Основы наследственного права
Базовые понятия: наследственное право, наследственные правоотношения, наследник, наследодатель, наследство, место открытия наследства, время открытия наследства, наследование по закону, наследование по завещанию, завещание, очереди наследования, принятие наследства, отказ от наследства, обязательная доля в наследстве.
Вопросы
1. Ролевая игра «Наследственные правоотношения».
· Наследство: понятие, состав, время и место открытия.
· Наследование по закону и по завещанию.
· Правовое положение наследника и наследодателя.
Аудиторная письменная работа
4 задачи по теме.
Для успешного решения задач необходимо предварительно ознакомиться с содержанием раздела V ч. 3. ГК РФ, принести на занятие текст закона.
Литература.
- Гражданский кодекс РФ (ч.3, раздел V)
- Конституция РФ
- Желонкин С.С., Ивашин Д.И. Наследственное право: учебное пособие.- М.: Юстицинформ, 2014 г.
- Российское гражданское право. Т. 4. / под ред. Е. Суханова. – М., 2013.
Критерии оценки участников игры:
0 баллов | Студент не принимал участие в работе |
1 балл | Пассивное участие. Непонимание роли, неправильные ответы. Неумение работать с ГКРФ. Отсутствие ответов на дополнительные вопросы. |
2 балла | Активное участие. Способность разыграть роль. Не полностью правильные ответы. Умение работать с ГКРФ, но возникли некоторые затруднения. Даны ответы на часть дополнительных вопросов. |
3 балла | Активное участие. Способность разыграть роль. Полностью правильные ответы. Умение работать с ГКРФ, затруднений нет. Даны ответы на дополнительные вопросы. |
Премиальные баллы: 3 балла | Гиперактивное участие. Помощь другим участникам игры, выявление ошибок в ответах участников игры. |
Занятие 6.
Семейное право.
Базовые понятия: семейное право; семья; брак, алиментные обязательства; личное и общее супружеское имущество, законный и договорной режим супружеского имущества; лишение и восстановление родительских прав; органы опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемные дети (родители, семья); усыновление (удочерение).
Устная работа (50 мин.)
1. Порядок заключения и расторжения брака.
2. Коллективная презентация «Права и обязанности супругов, детей и родителей».
3. Алиментные обязательства.
Аудиторная письменная работа (40 мин.)
4 задачи по теме.
Для успешного решения задач необходимо предварительно ознакомиться с Семейным Кодексом РФ и иметь его при себе на занятии.
Литература.
- Семейный кодекс РФ. – М., 2008.
- Комментарий к семейному кодексу РФ. – М., 2008.
- Марченко, М.Н. Правоведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина; Марченко М.Н., Дерябина Е.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2012. - 432 с.
- Правоведение: учебник для вузов / А. Н. Тарбагаев [и др.]; Тарбагаев А.Н., Шафиров В.М., Шишко И.В. и др.; под ред. В.М.Шафирова. - Москва: Проспект, 2013. - 617 с.
- Рузакова, О.А. Семейное право: учебно-практическое пособие / О. А. Рузакова. - Москва: Экзамен: Право и закон, 2004. - 255 c.
Критерии оценки выполнения задания 1:
0 баллов | Задание не выполнено |
1 балл | Задание выполнено частично. Затруднения в формулировке ответа. Неумение аргументировать ответ ссылкой на СКРФ. Отсутствуют ответы на дополнительные вопросы. |
2 балла | Правильный аргументированный ответ на один из пунктов. Или серьезные ошибки в ответах. |
3 балла | Полные, правильные, аргументированные ссылками на СК РФ ответы на оба пункта. |
Критерии оценки коллективной презентации:
0 баллов | Задание не выполнено |
1 балл | Содержание доклада-презентации не соответствует теме. Презентация выполнена не самостоятельно (скачана с интернета, скопирована у представителей другой группы и т.д.). Докладчик не в состоянии озвучить текст. |
2 балла | Содержание доклада-презентации не соответствует теме. Презентация выполнена самостоятельно, выглядит не эстетично, текст не читается. Докладчик испытывает существенные затруднения при озвучивании вопроса, не в состоянии ответить на дополнительные вопросы, не укладывается в регламент. Вывод отсутствует. |
3 балла | Тема раскрыта частично, упущены многие существенные аспекты. Презентация выполнена самостоятельно, выглядит эстетично, текст легко читается, но присутствуют недочеты. Присутствует иллюстративный материал недостаточного качества. Доклад прочитан, а не рассказан. Не даны ответы на дополнительные вопросы. Вывод не соответствует теме и содержанию. Докладчик уложился в регламент. |
4 балла | Содержание доклада-презентации полностью соответствует теме, но упущены некоторые аспекты. Презентация выполнена эстетично, текст на слайдах легко воспринимается, но присутствуют незначительные недочеты. Присутствует иллюстративный материал. Вопрос изложен самостоятельно, внятно, четко, логично, возможны небольшие затруднения. Даны ответы на большую часть дополнительных вопросов. Вывод присутствует. Докладчик уложился в регламент. |
5 баллов | Содержание доклада-презентации полностью соответствует теме. Раскрыты все аспекты вопроса. Презентация выполнена эстетично, текст на слайдах легко воспринимается. Присутствует иллюстративный материал. Вопрос изложен самостоятельно, внятно, четко, логично. Даны ответы на все дополнительные вопросы. Сделан четкий правильный вывод. Докладчик уложился в регламент. |
Критерии оценки индивидуальной работы:
0 баллов | Ответов нет |
1 балл | Правильный ответ на 1 поставленный вопрос. Баллы суммируются. |
Критерии оценки аудиторной письменной работы:
0 баллов | Работа не выполнена. Все задачи решены неправильно |
1 балл | Полностью правильно решена 1 задача. Даны правильные ссылки на статьи СКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
2 балла | Полностью правильно решены 2 задачи. Даны правильные ссылки на статьи СКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
3 балла | Полностью правильно решены 3 задачи. Даны правильные ссылки на статьи СКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
4 балла | Полностью правильно решены 4 задачи. Даны правильные ссылки на статьи СКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
0,5 балла | Выставляется за выполненное наполовину задание. Округление осуществляется в пользу студента. (Даны ответы на часть вопросов; часть ответов не правильные; ответ несамостоятельный; отсутствуют ссылки на законодательство) |
Семинар 7.
Трудовое право
Основные понятия: трудовое право, трудовые правоотношения, работник и работодатель, профсоюз, трудовой договор, коллективный договор, трудовая книжка, сверхурочная работа, дисциплинарное взыскание, индивидуальный и коллективный трудовой спор, комиссия по трудовым спорам.
Вопросы
1. Деловая игра «Трудоустройство».
· Субъекты трудовых правоотношений.
· Порядок заключения трудового договора.
· Рабочее время и время отдыха.
· Трудовые споры и порядок их разрешения.
Литература.
1. Кодекс законов о труде РФ. – М., 2008.
2. Комментарий к кодексу законов о труде РФ. – М., 2008.
- Власов, А. А. Трудовое право: конспект лекций: [учебное пособие для вузов].-3-е изд.,испр.и доп.-Москва: Юрайт: Высшее образование, 2010.-189 c.
- Правоведение: учебник для вузов / А. Н. Тарбагаев [и др.]; Тарбагаев А.Н., Шафиров В.М., Шишко И.В. и др.; под ред. В.М.Шафирова. - Москва: Проспект, 2013. - 617 с.
Критерии оценки участников игры:
0 баллов | Студент не принимал участие в работе |
1 балл | Пассивное участие. Непонимание роли, неправильные ответы. Неумение работать с ГКРФ. Отсутствие ответов на дополнительные вопросы. |
2 балла | Активное участие. Способность разыграть роль. Не полностью правильные ответы. Умение работать с ТКРФ, но возникли некоторые затруднения. Даны ответы на часть дополнительных вопросов. |
3 балла | Активное участие. Способность разыграть роль. Полностью правильные ответы. Умение работать с ТКРФ, затруднений нет. Даны ответы на дополнительные вопросы. |
Премиальные баллы: 3 балла | Гиперактивное участие. Помощь другим участникам игры, выявление ошибок в ответах участников игры. |
Критерии оценки аудиторной письменной работы:
0 баллов | Работа не выполнена. Все задачи решены неправильно |
1 балл | Полностью правильно решена 1 задача. Даны правильные ссылки на статьи ТКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
2 балла | Полностью правильно решены 2 задачи. Даны правильные ссылки на статьи ТКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
3 балла | Полностью правильно решены 3 задачи. Даны правильные ссылки на статьи ТКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
4 балла | Полностью правильно решены 4 задачи. Даны правильные ссылки на статьи ТКРФ, дан развернутый самостоятельный ответ. |
0,5 балла | Выставляется за выполненное наполовину задание. Округление осуществляется в пользу студента. (Даны ответы на часть вопросов; часть ответов не правильные; ответ несамостоятельный; отсутствуют ссылки на законодательство) |
Занятие 8.
Уголовное право.
Базовые понятия: уголовное право; уголовный кодекс; преступление (действие, бездействие); признаки преступления; виновность; противоправность; общественная опасность; наказуемость; состав преступления; уголовная ответственность; обстоятельства, исключающие уголовную ответственность; обстоятельства, смягчающие ответственность; отягчающие обстоятельства; необходимая оборона; арест; лишение свободы; ограничение свободы.
Вопросы
1. Понятие, признаки, состав и классификация преступлений.
2. Уголовная ответственность и наказание.
3. Обстоятельства освобождения от уголовной ответственности.
4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.