознания, саморегуляции всей психической деятельности индивида.

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 39

Внимание, как функционирование сознания, связано с рас­ членением внешних впечатлений, выделением наиболее значи­ мых в данный момент компонентов, сосредоточением на них наибольших аналитико-синтетических усилий. Благодаря этому достигается наибольшая ясность и отчетливость сознания, его сфокусированность в нужном направлении. Внимание выступа­ ет в «роли стратега, то есть направителя и организатора, руково­ дителя и контролера боя, не принимающего, однако, непосред-

.ственного участия в самой схватке»1.

Внимание — проявление основных характеристик сознания: интенциональности,т. е. его направленности, иапперцептивно-сти,т. е. зависимости отражения явлений действительности отобщего содержания психики индивида.

Человек способен сознательно отражать не только внешнюю, но и внутреннюю среду, свои психические состояния.

Внимание — универсальная форма ориентировочно-исследо­ вательской деятельности.

При равнозначности объектов происходит периодическое колебание внимания — его флуктуация (рис. 4).

Нейрофизиологические основы внимания.Физиологическиммеханизмом организованности сознания является, по учению

И. П. Павлова, функционирование очага оптимального возбуж­ дения, или «доминанты», по терминологии А. А. Ухтомского.

Текущая организация сознания — внимание - student2.ru

Рис. 4. Колебание внимания

(При длительном восприятии рисунка вершина усеченной пирамиды периодически отступает на задний план; период флуктуации внимания — 20 с.)

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 152.

40 Глава 2. Понятие о психике человека

При этом блокируется отражение всего того, что не имеет отно­ шения к текущей деятельности.

Внимание связано с врожденным ориентировочным рефлек­ сом. Функционирование ориентировочного рефлекса сопровож­дается соответствующей настройкой органов чувств, повыше­ нием их чувствительности, общей активизацией деятельности мозга, торможением всех реакций на побочные воздействия.

Виды внимания.Психические процессы могут иметь произ­вольную и непроизвольную (независимую от воли) направлен­ ность. Так, резкий неожиданный сигнал вызывает внимание по­ мимо нашей воли. Но основная форма организации психичес­ ких процессов — произвольное (преднамеренное) внимание. Произвольное внимание связано с вычленением значимой ин­ формации.

Способность произвольно направлять психическую деятель­ ность — одна из основных особенностей человека. В процессе деятельности произвольное внимание может перейти в после-произвольное, не требующее постоянных волевых усилий.

Различаются также внешненаправленное внимание — выделе­ ние значимых объектов во внешней среде — и внутринаправлен-ное — выделение идеальных объектов из фонда самой психики.Внимание связано с установками человека, его готовностью, предрасположенностью к определенным действиям. Установка повышает чувствительность органов чувств, уровень всей пси­ хической деятельности (мы скорее заметим появление объекта, если ожидаем его появления в определенном месте и в опреде­ ленное время).

Индивидуальные особенности внимания обусловлены рядом факторов. К ним относятся: тип высшей нервной деятельности, условия психического развития индивида, его психические со­ стояния, условия текущей деятельности.

Свойства внимания.К свойствам, или качествам, вниманияотносятся активность, направленность, объем, широта, распре­ деленность, концентрация, устойчивость и переключаемость.

Свойства внимания связаны со структурной организацией деятельности человека.

На первоначальном этапе деятельности, при первичной ори­ ентации, когда предметы обстановки еще равнозначны, основ­ ной особенностью внимания является широта — равномерная распределенность сознания на несколько объектов. На этой ста­ дии деятельности еще нет устойчивости внимания.

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 41

Но устойчивость внимания приобретает существенное зна­ чение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее зна­ чимые для данной деятельности. В зависимости от этого психи­ ческие процессы становятся более интенсивными, возрастает и объем внимания — количество объектов, которое человек можетодновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.

Одновременно охватываются вниманием четыре-пять объек­ тов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельно­ сти человека, его опыта, психического развития. Он значитель­ но увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизи­ рованы. Объем внимания несколько меньше объема осознания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в сознании в каждый момент происходит неотчетливое, фоновое отражение других объектов.

Направленность сознания на несколько одновременно вос­ принимаемых объектов, на параллельное выполнение несколь­ ких действий — распределенность внимания. Начинающий во­ дитель управляет автомобилем с напряжением: он с трудом может оторвать взгляд от дороги, чтобы посмотреть на прибо­ ры, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Приобретая в процессе упражнения соответству­ ющие устойчивые навыки, человек начинает совершать многие действия полуавтоматически.

Интенсивность направленности сознания на наиболее зна­ чимые объекты — концентрация внимания.

Качества внимания связаны с индивидуальными особеннос­ тями высшей нервной деятельности — силой, уравновешеннос­ тью и подвижностью нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других — труднопереключаемо, недостаточно рас­ пределено.

Внимание и особенности функционирования сознания имеют существенное значение в различных видах профессио­ нальной деятельности; они диагностируются специальными тестами.

Внимание — это текущая организованность сознания инди­ вида. Отсутствие четкой направленности, структурированности сознания означает его дезорганизованность. Одним из состоя­ ний частичной дезорганизованности сознания является рассеян­ ность. (Имеется в виду не та «профессорская» рассеянность,которая является результатом большого умственного сосредо-

42 Глава 2. Понятие о психике человека

точения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания.)

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой сме­ ны впечатлений, когда человек не имеет возможности сосре­ доточиться на каждом из них в отдельности, а также в силу действия однообразных, монотонных, малозначимых раздра­ жителей.

Длительная непрерывная работа в одном направлении вызы­ вает переутомление — нейрофизиологическое истощение. Пере­ утомление сначала выражается в диффузной иррадиации (бес­ порядочном распространении) процесса возбуждения, наруше­ нии дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возни­ кает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания явля­ ется апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состоя­ ние. Апатия может возникнуть как в результате нервного пере­ напряжения, так и в условиях «сенсорного голода».

Апатия в известной мере парализует психическую деятель­ ность человека, притупляет его интересы, понижает ориентиро­ вочно-исследовательскую реакцию. Появление апатии может быть связано и с так называемыми эмоциональными циклами индивида.

Завершая рассмотрение основных аспектов сознания, можно сделать следующие выводы.

Сознание — высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморе­ гуляция человеком своего поведения на основе присвоенного инди­ видом общечеловеческого опыта.

Функционирование сознания осуществляется в виде непре­ рывного потока взаимосвязанных ассоциированных психичес­ ких образов, формирующихся в результате активного, деятель­ ного взаимодействия человека с внешней средой. Сознание об­ ладает рядом содержательных и процессуальных особенностей:

• активностью, т. е. динамикой, обеспечивающей жизненнозначимые связи индивида с действительностью;

• интенциональностъю (предметной направленностью);

• поленезависимостью — преимущественной ориентацией че­ловека на общие эталоны и модели действительности;

§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека 43

• рефлексивностью — способностью к самооценке, самоконт­ролю;

• различными уровнями ясности и организованности. Наиболее устойчивые способы взаимодействия индивида со

средой стереотипизируются, образуя его подсознание и сверх­ сознание.

По содержанию сознание людей находится под воздействи­ ем социально- исторических условий. Формируясь в процессе антропогенеза, все структуры сознания имеют социокультурный характер. Структуры индивидуального сознания формируются в раннем онтогенезе через присвоение ребенком (интериориза-цию) структур внешней социально опосредованной деятельно­ сти.

Сознание и поведение.Сознание — понятийно-ценностныйрегуляционный механизм человеческого поведения — исполни­ тельного звена его взаимодействия со средой.

Деятельность и поведение — сфера и проявления, и форми­ рования сознания всей психики человека. Человек организует свои поведенческие акты, осознавая их смысл и значение, ис­ пользует присвоенные им способы и приемы поведения. Мно­ гие из них в результате многократного использования транс­ формируются в навыки, умения и привычки. Сознательно регу­ лируя свое поведение, человек реализует необходимые для него цели, формирует программу своего поведения, определяет кри­ терии его эффективности, сознательно ориентируется в услови­ ях деятельности.

Механизмы психической регуляции поведения — основная стержневая проблема психологии. Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) — это процессы регуляции человеческого поведения, обеспечивающие прием и хранение информации, целенаправленное оперирование ею, принятия на этой основе необходимых решений, сличение до­ стигаемых результатов с ранее сформированными эталонами.

Психология поведения неразрывно связана с психологией отражения действительности. Поведение — это лишь исполни­ тельное звено сложного механизма взаимодействия человека с миром.

Психика человека имеет социокультурную основу. Однако функционирование психики человека осуществляется в есте­ ственном, нейрофизиологическом русле. Мозг человека — есте­ ственный отражательно-регуляционный субстрат его психики.

44 Глава 2. Понятие о психике человека

§ 3. Нейрофизиологические основы психики человека

Функционирование организма обеспечивается нервной сис­ темой.

Вся нервная система делится на центральную, периферичес­кую и вегетативную. Кцентральной нервной системе относятсяголовной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся не­рвные волокна — периферическая нервная система. Она соеди­ няет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами. Вегетативная нервная система обслуживает внутрен­ ние органы и железы.

Строение мозга.Простейшие автоматизированные мышечно-двигательные реакции регулируются спинным мозгом, находя­ щимся в позвоночном столбе.

Спинной мозг переходит в продолговатый мозг головного мозга, регулирующий автоматизированные процессы жизне­ обеспечения — дыхание и др. За ним следует средний мозг, ре­ гулирующий работу органов чувств. Проявление врожденных ориентировочных рефлексов (прислушивание, всматривание) — результат деятельности среднего мозга.

Над средним мозгом расположен промежуточный мозг. Он включает в себя таламус, гипоталамус, лимбическую систему и контролирует сложные витальные (жизненно важные) реакции: питание, размножение, защитно-оборонительные эмоции.

Особенно развита у человека кора больших полушарий — орган высших психических функций.

В коре мозга выделяются два основных блока:

1) блок приема, переработки и хранения информации — отделы мозга, осуществляющие обработку информации, поступающей от различных рецепторов — зрительных, слуховых, кожных, двигательных и др.; все корковые зоны этого блока функциони­ руют в иерархической взаимосвязи: первичные зоны осуществ­ ляют раздробление, первичный анализ поступающей сенсорной информации, вторичные зоны выполняют функцию синтеза — объединения, интегрирования поступающей информации;

2) блок программирования, регуляции и контроля деятельнос­ ти — передние отделы мозга.

Существуют различия в функциях правого и левого полуша­ рий — функциональная асимметрия мозга. Функцией левого по­ лушария является оперирование вербально-знаковой информа-


§ 3. Нейрофизиологические основы психики

цией (логические операции, чтение, счет). Функция правого по­ лушария — оперирование наглядными образами, распознаваниеобъектов, образное мышление. Оба полушария функционируют взаимосвязанно.

Кора головного мозга человека — целостно работающий орган, но отдельные его части (области) функционально специ­ ализированы. Так, затылочная область коры осуществляет слож­ ные зрительные функции, лобно-височная — речевые, височная — слуховые. Обширные специализированные зоны коры обеспе­ чивают речевую деятельность человека.

По учению И. П. Павлова, основным механизмом функцио­ нирования коры головного мозга (высшей нервной деятельнос­ ти) являются условные рефлексы.

Термин «рефлекс» был введен французским ученым Рене Де­картом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен основоположником русской материалистичес­ кой физиологии И. М. Сеченовым («Рефлексы головного моз­ га», 1863).

Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов эксперимен­ тально исследовал особенности функционирования рефлексов

и использовал условный рефлекс как метод изучения высшей нервной деятельности («Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) живот­ ных», 1923).

Все рефлексы были разделены им на две группы — безуслов­ ные и условные.

Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители(пищу, опасность и т. п.). Онине требуют каких-либо условий для своей выработки (напри­ мер, выделение слюны при виде пищи).

Безусловные рефлексы представляют собой природный за­ пас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития определенно­ го вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех осо­ бей одного вида. Они осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга. Сложные комплексы безус­ ловных рефлексов проявляются в виде инстинктов.

Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными, реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в

46 Глава 2. Понятие о психике человека

процессе индивидуальной жизнедеятельности, т. е. условными реф­ лексами.Биологический смысл условного рефлекса состоит втом, что многочисленные внешние раздражители, окружающие животное в естественных условиях и сами по себе не имеющие жизненно важного значения, предшествуя в опыте животного пище или опасности, удовлетворению других биологических потребностей, начинают выступать в роли сигналов, по которым животное ориентирует свое поведение.

С понятием условного рефлекса И. П. Павлов связывал принцип сигнальное™ высшей нервной деятельности, принцип синтеза (временных связей) внешних воздействий и внутренних состояний.

Открытие И. П. Павловым основного механизма высшей не­ рвной деятельности — условного рефлекса — стало одним из ре­ волюционизирующих завоеваний естествознания, исторической вехой в понимании связи физиологического и психического.

С познания динамики образования и изменения условных рефлексов началось раскрытие сложных механизмов деятельно­ сти человеческого мозга, выявление закономерностей высшей нервной деятельности.

Как установлено И. П. Павловым, основным фундаменталь­ ным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип. Ориентация

в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что полезно или вредно для организма (синтез). Синтез, — как отмечал И. П. Павлов, — замыкание связей, а анализ — все более тонкое отчленение одного раздра­ жителя от другого.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного моз­ га осуществляется взаимодействием двух нервных процессов — возбуждения и торможения и подчинена следующим законам.

1. Закон образования временной нервной связи:

при многократном подкреплении нейтрального раздражите­ ля безусловным (жизненно значимым) раздражителем между корковыми центрами этих воздействий образуется временная нервная связь.

2. Закон угасания временной нервной связи:

при многократном неподкреплении условного раздражителя безусловным временная нервная связь между ними угасает.


§ 3. Нейрофизиологические основы психики

3. Закон иррадиации возбуждения:

очень сильные (как и очень слабые) раздражители вызывают иррадиацию— распространение возбуждения по значительнойчасти коры больших полушарий.

Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализованные очаги возбуждения, что и является важ­ нейшим условием успешной деятельности.

4. Закон взаимной индукции нервных процессов:

на периферии очага одного процесса всегда возникает про­ цесс с обратным знаком.

Если в одном участке коры головного мозга сконцентриро­ ван процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее очаг возбуждения, тем интенсивнее и более широко распространен вокруг него про­ цесс торможения.

Наряду с одновременной индукцией существует последователь­ ная индукция нервных процессов — последовательная смена не­рвных процессов в одних и тех же участках мозга.

Только оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответству­ ющее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывают значитель­ ные нарушения в психической регуляции поведения. Так, пре­ обладание торможения, недостаточное взаимодействие его с возбуждением приводят к снижению активности организма (вплоть до сна наяву). Преобладание возбуждения может выра­ зиться в беспорядочной активности, ненужной суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможе­ ния ограничивает и направляет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации воз­ буждения.

Торможение бывает внешним и внутренним. Если внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то пре­ жняя деятельность затормозится. Это — внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбужде­ ния по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.

Одним из видов внутреннего или условного торможения яв­ ляется угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение). Этот

48 Глава 2. Понятие о психике человека

вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным. Торможение, лежащее

в основе анализа, называется дифференцировочным торможени­ ем. Оно уточняет действия, делает их более приспособленнымик окружающей среде.

5. Закон системности в работе коры головного мозга (динами­ ческий стереотип):

реакция организма н

Наши рекомендации