Современные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного и иного назначения

Каждый государственный орган — субъект ОРД имеет и развивает собственные информационно-поисковые системы (ИПС) оперативно-розыскного назначения. Вместе с тем функционируют ИПС общего пользования для всех государственных правоохранительных органов и спецслужб.

Так, основными субъектами организации и ведения криминалистической (уголовной) регистрации в РФ являются ОВД. Правовую основу ее функционирования составляют Закон «О милиции», предусматривающий ведение и использование учетов лиц, предметов и фактов (п. 14 ст. 11); ФЗ об ОРД, разрешающий создание и использование информационных систем (ч. 1 ст. 10); ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», предусматривающий как добровольную, так и обязательную дактилоскопическую регистрацию физических лиц; Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалисти-ческих коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России от 12 июля 2000 г. № 752); Инструкция по формированию и использованию эксперт-но-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов ОВД (утверждена приказом МВД России от 1 июня 1993 г. № 261)1; другие нормативные правовые акты, в том числе международные договоры РФ. Основной массив учетно-регистрационной информации сосредоточен в информационных центрах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ) и Главном информационном центре (ГИЦ) МВД России. Наряду с этим значительная часть учетов ведется экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП) органов внутренних дел, включая Эксперт-но-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.

ГИЦ МВД России и региональные ИЦ обслуживают подразделения всех правоохранительных органов и специальных служб: пользователями централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек ОВД являются подразделения МВД, Минюста, ГТК, СВР, ФСБ, ФСО, Госнаркоконтроля.

Массивы ИЦ российских ОВД активно используются и правоохранительными органами государств — участников СНГ, стран Балтии. Объективная необходимость обмена учетно-регистрационной информацией в рамках СНГ обусловила подписание Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (1992 г.). В соответствии с этим Соглашением на базе ГИЦ МВД России создан Межгосударственный информационный банк (МИБ). МВД России заключены соответствующие двусторонние соглашения с МВД всех бывших республик СССР о долевом финансировании МИБ.

В зависимости от уровня централизации криминалистических и иных учетов они подразделяются на местные (ведутся в горрайлинор-ганах внутренних дел), региональные (ИЦ и ЭКП МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) и федеральные (ГИЦ и ЭКЦ МВД России). Часть учетов дублируется на разных уровнях. Федеральные учеты функционируют как на государственном (в Российской Федерации), так и на межгосударственном уровнях в ГИЦ МВД России, региональные — на уровне республик, краев, областей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

Единые системы федеральных, региональных и частично местных учетов включают оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, а также справочно-вспомогательные учеты.

В системе криминалистической (уголовной) регистрации ОВД в настоящее время насчитывается более 30 видов учетов, которые в зависимости от специфики объектов регистрации и характеризующих их признаков разделяются на следующие основные группы.

1. Централизованные оперативно-справочные учеты.Эти учеты предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия или отсутствия сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, его судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности по неопознанным трупам и субъектов, скрывающих свои анкетные данные; установления личности людей, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе. Объекты оперативно-справочных учетов: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые или обвиняемые в свершении либо осужденные за совершение преступлений; разыскиваемые; лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемники-распределители ОВД, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ; граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, подвергнутые административному аресту, совершившие административные правонарушения, если установить их личность иным способом невозможно; иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ; граждане России, иностранцы и ЛБГ, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. Учет перечисленных категорий лиц ведется на федеральном(в ГИЦ) и региональном (в ИЦ) уровнях путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо автоматизированных банков данных (АБД).

На федеральный учет в ГИЦ МВД России ставятся: осужденные к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни; осужденные иностранцы и ЛБГ — независимо от состава преступления и вида наказания; граждане РФ, осужденные в иностранном государстве и переданные РФ для отбывания наказания, а также при поступлении материалов о них в соответствии с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам — независимо от состава преступления и вида наказания; осужденные к исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено пределение о замене указанного вида наказания на лишение свободы или направлении в места лишения свободы для дальнейшего отбывания наказания; лица, объявленные в местный, федеральный и межгосударственный (в пределах СНГ) розыск; лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемники-распределители ОВД, центры социальной реабилитации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ; обвиняемые и осужденные лица, проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в центральных архивах МВД и ФСБ России; иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ.

На региональный учет в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ помимо категорий лиц, подлежащих федеральному учету, ставятся: все осужденные, подозреваемые в совершении преступлений и привлеченные в качестве обвиняемых на территории субъекта РФ — независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения, в том числе лица, уголовные дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям; несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности либо освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденные в других субъектах РФ к ограничению свободы, к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни, прибывшие для исполнения приговора либо отбывания наказания в данный субъект РФ; лица, совершившие преступления или иные общественно опасные деяния, в отношении которых в соответствии с определением суда применены принудительные меры медицинского характера; граждане России, иностранцы и ЛБГ, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; обвиняемые и осужденные, проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в архивах МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УФСБ по территориальности; лица, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить х личность и ным способом невозможно федеральному и региональному оперативно-справочным учетам подлежат также осужденные, в отношении которых до вступления приговора в законную силу были применены акты об амнистии либо помиловании с освобождением от наказания или заменой более мягким видом наказания. Военнослужащие после вступления приговора в законную силу дополнительно ставятся на учет в ИЦ по месту рождения. Основания для постановки на оперативно-справочный учет: приговор суда; постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт; постановление дознавателя, следователя, прокурора или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления; протокол о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления; решение суда об избрании меры пресечения в виде заключении под стражу обвиняемого или подозреваемого; постановление о заведении розыскного дела; санкционированное прокурором (судом) постановление о помещении лица без определенного места пребывания или жительства, задержанного и доставленного в приемник-распределитель ОВД, центр социальной реабилитации; протокол (постановление) об административном правонарушении; постановление суда (судьи) об административном аресте; постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного. По оперативно-справочным учетам как наиболее представительным по бъему, но содержащим краткое описание объектов учета, можно получить установочные данные о местонахождении указанных объектов на момент запроса. Содержащаяся в оперативно-справочных учетах ОВД информация отнесена к конфиденциальной и имеет ограниченный доступ.

Право непосредственного обращения к пофамильному учету, кроме подразделений органов внутренних дел, имеют подразделения вышеуказанных правоохранительных органов.

Право обращения к дактилоскопическому учету наряду с другими предоставлено органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Для получения наиболее полной информации о лицах их проверку следует проводить по оперативно-справочным учетам ИЦ тех МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территории обслуживания которых они постоянно проживали после достижения возраста наступления уголовной ответственности, а также по месту содержания под стражей или задержания, а в отношении военнослужащих — и по месту их рождения. В ГИЦ МВД России необходимо обращаться только в случаях, когда проверяемые лица не имеют постоянного места жительства, а также если при получении отрицательного ответа в региональном И Ц есть основания полагать, что они скрывают факты своих прежних судимостей.

2. Централизованные криминалистические и розыскные учеты.Они содержат установочные данные об объектах учета, описание их индивидуальных особенностей, а также краткое изложение обстоятельств преступления. С использованием этих учетов осуществляется сопоставление имеющихся в их массивах сведений с информацией о проверяемых объектах. Назначение криминалистических и розыскных учетов — оперативное информационное обслуживание раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе серийных, региональных и межрегиональных преступлений.

Централизованные криминалистические и розыскные учеты ОВД ведутся на федеральном и региональном уровнях. Совместно с оперативно-справочными эти учеты являются составной частью упоминавшегося МИБ стран СНГ. Ведение, т.е. сбор, обработка, хранение, криминалистических и розыскных учетов, осуществляется с использованием АБД и АИПС — локальных и входящих в состав интегрированного банка данных (ИБД). Информация из этих учетов выдается на основе запросов, направляемых в ИЦ, а при необходимости и в ГИЦ. Полученная информация используется в следственной, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности как ориентирующий и диагностический материал, а также в целях идентификации, т.е. отождествления. В ГИЦ МВД России ставятся на централизованный криминалистический учет: в универсальные АБД — лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления; нераскрытые и раскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления с характерным способом совершения, а также имеющие серийную и межрегиональную направленность; в специализированные АИПС — похищенные и изъятые документы (ценные бумаги, в том числе номерные бланки паспортно-визовых документов строгой отчетности) и номерные вещи; факты хищения ценностей из металлических и других специально приспособленных хранилищ; пропавшие без вести лица, неопознанные трупы, лица, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе (о своей личности); на централизованный розыскной учет — лица, объявленные в федеральный и межгосударственный розыск; утраченное и выявленное огнестрельное оружие, другое вооружение; разыскиваемые транспортные средства; похищенные и изъятые предметы, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность. Отдельно ведется централизованный учет преступлений и иных правонарушений, совершенных на территории РФ иностранцами, ЛБГ, а также в отношении этих категорий лиц.

В региональных ИЦ обязательному учету подлежат сведения: о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за преступления любой категории тяжести с характерными способами совершения; о событиях, связанных с нераскрытыми преступлениями, и приметах лиц, подозреваемых или обвиняемых в их совершении; о похищенных вещах и документах (в частности, паспортах граждан РФ), имеющих индивидуальные номера или характерные особенности, а также изъятых у задержанных и содержащихся подстражей лиц, — если принадлежность изъятых вещей и документов не установлена; об утраченном и выявленном огнестрельном оружии; о разыскиваемом автотранспорте и автотранспорте, принадлежность которого не установлена; о похищенных и изъятых предметах, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность; об огнестрельном оружии, находящемся у граждан и организаций по разрешению ОВД; о разыскиваемых лицах; о пропавших без вести лицах, неопознанных трупах, лицах, не способных по состоянию здоровья сообщить данные о себе, в том числе утративших связь с близкими родственниками. В МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, в УВД на транспорте, а также в горрайлинорганах ОВД в инициативном порядке на основе нормативных правовых актов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ могут вестись и иные виды криминалистических учетов, если при этом не нарушаются права и свободы человека и гражданина.

Составление учетных документов для направления в ГИЦ и региональные ИЦ, где формируются банки данных, в числе других осуществляется сотрудниками оперативных подразделений в пределах их компетенции.

Обращение с запросами в ГИЦ МВД России возможно по двум основным каналам. Первый (основной) канал реализуется через МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. При этом запрос вначале обрабатывается в региональном ИЦ и только при отсутствии в нем необходимых сведений направляется информационной службой в ГИЦ.

Дополнительный (срочный) канал используется при острой необходимости, когда с запросом можно обратиться непосредственно в ГИЦ с обязательной последующей регистрацией запроса в региональном ИЦ.

Следует иметь в виду, что на любые телефонные запросы пользователей, имеющих соответствующие разрешения, сотрудники ГИЦ и ИЦ сообщают только данные о факте наличия или отсутствия соответствующего объекта учета. Все письма-запросы должны быть мотивированы, подписаны уполномоченными должностными лицами, заверены гербовой печатью органа (учреждения) и иметь регистрационный номер по журналу учета запросов. Ненадлежаще оформленные письменные запросы к исполнению не принимаются и возвращаются в адрес соответствующего правоохранительного органа. Не допускается получение информации с удаленного терминала по АБД, подключенному к информационно-вычислительной сети территориального ОВД, без наличия специальной автоматической системы регистрации обращений и контроля прав доступа абонентов, а также автоматизированное ведение учетов без обеспечения средствами контроля и защиты от несанкционированного доступа к данным. Запросы, направляемые в федеральный учет ГИЦ по каналам оперативной связи, должны иметь парольную защиту. Ответственность за неправомерное использование запрашиваемой информации несет инициатор запроса.

Экспертно-кримжалистические учеты, коллекции, картотеки. Эти справочно-вспомогательные учеты функционируют преимущественно в экспертно-криминалистических подразделениях (ЭКП) ОВД. При этом на уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в обязательном порядке ведутся дактилоскопические следотеки; следотеки орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств; картотеки микрообъектов; коллекции поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерков лиц, занимающихся их подделкой; картотеки субъективных портретов неустановленных преступников. По решению руководства соответствующего министерства, главка или МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ с учетом специфики региональной оперативной обстановки могут создаваться и другие экспертно-криминалистические учеты, картотеки и коллекции.

В горрайлинорганах ОВД ведутся как минимум дактилоскопические учеты в виде следотек и карточек, а по решению руководства органа исходя из штатных возможностей и оперативной обстановки на обслуживаемой территории могут формироваться и другие справочно-вспомогательные учеты.

Справочно-информационные фонды создаются в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и предназначены для получения сведений, необходимых при выдвижении версий о событии преступления и разыскиваемых лицах, определении направлений поиска преступников; производстве экспертиз и иссдедований; ведении экспертно-криминалистических учетов, картотек и коллекций. Справочно-информационные фонды, как и экспертно-кримина-листические учеты в целом, могут формироваться в виде коллекций как натурных объектов, так и их копий (фототек, фонотек, видеофонограмм, слепков, оттисков), а также путем фиксации и хранения информации в картотеках, альбомах, журналах, планшетах, атласах, каталогах, автоматизированных ИПС и т.п.

Инструкция 1993 г. не закрепляет строгой обязательности ведения натурных коллекций и картотек, а лишь перечисляет объекты, из которых она, как правило, формируется. Это -огнестрельное оружие и боеприпасы; инструменты и другие распространенные предметы, используемые в качестве орудий взлома; наркотические и наиболее распространенные сильнодействующие лекарственные средства; изображения подошв и верха обуви; отпечатки протекторов и шин автотранспорта, фарные рассеиватели. Могут создаваться также справочные картотеки и натурные коллекции: лакокрасочных покрытий; горюче­смазочных материалов; волос животных; холодного оружия; взрывчатых веществ; материалов, используемых для изготовления документов; оттисков печатей и штампов; пломб; замков и др.

Следует учитывать, что контроль за своевременным направлением соответствующих объектов в экспертно-криминалистические учеты, картотеки и коллекции, организация проверок по ним обеспечиваются оперативными аппаратами, а также подразделениями дознания и следствия. Ответственность за сохранность представленных в экспертно-криминалистические подразделения объектов, своевременность и качество проверок возложена на их руководителей.

Основные виды криминалистических учетов ведутся на региональном и федеральном уровнях.

К криминалистическим учетам регионального уровня относятся:

  • дактилоскопические учеты;
  • следотеки по делам о нераскрытых преступлениях, содержащие информацию о следах орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств, обнаруженных на местах происшествий;
  • фототеки следов на пулях и гильзах, обнаруженных на местах происшествий, по делам о нераскрытых преступлениях;
  • картотеки субъективных портретов неустановленных преступников;
  • иные виды криминалистических учетов, которые могут создаваться по решению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ с учетом особенностей оперативной обстановки в регионе.

Дактилоскопические учеты предназначены для идентификации (отождествления) лиц, скрывающих свои подлинные установочныеданные; установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия; фактов оставления следов рук на месте происшествия, в том числе одним и тем же человеком на разных местах происшествий. Эти учеты состоят из следотек, т.е. фотоснимков следов рук, изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений, и дактилокартотек, т.е. дактилоскопических карт лиц, осужденных за умышленные преступления, а также проходящих по ДОУ.

Картотеки субъективных портретов неустановленных преступников создаются в целях установления и розыска скрывшихся преступников, ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД и состоят из карт единого образца. Каждый вновь изготовленный субъективный портрет проверяется по этой картотеке применительно ко всем преступлениям текущего года, а также определенным видам преступлений за последних два года, если устанавливаемое лицо заподозрено в причастности хотя бы к одному из них. В необходимых случаях по письменным запросам, в том числе ОРО, по данной картотеке проверяются также фотоснимки лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

На федеральном к региональном уровнях ведутся централизованные экспертно-криминалистические картотеки и коллекции (экспертно-криминалистические учеты), предназначенные для обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений на основе сбора, концентрации и систематизации однородных объектов или сведений о них по идентификационным признакам.

Централизованные экспертно-криминалистические учеты включают в себя:

  • пулегильзотеки, т.е. коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, и утраченного (похищенного) оружия; картотеки поддельных денег и ценных бумаг;
  • картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;
  • фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.

Экспертно-криминалистические коллекции и картотеки формируются в процессе текущей работы по раскрытию и расследованию преступлений оперативными и следственными подразделениями, а ведутся экспертно-криминалистическими подразделениями ОВД. Пулегильзотеки ведутся ЭКЦ МВД России и экспертно-криминалистическими подразделениями на местах для установления фактов использования изъятого, найденного и добровольно сданного огнестрельного оружия при совершении конкретных преступлений.

Пулегильзотеки комплектуются обнаруженными в ходе раскрытия и расследования преступлений пулями, гильзами и патронами со следами оружия, изъятыми с мест преступлений, а также контрольными пулями и гильзами утраченного (похищенного) гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового оружия. Проверке по пулегильзотекам подлежит изъятое, найденное и добровольно сданное нарезное огнестрельное оружие, а также гладкоствольное оружие, самодельно изготовленное, переделанное или приспособленное под патроны для нарезного оружия. В порядке, установленном Наставлением 2000 г. и другими нормативными правовыми актами РФ, объекты, изъятые с мест преступлений, направляются на криминалистическую экспертизу, а затем проверяются по региональной (местной) и федеральной пулегильзотекам. Объекты, подлежащие экспертно-криминалистическому учету, помещаются в региональную и (или) федеральную пулегильзотеку и используются в работе при раскрытии и расследовании конкретных преступлений. Пули, гильзы и патроны со следами оружия, помещенные в региональные пулегильзотеки, хранятся в них в течение 15 лет, после чего изымаются и направляются для приобщения к материалам уголовных дел по месту совершения преступления. Экспериментально стреляные пули и гильзы после проверки хранятся в ЭКЦ МВД России, если иное не указано в сопроводительном письме инициатора проверки, в течение пяти лет, после чего уничтожаются.

Картотеки поддельных денег и ценных бумаг создаются и ведутся в целях установления общности происхождения поддельных металлических монет, ценных бумаг, денежных билетов, валюты иностранных государств по способу и технологии изготовления, а также для выявления лиц, занимающихся их изготовлением.

В случаях выявления денег и ценных бумаг, подлинность которых вызывает сомнение, они должны быть представлены в течение суток в региональное экспертно-криминалистическое подразделение. При получении справки ЭКЦ с предварительными выводами о поддельности денежного знака или ценной бумаги принимается решение о назначении соответствующей экспертизы. Объектами криминалистической экспертизы могут быть также сомнительные деньги или ценные бумаги, поддельность которых предварительно не установлена.

При установлении поддельности объектов экспертизы они подлежат проверке по картотеке, а их копии — помещению в картотеку поддельных денег и ценных бумаг. Если имеется несколько аналогичных поддельных денежных знаков (ценных бумаг), один экземпляр остается в региональной картотеке.

При положительных результатах проверки по картотеке экспертно-криминалистическое подразделение немедленно информирует об этом инициатора проверки и руководителя ОВД, на территории обслуживания которого совершено преступление.

Важно учитывать, что проверка по федеральной картотеке поддельных денег и ценных бумаг осуществляется в срок до 10 суток с момента поступления объектов проверки. Справка по результатам проверки направляется инициатору вместе с объектами, а при наличии нескольких аналогичных экземпляров поддельных денежных знаков (ценных бумаг) один экземпляр остается в федеральной картотеке.

Картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфичес-" ким способом, ведутся экспертно-криминалистическими подразделе- \, ниями на региональном и федеральном уровнях. При этом в ЭКЦ МВД России учитываются только документы, изготовленные полиграфическим способом, а в региональных подразделениях — также с применением иных технических средств, в частности копировально-множительной техники, печатающих устройств, персональных ЭВМ.

Картотеки поддельных документов ведутся в целях установления общности происхождения таких документов, бланки которых отпечатаны с одного типографского набора, клише или печатной формы, а также выявления лиц, занимающихся их изготовлением.

Каждый вызывающий сомнение в подлинности документ, изготовленный полиграфическим способом, в 10-дневный срок направляется для исследования в региональное ЭКП.

В случае установления поддельности документа он подлежит проверке и помещению в региональную картотеку. При положительных результатах проверки экспертно-криминалистическое подразделение информирует не только следователя, в производстве которого находится уголовное дело, но и руководителя органа внутренних дел, на территории обслуживания которого изъят поддельный документ. Впоследствии по этому факту проводится экспертиза. В заключении эксперта, как и в справке об исследовании поддельного документа, указываются способ его изготовления, применявшиеся при этом способы печати, а также признаки, по которым отличаются аналогичные подлинные и фальшивые документы.

При отрицательном результате проверки, когда не установлен общий источник происхождения документов, копия заключения эксперта (справки об исследовании) или основные выводы эксперта вместе с поддельными документами и фотоснимками их лицевых и оборотных сторон с указанием отличительных признаков для контроля и учета по федеральной картотеке в трехдневный срок направляются в ЭКЦ МВД России. При этом в федеральную картотеку не направляются поддельные документы, имеющие местное значение. В картотеке ЭКЦ МВД России не учитываются и документы, выполненные на подлинных бланках с частичными изменениями, а также изготовленные способом рисования.

Проверка поддельных документов по федеральной картотеке осуществляется в срок до 10 суток с момента их поступления. Сведения о каждом поступившем на проверку документе помещаются в картотеку независимо от результатов проверки. Ее результаты оформляются справкой, которая вместе с проверенными объектами направляется инициатору. Если при этой проверке установлен факт принадлежности проверяемого документа к поддельным, ранее зарегистрированным в картотеке, инициатору сообщается об этом с указанием времени и места изъятия, сведений об изготовителях поддельных документов. При наличии нескольких экземпляров поддельных документов, поступивших на проверку, один экземпляр остается в федеральной картотеке.

Фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес, создается только на федеральном уровне, в ЭКЦ МВД России, для учета и хранения речевой информации в целях установления личности подозреваемых в совершении преступлений при проведении оперативно-розыскных мероприятий. По сути это оперативно-криминалистическая фонотека.

Фонотека состоит из трех разделов: 1) фонограммы речи известных лиц; 2) фонограммы речи неизвестных лиц и 3) архив фонограмм речи лиц, снятых с учета.

В процессе ведения фонотеки устанавливается принадлежность:

  • анонимного сообщения одному из состоящих на учете известных лиц;
  • фонограмм речи известного лица одному из учитываемых в фонотеке
  • неизвестных лиц;
  • анонимного сообщения одному из учитываемых неизвестных лиц.

Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменными заданиями руководителей оперативных подразделений МВД России в порядке, определенном Наставлением 2000 г.

Автоматизированные учеты. Большинство централизованных криминалистических и иных учетов, входящих в систему криминалистической (уголовной) регистрации, в настоящее время автоматизировано. Рассмотрим назначение, возможности и порядок использования основных автоматизированных учетов в раскрытии, расследовании преступлений, установлении и розыске преступников и иных категорий лиц. 1. Централизованный криминалистический учет подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц и преступлений. Этот учет предназначен для информационного обеспечения следственных действий и ОРМ. Данный учет формируется и ведется в ИЦ и ГИЦ на базе АИПС «АБД — Республика, область» и АИПС «АБД — Центр», являющихся составными частями интегрированного банка данных (ИБД).

Объектами учета АИПС «АБД — Центр», функционирующей в ГИЦ МВД России, являются тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение указанных категорий преступлений.

Учету в АИПС «АБД — Центр» подлежат раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления; лица, совершившие указанные преступления; организаторы, руководители и участники организованных групп и преступных сообществ; судимые за совершение преступлений серийной и межрегиональной направленности. Объектами учета в АИПС «АБД — Республика, область», функционирующей в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, являются преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в их совершении, осужденные за совершение преступлений. Обязательному учету на региональном уровне подлежат преступления и лица, учитываемые на федеральном уровне, и, кроме того, все нераскрытые преступления, а также объекты местных (региональных) видов учетов, которые способствуют раскрытию преступлений. Перечень объектов, подлежащих региональному учету, устанавливается соответствующими приказами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, а также Главного управления внутренних дел на транспорте и спецперевозок и Главного управления внутренних дел на режимных объектах МВД России.

В зависимости от возможностей и потребностей пользователей указанных АИПС запросы могут содержать полную совокупность необходимых поисковых признаков, частичную информацию об объекте учета или задание по подбору аналитико-статистических сведений.

Запросы о поиске информации в АИПС «АБД — Республика, область» исполняются в течение трех рабочих дней с момента получения запроса. Срочные запросы исполняются в течение двух часов.

В АИПС «АБД — Центр» запросы исполняются в течение трех, а поступившие почтой — пяти рабочих дней без учета времени пересылки информации. Срочные запросы исполняются в течение четырех часов.

Запросы по телефону в обеих АИПС исполняются в течение сеанса связи. Сроки хранения сведений об объектах учета различны и установлены с учетом их значения для решения задач раскрытия и расследования преступлений. В частности, информация о нераскрытых преступлениях всех категорий учета хранится в АИПС «АБД — Центр» и «АБД — Республика, область» постоянно. Информация о раскрытых преступлениях всех категорий хранится соответственно 15 и 10 лет и еще в течение 10 лет после передачи на архивное хранение. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, и подсудимые, в отношении которых вынесены оправдательные приговоры суда, снимаются с учета в региональной АИПС немедленно после поступления подтверждающих документов, о чем в установленные сроки информируется ГИЦ МВД России для снятия указанных лиц и с федерального учета.

Наши рекомендации