Реформирование государственного аппарата в 1953 — 1964 гг.
Внешняя политика: продолжение «холодной войны» между капиталистическими странами и Советским Союзом, в мае 1955 г. был заключен Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (СССР, Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия и Германия), в Европе сложились две противостоявшие друг другу военные группировки — страны Североатлантическою блока (НАТО) и страны Варшавского Договора.
СССР продолжал отстаивать вопросы всеобщего сокращения разоружения, запрещения атомного и водородного оружия и их испытаний, сокращения вооруженных сил и т. д.
Гос. Строй:
· повышение роли Советов, активизация их деятельности и упрочение связей с народными массами. Задачи Советов: улучшение организационно-массовой работы, укрепление связей Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий и т. п.
· в 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных Советах депутатов трудящихся, вкоторых устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы.
· на смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный.Страна была разделена на 105 экономических административныхрайонов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района.
· В марте 1954 г. образован Комитет государственной безопасностипри Совете Министров СССР.
· В организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.
· Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры,нарушенные в условиях культа личности.
· В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии.Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду.
· Органы правосудиятакже подверглись существенной реорганизации. В 1958-г. были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны — Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик.
64.Преобразования в государственных органах в 1964 — 1985 гг.
На развитие государственного механизма повлияло преимущественно два момента:
· уже в середине 60-х гг. возникла тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим. Хрущевские преобразования были пересмотрены, и государственный механизм вернулся в основном к тому, что было десятилетием назад.
· принятие новых конституций Союза и республик. Заметные преобразования в государственном механизме происходят преимущественно в начале исследуемого периода, а в 70-х гг. в государственном строительстве устанавливается затишье.
Гос. Строй:
· 7 октября 1977г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР.
Представительные органы власти- Советы народных депутатов. Полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.
· В июле 1978г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР,
был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной дея-сти и формирования подотчетных Верховному Совету органов.
· В 1966г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям дея-сти Верховного Совета и направлениям гос., хозяйственного и социально-культурного строительства.
· В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, кот. играл роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная дея-сть Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая дея-сть Верховных Советов союзных республик.
· Партийно-гос-венная система контроля была создана в 1962г., возглавлялась эта система ЦК КПСС и Советом Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-гос. контроля и группы содействия.
· В декабре 1965г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля
· В июне 1980г. были внесены соответствующие изменения в Основы законод-ва Союза ССР и союзных республик о судоустройстве,
Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Его основными задачами являлись: надзор за дея-стью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законод-ва.
Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены гос. комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.
В систему арбитражных судов входили: Гос. арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа.
создавались коллегии адвокатов- объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской дея-стью. На адвокатов возлагалось осущ-е следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на пре2рительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и орг-циям в виде консультаций.