Глава 1.:понятие и виды систематизации нормативных актов
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
1.1.История систематизации нормативно-правовых актов…………………………………………………………………………...…...5
1.2Виды систематизации нормативно-правовых актов……………………………………………………………………….……...12
ГЛАВА 2.:ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
2.1.Направления систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………………………………………21
2.2.Особенности систематизации финансового законодательства………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство и гражданское общество основываются на подлинном понимании ценности законодательства как необходимого инструмента социального регулирования. Только в этом случае речь может идти об истинной демократии.
Законодательство по своей природе есть отражение народовластия, нравственных основ общества. Законодательство устанавливает справедливые правила взаимоотношений людей, социальных групп. Пока не сформируется уважительное отношение к закону, невозможно говорить о цивилизованном гражданском обществе.
Систематизация нормативно-правовых актов является постоянной формой развития и упорядочения действующей правовой системы. В современном государстве имеется значительное число нормативных актов, которые принимаются различными правотворческими органами.
Систематизация законодательства нужна для его дальнейшего развития. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства обеспечивает удобство использования нормативно-правовых актов при реализации права, так как позволяет оперативно находить и правильно толковать нужные нормы.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена значимостью и большим интересом к проблеме систематизации законодательства и ее формам - инкорпорации и кодификации.
Объектом исследования является систематизация законодательства и ее формы.
Предмет исследования – является изучение видов и форм систематизации .
Цель работы - изучение систематизации законодательства.
1. Рассмотреть историю систематизации нормативно-правовых актов.
2. Охарактеризовать виды систематизации нормативно-правовых актов
3.Изучить направления систематизации нормативно-правовых актов
4.Выделить особенности систематизации финансового законодательства.
При написании данной курсовой работы были использованы: формально-логический, историко-правовой, системный анализ действующего и существовавшего раннее законодательства регулирующего интеллектуальные права.
При написании данной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Приказ Минюста РФ от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
При написании данной работы были использованы труды следующих ученых: Арутюнов А.А., Брайнин Я.М.,Бурчак Ф. Г. , Багрий-Шахматов Л.В., Ветров Н.И., Водько Н.П., Галиакбаров Р.Х., Здравомыслов Б.В., Иванов Н. Г., Карпушин М.П., Ковалев М.И., Козлов А.П., Наумов А.В., Кругликов Л.Л., Ожегов С. И., Попов А.Н., Тельнов П.Ф.
ГЛАВА 1.:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
ГЛАВА 2.:ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
Заключение
Систематизация нормативных актов являет собой деятельность, которая направлена на совершенствование и приведение существующих правовых положений во внутренне согласованную, упорядоченную и единую систему. В современных государствах правотворческие органы принимают разные виды нормативных документов: законы, положения и т. п. В связи с этим имеет место постоянное и непрерывное движение правотворчества. Динамичное развитие социальных связей, формирование новых потребностей общества требуют структурированного правового регулирования.
К указанной деятельности относят учет, инкорпорацию, кодификацию и консолидацию. Учет предполагает сбор предприятиями, государственными органами, учреждениями, фирмами и прочими организациями действующих правовых актов, их обработку и дальнейшее расположение в соответствии с определенной схемой, их хранение, выдачу справок по запросам заинтересованных органов, лиц, учреждений и прочих. Указанные организации осуществляют учет как для снабжения правовыми данными (в том числе и на коммерческой основе) отдельных лиц и других учреждений, так и для удовлетворения собственных нужд.
В соответствии с функциями органов и учреждений, учетная систематизация законодательства может включать различные правовые положения и документы. К ним, в частности, следует относить нормативные указы правительства и президента, постановления, международные договоры, разъяснения высшего суда и прочие.
Систематизация законодательства путем фиксации реквизитов правовых документов в особых журналах считается наиболее простой формой учета. Фиксация может вестись по системно-предметному, алфавитно-предметному или хронологическому принципу.
В последнем случае имеется в виду регистрация всех нормативных актов в соответствии с датой их принятия. Алфавитно-предметная фиксация предусматривает учет в соответствии с рубриками, расположенными по алфавиту. Оптимальной же формой систематизации считается тематико-предметная. В этом случае все рубрики разделяются в соответствии с отраслями, подотраслями, институтами. Более совершенной системой учета является карточный учет. В этом случае создаются различные системы карточек, которые располагаются в соответствии с определенной структурой.
Такая форма систематизации используется в центральных органах судебной, законодательной и исполнительной власти, в достаточно крупных организациях и учреждениях, имеющих по роду деятельности дело с широким кругом правовых норм.
На карточках фиксируют или основные реквизиты документа (заголовок, вид, дату издания, место официальной публикации и прочее), или его полный текст. Последнее считается более предпочтительным. В соответствии с выбранным ранее рубрикатором составляются рубрики картотеки.
Инкорпорация. Данная форма предусматривает объединение положений в сборник без внесения изменений в их содержание. При этом у каждого акта сохраняется самостоятельное правовое значение. Инкорпорация может осуществляться в соответствии с хронологическим (с учетом времени принятия положений), тематическим (с учетом темы) и прочими принципами.
Эта систематизация нормативно-правовых актов считается самой простой. Инкорпорацию разделяют на неофициальную и официальную. К последней следует относить Собрание законодательства. К неофициальной инкорпорации относят сборники положений по правовым отраслям, которые издаются в учебных целях. На такие материалы ссылаться, например, при судебных разбирательствах нельзя. Консолидация. Систематизация нормативно-правовых актов по этой форме предполагает объединение нескольких положений без изменения их содержания в один акт. При этом каждое из положений теряет самостоятельное значение в юридическом смысле. В этом случае систематизация нормативно-правовых актов осуществляется с учетом относимости документов к одному роду деятельности (например, образование, здравоохранение и прочее). Консолидация считается наиболее компромиссной формой структурирования Она соединяет в себе признаки инкорпорации и кодификации. Данная форма систематизации применяется в качестве промежуточного этапа. Кодификация.
Эта форма предусматривает объединение положений с внесением изменений в их содержание в логически цельный, единый документ. Кодификация позволяет устранить устаревший материал и противоречия в положениях. Вместе с этим формируется новый порядок поведения, обеспечивается логичность правил, формируется их согласованность. В связи с этим кодификация считается наиболее трудоемким и сложным способом систематизации. Данная форма упорядочения может являться всеобщей. В этом случае перерабатывается существенная часть законодательной базы. Кодификация может быть и отраслевой. В этом случае перерабатываются положения, принадлежащие к конкретной отрасли.
Эта форма систематизации может быть и специальной. В этом случае работа ведется с положениями, относящимися к какому-либо институту. Кодификация предусматривает переработку актов в соответствии с их содержанием в обоснованное, систематизированное изложение в новом кодексе, законе, своде положений и так далее. Упорядочение принятых юридических положений по данной форме могут осуществлять только особые органы. В результате кодификации всегда возникает новый кодекс, свод или нормативный акт. Одним из основных признаков данной формы упорядочения является тот факт, что новый, кодифицированный закон, является главным среди прочих, действующих в этой области.
Список литературы:
I.нормативные акты:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ )
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 г. № 22-ФЗ)
3. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»(ред. от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ)
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ(ред. от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ)
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2015 г. № 447-ФЗ)
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ(ред. от 15 февраля 2016 г.№ 18-ФЗ)
7. Приказ Минюста РФ от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»(ред. от 26 августа 2009 г.№ 267) –утратил силу.
II. Специальная литература
8. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства // Журнал российского права. -2013. № 7. - С. 62-71
9. Антонова Н.А. Место и роль нормативных правовых актов органов местного самоуправления в системе правового регулирования муниципальных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2013.№ 4. С. 19 - 22.
10. Боголюбов С.А. Концепции российского законодательства: обсуждение в парламенте // Журнал российского права. - 2011. - № 9. - С. 107 – 118
11. Васильева Н.В. Система налогов и сборов Российской Федерации в современных условиях // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Сб. науч. ст. Вып. 3. Иркутск: Изд-во ИрЮИ (ф) РПА Минюста России, 2015. С. 31 - 39.
12. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: ООО "Профобразование", 2013.-158 с.
3. Грачева Г.Ю. Финансовое право: Учеб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 352 с.
13. Исаев И.И., Бусалова К.А. Учет и систематизация нормативных правовых актов в Российской Федерации (на примере муниципальных нормативных правовых актов) // Молодой ученый. 2015. № 2.-С.17-47.
14. Керимов Д.А. Законодательная техника. - М.: Норма-Инфра, -2013.-356 с.
15. Кодификация и правила ее проведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gra№dars.ru/college/pravovede№ie/kodifikaciya-prava.html. (Дата обращения: 24.03.2017)
16. Курдюкова З.Н. Теоретические аспекты инкорпорации как формы систематизации законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rus№auka.com/7_№ITSB_2013/Pravo/8_129326.doc.htm. (Дата обращения: 24.03.2017)
17. Литягин Н.Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Журнал российского права. - 2014. - № 11. - С. 35-53
18. Лившиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства // Советское государство и право. 1984. № 2. С. 26 - 47.
19. Материалы «круглого стола» по теме: «Приоритеты правовой политики в современной России» // Правоведение. 2014. № 4. –С.23-29.
20. Матузов Н.И., Малько И.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2011.-367 с.
21. Маковский А.Л., Новиков Д.Б., Силкина А.В. и др. Принципы построения системы классификаций правовых актов // Правовой классификатор и правовой тезаурус в законотворчестве и юридической практике. - Екатеринбург, 2013. -456 с.
22. Минникес И.А. Проблемы кодификации законодательства субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2015. № 2. С. 11 – 15.
23. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: ПРИОР, 2012.-298 с.
24. Назаров В.Н. О классификации финансовых правоотношений и системе финансового права // Финансовое право. 2015. № 6. С. 4 - 7.
25. Поленина С.В. Качественные и количественные параметры законодательных актов // Научные основы советского правотворчества / Отв. ред. Р.О. Халфина. М.: Наука, 1981. 320 с.
26. Поленина С.В. Системность права и законодательства как фактор устойчивости общественных регуляторов // Концепция стабильности закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. М.: Проспект, 2015. 176 с.
27. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА, 2014.-378с.
28. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013.-315 с.
29. Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013.-356 с.
30. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1960. 194 с.
31. Сорокин В.В. Проблемы создания источников переходного периода // Источники права: проблемы создания, систематизации и реализации: Межвуз. сб. ст. / Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. -Барнаул, 2013. -367 с.
32. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. № 8. С. 80 - 110.
33. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - 2-е изд. - М.: НОРМА, 2011.-345 с.
34. Теория права и государства / Под ред. В.П. Сальниковой, В.А. Ромашова. - СПб.: Университет, 2012.-278 с.
35. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. -М., 2014. -456 с.
36. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учеб. М.: Юрайт, 2015. 432 с.
37. Химичева Н.И. Вопросы развития современного российского финансового законодательства в аспектах его содержания и форм // Очерки финансово-правовой науки современности: Моногр. / Под общ. ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химичевой. М.; Харьков: Право, 2015. 592 с.
Шапкин М.А., Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы. - М.: Эксмо, 2014.-367 с.
38. Цинделиани И.А. Комплексные образования в системе финансового права // Финансовое право. 2014. № 12. С. 37 - 46.
Шопина О.В. Основные критерии классификации правовых актов // Вопросы теории государства и права. - 2013. - № 4. - С. 88-95
39. Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: Моногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2016. 336 с.
40. Яричевский В.С. Проблемы соотношения и взаимосвязи науки финансового права и финансовой науки в процессе становления национальной финансовой системы // Государство и право. 2012. № 4. С. 70 - 72.
[1] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - 2-е изд. - М.: НОРМА, 2011.-С.118.
[2] Матузов Н.И., Малько И.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2011.-С.179.
[3] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА, 2014.С.198.
[4] Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013.-С.198.
[5] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА, 2014.С.110.
[6] Матузов Н.И., Малько И.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2011.С.198.
[7] Теория права и государства / Под ред. В.П. Сальниковой, В.А. Ромашова. - СПб.: Университет, 2012.-С.128.
[8] Матузов Н.И., Малько И.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2011.-С.179.
[9] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА, 2014.С.198.
[10] Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013.-С.147.
[11] Керимов Д.А. Законодательная техника. - М.: Норма-Инфра, -2013.-С.178.
[12] Маковский А.Л., Новиков Д.Б., Силкина А.В. и др. Принципы построения системы классификаций правовых актов // Правовой классификатор и правовой тезаурус в законотворчестве и юридической практике. - Екатеринбург, 2013.С.128.
[13] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: НОРМА, 2014.С.198.
[14] Сорокин В.В. Проблемы создания источников переходного периода // Источники права: проблемы создания, систематизации и реализации: Межвуз. сб. ст. / Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Сорокина. -Барнаул, 2013.С.138.
[15] Мухаев Р.Т. Теория государства и права. - М.: ПРИОР, 2012.С.146.
[16] Грачева Г.Ю. Финансовое право: Учеб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013.С.118.
[17] Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1960.С.115.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
1.1.История систематизации нормативно-правовых актов…………………………………………………………………………...…...5
1.2Виды систематизации нормативно-правовых актов……………………………………………………………………….……...12
ГЛАВА 2.:ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
2.1.Направления систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………………………………………21
2.2.Особенности систематизации финансового законодательства………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………37
ВВЕДЕНИЕ
Правовое государство и гражданское общество основываются на подлинном понимании ценности законодательства как необходимого инструмента социального регулирования. Только в этом случае речь может идти об истинной демократии.
Законодательство по своей природе есть отражение народовластия, нравственных основ общества. Законодательство устанавливает справедливые правила взаимоотношений людей, социальных групп. Пока не сформируется уважительное отношение к закону, невозможно говорить о цивилизованном гражданском обществе.
Систематизация нормативно-правовых актов является постоянной формой развития и упорядочения действующей правовой системы. В современном государстве имеется значительное число нормативных актов, которые принимаются различными правотворческими органами.
Систематизация законодательства нужна для его дальнейшего развития. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Систематизация законодательства обеспечивает удобство использования нормативно-правовых актов при реализации права, так как позволяет оперативно находить и правильно толковать нужные нормы.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена значимостью и большим интересом к проблеме систематизации законодательства и ее формам - инкорпорации и кодификации.
Объектом исследования является систематизация законодательства и ее формы.
Предмет исследования – является изучение видов и форм систематизации .
Цель работы - изучение систематизации законодательства.
1. Рассмотреть историю систематизации нормативно-правовых актов.
2. Охарактеризовать виды систематизации нормативно-правовых актов
3.Изучить направления систематизации нормативно-правовых актов
4.Выделить особенности систематизации финансового законодательства.
При написании данной курсовой работы были использованы: формально-логический, историко-правовой, системный анализ действующего и существовавшего раннее законодательства регулирующего интеллектуальные права.
При написании данной работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Приказ Минюста РФ от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
При написании данной работы были использованы труды следующих ученых: Арутюнов А.А., Брайнин Я.М.,Бурчак Ф. Г. , Багрий-Шахматов Л.В., Ветров Н.И., Водько Н.П., Галиакбаров Р.Х., Здравомыслов Б.В., Иванов Н. Г., Карпушин М.П., Ковалев М.И., Козлов А.П., Наумов А.В., Кругликов Л.Л., Ожегов С. И., Попов А.Н., Тельнов П.Ф.
ГЛАВА 1.:ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ