Представления о бюрократическом рэкете у сотрудников прокуратуры.
По мысли грантополучателя, главным вопросом для данной группы экспертов должен был стать вопрос «Насколько часто уголовные дела, возбужденные по признакам преступлений, относящихся к бюрократическому рэкету, прекращаются в ходе расследования и по каким основаниям?». Почти все указали, что на стадии предварительного расследования уголовные дела, связанные с бюрократическим рэкетом, прекращаются довольно редко, как правило, по таким основаниям как отсутствие события преступления (п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ) или отсутствие в деянии состава преступления (п.2 ч.2 ст.24 УПК РФ).
- Тут, если что-то делается, то делается по-другому. Вы нигде не найдете статистики: возбудили 10, до судебного разбирательства дошло 5. Просто допускаются такие ошибки, что суд вынужден возвратить дело прокурору, а второй раз до суда оно уже не доходит, но подобную статистику никто, насколько я знаю, не ведет.
Сотрудники прокуратуры согласились с сотрудниками милиции по поводу самого распространенного преступления из входящих в бюрократический рэкет – получение взятки. Но в то же время отметили, что в последние годы все чаще к ним поступает информация о незаконном участии некоторых должностных лиц в предпринимательской деятельности, и все больше уголовных дел возбуждается по ст. 289 УК РФ.
Все эксперты данной группы сошлись на том, что контроль за сотрудниками прокуратуры осуществляется достаточно жесткий, признаков бюрократического рэкета в прокуратуре нет и в помине.
- Тем более, у нас вполне приличные зарплаты. Я не буду рисковать положением в обществе из-за каких-то десяти тысяч долларов какого-нибудь Игната Матвеевича. Лучше я его посажу, одной пиявкой меньше станет. Бюрократический рэкет – это для тех, у кого мама с папой были ого-го и сумели ребенка на должность запихнуть. А делать-то он ничего и не умеет. Вот и паразитирует на труде других: мелким и средним бизнесменам палки в колеса вставляет, с рядового гражданина за какой-нибудь штампик семь шкур дерет. Но это до поры до времени. Теперь нам с ними полегче. У прокуратуры вес в государстве появился. Их «звонки» нас теперь не страшат.
Притом, что абсолютное большинство экспертов ощущает государственную поддержку в сфере борьбы с бюрократическим рэкетом, финансирование антикоррупционной деятельности признается ими все еще крайне недостаточным.
В представлениях данной группы экспертов о причинах существования бюрократического рэкета были как сходства, так и значительные отличия от позиций других групп опрошенных. Так, в качестве важных факторов, способствующих развитию бюрократического рэкета, они отмечали низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения, маленькие зарплаты чиновников «низшего звена».
Отличие их позиции состояло в акцентировании того, что не только лишь вымогательство низкооплачиваемого чиновника приводит к бюрократическому рэкету - всегда существует человек, предлагающий взятку, чтобы решить свои проблемы. И сотрудникам прокуратуры кажется, что бюрократический рэкет существует не только благодаря тому, что есть «продажные чиновники», а во многом из-за того, что существует платежеспособный спрос на их услуги. Таким образом, они вводят «рыночный» смысл в определении причин бюрократического рэкета:
- На коррупцию всегда есть спрос. А со спросом нельзя бороться. Кому-то хочется побыстрее, кому-то хочется поудобнее.
Интересно, что «дающие взятку» выступают не столько как жертвы бессовестных чиновников, сколько как успешные, мобильные, социально активные граждане, решающие свои проблемы нетрадиционным (в том смысле, что всякий раз нужно изобретать форму) способом. Вот как об этом говорит заместитель прокурора Аткарской межрайонной прокуратуры А.Б. Тагамлицкий:
- Скорее всего, это начиналось не с того, что гаишник говорит, давай мне деньги, а то права заберу, а какой-нибудь очень умный и богатый человек сказал, давайте я вам денег дам, только не бери у меня права. Он дал денег, тот взял. Человек приезжает к своим друзьям и рассказывает, как эту проблему решать. И из этого получаются нарушения закона.
Вторит ему и следователь прокуратуры Ленинского района г. Саратова И.А. Михайлин:
- В нашей жизни все построено таким образом, что не при законном взаимодействии с обществом по Конституции, а благодаря мобильности своей личности, можно добиться перехода на какой-то уровень, чтобы получить живые деньги, живые услуги, живые льготы, быстро и незаслуженно. По крайней мере, три способа точно есть, деньги, взятка, знакомство и, благодаря этому, можно получить то, чего нельзя получить нормальным путем.
Еще одной причиной бюрократического рэкета, которую называли все группы экспертов, является несовершенство законов в нашей стране. Данная группа экспертов, также как и остальные, говорили, что жить в России в соответствии с Конституцией, честно, по законам, невозможно. Однако эта «невозможность» может быть рассмотрена с разных точек зрения: с одной стороны, речь идет о плохих, неработающих законах, с другой – об отношении людей к этим законам и готовности их соблюдать. И если первый аспект – плохие законы и вина законодателей – отмечался и другими группами, то второй аспект – уважение людьми существующих законов, причем, не только чиновниками (о чем говорили пожилые бедные), но всем населением в целом, обсуждался этой группой:
- В нашей стране, благодаря великой русской душе, очень большое стремление к индивидуальности. На Западе все гораздо в большей степени законопослушны, чем мы.
- Мне кажется, что это неуважение к самим себе, неуважение к закону Россию ставит в такое положение, что как бы с коррупцией ни бороться, а менталитет нас все равно задавит.
Таким образом, данная группа экспертов рассматривает причины коррупции как на полюсе власти, так и на полюсе общества. Этим опрошенным в гораздо большей степени присуще ощущение собственной активной позиции, влияющей и определяющей их жизнь и жизнь общества, они не воспринимают государство как начало всех начал, в том числе и коррупции, что было характерно для групп, описанных выше. Сотрудники прокуратуры обвиняют государство, но не глобально, а в том, что оно не выполняет свои обязательства перед малообеспеченными гражданами
Очень показательным является следующий фрагмент обсуждения:
- Нас обвиняют, что мы все продались, что не боремся с коррупцией или (как вы это назвали?) бюрократическим рэкетом… А мы боремся, боремся… Нам палки в колеса вставляют, вставляют, но мы все равно боремся. Но… Если говорить о том, что надо делать, чтобы не было бюрократического рэкета, надо рассмотреть другой вопрос: может ли страна, все население, вся власть существовать, и что она будет собой представлять без бюрократического рэкета. Это все равно, что поставить задачу избавиться от всех комаров. Ведь комары же нам мешают. Если от них избавиться, то будет нарушен цикл пищевой, правда? У людей возникнут другие проблемы. Тут вопрос в том, может ли вообще государство, как таковое, существовать без проявления той или иной формы коррупции.