Вопрос 10. Законодательные акты - источники земельного права

Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый исключительно представительными (законодательными) органами власти или народом на референдуме в особом процессуальном порядке, установленном Конституцией РФ, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений.

А) Конституционные законы (КРФ, ФКЗ)

Б) Текущие федеральные законы (+кодекс)

К законодательным актам конституционного уровня относятся Конституция РФ и федеральные конституционные законы, изданные в связи с принятием в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), а также в соответствии с ч. 1 ст. 76 по предмету ведения и другим вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Закон РФ от 21.07.1994 г. № 1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня. Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость.

Согласно п. 1 и 2 ст. 9 Конституции РФ земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и 2 ст. 35 сказано, что право частной собственности охраняется законом. Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В п. «д» ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе и федеральная земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. «г» ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. «д» ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ст. 72). В соответствии с Конституцией РФ, нормами международного права и федеральными законами Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (см. ст. 67 Конституции РФ, федеральные законы от 30.11.1995 г. № 187 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и от 17.12.1998 г. № 191 ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Важное значение для земельного права имеют конституционные нормы, гарантирующие государственную защиту прав и свобод гражданина путем признания, соблюдения и защиты. В частности, ст. 45 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является право обращения в суд или арбитражный суд. Статья 120 Конституции РФ — важная гарантия правильного рассмотрения любого земельного спора, устанавливающая независимость судей и подчинение их только закону, а в случае установления несоответствия акта государственного или иного органа закону — принимает решение в соответствии с законом. Статья 123 Конституции РФ сформулировала основные принципы судопроизводства: гласность, состязательность, равноправие.

Федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ). Например: ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 29.07.2017) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Федеральные законы.

К числу основных специальных федеральных законов, регулирующих земельные отношения, можно отнести такие, как:

● "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ;

● "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 №172-ФЗ;

● "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 № 101-ФЗ;

● "О мелиорации земель" от 10.01.1996 № 4-ФЗ;

● "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16.07.1998 № 101-ФЗ;

● "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ;

● "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ;

● "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ;

● "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 № 264-ФЗ;

● "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 г № 74-ФЗ;

● "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 № 112-ФЗ;

● "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 16.08.1998 № 66-ФЗ и иные законы.

Наши рекомендации