Оперативно-розыскное обеспечение контроля за частной детективной и охранной деятельностью

В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» основной объем контроля за этой деятельностью на территории страны осуществляет МВД России. Нормативное регулирование данного контроля определено в Наставлении по организации контроля за частной детективной | и охранной деятельностью, утвержденном приказом МВД России № 1105 от 31 декабря 1999 г. В соответствии с Наставлением основными задачами ОВД по контролю за частной детективной и охранной деятельностью являются: предупреждение правонарушений в сфере частной детективной и охранной деятельности; контроль за порядком учета, хранения и использования служебного и гражданского оружия, специальных средств в охранно-сыскных предприятиях; пресечение административных правонарушений и преступлении, принятие мер к работникам охранно-сыскных предприятии соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ; выявление причин и условий, способствующих совершению работниками охранно-сыскных предприятий административных правонарушений и преступлений, особенно с использованием имеющегося у них служебного и гражданского оружия, принятие мер по их устранению; привлечение частных охранников к сотрудничеству в качестве внештатных сотрудников милиции; создание необходимых условий для взаимодействия с охранно-сыскными предприятиями в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Основные обязанности по оперативно-розыскному обеспечению контроля за частной детективной и охранной деятельностью возложены в Наставлении на сотрудников подразделений уголовного розыска ОВД, которые должны:

1) по указанию руководства ОВД устанавливать достоверность сведений, необходимых для принятия решения о выдаче гражданам лицензий на частную детективную и охранную деятельность;

2) осуществлять оперативно-профилактические мероприятия по: предупреждению и пресечению правонарушений в деятельности охранно-сыскных предприятий; выявлению фактов незаконного использования служебного и гражданского оружия охранными предприятиями и принимать меры по их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ;

3) при наличии информации о противоправной деятельности работников охранно-сыскных предприятий совместно с другими оперативными подразделениями осуществлять ее проверку;

4) информировать подразделения лицензионно-разрешительной работы соответствующего ОВД о противоправных действиях работников охранно-сыскных предприятий для принятия мер в соответствии с законодательством РФ;

5) осуществлять взаимодействие с подразделениями МОБ и другими правоохранительными органами по сбору оперативной информации о правонарушениях в сфере частной детективной и охранной деятельности;

6) проводить встречи с руководителями и работниками охранно-сыскных предприятий с целью получения информации о преступлениях, совершаемых в этой сфере;

7) выявлять и пресекать факты осуществления персоналом охранно-сыскных предприятий действий, отнесенных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ к исключительной компетенции ОВД.

Помимо сотрудников уголовного розыска Наставление обязывает осуществлять ОРМ в ходе контроля за частной детективной и охранной деятельностью и сотрудников подразделений ФСЭНЛМВД России, в частности:

  • выявлять причины и условия, способствующие совершению экономических преступлений, связанных с деятельностью охранно-сыскных предприятий, и принимать меры по их устранению;
  • в необходимых случаях информировать подразделения лицензионно-разрешительной работы о выявленных экономических правонарушениях в деятельности охранно-сыскных предприятий для принятия мер в соответствии с законодательством РФ.

При осуществлении ОРМ на данном направлении следует учитывать, что сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы МОБведут накопительные дела по обобщению поступающей информации о нарушениях работниками охранно-сыскных предприятий требований законодательных и иных нормативных правовых актов и формируют централизованный АБД ОВД — учета охранно-сыскных предприятий, негосударственных образовательных учреждений по подготовке частных охранников и детективов, выданных (аннулированных) лицензий, находящегося в их пользовании служебного и гражданского оружия, боеприпасов и специальных средств, а также охраняемых охранными предприятиями объектов. Они обязаны обеспечивать круглосуточный доступ к таким информационным данным сотрудников оперативных подразделений.

При осуществлении ОРМ в ходе организации контроля за частной детективной и охранной деятельностью необходимо использовать возможности участковых инспекторов милиции, которые в соответствии с Наставлением: ведут учет охранно-сыскных предприятий и охраняемых ими объектов, негосударственных образовательных учреждений по подготовке частных детективов и охранников, расположенных на обслуживаемой территории; ежеквартально осуществляют проверку охранно-сыскных предприятий, а также охраняемых их персоналом объектов на предмет соблюдения порядка учета, хранения и использования служебного и гражданского оружия, соответствия их деятельности требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ; привлекают частных охранников к сотрудничеству в качестве внештатных сотрудников милиции; выявляют учреждения и организации, а также физических лиц, оказывающих охранные и детективные услуги без лицензии; по запросам соответствующих ОРО сообщают сведения, характеризующие по месту жительства лиц, оформляющих документы на получение лицензий на частную детективную или охранную деятельность; выявляют среди работников охранно-сыскных предприятий лиц, допускающих нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих их деятельность, и правила оборота оружия.

Наши рекомендации