Перестройка» и ее основные направления (1985—1991 гг.).

Перестро́йка — общее название реформ и новой идеологии советского руководства, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структуре СССР. Реформы были разработаны по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова и инициированы М. С. Горбачёвым в 1985 году, в январе 1987 года на пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.

В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система. Общество стало открытым внешнему миру.

Экономические реформы:

· ускорение производства, научно-технического прогресса.

· ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства.

· упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

25 июня 1987 года — Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой».

· формирование частного сектора в экономике.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляться принцип разделения властей.

Политика гласности, направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.

Ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Обновление законодательства в период «перестройки».

В декабре 1990 г. принимается Закон "О всенародном голосовании (референдуме СССР). Право назначать референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г. был принят Закон "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации". Права союзных республик существенно расширялись. Закон "О правовом режиме чрезвычайного положения" устанавливал порядок введения чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право .

В марте 1990 г. был принят Закон "О собственности в СССР", в котором перечислялись ее три основные формы: "собственность граждан", коллективная и государственная.

Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов "Об общественных объединениях" (октябрь 1990 г.) и "О профессиональных союзах" (декабрь 1990г.).

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась продажа товаров со складов, баз и т.д. нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации и т.д.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социальны экономических преобразований последующих лет.

Попытки реформирования советской федерации (1985—1991 гг.). Развал СССР. Образование Содружества независимых государств

Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. Однако она потерпела крах.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств.

25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Целями Содружества являются:

· осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;

· развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;

· обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права и докумен­тами СБСЕ;

· свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;

· правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;

· мирное разрешение споров между государствами — членами СНГ.

70. Преобразование в государственном аппарате и праве Российской Федерации в 1991 – 1993 г.

Высший орган власти в РФ-Съезд народных депутатов. Компетенция:

· определение внутренней и внешней политики,

· принятие и изменение Конституции,

· решение ряда других важных государственных вопросов.

На Съезде избирался Верховных Совет РФ, который являлся постоянно действующим законодательным, исполнительным, распорядительным и контрольным органом. Высшее должностное лицо, глава исполнительной власти- Президент РФ. Избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок.

Новым органом государственной власти РФ стал Конституционный суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ.

Идет разработка Конституции Российской Федерации.

Происходит постепенная замена Советской системы государственного управления системой, основанной на разделении властей и укреплении исполнительной вертикали.. Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, отягощенное скрытой борьбой между ними за контроль над процессом разгосударствления собственности и разным видением стратегии экономических реформ. В регионах устанавливалось двоевластие, связанное с большими полномочиями законодательной (советской) власти на местах и ее противоречиями с исполнительной властью, являвшейся частью федеральной властной вертикали.
Органом исполнительной власти являлся Совет Министров - Правительство Российской Федерации.
Исполнительным органом (органом государственного управления) остальных субъектов Российской Федерации являлась соответствующая администрация, руководство которой осуществлял глава администрации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации были подотчетны соответствующему Совету народных депутатов.


71.Конституции РФ 1993 г.: подготовка, принятие, общая характеристика, основные положения.

Работа над новым Основным законом началась ещё летом 1990г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете и образовал Конституционную комиссию. К осени 1990г. проект был опубликован.

В мае 1993г. от имени Президента РФ был предложен альтернативный проект Основного закона. Он перераспределял властные полномочия в сторону президента. Антиельцинская оппозиция расценила его как «монархический» и «авторитарный». С целью поиска согласия в июне 1993г. было созвано конституционное совещание. Президентский проект дополнился рядом дополнений, взятых из проекта Конституционной комиссии. Камнем преткновения оказалась дилемма: президентская или парламентская республика. Другой спорной проблемой оставалась проблема национально-государственного устройства РФ, лишь частично урегулированная Федеративным договором. Так же обсуждалось, каким способом принимать Конституцию: Съездом народных депутатов; новым составом парламента; путём референдума.

В ноябре 1993г. проект Основного закона был опубликован. Впервые в истории России Основной закон был принят народом, хотя приходится констатировать, что Конституция фактически была одобрена лишь третью населения страны.

Итак, можно сказать, что разработка и принятие Конституции Российской Федерации завершило процесс оформления новой российской государственности.

Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность . Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Вопрос 72. Основные изменения в отраслях права РФ во 2-й половине 90-х гг. 20в-начале 21в.

Гражданское право. Первоначально были приняты законы, которые были необходимы для перехода к рыночной экономике, проведения приватизации государственных предприятий. Новый Гражданский кодекс России принимался Гос. Думой по частям: в 1994г. (часть первая) - определял такие понятия: физические и юридические лица, объекты гражданских прав, права собственности и иные вещные права, их приобретение и прекращение. ; в 1996г. (часть вторая) – регламентирует отдельные виды обязательств.; в 2001г. (часть третья) – содержит нормы наследственного и международного частного права.; и в 2006г. (четвертая часть) – содержит нормы авторского права. Приняты и иные законы, предусмотренные ГК РФ и содержащие нормы гражданского права (законы об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, о банкротстве и др.) В ГК РФ закреплялись новые понятия, принципы и институты характерные для рыночных отношений. В систему гражданского законодательства были включены только ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

В 2001г. Был принят Земельный Кодекс РФ, установивший правовые основы собственности и иных вещных прав на землю, классификацию земель по их назначению, механизм возникновения и прекращения прав на землю.

Трудовое право. Принят Трудовой кодекс РФ 30 декабря 2001г. Из трудового права выделялись право социального обеспечения и право, регулирующее особенности найма труда для исполнения исключительно-публичных (государственных и муниципальных) служебных функций. Закреплялись такие принципы: свобода труда, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, равенство прав и возможностей работников, сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений и др.

Семейное право. Семейный кодекс РФ, принятый в 1995г., стал основой семейного законодательства. К семейным отношениям не применяется срок исковой давности за исключением общего трехлетнего срока исковой давности в отношении нарушения одним из супругов порядка совершения сделки с общим их имуществом. Определялся порядок заключения брачного договора. Допускалась возможность использования иностранного законодательства в семейных отношениях с участием иностранцев и лиц без гражданства, но только в том случае, если эти нормы не противоречат российскому семейному праву.

Уголовное право. Уголовный кодекс РФ принят 13 июня 1996г. И введен в действие с 1 января 1997г. Им вводилась обратная сила закона в части освобождения от наказания или его смягчение. В случае декриминализации данного деяния снималась и судимость. Кодексом были смягчены наказания за некоторые нетяжкие преступления. Смертная казнь сохранялась только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, но не допускалась в отношении лиц моложе 18 лет, женщин и мужчин старше 65 лет. Как альтернатива смертной казни предусмотрено пожизненное лишение свободы. Особенная часть выстроена по-новому. С учетом новой иерархией ценностей. На первом месте – личность, а затем общество и государство.

Наши рекомендации